5. В какую церковь идти и почему так много христианских церквей? Учение о церкви

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7:13)

Почему сегодня так много христианских церквей, если Бог один? Может быть, каждая церковь — это свой путь к Богу, подобно тому, как к вершине горы ведут многие дороги? Играет ли вообще принципиальную роль, в какую христианскую церковь я хожу, если я верю в Бога и Господь у меня в душе? Как можно найти Истинную церковь, если каждая деноминация хвалит и превозносит себя? Чтобы рассмотреть на основании Библии, какая же церковь в глазах Бога является Истинной, необходимо на основании Слова Божьего рассмотреть: а что вообще Господь понимает под понятием церковь? Это роскошное здание, свечи, образа или что-то другое?

I Учение Библии об Истинной Церкви

Каким же критериям должна отвечать Божья Истинная Церковь?

1. Имеет веру в Иисуса и соблюдает Заповеди Божьи

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12). Именно это, согласно Библии, отличает Божью церковь: вера в Иисуса и соблюдение Заповедей Божьих.

2. Исповедует Единого Бога в трех ипостасях

«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18-20).

3. Она утверждает Божьи истины

В послании апостола Павла к Тимофею сказано: «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15). Т. е. Божьей является только та церковь, согласно Библии, которая утверждает истину. Но что есть Истина? В свое время этот вопрос задал и Понтий Пилат Иисусу Христу (Ин. 18:38). Итак, Библия выделяет пять истин:

• Бог Отец Истина — «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер. 10:10).

• Бог Сын Истина — «Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе» (Еф. 4:21). «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

• Бог Дух Святой Истина — «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин. 5:6).

• Слово Божие (Библия) Истина — «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

• Закон Божий Истина — «Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина» (Пс. 118:142); «Все заповеди Твои — истина» (Пс. 118:86).

Рассмотрим каждую из них.

I. Бог Отец — Истина

Согласно ей, все вероисповедания, в основе которых лежит идолопоклонство или вера в безличностного Бога в виде космического разума, отвлеченного Абсолюта, являются лжеучением.

II. Бог Сын — Истина

Сегодня многие конфессии, именующие себя христианскими, не признают Божественности Иисуса Христа. Они видят в Нем сверхчеловека, полубога, первого сотворенного во всей вселенной, но не Бога. Что же Библия говорит по этому поводу?

• Апостолы называли Христа Богом, «…их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5); «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6); «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

• Христос Сам называл Себя Богом. «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58).

• Враги Христа обвиняли Его в том, что Он называет Себя Богом. «Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33).

Отрицание Божественности Христа является, с одной стороны, богохульством, а с другой — лишает людей надежды на спасение вообще, ибо если за грехи людей умер такой же человек или даже ангел, то это не являлось бы искупительной жертвой. Только Сам Законодатель, Бог мог принести Себя в жертву для искупления людей за нарушенный ими закон. «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (I Ин. 4:15).

III. Дух Святой есть Истина

В настоящее время многие религиозные учителя и церкви отрицают Божественность и Личность Святого Духа, именуя Его лишь энергией Божией. Но, что об этом говорит Библия?

• Апостолы признавали Святого Духа как Бога и как Личность.

• В Библии Святой Дух выступает наравне с Отцом и Сыном как Бог — «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19); «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7).

• В Библии Дух Святой выступает как Личность, Которая может:

— творить «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Дух Святой (Дух Божий) участвует в творении;

— свидетельствовать «Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина» (1 Ин. 5:6);

— распределять дары «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8-11);

— Которой нельзя лгать: «Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:3-4);

— Которая может непосредственно обращаться к человеку. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:1-2);

— Которая ходатайствует за людей: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27);

— Которая может утешать и научать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:16-17, 26).

Также необходимо отметить, что сегодня некоторые отрицают Триединство Божества, однако как Ветхий, так и Новый Завет четко говорят о Триединстве Бога: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19:24); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1); «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16); «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7).

Таким образом, истинной церковью может быть только та, которая признает Божественность Отца, Сына и Святого Духа — Триединство Божества.

IV. Слово Божье есть Истина

Заметим, что истиной является все Слово Божье, между тем как некоторые конфессии признают только Новый Завет, игнорируя Ветхий. Одновременно с этим истиной является и все то, о чем говорит Библия. В частности, о состоянии души после смерти, о чистой и нечистой пище. Так, многие христианские конфессии учат, что душа бессмертна. Между тем Библия говорит: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:5-6,10); «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс. 145:4); «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53:12).

Таким образом, мы видим, что, согласно Библии, душа человека не имеет бессмертия. В Библии подчеркивается, что бессмертием обладает только Бог: «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:16). В отношении закона о чистой и нечистой пище Би-блия особо подчеркивает, что те, кто не соблюдают его, и едят мясо нечистых животных, погибнут и не наследуют спасения: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, — все погибнут, говорит Господь» (Ис. 66:17).

V. Закон Божий есть Истина

К сожалению, эта истина не принимается большинством христианских конфессий, что они и не скрывают. Так, если мы возьмем катехизис Римо-Католической церкви и сравним тот текст Божьего Закона, который дан в нем, с тем, который изложен в Библии, мы увидим весьма существенную разницу:

Библия (книга Исход 20:3—17)

1 «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»

2 «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и чтс на земле внизу, и что в воде ниже земли Не поклоняйся им и не служи им; ибо Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до тре тьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысяч! родов любящим Меня и соблюдающих заповеди Мои». 3 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оста вит без наказания того, кто произноси! имя Его напрасно».

4 «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не дела! в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю и море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господа день субботний и освятил его».

5 «Почитай отца твоего и мать твою чтобы продолжились дни твои на земле которую Господь, Бог твой, дает тебе».

6 «Не убивай».

7 «Не прелюбодействуй».

8 «Не кради».

9 «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

10 «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Катехизис

1 «Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

2 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе».

3 «Помни день Господень».

4 «Чти отца твоего и мать твою».

5 «Не убий».

6 «Не прелюбодействуй».

7 «Не укради».

8 «Не лжесвидетельствуй против ближнего твоего».

9 «Не пожелай жены ближнего твоего».

10 «Не пожелай имущества ближнего твоего».

Как видим, II Заповедь Божьего закона, запрещающая поклонение всевозможным предметам (иконам, статуям), различным святым (Деве Марии и т. д.), изъята вообще; в IV заповеди суббота заменена на день Господень (который приходится на воскресенье). Кстати, только в русском языке название данного дня указывает на воскресение Христа — во многих других языках этот день носит старинное языческое название дня Солнца — в английском, немецком и др. Десятая же заповедь в Катехизисе разделена на две, чтобы сохранить общее число заповедей (10). При этом люди забывают грозные слова Бога: «И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр. 22:18-19). Другие христианские конфессии, к сожалению, дошли до того, что осмелились вообще говорить о том, что после воскресения Христа Закон Божий упразднен. Между тем:

• Закон написан Самим Богом (перстом Божьим). «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил» (Исх. 34:1);

• Христос исполнял закон. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17);

• Христос говорил о вечности и неизменности закона. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18);

• Только исполнители Закона будут оправданы. «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13);

• Соблюдение Закона — отличительная черта Божьей церкви последнего времени. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса» (Откр. 14:12);

• Соблюдение Закона является пропуском в Царство Божие. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр. 22:14);

• Закон будет неизменен и в вечности. «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:23).

4. Проповедует Евангелие по всему миру, провозглашая

скорое Второе Пришествие Христа

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20).

«И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Проповедь Вечного Евангелия, проповедь о Втором Пришествии Христа была главным поручением Господа Своей церкви. К сожалению, сегодня это главное поручение, эта основная миссия забыты или игнорируются большинством христианских конфессий. «Христиане-фундаменталисты использовали тексты, подобные 1 Фес. 4:17 и Откр. 3:10, в качестве доказательства понимания буквального пришествия Иисуса как судии, на манер знаменитой фрески Микеланджело с изображением Страшного суда из Сикстинской капеллы. Некоторые говорят о „восхищении», то есть о том, что верные христиане, живущие на земле в последние времена, будут взяты живыми на небо, в общение с Господом и всеми святыми, хотя существуют разногласия, должно ли это свершиться до или после „великих бедствий», которые навлекут на грешников Божий суд. Но это все не более чем допустимые толкования. Католическое учение не обязывает нас верить, что Господь в буквальном смысле сойдет однажды утром или днем с неба на облаках. Есть много способов представить себе конец света, и некоторые из них, к несчастью, полностью зависят от нас. Ясно одно: каждый человек должен будет в конце концов предстать пред судом Божьим, но как именно, когда и при каких обстоятельствах это произойдет, мы не знаем».

5. Основывает учение только на Библии и не признает

человеческих преданий

«Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мк. 7:6-9). К сожалению, сегодня многие христианские церкви авторитет Слова Божьего, Библии, ставят на равное место с человеческими постановлениями соборов и писаниями людей, так называемым Преданием. «Предание священное — второй из двух первоисточников христианской веры, учение Христа и апостолов, преподанное ими церкви, а позже записанное. Такими… ныне служат: 1. Символ веры древнейших поместных церквей…; 2. Правила апостольские, принимаемые восточной церковью в качестве канонических в числе 85 (по определению Трулльского собора), которые были написаны самими апостолами…; 3. Вероопределения и правила св. соборов вселенских и тех поместных, авторитет которых признан шестым вселенским собором; 4. „Исповедания веры» или „вероизложения», сделанные отцами церкви по разным поводам. Таковы: символы св. Григория Неокесарийского, Василия Великого, …Григория Паламы и другие; 5. „Деяния» вселенских и поместных соборов; 6. Древние литургии, из которых многие происходят от апостолов; 7. Акты мучеников, особенно древнейших, которые составлены очевидцами их страданий, во время которых мученики излагали догматы христианского учения; 8. Творения св. отцов и учителей церкви, в которых они толковали символы и подробно изъясняли церковное учение. Таковы: „Слово огласительное» Григория Нисского, „Богословие» Дамаскина и др… „бесед» и „слов», произнесенных в храмах, и „книг», содержащих объяснение Св. Писания Ветхого и Нового Завета; 9. Древняя практика церкви, касающаяся священных времен, мест, обрядов и т. п., также отчасти воспроизведенная в письменности. Св. Предание православная церковь считает устным „Словом Божьим» и признает в нем источник веры наряду с письменным Словом Божьим». Причем мы видели, сколько небиблейских решений принималось на церковных соборах, насколько они были подвержены влиянию проязычески настроенных императоров. Также из истории прекрасно известно, как много отклонений от Библии содержится в трудах многих отцов церкви. Интересно и то, что сами богословы, признающие святое предание наравне с Библией, констатируют, что многое из того, что есть в предании, вообще отсутствует в Библии. Также не менее важно, что они преданием корригируют и разъясняют Священное Писание, будто бы оно само является каким-то ущербным, туманным и недостаточным. «Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании; ибо иные из них не вполне изложены, об иных вовсе нет в Писании; на иные делается только указание или только намекается, иные могут быть выводимы только уже посредством умозаключений, которые без предания однако же не имели бы значения. Таковых истин очень много. Да и касательно самого ясного и определенного учения Писания о некоторых истинах, если бы предоставить объяснение их разуму каждого, мы не имели бы правильного и определенного о них понятия, а одни разногласные мнения. Истина и единство смысла их определяется только Преданием. Без предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, и разных действий Богослужения, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния… Ограничимся здесь известнейшим указанием на это св. Василия Великого, который открыто признает, что ни о крестном знамении, ни о обращении к востоку во время молитвы в Писании, в Библии ничего не говорится, а говорится об этом только в предании. „Упомянем прежде всего, о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил Писанием? К востоку обращаться в молитве, как писание научило нас? Слова призывания в преложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? …По какому также Писанию благословляем и воду крещения, и елей помазания, еще же и самого крещаемого? Не по умолчанному ли и тайному преданию? Откуда и троекратное погружение человека и пр.?»»1

6. Не обладает политической властью

Многие считают, что будь сегодня на земле Христос, то уж наверняка Он бы пришел в самую популярную, в самую многочисленную церковь, которую посещают по праздникам высокопоставленные лица и которая претендует на истинность и «единственность» как старейшая и традиционная в своей стране. Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем вспомнить Первое Пришествие Христа в человеческой плоти на землю. Его ожидала в те времена единственная и самая популярная, самая древняя церковь во главе с церковными иерархами и царствующим домом. Казалось бы, именно туда должен был прийти Христос, тогда бы все государство признало Его как Мессию и пошло бы за Ним, ведь Бог мог бы устроить так, чтобы Его Сын родился в семье царя или первосвященника. Но этого не произошло! Во время Своей земной жизни Христос как раз и выступил против «государственной» тогдашней церкви, против фарисеев, книжников и саддукеев, обвиняя их в искажении истины, лицемерии и в том, что предание и скрупулезность в исполнении обрядов были ими поставлены выше слова Божьего, по сути, заменив его или «дополняя» его: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру… Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши… Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония… Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?..» (Мф. 23:23-33). Кроме того, Христос выступал против союза церкви и государства: «…отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21), ибо, по словам Спасителя, ничего общего у государства и церкви быть не может: «…Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое… Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36).

Именно «государственная» церковь уводила народ все дальше от Бога и распяла Спасителя мира, обратившись за помощью к «государственной власти», язычнику Понтию Пилату. Так же «государственная» церковь в союзе с государством расправилась с Иоанном Крестителем, Стефаном, пророками Божьими, гнала апостолов и их учеников. Наконец, из истории мы знаем, что современная «государственная» церковь образовалась путем откровенного внедрения в христианство языческих догматов (поклонение дню солнца, бессмертие души, поклонение идолам, святым и пр.), обычаев и праздников (дни святых совпадают с языческими праздниками и т. д.). Кроме того, «государственные» церкви, как правило, одобряли далеко не христианские деяния государств и великих мира сего. И самое главное, Слово Божье — Библия (хотя на нее и ссылались) фактически была заменена словом человеческим, трудами так называемых «отцов» церкви, которые нередко противоречили Библии. Живая связь со Христом была заменена мертвыми и никому не нужными обрядами, а Закон Божий изменен людьми.

7. Это не церковь большинства

Быть может, Христос пришел бы в самую многочисленную церковь? Откроем вновь Библию и обратимся к тому, что сказал Сам Христос по этому поводу: «Входите тесными вратами: потому что широкие врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13-14). Текст, заставляющий задуматься о многом, не правда ли? Часто люди идут, следуя инстинкту толпы: куда они, туда и я. Намного легче жить на свете, исповедуя религию большинства, тем более религию своих отцов. Сильный аргумент, не так ли? Но давайте вновь предоставим слово Библии: что она говорит об обычаях и верованиях отцов?«И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших и не соблюдайте установлений их и не оскверняйте себя идолами их. Я — Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте и исполняйте их» (Иез. 20:18-19). Мы не ответственны за поступки наших предков (отцов), которые могли быть ошибочными, и которые Бог мог не одобрять. Перед Богом каждый из нас даст ответ за себя лично, и поступать должен каждый в соответствии с тем, чего от него ожидает Бог! И долг каждого из нас, прежде всего, искать благоволения у Бога, жить по Его воле, изложенной в Его Святом Слове — Библии, а не по воле или мнению людей, пусть даже и большинства. Когда Петра и Иоанна арестовали и привели в синедрион (место заседаний высших церковных иерархов того времени, которым беспрекословно подчинялось подавляющее большинство народа), «…Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). Вот и ответ: поступать следует исключительно по Слову Божьему, а не по слову людей, пусть даже и самых уважаемых, высокопоставленных и самых популярных в обществе! «Не следуй за большинством на зло…» (Ис. 23:2). В контексте Библии зло есть грех, а грех — беззаконие. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), «Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного» (Притчи 17:4). Из истории следует, что у Бога всегда, во все времена был небольшой верный Ему остаток, истинная церковь Божия, тогда как большинство верующих отступили от Бога, следовательно, являются отступниками: «…только остаток спасется» (Рим. 9:27), «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится…» (Ис. 10:22); «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1:9). Толпа, большинство погибли в водах потопа, а сколько спаслось? Восемь человек, небольшой остаток верных Богу людей — Ной с семейством. Толпа — Израиль, который Бог вывел из земли Египетской, стенал и роптал в пустыне, где и погибли. Сколько человек вошли в землю обетованную из вышедших из Египта? Всего два человека, вновь остаток — Иисус Навин и Халев (народ израильский представлял собой детей и внуков тех, кто вышел из Египта и погиб в пустыне за неверность Богу!). Опять же народ (множество!) отвергнул Бога и попал в плен в Ассирию и Вавилон. Наконец, толпа (большинство!) распяла Иисуса Христа на Голгофе! А какова была численность Божьей Истинной Церкви во дни Христа? 12 человек — Его ученики, вновь очень маленький остаток! Из истории известно, что остаток верных детей Божьих — Истинная Церковь Божия — был гоним и в период владычества Римской империи, люди погибали на аренах, растерзанные львами, только за то, что не желали «склониться под одно ярмо с неверными», оставались верными Закону Божьему. В средние века запылали костры инквизиции. Кого сжигали на них? Еретиков. Людей, которые даже под страхом лютой смерти оставались верными Богу, Его Закону, и желали жить не по уставам церкви, а в соответствии с тем, что написано в Библии. Кстати, изучение Библии считалось самым страшным преступлением против господствовавшей тогда «государственной» церкви. За желание знать Слово Бога и жить по нему — казнили! Кого? Остаток, малый остаток, истинных детей Божьих. «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Рим. 11:5).

8. Она не обладает земным богатством

Как часто уже при входе в храмы самых различных конфессий невольно замирает дух от необычайной, поражающей воображение красоты и великолепия — прекрасные здания, статуи, мозаика, барельефы, иконы… Эффект дополняют органная музыка или торжественная тишина. Невольно в такой обстановке ощущаешь себя тем, кем в действительности являешься — маленьким человеком. Быть может, Иисус пришел бы именно в такую церковь, которая кажется здесь на земле вратами рая? Однако в период Своего земного служения Спаситель избегал великолепно построенных храмов, предпочитая учить народ на склонах гор, у берегов рек, в долинах, на берегу Галилейского моря — словом, в местах, Автором и Творцом которых был Сам Бог. Его проповеди звучали и в скромных домах, далеких от роскоши. Иисус хотел отвлечь взгляд людей от суеты и преходящих ценностей этого мира — роскоши и блеска, обратить их взор на вечные, непреходящие духовные ценности: любовь Божью к каждому человеку и в то же время, всю порочность и отвратительность греха; желание Творца спасти падший человеческий род, погрязший в грехах и не осознающий этого, открыть красоту характера любящего Бога и указать путь послушания, по которому следует идти. Слушая проповеди Спасителя на лоне природы, люди могли воочию убедиться в непостижимой для людей любви Бога, создавшего ликующий мир красок, цветов, птиц, рек. Люди стали представлять Бога таким, какими являются они сами — мстительным, непримиримым, жаждущим жестоко наказать непослушных; они забыли, что «…Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Величайшая Нагорная проповедь Спасителя (Мф., 5 глава) о принципах Небесного Царства прозвучала на Елеонской горе, среди живописной природы. Апостолы также следовали примеру Учителя, собирались часто в простых домах и на лоне природы: «В день же субботний мы вышли за город к реке, где по обыкновению был молитвенный дом…» (Деян. 16:13), — здесь речь идет об апостоле Павле и его учениках. Хочется обратить внимание и на характер служения Христа и апостолов: не было и речи об обрядовом служении, цель, которую преследовали Спаситель и Его ученики, — научить народ, сложное сделать понятным любому простому человеку. Вот почему часто Христос говорил проповедь притчами — на простых примерах люди учились принципам Царства Божия, пути Божию, важности послушания Закону Божьему. Без знания Библии познать Бога и Его Истину невозможно, ибо в Слове Своем Бог изложил то, что было необходимо для знания всех людей. Христос сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Из истории известно, что сооружение роскошных храмов пришло в христианство из язычества, и вскоре в церковь были введены идолы — статуи, иконы, против чего предостерегал Бог в Своем Слове. Основным в служении языческих храмов было ошеломить, ослепить, морально подчинить себе человека. В то же время роскошь и благолепие в храме не оказывают никакого влияния на духовность человека: чувства ослеплены, человек потрясен, ему кажется, что он парит в небесах среди необычайной красоты, но, выйдя из храма, он обнаруживает, что вновь остался один на один со своими неразрешенными проблемами, ведь постоять в храме — не значит обрести Бога в своем сердце. И часто человек обманывает сам себя, что он с Богом, но ведь мертвый, никому не нужный обряд, сопровождающийся для многих непонятным пением на старославянском или латинском языках, никак не заменит живой связи человека с Богом, которая может возникнуть только при изучении Библии — Его Святого Слова и в личной молитве. Сейчас людей никто не призывает к тщательному изучению Священного Писания, а вместо этого — служба, значения которой большинство не знает. Как свидетельствует Библия, храмовое служение было упразднено в момент смерти Христа на Голгофе: «…завеса в храме разодралась надвое, сверху до низу; земля потряслась; и камни рассеялись…» (Мф. 27:51), «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).

Итак, в роскошный храм не ступила бы сегодня нога Спасителя, тем более в такой, где Его Слово упразднено, заповеди изменены, а роль Христа как Единственного (!) Ходатая умалена: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками… Христос Иисус…» (1 Тим. 2:5).

9. Там нет шоу-чудес

Как отмечает статистика, наибольшей популярностью сегодня пользуются конфессии, во время богослужений которых происходят массовые исцеления, общение на несуществующих языках и другие чудеса и знамения. Быть может, Христос пришел бы в те церкви, ведь в Свое время Он говорил о том, что деятельность Его учеников будут сопровождать знамения (Мк. 16:17,18). Опираясь на это, последователи указанных конфессий уверяют, что их церкви и являются по этой причине истинными, так как в них явно присутствует Святой Дух.

Христос в Своем земном служении исцелял людей лишь по их вере, когда они осознавали свою зависимость от Бога. Так, в Евангелии от Марка 6:5-6 сказано: «И не мог совершить там никакого чуда; только немногих… исцелил… И дивился неверию их…». Мог ли Христос исцелить всех находящихся там? Конечно, мог! Но это чудо было бы сделано ради чуда, ибо главного чуда — осознания людьми зависимости от Бога, не произошло бы. Поэтому Христос исцелял людей только по вере, и этому множество примеров на страницах Нового Завета. Приведем один из них: «И пришли к Нему с расслабленным… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои… Тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:3-5, 11). Сегодня действительно многие, к сожалению, ищут не Бога, но чуда и знамения. В Библии приведены слова Христа по этому поводу: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: …Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет… И оставив их, отошел» (Мф. 16:1-4). Христос и Его апостолы никогда не творили чуда только ради того, чтобы поразить воображение людей, они не использовали никакого давления на человека при выборе им своего пути.

Наш Господь, конечно, не пришел бы сегодня в такие церкви, где чудеса носят лжехристианский характер и являются рекламой для привлечения людей.

10. Интернациональна по своему составу

«Где нет ни Еллина, ни Иудея» (Кол. 3:11). «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Божья Церковь не знает деления по национальному принципу. Бог любит и желает спасти всех людей вне зависимости от их национальной принадлежности. Учение же некоторых христианских конфессий о том, что иудейская нация якобы по-прежнему остается особым богоизбранным народом, не находит себе в Библии никакого подтверждения. Однако вопреки этим ясным библейским утверждениям в последние годы появилось учение диспенсационализма. Под диспенсационализмом понимается особый способ понимания отношений между Церковью и Израилем, согласно которому они — суть две различные части Божьего народа, живущие по собственным законам. Божьи обетования Ветхого Завета, по диспенсационализму, относятся не к Церкви, а лишь к Израилю, поэтому и должны исполниться в будущем, а не в настоящем. Отсюда Церковь не призвана заменить собой Израиль и унаследовать все Его обетования, но является временным явлением в истории осуществления Божьего спасительного плана.

11. Имеет Божью печать — субботу

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11). Как видим, Заповедь о субботе является четвертой заповедью Закона Божьего, предписывая человечеству помнить и святить субботний день как памятник творения, как дань благодарности нашему Творцу. Может быть, суббота дана только евреям, как сегодня утверждают некоторые? Может быть, днем покоя суббота была только во времена Ветхого Завета, а в новозаветное время Христос изменил ее на воскресенье?

«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (дела творения. — АО.), и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2:2-3). Как видим, еще в Едеме, когда не было национальностей, не было евреев, а были только первые люди — наши прародители Адам и Ева, Бог учредил День Седьмой как день покоя — для всех будущих поколений, для всего будущего человечества. Итак, суббота была дана Богом как день покоя, всем без исключения людям, на заре истории человечества, когда о различных национальностях не было еще и речи. Апостол Павел писал: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4:9).

В Своей знаменитой Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17-18). «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16:17).

• «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать

твоей прихоти и пустословить: То будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего; уста Господни изрекли это» (Ис. 58:13-14).

• «Блажен муж, который делает это, и сын человеческий, который крепко держится этого, который хранит субботу от осквернения и оберегает руку свою, чтобы не сделать никакого зла» (Ис. 56:2).

• «И святите субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез. 20:20).

• «И дал им заповеди Мои и объявил им Мои постановления, исполняя которые, человек жив был бы чрез них; Дал им также субботы Мои, чтоб они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:11-12).

• «…субботы Мои соблюдайте; ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас. И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего. Шесть дней пусть делают дела; а в седьмой — суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти… Это — знамение… навеки; потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исх. 31:13-17).

Мы неоднократно упоминали, что Библия — это цельное единое Слово Божье, и каждый, на первый взгляд, непонятный текст, поясняется в другом, совершенно ясном и понятном месте Писания. В книге Песни Песней Соломона есть такие слова: «Он ввел меня в дом пира, и знамя Его надо мною — любовь» (2:4). Итак, знамение, или знамя, — символ Божьей любви, и это знамя любви Божьей реет над человеком, который не «языком чтит Бога», но делом, почитая Его субботу, принимая тем самым любовь и благословения Божьи, и предоставляя Творцу возможность излить их на человека.

Для верующих христиан во все века было важно знать, какой день недели, как Божий день, почитали Христос и апостолы.

Христос называл Себя «Господином субботы» (Мк. 2:28). Каждую субботу Христос приходил в храм: «…и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать…» (Лк. 4:16). «Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге…» (Мк. 6:2). Он предостерегал и апостолов молиться, чтобы не случилось их бегство зимою или в субботу. «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» (Мф. 24:20).

После распятия, когда умерший Христос был положен во гроб (пещера, высеченная в скале, как принято было в Иудее хоронить умерших. — А.О.), ученики Его не успели приготовить тело к по-гребению, так как начиналась суббота, «возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» (Лк. 23:56). Заповедь была беспрекословна и неизменна, ибо ее дал Сам Бог, ее соблюдал и Сам Христос, и Его ученики, верные Слову Божьему, не посмели ее нарушить, хотя речь шла о погребении Христа — Сына Божьего! И только в воскресенье, «в первый день недели… неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу…» (Лк. 24:1). Христос в этот день воскрес, но нигде, ни в одном месте Библии не записано о том, что Бог перенес празднование субботы на воскресенье в честь воскресения Христа. Суббота осталась неизменной как памятник творения, как день покоя и день почитания Бога и поклонения Богу. Апостолы после вознесения Христа также почитали субботний день, неизменно выполняя Заповедь Божию: «При выходе их из… синагоги, язычники просили их говорить о том же в следующую субботу…» (Деян. 13:42). «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие…» (Деян. 13:44). «Во всякую же субботу он (Павел. — АО.) говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4).

В вечности, говорит Библия, будут также святить субботу. «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66:22-23).

12. Имеет Дух пророчества

Когда Божий народ согрешал, Господь обращался к нему с особыми свидетельствами через Своих пророков

«Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков» (4 Цар. 17:13). «И он посылал к ним пророков для обращения их к Господу, и они увещевали их, но те не слушали» (2 Пар. 24:19). «Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали. Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов» (Неем. 9:29-30).

Когда Божий народ отвергал наставления и свидетельства Господа, тогда Господь лишал его Духа пророчества

«Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее — среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа» (Плач Иер. 2:9).

«Беда пойдет за бедою и весть за вестью; и будут просить у пророка видения, и не станет учения у священника и совета у старцев» (Иез. 7:26).

Наставления в Новом Завете, данные христианам, были также свидетельствами Духа пророчества

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:1-3).

Божья Церковь последнего времени также имеет Дух пророчества

«…ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:6-7). «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божий и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17). Заметим, что здесь Библия особо подчеркивает, что свидетельство Иисуса Христа имеет только та церковь, которая соблюдает Заповеди Божьи.

«Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10).

Именно церковь, которая соответствует всем этим библейским критериям, может быть названа Божьей церковью. В свое время авторы этой книги долго искали истинную церковь, исследуя массу литературы, знакомясь с различными вероучениями. И хотя, хорошие, добрые люди, христиане были везде, но только Церковь христиан адвентистов седьмого дня соответствовала всем этим критериям, что и побудило авторов данной книги в свое время присоединиться к ней. Поймите нас, читатель, правильно, мы ни в коей мере не хотим ругать другие конфессии, хваля себя, а просто приглашаем Вас самих исследовать на основании библейских истин и критериев этот вопрос и решить самим для себя, какая церковь является истинной и в какую церковь Христос пришел бы сегодня.

II. Трудные тексты

«и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18-19). «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Базируясь на этом тексте, ряд религиозных конфессий утверждают, что христианская церковь основана на апостоле Петре, а раз папы, как они уверяют, являются преемниками апостола Петра, то следовательно их власть освящена Самим Богом1, Который якобы и вручил им ключи жизни и смерти, а следовательно папы обладают властью прощать людей. Однако давайте посмотрим, что Сам Бог на страницах Библии говорит об этом. Действительно ли Он основал Свою церковь на апостоле Петре? Вот что сам апостол Петр пишет об этом: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петра 2:4-8).

«Тогда Петр, исполнившись Духа Святого, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские! Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен, то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав. Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:8-12).

Итак, сам апостол Петр четко пишет, что этим камнем является Христос! А вот что Сам Христос говорит об этом камне в другом месте. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф.21:42). «Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Лк. 20:17-18). Это были пророческие слова Христа о Самом Себе. Со времен Ветхого Завета скала была одним из символов Бога, грядущего Мессии, Христа. «Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис. 32:1-2). «Имя Господа прославляю; воздайте славу Богу нашему. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:3-4). «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28:16). Апостол Павел также пишет, что «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор. 10:4). Итак, первое. И Ветхий Завет, и апостол Павел, и Христос, и сам апостол Петр называют этим камнем Христа!

Второе. Слово «Петр» по-гречески звучит, как petros, то есть камешек, а слово «камень» по-гречески звучит, как petra, то есть скала. Именно слово petra стоит во всех текстах, что мы приводили выше, и именно это слово стоит, когда Христос в одной из притч говорит о тех, кто и на чем строит свой дом. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7:24).

Таким образом, даже само различие в словах petros и petra четко показывает разницу между Петром и скалой Христом.

Третье. Если бы Христос действительно бы поставил Петра над всеми и на нем основал церковь, то тогда Петр должен был бы выступать, как старший среди апостолов. Если бы Спаситель объявил Петра старшим, то апостолы бы не спорили незадолго до Голгофы, кто из них больший. Однако мы нигде не замечаем в библейском повествовании, чтобы Петр почитался старшим среди апостолов. Более того, старшим среди апостолов почитался апостол Иаков, которого и избрали другие апостолы и ученики, включая и Петра, главой Иерусалимской церкви. «Петр, Иаков и Иоанн, хотя и были особо Спасителем почтены, однако после Вознесения Спасителя не оспаривали друг у друга эту честь, но избрали епископом Иерусалима Иакова Праведного». О первен-стве Петра ничего не говорят ни Киприан (умер в 258 г.), ни Амвросий Медиоланский (умер в 397 г.)1.

Примечательно также, что учение о том, что папы правопреемники Петра, возникает только к V веку, когда папа Лев Великий (440-461) назвал себя викарием, то есть наместником Петра. Тогда как даже Августин Блаженный, один из ведущих отцов католической церкви, представляет самим верующим решать, кого имел в виду Христос под символом камня — Себя или Петра, Иоанн Златоуст четко говорит, что камнем является Христос и что Он говорит в этом отрывке (Мф. 16:18-19) только о важности исповедания веры Петра, признавшего Его Мессией. Блаженный Иероним также называет камнем и главой церкви Христа.

Четвертое. В этом же отрывке Христос говорит: «…и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Петр не мог быть этим камнем, так как врата ада одолели его уже очень скоро, когда он отрекся от Христа и божился, что не знает Его. «Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (Мф. 26:69-75).

Пятое. Чтобы, наконец, окончательно узнать, что Христос имел в виду, необходимо прочитать весь отрывок. «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:13-19). В этих словах «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» Петр выразил веру всех двенадцати учеников во Христа как Мессию. Как Спасителя. Истина, которую исповедал Петр, является основанием веры для всех христиан. Это и есть, как сказал Сам Христос, вечная жизнь (см. подробнее: Е. Уайт. «Желание веков». Любое издание, стр. 412 оригинала). Всем христианам Христос вручает ключи царства небесного. Последние являют собой Слова Самого Христа. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Сам Христос четко говорит о ключах, как о ключах разумения в Царство Небесное: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк. 11:52). Фарисеи вместо того, чтобы нести весть Спасения окружающим народам, говорить им о Боге, замкнулись сами в себе и извратили в глазах людей истину и характер Господа.

Эти слова имеют власть открывать и закрывать небеса. Слова Христа имеют вечную жизнь. «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Слова Христа раскрывают нам условия, на которых люди могут спастись или погибнуть. И потому проповедь Вечного Евангелия является наиглавнейшей задачей Божьей церкви.

• Рассматривая трудные тексты в отношении Божьей Церкви, также необходимо отдельно отметить, что сама концепция построения многих христианских современных храмов и соборов, основывающаяся на построении ветхозаветного святилища (наличие алтарей, как Святого Святых, и пр.), лишена всяческого основания и, более того, в корне противоречит Библии. Дело в том, что согласно Библии в ветхозаветные времена земное святилище было построено по образу небесного. Согласно Божественному повелению на земле был только один центр богослужения! «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:8-9). После Голгофы на земле центр богослужения был упразднен. «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27:50-51). И сейчас центр богослужения только на небе. «Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» (Евр. 8:1-2). «Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» (Евр. 9:11). «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (Откр.11:19). Таким образом, на земле сегодня храма нет. Есть храм Божий на небе, где Христос ведет сегодня за нас ходатайственное служение.