Библиотека soteria.ru
Между Сциллой и Харибдой
Алексей Опарин, Михаил Зозулин
Дата публикации: 07.08.14 Просмотров: 6785 Все тексты автора Алексей Опарин, Михаил Зозулин
7. Что такое причастие? Учение о причастии
«Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:15)
I. Библейское учение о Причастии
Согласно Священному Писанию и завету Христа, служение Причастия, или как его называет Библия, служение Вечери Господней, состоит из трех этапов:
1. Служение ногоомовения.
2. Принятие хлеба.
3. Принятие вина.
1. Служению Причастия должно предшествовать служение ногоомовения
«Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Ин. 13:1-5). К сожалению, в большинстве христианских конфессий данное служение давно забыто, причем не только его форма, но и значение.
2. Служение ногоомовения учит человека смирению, вере и послушанию
«Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Ин. 13:12-16).
3. Христос повелел, чтобы это служение продолжали Его ученики
«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13:13-15).
4. Апостольская церковь следовала этому завету
«Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу» (1 Тим. 5:9-10). В ранней христианской церкви сестры омывали ноги сестрам, а братья — братьям.
5. Тем, кто выполняет это служение ногоомовения,
Господь обещает благословение
«Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:16-17).
6. Служение Вечери Господней Христос установил
после служения ногоомовения
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:26-29).
7. Преломленный хлеб является символом жертвы Христа
за грешников
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк. 14:22). При этом хлеб должен был быть приготовленным без закваски (дрожжей), так как указывал на безгрешного Мессию. Закваска же, согласно Библии, является символом греха. «Никакого приношения хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни меду не должны вы сожигать в жертву Господу» (Лев. 2:11).
«…пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих» (Исх. 13:7). «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля» (Исх. 12:15).
«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:6-8).
8. Вино в чаше символизирует кровь Христа, проливаемую за учеников
«И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Вино также должно было быть не перебродившим, безалкогольным, ибо символизировало чистую кровь безгрешного Христа. Брожение, закваска, как мы рассматривали на основании Библии, являются символами греха.
9. Служение Вечери Господней — Причастия – является воспоминанием страданий Христа и Его смерти за грешников
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11:23-26).
10. Кто участвует недостойно, не приготовив себя к Вечери Господней, навлекает на себя осуждение
«Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27-30).
Здесь апостол Павел особо подчеркивает, что необходимо духовно приготовиться к Вечери Господней, анализируя то, что Господь сделал для нас, анализируя свою жизнь, каясь пред Ним. Здесь мы можем вспомнить и слова Христа: «А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: „рака», подлежит синедриону; а кто скажет: „безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:22-24). Поэтому перед совершением Вечери Господней необходимо примириться с ближними.
II. Учение о причастии в истории христианства
«Христос учредил таинство святой вечери в самый мрачный момент, когда Он вот-вот должен был принести Себя в жертву ради спасения мира. Это торжество благодарной памяти о Его искупительной жертве, праздник живого единения верующих с Ним, праздник общения верующих между собой. Пасха была ярким напоминанием о чудесном избавлении Израиля из страны рабства и в то же время указывала на Агнца Божьего; точно так же и евхаристия до конца времен останется выражением и печатью уже свершившегося искупления от греха и смерти. Глубочайшая тайна христианства вновь и вновь воплощается в ней, и перед нашими глазами вновь проходит история креста. В этом таинстве духовно увековечено чудесное событие, когда Иисус накормил четыре тысячи человек. Христос, сидящий одесную Бога, но в то же время истинно пребывающий в Своей Церкви до скончания века, дает нам Свои собственные плоть и кровь, принесенные в жертву за нас, то есть Самого Себя, Свою жизнь и силу Своей искупительной смерти, как духовную пищу, истинный хлеб с небес для всех алчущих и жаждущих, которые, исследовав себя должным образом, приходят к небесному пиру. Поэтому причастие всегда воспринималось как Святое-святых христианского поклонения».
Ранняя христианская церковь строго придерживалась Христова учения о Вечери Господней. Учителя церкви того времени четко говорили о том, что хлеб и вино являются только духовными символами тела и крови Христа. Так Климент Александрийский дважды называет вино символом или аллегорией крови Христа и говорит, что причащающийся принимает не физическую, но духовную кровь, жизнь Христа; воистину, кровь — жизнь тела. Ориген пишет, что смысл Вечери насытить душу божественными глаголами. Иреней также пишет, что хлеб и вино только символизируют тело и кровь Христа. Более поздние отцы церкви также держались библейского понимания символов Вечери Господней. Так, Григорий Назианзин видит в них только символ воплощения, Макарий Старший также называет хлеб и вино только символами тела и крови Христа. Примечательно, что и один из ведущих отцов католической церкви Августин Блаженный говорит о символическом значении тела и крови Христа. Этой же идеи придерживались и ученик Августина Факунд, и более поздние учителя церкви, такие как Исидор Севильский, Беда Достопочтенный.
Однако по мере того, как язычество начинало вкрадываться в христианство, особенно после того, как Константин Великий делает его государственной религией, учение о Вечери Господней стало приобретать все более и более языческие черты. В этой трансформации библейского учения о Вечери Господней мы можем выделить несколько этапов.
• Появление понятия «евхаристия».
Дело в том, что в понимании языческой философии во время жертвоприношений богам человек, участвуя в трапезе, приобщается тела богов, боги входят через это в тело самого человека, наделяя его особой силой.
«История таинства причащения восходит к первобытной эпохе, когда люди верили, что, съедая мясо животного — предка и покровителя рода, можно приобрести его качества (ловкость, силу и т. д.). Обычно предполагали, что жизненная сила находится в сердце, печени, почках. Но главным носителем жизни считалась кровь. Возникнув на ранних стадиях тотемизма, мистический обряд существовал долгое время, приобретая подчас самые неожиданные формы и смысл. В некоторых племенах ели сердца убитых врагов, чтобы получить их храбрость. Каннибалы пили кровь поверженного противника, чтобы завладеть его силой. У туземцев Океании было распространено представление, что, поедая печень убитого, человек тем самым приобретает его храбрость. Верили также, что божественные животные, или тотемы, могут передавать свои свойства тому, кто их ест. Ритуальное причащение мясом животного встречается в религиях почти всех народов. Посвященные в таинства древнегреческого бога Диониса пожирали мясо растерзанного ими быка или козла, в котором, по верованиям греков, воплощался этот бог. Причащение «телом» человекоподобного бога чаще всего совершалось в виде поедания изображения этого бога, сделанного из теста, или самого того человека, в которого будто бы воплотился бог. Такое причащение, например, существовало в древней Мексике. Ежегодно жрец закалывал красивого, знатного юношу, якобы воплощение бога Тетукатлипока, разрезал его тело на куски и раздавал для причастия участникам таинства.
Впоследствии люди перешли от кровавых жертвоприношений к символической замене жертвы фигуркой из теста. В Индии сделанного из теста идола разламывали на куски и раздавали для причащения. Католики также делают из желатина младенца Иисуса и ради восприятия «благодати» глотают его.
В эпоху античности богоедство приняло смягченную форму: бога стали есть в виде хлеба и вина. Особенно широкое распространение в эпоху Римской империи получили восточные культы сирийских богов Аттиса и Кибелы и иранского бога солнца Митры. Причащение в мистериях Аттиса и Митры играло большую роль». И потому язычникам было далеко и чуждо христианское учение о символизме тела и крови Христа. Им было понятнее видеть во время служения причастия реальное воплощение тела и крови через подносимые символы.
И вот, если вначале христианская церковь воспринимала Вечерю Господню просто как воспоминание, возобновление принятия искупления, благодарение Богу за Его жертву2, то затем начинает вводиться понятие особого таинства евхаристии, которое первоначально обозначало только благодарственную молитву, а затем и весь обряд. Служение евхаристии начинает восприниматься, как жертва благодарения людей Богу в ответ на Его жертву на кресте. В это же время, то есть в V-VI веках х. э., начинают говорить о реальном присутствии Христа на Вечере, но говорят это более на языке эмоций, не объясняя сам способ Его присутствия. Тогда же начинают появляться такие понятия, как святая кровь, святое приношение, драгоценная кровь нашего Господа, божественные дары. Тогда же появляются во время служения вечери Господней молитвы о ниспослании Святого Духа, чтобы Он освятил и превратил дары в плоть и кровь Христа. По сути, данное учение возвращало людей в Ветхий Завет, когда приносились жертвы, прообразно указывающие на грядущего Христа. Теперь же, после того как Христос пришел и принес Себя в жертву на Голгофе, это учение нивелировало и грубо отвергало Его жертву.
Но само поклонение святым дарам в этот период еще отсутствует.
• Появление понятия «месса»
«Со временем эта идея оказалась еще более искажена привнесением чуждых элементов и превратилась в греко-римское учение о жертвоприношении мессы. Согласно этому учению, евхаристия есть бескровное повторение искупительной жертвы Христа через священника ради спасения живых и мертвых, так что тело Христово на самом деле, буквально, приносится в жертву каждый день и час одновременно на бесчисленном множестве алтарей. Термин месса, произошедший от слов, которые произносились при роспуске собрания в заключение общего богослужения, в конце IV века стал означать поклонение верующих, которое состояло в принесении евхаристической жертвы и в причастии. Жертвоприношение стало грубым и материальным, затмевая собой Жертву на кресте. Бесконечное и обязательное повторение жертвы Христа лишает саму эту жертву значения.
Библейские доводы в пользу мессы слабы, их можно свести к неправомерно буквалистскому прочтению или даже искажению значения таких мест, как Мал. 1:10 и далее; 1 Кор. 10:21; Евр. 5:6; 7:1 и далее; Евр. 13:10. Послание к Евреям особенно часто использовалось в этих целях, хотя учит оно явно противоположному, а именно, упразднению ветхозаветной системы жертвоприношений с введением христианского богослужения, вечной действенности жертвы нашего единственного Первосвященника, сидящего одесную Отца, и невозможности ее повторения (см. Евр. 10:14; 7:23, 24)». Согласно этому учению, вытекало, что:
1. Объект жертвоприношения — тело Иисуса Христа, которое истинно присутствует на церковном алтаре, как некогда — на жертвеннике креста, и которое теперь приносится Богу через Его священника. Отсюда в литургиях частые выражения: «Ты, приносящий жертву и приносимый в жертву, о Христос, Бог наш». Августин, как мы уже отмечали, связывает с этим моментом истинную и важную моральную идею о том, что вся искупленная церковь добровольно приносит себя в жертву Богу. В литургических молитвах она присутствует тоже.
2. Принесение жертвы — исключительная прерогатива христианского священника. Позже римские богословы воспринимали слова «сие творите в Мое воспоминание» как эквивалент фразы «сие приносите в жертву», тем самым ограничивая заповедь апостолами и их преемниками-священниками, хотя заповедь явно была обращена ко всем верующим, вспоминающим об искупительной смерти Христа.
3. Жертвоприношение действенно для всей церкви, в том числе для ее покойных членов, и наделяет их дарами, о которых говорится в молитвах, произносимых на богослужении.
Наконец, свой окончательный вид учение о причастии обретает к XIII веку.
• Обожествление и божественное почитание святых даров
«До времени четвертого Латеранского собора, состоявшегося в 1215 году, это учение все же было только предметом споров между учеными. Впервые на этом соборе учение было присовокуплено к существующим ранее учениям римской церкви. В одном из канонов, изданном на том соборе, было установлено, что сокровенные элементы Вечери, хлеб и вино, тотчас превращаются в плоть и кровь нашего Господа Иисуса, как только причащающий пресвитер произнесет слова: «Плоть и кровь Господа». Истолкование гласит: «Поскольку воистину перед алтарем таинство совершается в виде хлеба и вина, властью Божьей при посредничестве несущего служение пресвитера, хлеб превращается в Тело, а вино — в кровь Христа. Произошедшее таким образом изменение настолько существенно и совершенно, что элементы (хлеб и вино) полностью и действительно содержат Христа: Божество, Человечество, душу, тело и кровь со всеми их свойствами». С того мгновения начали освященному хлебу вечери оказывать божественное почитание. В это время произошли важные изменения в способе проведения вечери. Говорили, что святое вино в опасности осквернения бородой причащающихся, которая может опускаться в чашу, больными, которые не в состоянии выхлебывать вино наружу, детьми, которые, возможно, прольют его. На этом основании было решено лишить чаши мирян и больных, отменить причастие детей. В греческой церкви все же совершалось причастие детей. Из учения изменения субстанции проистекли действительно печальнейшие последствия, которые до наших дней проявляются в некоторых церквях. Пресвитер, который совершает мессу, доходя до определенного места, поднимает вверх просфору (освященный пресный хлебец), и в то же мгновение все падают на колени. В известных случаях просфора кладется на роскошный поднос и проносится по улицам торжественной процессией. Каждый, кто встречается на пути, в свидетельство преклонения падает на колени. В Испании, когда пресвитер проносит просфору к постели умирающего, он сопровождается мужчиной, который звонит в небольшой колокольчик. Как только раздается звон колокольчика, слышащие его обязаны склониться на колени и стоять так до тех пор, пока не умолкнет последний звон. Народ верит, как говорят ему епископы, что живой Бог в Образе живет на подносе, так называемой дароносице, и может быть переносим с места на место». Вот как сами современные богословы, сторонники такого понимания причастия, описывают его, признавая, кстати, сами, что евхаристическое поклонение появилось только в IX веке2: «Термин „пресуществление» появился в Средние века, им утверждалось, что хотя внешность хлеба и вина (их „вид») остается прежним, сущностно они воистину меняются. Действием Духа Святого во время литургии хлеб и вино становятся священными знаками присутствия Христова: они теперь являются не хлебом и вином, но телом и кровью Христа. Но даже столь ясный и откровенный богословский язык не утверждал, что воскресший Иисус присутствует в собрании физически: речь шла о таинственном присутствии. Это значит, что воскресший Иисус присутствует в действии таинства не в качестве отделенных друг от друга плоти и крови, понимаемых в физическом смысле, но целиком, личностно, в своей прославленной человеческой природе. Хотя порой церковная традиция и говорит о евхаристическом присутствии Христа чрезмерно буквально… причащаться „под одним видом» не означает принимать только тело или только кровь Христа, но и то и другое вместе: это встреча и причастие воскресшего Иисуса. Как удачно выразился Натан Митчелл, „тело Христово, которое преподносится христианам в пресуществленном хлебе и вине, — не нечто, но некто. Христос присутствует в евхаристии не как „объект», которому поклоняются, но как Личность („субъект»), с Которой встречаются»».
Учение о том, что после молитвы священника вино превращается в настоящую кровь Христа, привело, с одной стороны, к ее обожествлению, а с другой — страху ее пролить. Поэтому священники принимают решение, согласно которому только они могут причащаться под обоими видами, то есть и хлебом, и вином, а мирянам будет достаточно только причащения хлебом, поскольку этот темный народ может пролить капли святой крови. Это постановление вызвало возмущение и у некоторых священников, правильно увидевших в этом извращение и попрание завета Христа. Но их попытка продолжать причащать мирян под обоими видами была пресечена жесточайшим образом. Константский собор от 1415 года объявил еретиками всех священников, которые будут причащать мирян под обоими видами и всех мирян, которые будут принимать подобное причастие, и постановил подвергать их тяжким наказаниям, отдавая в руки инквизиции и светских властей. Средневековые хроники оставили нам страшные примеры того, как церковь расправлялась и истязала людей только за то, что они хотели быть верными завету Христа и причащаться и хлебом и вином.
«Гонители истины хватали в разных местах королевства священников и мирян, жаждавших причащения чашей, и передавали их кутногорской знати для продажи в рабство, а некоторых
и сами продавали за деньги. Кутногорцы же — немцы, злейшие враги и гонители богемцев и особенно приверженных истине Христовой, подвергали их различным поношениям, хулам и пыткам и бесчеловечно ввергали их в глубокие ямы или шахты, преимущественно в ночное время, одних еще живых, других уже лишившихся жизни. Особенно много людей было ввержено в шахту у церкви св. Мартина вне города у Коуржимских ворот, которую кутногорцы называли Табором. И кутногорцы воспылали такой безграничной по своей жестокости ненавистью к верным во Христе и к приверженцам закона Божия, что в течение короткого времени свыше 16 сотен человек, придерживающихся святого причащения из чаши, было ими самым безжалостным образом погублено и брошено в шахты, так что даже палачи часто бывали в изнеможении, уставая от совершения казней».
«И еще в ноябре месяце того же, именно 1419, года, близ города Клатовы господином Рацеком из Риземберга и его людьми был схвачен на дороге один священник, некто Иоанн, по прозвищу Накваса, который, проходя по селам, причащал народ, жаждавший причащения чашей, и особенно больных, Святыми Дарами тела и крови. Он был выдан за большой выкуп немцам из Баварии, пришедшим тогда оказать помощь этому самому господину Рацеку против жителей города Клатовы. Когда же он [священник Иоанн], несмотря на принуждения немцев, ни за что не согласился отвергнуть причащение под обоими видами для простого народа, он был осыпан бранью, хулой и другими различными поношениями, был привязан к дереву ремнями, продетыми через его руки, прорезанные насквозь мечом, обложен кучей соломы и сухостоя и сожжен в пламени огня».
«Итак, в субботу, после дня св. Прокопия, т. е. в 6-й день июля месяца, в то время как герцог Австрийский ехал с большим войском на конях через Миличин к лагерю короля Сигизмунда под Прагой, 60 примерно всадников свернули к Арноштовицам, схватили вследствие предательства некоторых богемских священников, господина Венцеслава, настоятеля храма в этом селении, человека, угодного Богу и людям, а также его викария за совершение причащения под обоими видами. Они посадили их обоих на одного коня и привезли к герцогу в село Быстржице, где сняли с коня и доставили их герцогу, как упорствующих еретиков. От герцога их повели к епископу, от него обратно к герцогу и так водили всю ночь, словно от Каиафы к Пилату, мучая их и угрожая им сожжением на костре, если они не отрекутся от подобного причащения и не покаются. Смиренно отвечая им, господин Венцеслав сказал: «Есть Евангелие и предание ранней христианской церкви, и здесь, в вашем требнике, об этом сказано: уничтожьте это Писание или пожрите это Евангелие!» И один из воинов, стоявший поблизости, с надетой на руке железной перчаткой, не побоялся ударить вышеназванного господина Венцеслава и раздробил ему челюсть, так что из носа его обильно потекла кровь. И так в течение всей ночи его и других, приверженных ему, на разные лады сильно мучили и не давали сна, а наутро, т. е. в день воскресный, самого господина Венцеслава и его викария и трех старых крестьян и четырех детей, твердо стоявших за истину Христову, одного семи, другого восьми, а третьего десяти и старшего одиннадцати лет, привели к костру, сложенному в том же селении около пруда, и возвели их на этот костер. Люди, стоявшие кругом, убеждали их, чтобы они, если хотят остаться живыми, отреклись от причастия чашей, но на их слова господин Венцеслав, как верный пастырь своих овец, сказал: „Пусть не коснется нас то, что вы советуете, мы скорее претерпим не одну, а, если это только возможно, сто смертей, нежели отречемся от столь пресветлой евангельской истины». И тотчас же палачи и мучители подложили огонь под костер, на котором эти дети, чистые и не запятнанные грехом души, сидели на коленях обнимавшего их господина Венцеслава и пели хвалу Господу. Они задохнулись первыми, другие позже, последним же отдал Богу свою душу господин наш Венцеслав и был увенчан со своими сомучениками, как мы верим, венцом мученичества».
Посланное войско наполнило кровью и слезами чешскую землю. «И еще, в то же самое время, пока король Сигизмунд задерживался вместе со своими военными силами в Иглаве, прибыли к королю, имея надежную охрану, Ченек из Вартемберга, Ульрих из Розы, Вильгельм Зайиц, Ян Местецкий, Пуота и много других господ и баронов Богемского королевства. Они обещали быть ему верными и признать его королем, а также [предложили] свою помощь и совет, однако на том условии, чтобы он прекратил жечь и разорять королевство и его жителей; как говорят, он обещал им это, но, по своему обычаю, не сдержал и не выполнил своего обещания. Наоборот, усугубляя зло злом, он повел войско свое вместе с названными баронами к Горам [Кутным] через Гумполец и Ледеч, причем во время этого похода его бесчеловечные и вероломные солдаты предавали пучине огня всех друзей и недругов, села, города и замки; девиц же и всех замужних женщин замучивали до последнего издыхания и потом умерщвляли; младенцев на глазах матерей, отрубив им ноги и руки, бросали, а матерей их и других женщин, раздев донага, гнали перед собой, как скот,
и подвешивали их на заборах за груди, которые когда-то сами сосали. Преступные и несправедливые люди! Их не могли склонить к милосердию ни стоны матерей, ни потоки слез, ни плач младенцев. С еще большей жестокостью, чем язычники, они совершали все зло, которое только могли». Так что сегодня, когда мы имеем благоприятную возможность принимать Причастие так, как учил Христос, мы должны особо ценить это, помня, сколь большой ценой эта возможность стала реальной для нас, помнить о сотнях тысяч верных христиан, зверски замученных только за то, что хотели быть верными своему Богу.
III. Постскриптум
1. Лишение людей права причащаться, то есть обновлять завет с Богом
Учение о том, что причащаться и хлебом, и вином могут только священники, лишало людей права обновлять завет с Господом. Одновременно с этим выше мы видели, сколь многим зверствам подвергались те, кто хотел быть верен повелению Господа.
2. Умаление значения жертвы Христа
Священное Писание четко учит, что: «И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:11-14).
Учение же о том, что Христос постоянно приносится в жертву, умаляет значение Его подвига и сводит его на нет.
3. Возвеличивание одних людей над другими
Превращение Вечери Господней в особый обряд, в результате которого по воле священника на подносе с дарами оказывался Сам Бог, наделяло священнослужителя поистине мистической властью в глазах верующих. Ибо теперь только от него зависело, вкусят они Бога или нет, то есть получат право на спасение или нет. Более того, от воли священника зависела теперь участь и их умерших близких. Ибо, согласно этому учению о причастии, жертвоприношение действенно для всей церкви, в том числе для ее покойных членов, и наделяет их дарами, о которых говорится в молитвах, произносимых на богослужении. Одновременно с этим, согласно постановлению IV Латеранско-го собора от 1215 года, исповедоваться и причащаться можно было только у своего священника или по его разрешению у другого. Говоря о евхаристической жертве, богословы государственной церкви отмечают, что на кресте «Он непосредственно Сам, как Первосвященник, совершил искупительное жертвоприношение: здесь же, хотя невидимо, совершает его также Сам, но видимо через пастырей церкви». Таким образом, священники становятся необходимыми посредниками между Богом и человеком.
4. Превращение Причастия в мистический обряд
Глубокий смысл Вечери Господней, как воспоминания о подвиге Христа, о том, что Он сделал для нас, превратился в языческий по своей сути обряд с элементами фактического каннибализма, когда якобы верующие поедали плоть и кровь Христа. Мы ни в коей мере не хотим оскорбить ничьих религиозных чувств, но факт остается фактом.
5. Извращение символов Причастия
Символы чистой крови Христа, которыми являлось неперебродившее (безалкогольное) вино, были заменены на броженое, перебродившее, алкогольное вино, а символы Его чистой плоти — на квасной хлеб.
6. Отсутствие анализа собственной жизни, поступков и грехов перед Причастием
Глубокий анализ прожитых дней, взаимоотношений с Господом и ближними был заменен страхом, обрядом и суеверием.
IV. Трудные тексты
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть
Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:47-58).
Символы прежней иудейской Пасхи: пресный хлеб и непереброженное вино — кровь виноградных ягод (Втор. 32:14) стали основой для установления Иисусом новозаветной пасхи. И вот, ссылаясь на эти места Священного Писания, многие утверждают, как мы видели выше, что в них идет речь о реальном превращении хлеба в плоть Христа, а вина — в Его кровь. Но так ли это?
Первое. Заметим, что Библия подчеркивает: Христос назвал хлеб Своей плотью, а вино — Своей кровью еще до Голгофы, то есть еще до того, как Он умер на кресте и Его кровь была пролита. То есть Он использовал эти сравнения как символ, указывающий на Его грядущую жертву! Так и сегодня они являются символами, указывающими на Его жертву.
Второе. Иисус часто говорил о себе иносказательно. «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам» (Ин. 10:7); «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). При этом, безусловно, Он не становился буквальным путем или дверью. С подобными символами мы встречаемся и в других местах Библии. «И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем. И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» (Откр. 10:9-11). Безусловно, апостол Иоанн не съедал книги (в те времена книгами были громадные фолианты), которая в его чреве не могла быть сначала горькой, а потом сладкой, если все понимать буквально. В этом пророчестве символически указывается на историю принятия ряда библейских пророчеств, которые вначале были горьки, так как люди ожидали иного, а потом стали сладки, когда увидели их славный конец от Господа.
Третье. Христос Сам раскрывает смысл этих символов. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Чаша — это символ Нового Завета. Четвертое. Бог на страницах Библии с самого начала творения земли запрещал людям употреблять кровь (Быт. 9:4). Это же было четко оговорено в ветхозаветное время. «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Лев. 19:26). Заметим, что здесь употребление в пищу крови сравнивается с колдовством и гаданием.
Это же запрещение на употребление в пищу крови мы встречаем и в Новом Завете, в решении самих апостолов, адресованном верующим: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» (Деян. 15:29). Поэтому повелевать употреблять символы, которые якобы превращаются в реальную кровь, как учат некоторые, Бог, конечно же, не мог. Есть плоть Христа и пить Его кровь на символическом языке означает принимать и усваивать Слово Божье, через которое верующие поддерживают общение с Небом и обретают духовную жизнь. Верующие питаются Христом — хлебом жизни, причащаясь от Слова Божия Библии. Это Слово несет в себе животворную силу. В случае причастия мы также причащаемся от Христа, усваивая Его слово посредством Святого Духа. Именно поэтому каждое служение Вечери Господней сопровождается проповедью Слова. Отсюда: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Вкушая хлеб и принимая вино — символы крови и плоти Христа, размышляя о значении Голгофской жертвы, мы приобретаем в себе жизнь: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
«И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).
Ссылаясь на этот текст, богословы, сторонники того, что хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Христа, утверждают, что это место Библии подтверждает их точку зрения. Однако в тексте нет на то даже намека, так как здесь говорится о том, как Христос явился ученикам после Своего воскресения, но они узнали Его только после того, как Он разломил знакомым для них движением рук хлеб. Христос им явился буквально, а не в образе духа или отдельно плоти с кровью.
«Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Ин. 21:12-13).
Этот текст, приводимый также этими богословами, ни словом не говорит о том, что хлеб и вино превращаются в реальную плоть и кровь Христа.
«Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:10-11).
В данном стихе, который приводят сторонники того, что вино превращается в реальную кровь, не говорится, как видим, ни словом об этом. Здесь просто пророк Малахия указывает на то, что Христа примут многие и многие народы, которые будут славить Его. А жертвами их будут молитвы к Господу, как об этом прямо пишет апостол Павел: «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15).
«Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Кор. 10:14-21).
Этот стих, также приводимый сторонниками превращения хлеба и вина в реальную плоть и кровь Христа, как раз показывает совершенно обратное. Приобщение — совместное участие (ст. 16). Совместное участие церкви, как тела Христова. Мы верим в жертву Христа, Его смерь и полученное прощение грехов или искупление. Хотя идол в мире ничто (ст. 19), но, участвуя в идоложертвенном, мы оказываемся на территории врага. Всю суть этих стихов Павел сводит к объяснению участия в идоложертвенном и отношении к нему, а не о вечере Господней (об идоложертвенном см. комментарий в книге «У врат Таната. Библия. Лжеучения. Трудные тексты»).
Он говорит о том, что есть чаша бесовская, из которой пьют многие. Об этой же чаше говорит и книга Откровение. «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (Откр. 14:8). Вино в данном случае выступает, как символ учения этой богоотступнической системы Вавилона, а его употребление — символ принятия людьми данного учения. Точно также как и чаша Господня символ учения и принятия Христа.