Библиотека soteria.ru
Все что могу — во славу Его
Освальд Чеймберс
Дата публикации: 25.09.14 Просмотров: 15635 Все тексты автора Освальд Чеймберс
Март
Вам Господь делал больно?
«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Иоанна 21:17)
Вам бывало больно, когда Господь трогал вас за живое, касался вашего самого больного места, в котором таится все самое сокровенное? Туда нет хода ни дьяволу, ни греху, ни человеческим страстям — туда не может проникнуть ничто, кроме слова Божьего. «Петр опечалился, что в третий раз спросил его…» Он начинал убеждаться, что в самой сути своего естества он все-таки был Иисусу предан, до него начинал доходить смысл спокойных, но настойчивых вопросов Христа. У Петра не осталось ни малейших иллюзий, больше он уже не обманулся бы. Совершенно неуместны были бы сейчас громкие слова и жесты. Господь просто давал Петру понять, насколько же Петр все-таки Его любит. И Петр, сам поражаясь этому, сказал: «Господи! Ты все знаешь». Петр начинал понимать, насколько же он на самом деле любил Христа. Но он не сказал: «Вот чем я могу доказать, что я Тебя люблю». Петр сам только-только начинал открывать в себе эту великую любовь к Господу, понимать, что ни в небесах, ни на земле нет никого, подобного Иисусу Христу. И обо всем этом он даже не догадывался, пока Господь не задал ему эти вопросы, которые перевернули всю его душу. Своими вопросами Господь всегда мне показывает в истинном свете меня же.
С каким же терпением, прямотой и мудростью Иисус Христос обращается к Петру! Наш Господь всегда задает Свои вопросы вовремя — ни мгновением раньше, ни мгновением позже. Это бывает с каждым, редко, но, наверное, хоть раз да бывает: Господь нас ставит в такое положение, где мы не можем Его не услышать, и причиняет нам боль Своими вопросами, от которых нам не спрятаться. И тогда мы понимаем, что мы на самом деле любим Его гораздо сильнее, чем можно высказать в любых самых громких словах.
Дело, в котором нет выходных
«Паси овец Моих». (Иоанна 21:17)
Так рождается любовь. Любовь Божья нерукотворна, Бог Сам и есть любовь. Когда мы принимаем Духа Святого, Он объединяет нас с Богом, и в нас появляется Божья любовь. И когда душа соединяется с Богом Духом Святым, пребывающим в ней, это еще не конец. Цель Бога не в этом, цель Его в том, чтобы мы были едины с Отцом так, как един с Ним Иисус. И как же был един с Отцом Иисус Христос? А так, что Отец послал Его к нам, чтобы Он отдал Свою жизнь за нас. А Христос говорит: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21).
Вопрос Господа, от которого Петру стало так больно, помог ему понять, что Христа Он все-таки любит. И тогда Господь говорит самое главное: «Неси эту любовь другим». Не нужно бить себя в грудь, что ты Меня любишь, не нужно на всех перекрестках кричать об этом нашем разговоре, нужно лишь одно: «Паси овец Моих». А овцы у Христа попадаются такие, что просто беда! Одни все вывалялись в грязи, другие бодаются, третьи так и норовят куда-нибудь улизнуть!
Но Божьей любви хватит на всех, и ее хватит на всех и у меня тоже, если я буду брать ее именно у Него. Божья любовь не обращает внимания на то, на что обращаю внимание я. Если я люблю своего Господа, я не должен подчиняться своим симпатиям и антипатиям, у меня есть дело — пасти овец Его. В этом деле нет выходных и отпусков, с него не уходят на пенсию. Будьте осторожны, не подменяйте любви Божьей делами, которые делаются из простой человеческой привязанности, потому что в конце концов это приведет к поношению на любовь Божью.
А может ли и со мной быть так?
«Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью…» (Деяния 20:24)
Богу легче служить, когда Он тебе не открыл будущего, легче трудиться для Него, если Он тебя на этот труд не призвал, потому что в таком случае тебя не волнует, чего от тебя требует Бог, ты руководствуешься здравым смыслом, наряженным в христианские одежды. Все у тебя будет лучше удаваться, тебе будет сопутствовать удача, ты будешь чувствовать себя гораздо свободнее, если так и не расслышишь, к чему тебя призывает Бог. А после того как ты получишь задание от Иисуса Христа, тебя постоянно будет подстегивать сознание того, чего от тебя ожидает Бог, и ты уже больше не сможешь трудиться для Него, основываясь только на здравом смысле.
Что же для меня по-настоящему дорого? Если Иисус Христос еще не овладел мной, я буду дорожить служением, дорожить временем, которое я отдаю Богу, «дорожить своею жизнью». Павел говорит, что он дорожил своей жизнью только потому, что она была ему нужна для исполнения вверенного ему служения. На все другое он свои силы тратить отказывался. Во взятом нами стихе (Деян. 20:24) в словах Павла сквозит прямо-таки «Божественное раздражение»: «Да не собираюсь я о себе думать!» Ему было абсолютно безразлично все, кроме главной цели — совершить служение, которое он принял. Дела наши могут мешать нам покориться Богу, потому что, делая что-то для Бога, мы твердим сами себе: «Помнишь, как много пользы ты принес там?» или: «Подумай, сколько хорошего ты мог бы сделать, если бы занялся этим». При таком отношении Иисус Христос нам уже не указчик, куда нам идти, решает не Он, а мы сами, прикидывая, где от нас будет больше толку. Никогда не нужно думать, есть от вас толк или нет, нужно постоянно думать о другом: о том, что вы принадлежите не себе, а Ему.
Так Он действительно Господь?
«…Только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса». (Деяния 20:24)
Радость — это, иначе говоря, чувство полного удовлетворения от того, что я исполнил свое предназначение, совершил то, для чего был создан и рожден свыше. Здесь не идет речь о каком-то одном удачно выполненном деле. Господь наш радовался, что Он исполнил то, для чего Его послал Отец, и сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Принял ли я служение от Господа? Если да, то я должен быть ему верен и дорожить своей жизнью только в смысле исполнения этого служения. Вы только подумайте, как приятно будет услышать от Иисуса: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Мф. 25:21). Каждому из нас нужно найти свое место в жизни, и в духовном смысле мы это место находим, когда принимаем свое служение от Господа. А чтобы это сделать, нужно хорошенько пообщаться с Христом, нужно узнать Его не просто как личного Спасителя, а гораздо ближе. «И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9:16).
Любишь ли ты Меня?» Тогда «паси овец моих» (Ин. 21:17). Служение не предлагается на выбор. Выбора нет — от нас требуется только абсолютная верность призванию, полученному от нашего Господа, верность тому, что вы узнаете, когда входите в самый тесный контакт с Богом. Если вы получили служение от Господа Иисуса, вы знаете, что нужда и призвание — это далеко не одно и то же. Нужда — это просто возможность что-то сделать. А призвание — это верность служению, которое вы приняли прямо из рук Христа. При этом не имеется в виду, что для вас четко очерчена сфера служения. Имеется в виду, что вам придется не обращать внимания на другие возможности служения.
В гуще повседневной суеты
«…В великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах…» (2-е Коринфянам 6:4)
Чтобы сделать следующий шаг, когда ты не видишь, куда ступаешь, и когда на тебя никто не смотрит, — следующий шаг в молитве, в учебе, в чтении, в домашних делах, — нужна особая, великая благодать. Без нее не сделать следующего шага в исполнении своего долга, когда Бог тебе не приоткрывает будущего, когда нет особого пыла и когда никто на тебя не смотрит. Чтобы сделать такой шаг, чтобы стать еще ближе к Богу, нужно гораздо больше благодати Божьей, гораздо больше усилий воли, чем чтобы благовествовать.
Каждому христианину нужно стать сопричастником сути Воплощения, нужно свои идеи облечь в плоть и кровь и взяться за дело не в теории, а на практике. Когда впереди не видно ни зги, когда нет никакого духовного подъема, а на горизонте одна рутина, одни привычные, повседневные дела, — мы теряем интерес к жизни. Но для Бога и для людей в конечном счете важны именно такие неприметные и не всегда приятные дела, и устоять под гнетом повседневности можно только в том случае, если будешь постоянно взирать на Бога. Просите Бога, чтобы вам не сводить духовного взора с Воскресшего Христа, — и вам не будет страшна никакая рутина. И постоянно ищите спасения от одолевающих вас сомнений и суеты в 13-й главе Евангелия от Иоанна.
Непреходящее сияние
«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас». (Рим. 8:37)
Павел говорит о том, что может отделить святого Божьего от любви Божьей, вбить клин между ним и этой любовью. И самое прекрасное в том, что вбить этот клин между любовью Божьей и святым Божьим не может ничто. Что-то может стать между нашими молитвами и Богом и разлучить нас с Богом чисто в наших ощущениях (и оно не только может, но и действительно становится и разлучает), но ничто не может вбить клин между любовью Божьей и душой святого Божьего. Основание нашей христианской веры — это не заслуженное нами, невероятное и неисследимое чудо любви Божьей, явленной на Голгофском кресте, любви, которой мы никогда не могли бы заслужить и никогда ничем не заслужим. Павел говорит, что именно поэтому мы преодолеваем все сие, из всего выходим победителями, выходим с радостью, которой и не имели бы, если бы не то, что, как нам вначале кажется, грозит нам погибелью.
Вид волн, внушающих панический ужас простому пловцу, отзывается в сердце того, кто научился взмывать на их гребни, великой радостью. То же самое может происходить и с нами — именно наши проблемы, именно страдания, скорби и гонения могут дарить нам несравненную радость, если с ними не бороться. Что с ними бороться? Мы «все сие» уже преодолели с Божьей помощью, и не вопреки всему этому, а как раз именно окунувшись во все это. Святой Божий испытывает радость в Господе не вопреки страданиям, а именно благодаря страданиям. «Преизобилую радостью, при всей скорби нашей», — говорит Павел (2 Кор. 7:4).
Непреходящее сияние не может исходить ни от чего преходящего, оно может исходить лишь от любви Божьей, которая неподвластна никаким переменам. И все, что с нами случается в этой жизни, все страшное и все суетное, просто неспособно посягнуть на любовь Божью, которая сокрыта во Христе Иисусе, Господе нашем.
Отказаться от самого себя
«Я сораспялся Христу». (Галатам 2:19)
Никто не может стать с Христом единым целым, пока не решится оставить не только свой грех, но и свои взгляды, свое мировоззрение. Быть рожденным свыше, от Духа Божьего, означает отказаться от всего, прежде чем что-то получить, и в первую очередь нужно отказаться от всякой фальши. Наш Господь ожидает от нас не доброты, не честности, не благородных порывов, а самого простого, самого настоящего греха. Только грех Он и может от нас принять. И что же Он дает нам взамен греха? Самую простую, самую настоящую праведность. Но нам нужно отказаться от всяких попыток кем-то казаться, от всякой надежды заслужить благосклонность Божью.
И тогда Дух Божий покажет нам, от чего нужно будет отказываться потом. Шаг за шагом мне придется отказываться от права на самого себя. Готов ли я отказаться от своих прав на все, чем владею, от прав на свои симпатии и антипатии, на что бы то ни было вообще и пережить смерть Иисуса Христа как свою собственную?
Прежде чем мы сможем от всего этого отказаться, нам обязательно придется пройти через самое жестокое разочарование. Когда человек увидит себя без прикрас, так, как его видит Господь, его потрясут не отвратительные грехи плоти, а ужасный корень греха — гордыня его сердца, восстающая против Иисуса Христа. И когда он увидит себя в свете Господнем, он испытает истинный стыд, настоящий ужас и горькое обличение.
Если вы чувствуете, что вам от чего-то нужно отказаться, не останавливайтесь перед этим, отказывайтесь от всего, от чего только можно, и Бог даст вам все, чего Он требует от вас.
Уйти или остаться?
«Не хотите ли и вы отойти?» (Иоанна 6:67)
Вопрос прямее некуда. Слова Господа нашего пронзают нас сильнее всего, когда Он говорит проще всего. Мы знаем, кто такой Христос, но Он все равно спрашивает нас: «Не хотите ли и вы отойти?» Нам не нужно никогда бояться рискнуть и пойти за Христом.
С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6:66). Они ушли от Иисуса, ушли не прямо в грех, но все-таки вернулись к прежней жизни. Сегодня многие издерживают свое и истощают себя в труде для Иисуса Христа, но с Ним не ходят. А Бог постоянно хочет от нас только одного — чтобы мы и Христос были едины. После освящения вся наша духовная жизнь только в этом и заключается. Если Бог ясно дает вашей душе понять, чего Он хочет, не пытайтесь действовать какими-то методами, просто живите, абсолютно во всем полностью полагаясь на Иисуса Христа. Никогда не пытайтесь жить с Богом на каких-либо иных условиях, чем Его. А Его условия одни — полностью Ему довериться. Уверенность в том, что я ничего не знаю, — вот секрет того, как ходить с Иисусом.
Петр видел в Иисусе только Того, Кто может даровать ему и всему миру спасение. Наш Господь хочет, чтобы мы впряглись с Ним в одно ярмо.
В 70-м стихе Христос напоминает Петру то, что ему нужно было вспомнить. Его избрал Христос. А за других мы не в ответе. Мы в ответе только за себя.
Не только словом, но и жизнью
«Проповедуй слово…» (2-е Тимофею 4:2)
Мы спасены не только для того, чтобы быть «каналами» благословений для других, а для того, чтобы быть сыновьями и дочерьми Божьими. Бог делает из нас не духовных медиумов, а духовных посланников — Его весть должна стать частью нас самих. Вестью Божьей был Сын Божий, Его слова были дух и жизнь. А мы, Его ученики, должны стать живым воплощением той вести, которая поручена нам. Служить сколько угодно может и сердце плотское, но, чтобы вся наша жизнь стала живой вестью Божьей, нужно, чтобы сердце наше было сломлено обличением во грехе, прошло через крещение Духом Святым и полностью покорилось цели Божьей.
Между свидетельством и проповедью есть разница. Проповедник — это тот, кто осознал призыв Божий и исполнился решимости отдать все силы на то, чтобы нести истину Божью. Бог ломает наши собственные представления о смысле жизни и, не щадя нас, лепит из нас то, что нужно Ему. Именно так Он поступал, начиная со дня Пятидесятницы, с учениками. Пятидесятница учеников ничему не научила, в тот день они просто стали воплощением того, что проповедовали: «И будете Мне свидетелями» (Деян. 1:8).
Пусть Бог творит все, что хочет, когда вы будете говорить. Прежде чем Божья весть сможет даровать свободу другим душам, вы сами должны испытать, что же это за свобода. Собирайте дрова для костра, а когда начнете говорить, поджигайте этот костер.
Видение
«Я не воспротивился небесному видению». (Деяния 26:19)
Если мы теряем «небесное видение», виноваты в этом только мы сами. А теряем мы это видение, потому что где-то что-то в нашей духовной жизни прохудилось и протекает. И если своей веры в Бога мы не проявляем в конкретных делах, то нечего и говорить о том видении, которое нам дал Бог. А не воспротивиться небесному видению можно лишь в том случае, если мы все, что можем, отдадим во славу Божью, а отдать мы сможем лишь в том случае, если мы будем постоянно усилием воли вспоминать о небесном видении. И проверяются наши благие намерения шестьдесят секунд в минуту и шестьдесят минут в час, а не только, когда мы молимся или сидим на собрании.
И хотя бы и замедлило, жди его» (Авв. 2:3). Мы не можем заслужить исполнения видения. Мы должны жить им, пока оно не исполнится. А у нас столько всяких дел, что ни до каких видений нам дела как раз и нет. Сначала мы вроде бы что-то и видели, но дождаться терпения не хватило — дела ведь не могут ждать. И мы совсем не заметили, как видение исполнилось. А верность наша Богу проверяется именно в том, хватит ли нам терпения ждать исполнения видения, когда оно медлит. И, бросаясь с головой в омут дел, мы не только не замечаем исполнения видения, но и губим свою душу.
Следите за Божьими вихрями. Бог рассеивает по миру святых Своих только ураганами Своими. Не окажетесь ли вы пустым стручком? И зависит это только от одного — будете ли вы жить в свете того, что увидели. Пусть вас унесет в Своем вихре Бог, не рвитесь никуда сами, пока этого не сделает Он. Начнете выбирать свою грядку — окажетесь пустым стручком. А если вас посеет Бог — обязательно принесете плод.
Очень важно ступать туда, где путь озарен светом с небес.
Оставлять так оставлять
«И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою». (Марка 10:28)
Наш Господь по сути отвечает Петру, что оставлять «все» нужно ради Него Самого, а не ради того, что от этого будет ученикам. Будьте осторожны. Нет ли в вашем отречении от «всего» коммерческой жилки: «Я отдамся Богу, потому что хочу избавиться от греха, потому что хочу стать святым»? Все это придет, если вы будете помнить, кто вы, а кто Бог. Но не это в христианстве главное. Если мы оставляем все, то оставляем просто так, а не за что-то. Мы все настолько прониклись духом коммерции, что к Богу идем только затем, чтобы что-то от Него получить, а не просто ради Него Самого. Это то же самое, что сказать: «Нет, Господи, Ты мне не нужен, мне нужен я сам, только чистенький и исполненный Духом Святым, чтобы меня можно было выставить всем напоказ и чтобы я мог сказать: «Вот что сделал мне Бог»». Если мы что-то отдаем Богу только для того, чтобы получить взамен больше, никакое это не отречение, никакого Святого Духа здесь нет и близко — это жалкий интерес обыкновенного торгаша. То, что мы попадаем на небеса, то, что мы избавляемся от греха, то, что мы можем на что-то пригодиться Богу, — все это для истинного отречения главного значения не имеет, отрекаются от всего по-настоящему только ради Самого Иисуса Христа.
Когда на нашем пути встают отношения с людьми, кем для нас становится Иисус Христос? Большинство из нас Его оставляют: «Да, Господи, я слышал Твой зов. Но вот тут с матерью проблемы (с женой, с моими собственными интересами), и дальше я пока пойти не смогу». «Тогда, — говорит Иисус, — ты не можешь быть Моим учеником»
Истинность отречения всегда проверяется тем, насколько мы можем преодолеть плотские привязанности. Преодолевайте их, и не бойтесь — Бог долюбит за вас всех тех, кого вам пришлось обидеть, отрекаясь от них. Пусть ничто не помешает вам «оставить все» для Бога. Большинство из нас знакомы с этим лишь в теории.
Отречение Божье
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…» (Иоанна 3:16)
Спасение — это не просто избавление от греха или осознание собственной святости. Спасение Божье — это спасение от себя самого и единение с Самим Богом. Может быть, я ничего в своем спасении и не вижу, кроме избавления от греха и своей святости. Но вообще-то спасение подразумевает, что Дух Божий меня соединил с живым Богом, и я испытываю истинный трепет, вступая в контакт с чем-то большим, чем я сам, окунаясь в Бога и отрекаясь от себя, как отрекся от Себя Он.
Сказать, что мы призваны проповедовать святость или освящение, — значит попасть со стремнины в омут. Мы призваны проповедовать Иисуса Христа. А то, что Он спасает нас от греха и делает святыми, — всего лишь малая часть того, что нам дает чудное отречение от себя ради Бога.
Если мы отрекаемся от себя, мы сами об этом не думаем, потому что в этом случае все права на нашу жизнь переходят к Тому, ради Кого мы отрекаемся. И не нужно разглагольствовать об отречении от себя, если вы ничего об этом не знаете. А вы ничего об этом никогда и не узнаете, пока не поймете: классический стих Иоанна 3:16 означает, что Бог отдал Себя до конца, всего без остатка. И, отрекаясь от себя, мы отдаем себя Богу точно так же, как Бог отдал Себя нам, без всяких прикидок и расчетов. А все то, к чему отречение от себя приводит, нам просто в голову не приходит, потому что жизнь наша отныне с Ним и у Него.
Послушание
«…Того вы и рабы, кому повинуетесь…» (Римлянам 6:16)
Первое, что мне нужно сделать, когда я пытаюсь разобраться, во власти какой силы нахожусь, — это признать неприятный факт, что я в ответе за то, кто мной управляет. Если я раб самому себе, виноват в этом я, потому что в какой-то момент в прошлом я добровольно сделался рабом своего «я». Точно так же, если я повинуюсь Богу, я это делаю потому, что когда-то покорился Ему.
Стоит ребенку стать эгоистом, рабом своего «я», и он попадет в рабство к самой жестокой тирании, какая только есть на земле. В человеческой душе самой по себе просто нет сил, способных разорвать узы рабства, в которые мы добровольно даем себя заковать. Стоит поддаться всего на секунду какой-либо похоти (а похоть — это все то, о чем мы говорим: «Мне это нужно прямо сейчас», будь то похоть плоти или похоть ума), поддаться всего разок — и, хоть вы потом будете себя ненавидеть за свою слабость, вы станете рабом того, чему поддались. И человеческими силами от этого не избавиться никак, здесь может помочь лишь Искупление. Нужно в полном уничижении покориться Тому единственному, Кто может сломить власть любой другой силы, Господу Иисусу Христу: «Он помазал Меня… проповедовать пленным освобождение» (Лк. 4:18).
А убеждаемся мы в этом на самых смешных мелочах. «Ну, уж от этой-то привычки я откажусь, когда только захочу». Не откажетесь. Окажется, что эта привычка вас полностью держит в своей власти, потому что покорились вы ей добровольно. Легко говорить, что Бог разорвет все оковы, и в то же самое время жить в самом беспросветном рабстве своему «я». А если покориться Христу, то в жизни любого человека всякому рабству обязательно придет конец.
Уроки смятения
«…И, следуя за Ним, были в страхе». (Марка 10:32)
Сначала мы были уверены, что знаем об Иисусе Христе все, было так радостно все продать и броситься с головой в Его любовь. Но теперь этой былой уверенности нет. Иисус шагает впереди, и в Нем заметно что-то не то… «Иисус шел впереди их, а они ужасались».
Иногда выражение лица Иисуса может обдать холодом сердце ученика Его, и у этого ученика вдруг перехватит дыхание. Каким же непонятным и ужасным может быть Христос — лик Его, «как кремень» (Ис. 50:7), Он уверенным, размашистым шагом идет куда-то вдаль. Это уже не Советник и не Друг, Он весь во власти какой-то идеи, о которой я ничего не знаю, и Он меня просто поражает. Сначала я был уверен, что понимаю Его, но теперь эта уверенность развеялась, как дым. Я начинаю понимать, что между мной и Иисусом Христом все-таки есть какой-то промежуток, разрыв. Я уже не могу быть с Ним на дружеской ноге. Он идет далеко впереди меня и совсем не оглядывается. Я понятия не имею, куда Он идет, а пункт назначения нашего пути вообще скрылся из виду.
Иисусу Христу пришлось испытать соблазн всякого греха и тяжесть всякого горя, которое только может испытать человек. Именно поэтому Он и кажется нам непонятным. И когда мы Его видим таким, мы Его не узнаем, мы не видим в Нем ничего общего с тем Христом, Которого мы знали, и не знаем, как же нам идти за ним, с чего начать. Он где-то там, далеко впереди, Он такой далекий и непонятный, и это мало похоже на отношения между друзьями.
В жизни ученика Христа есть место и такому смятению чувств. Опасность таких моментов заключается в том, что мы можем вернуться к своему родному и уютному очагу и начать раздувать его (ср. Ис. 1:10-11). И когда наступает затмение и смятение, терпите, пока оно не пройдет, потому что, если вытерпите, пойдете за Христом с радостью неизреченной.
Как готовиться к судилищу
«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово». (2-е Коринфянам 5:10)
Павел говорит, что нам всем — и проповедникам, и простому народу — «должно явиться пред судилище Христово». И если вы научитесь жить в ослепительном свете Христовом здесь и сейчас, на судилище вы будете только восторгаться тем, что совершил в вас Бог. Никогда не упускайте из виду судилища Христова, прямо сейчас ходите по максимуму в свете той святости, которую Он вам явил. Если вы неправильно к кому-то настроены, кончится все тем, что вами станет править дьявольский дух, какими бы святыми вы ни были. Стоит прийти к вам в голову всего одной плотской мысли, и она одна может устроить в вашей душе полный ад. Сразу же тяните эту мысль на свет и говорите: «Боже, в этом я был неправ». Если вы так не будете поступать, вы будете все больше и больше ожесточаться сердцем. Наказание за грех — утверждение во грехе. За грех нас карает не только Бог: грех сам утверждается в грешнике и воздает ему сполна. Ни напряжение духовных сил, ни молитвы не помогут вам перестать делать какие-то конкретные пакости, а наказание за грех будет заключаться в том, что вы будете постепенно привыкать к нему и вообще перестанете считать грехом. А прервать это естественное развитие греха в душе может лишь одна сила — сила Духа Святого, пребывающего в нас.
Если же ходим во свете, подобно как Он во свете» (1 Ин. 1:7). Для многих из нас ходить во свете значит ходить по той струнке, которую мы сами для кого-то натягиваем. А самое страшное фарисейство сегодня — это не открытое лицемерие, а самообман, жизнь в мире собственных иллюзий.
Главная цель слуги Божьего
«И потому ревностно стараемся… быть Ему угодными…» (2-е Коринфянам 5:9)
И потому ревностно стараемся…» Это очень трудное дело — постоянно помнить о своей главной цели. Это значит твердо держаться высоких идеалов из года в год и стараться не души приводить к Богу или церкви и пробуждения организовывать, а стремиться только к одному — «быть Ему угодными». Наши дела кончаются пшиком не потому, что у нас мало духовного опыта, а потому, что мы не очень-то усердно храним верность своему идеалу. Хотя бы раз в неделю проведите пред Богом инвентаризацию своей духовной жизни и посмотрите, стараетесь ли вы, чтобы жизнь ваша была такой, какой хочет ее видеть Он. Павел поступает, как музыкант, которому не нужны аплодисменты зала, если он замечает взгляд одобрения на лице своего учителя.
И любые устремления, которые хотя бы на миллиметр отступают в сторону от этого, главного — «быть Ему угодными», могут привести нас к краху, к отвержению. Учитесь распознавать, куда вас ведут желания и старания, и тогда вы поймете, почему так важно жить, не сводя глаз с Господа Иисуса Христа. Павел говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27), то есть: «Чтобы тело мое не толкнуло меня на неправильный путь, я постоянно настороже, всегда готов усмирять и порабощать его».
Мне нужно научиться соотносить все с главной своей целью и делать это постоянно. Я только того ст?ю пред Богом на людях, чего ст?ю один на один с Богом. Так какова же моя главная цель — быть угодным Ему и принятым Им или все-таки цель у меня пониже, хоть и очень благородная?
И мне нужно тоже стать таким же?
«…Совершая святыню в страхе Божием». (2-е Коринфянам 7:1)
Итак… имея такие обетования…», я по праву верю в то, что Бог их исполнит, но это лишь человеческая сторона дела. Божественная его сторона заключается в том, что, признавая Божьи обетования, я признаю и Божьи права на меня самого. Понимаю ли я, например, что тело мое — храм Духа Святого, или у меня есть какая-то привычка плоти моей, которая явно не несет на себе света Божьего? Через освящение во мне «изображается Христос» (см. Гал. 4:19), и мне нужно послушанием Ему преобразить свою естественную жизнь в жизнь духовную. Бог нас учит абсолютно во всем, вплоть до самых мелочей. И когда Он начинает проверять, насколько вы внимаете Его урокам, не совещайтесь с плотью и кровью, а сразу же очищайтесь. И продолжайте очищаться постоянно, день за днем. Мне нужно очищаться от всякой скверны плоти и духа, пока и плоть, и дух не придут в соответствие с сущностью Божьей. В полной ли гармонии находятся помышления духа моего с жизнью Сына Божьего во мне, или я выхожу из подчинения Богу на уровне мыслей своих? Появляются ли во мне те же чувствования, какие и во Христе, Который никогда ничего не говорил, исходя из Своих прав на Себя Самого, а непрестанно сознательно и добровольно покорял Свой Дух Отцу Своему? Я отвечаю за то, чтобы мой дух был настроен на Его Дух, и тогда Христос шаг за шагом доведет меня до Своего уровня — до полной покорности воле Его Отца независимо от чего бы то ни было. Совершаю ли я такую святыню, живу ли в такой святости в страхе Божьем? Получается ли у Бога со мной то, что Он задумал, и видят ли во мне другие люди все лучше и лучше Бога?Принимайте всерьез все, что касается Бога, а все остальное оставьте в покое с легким сердцем. Пусть Бог будет у вас на первом месте во всем в буквальном смысле этого слова.
Путь веры Авраама
«…И пошел, не зная, куда идет». (Евреям 11:8)
В Ветхом Завете признаком близости человека к Богу было его отделение, уход от чего-то. Авраам оставил свою родину и родню. Сегодня человек призван отделяться от самых дорогих ему людей не столько телом, сколько разумом и душой, отказываясь разделять их взгляды, если у них нет этой самой близости к Богу. И Христос об этом говорил весьма недвусмысленно (см. Лк. 14:26).
Вера никогда не знает, куда ее ведет Бог. Она просто любит и знает Того, Кто ее ведет. Жить нужно верой, а не разумом или рассудком. Нужно познавать Того, Кто нас куда-то «отправляет». Корень веры — личное знакомство с Богом, а одна из самых опасных ловушек на этом пути — мысль о том, что Бог обязательно приведет нас к благополучию.
Жизнь веры имеет своей целью выковать характер человека. Пока характер выкуется и закалится, человеку предстоит пройти через много промежуточных перековок — когда молишься, чувствуешь, как тебя охватывают благословения Божьи, и тогда меняешься, но потом снова тянется череда обычных дней и дел и слава исчезает. Жить верой не значит парить на крыльях, а значит идти, превозмогая усталость. И речь здесь идет даже не об освящении, а о чем-то гораздо большем, чем освящение — о вере, которая прошла через испытания и доказала, что она вера. Жизнь Авраама служит для нас уроком не освящения, а веры в живого Бога, веры испытанной и закаленной. «Поверил Авраам Богу…» (Рим. 4:3).
Дружба с Богом
«…Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Бытие 18:17)
Ее блаженство. В этой главе (Быт. 18) говорится о блаженстве истинной дружбы с Богом в сравнении с мимолетными ощущениями присутствия Его в молитве. Быть в такой близости к Богу, что вообще не нужно просить Его открыть Свою волю, — значит приближаться к заключительной стадии обучения вере. Если у вас все в порядке с Богом, вы будете жить жизнью истинной свободы и блаженства, вы сами и будете волей Божьей, и все решения, которые вы будете принимать, руководствуясь здравым смыслом, как раз и будут Его волей для вас. А если что-то вы сделаете не так, Он вмешается и покажет вам вашу ошибку. В таком состоянии принимайте решения смело, зная, что, если вы ошибетесь, Бог вас всегда поправит. Только, если действительно начнет поправлять, сразу же останавливайтесь.
Ее трудности. Почему же Авраам все-таки перестал молиться? Он не был еще настолько близок к Богу, чтобы продолжать молиться с дерзновением, пока Бог не даст ему по желанию его. Чего-то в отношениях Авраама с Богом еще все-таки не хватало. И когда мы останавливаемся в молитве и говорим: «Не знаю, наверное, на это все-таки нет воли Божьей», — нам нужно сделать еще один шаг. У нас пока нет такой близости к Богу, какая была у Иисуса, и какой Он хотел для нас — «Да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:22). Вспомните последнее, о чем вы молились, — что для вас было важнее: ваше желание или Бог? Вы хотели во что бы то ни стало получить какой-то дар Духа или пробиться к Богу? «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Самое главное, чего нужно просить, — это лучше познать Бога. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). Так что продолжайте молиться, чтобы еще лучше понять Самого Бога.
Интересоваться Христом или умереть с Ним?
«Я сораспялся Христу». (Гал. 2:19)
Каждому из нас обязательно нужно подписать смертный приговор своей греховной природе, своему влечению ко греху, облечь все свои благие порывы и благородные убеждения в четкую форму, вынести вердикт своей склонности ко греху, а точнее, своим правам на самого себя. Павел говорит: «Я сораспялся Христу». Он не говорит: «Я решил подражать Христу» или «Попробую за Ним идти». Он говорит именно так, что значит: «Я умер вместе с Ним, Его смертью». И когда я прихожу к такому решению и начинаю действовать, исходя из него, тогда все, что Христос совершил на кресте для меня, начинает совершаться во мне. Когда я добровольно отдаюсь Богу, у Духа Святого появляется возможность наделить меня святостью Иисуса Христа.
И уже не я живу…» Я остаюсь самим собой, но суть моей жизни, ее движущие мотивы и сила, которая ею руководит, меняются неузнаваемо. Телом я все тот же, но во мне уничтожено древнее сатанинское право самому распоряжаться своей жизнью.
А что ныне живу во плоти…» не той жизнью, которой хотел бы жить и о которой прошу Бога, а жизнью, которой реально живу именно сейчас, жизнью, которую видят люди, — «живу верою в Сына Божия». И тут речь не столько о вере самого Павла в Иисуса Христа, сколько о вере, которую ему даровал Сын Божий. Это уже не вера в саму веру, а вера, преодолевающая все преграды, которые только можно себе представить, вера такая, какая была у Сына Божьего.
Тайна горящего сердца
«…Не горело ли в нас сердце наше?..» (Луки 24:32)
Нам нужно разгадать тайну горящего сердца. Когда нам является Христос, в сердце загорается пламя, и мы видим то, чего не видели раньше. Но потом нам нужно открыть секрет, как пронести это горение сердца через все, что нам встретится на пути. А встретится нам и попытается затушить пламя в нашем сердце скучный, пустой, серый день со скучными и пустыми делами и скучными и пустыми людьми. И чтобы они не затушили пламя в нашем сердце, нам нужно познать секрет, как пребывать во Христе.
Больше всего бед мы, христиане, терпим не по причине греха, а потому, что не знаем законов, которым подчиняется наше естество. Например, чтобы узнать, можно ли давать в каком-то случае волю чувствам, есть один-единственный способ: посмотреть, к чему приведут чувства, которым мы дадим волю. Доведите ход событий до его логического завершения, и, если Бог это завершение явно осуждает, никакой воли таким чувствам и не думайте давать. Но если это чувство возжигает в вас Дух Божий, а вы не даете ему хода, оно все равно прорвется, но не там, где того хотел Бог, а на низшем уровне. Так появляются на свет сентиментальные натуры. И чем выше чувство, тем более нездоровым будет его искаженное проявление, если не дать ему воли на том уровне, на котором хочет Бог. Если вас к чему-то побуждает Дух Святой, сжигайте за собой как можно больше мостов — и пусть будет, что будет. На горе Преображения остаться надолго мы не можем, но повиноваться тому свету, который мы на этой горе получили, мы должны обязательно, мы должны этим светом жить. Если Бог нам что-то открывает, это для нас сигнал к действию, чего бы нам это ни стоило.
Не зажечь по своему хотенью
Нам в душе священного огня:
Он горит по Духа дуновенью,
Тайну Божью бережно храня.
В миг блаженства явлено виденье,
Ждет же в час унынья исполненья.
А не плотской ли я?
«Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы?» (1-е Коринфянам 3:3)
Ни один неверующий понятия не имеет, что значит быть «плотским». Такое состояние наступает лишь тогда, когда плоть восстает против Духа, Который вошел в человека при рождении свыше, а Дух восстает против плоти. «Поступайте по духу, — говорит Павел, — и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал. 5:16), и тогда не будете «плотским».
Вы любите поспорить, вас легко выводят из себя какие-то мелочи? Вы скажете, что христиане такими быть не могут? А Павел говорит, что очень даже могут, и связывает такое поведение верующего именно с его плотским состоянием. Есть ли в Библии какая-то истина, которая у вас сразу же вызывает раздражение? Если да, то это доказательство вашего плотского состояния. Если освящение идет своим чередом, такого духа в вас не должно оставаться и следа.
Если Дух Божий обнаруживает в вас что-то не то, Он не требует от вас исправить изъян, Он просит вас просто принять свет Его и берется Сам все исправить. И дитя света сразу же исповедует грех и предстанет пред Богом таким, какое оно есть. Дитя же тьмы скажет: «Я сейчас все объясню». Так что, когда воссияет свет и Бог обличит вас во зле, будьте дитем света, исповедуйте свой грех, и Бог все, что нужно, исправит. А будете оправдываться, всего-то и докажете, что вы дитя тьмы.
А как узнать, что я уже не плотской? Не обманывайтесь: если вы выйдете из плотского состояния, вы обязательно об этом узнаете, просто не можете не узнать. Бог позаботится о том, чтобы у вас было полным-полно возможностей убедиться в чуде Его благодати. Единственное доказательство — испытание на деле. «Ничего себе! — очень скоро скажете вы. — Если бы со мной так обошлись раньше, они бы у меня получили!» И так будет всегда: вы не перестанете изумляться до глубины души тому, что Бог с вами сделал изнутри.
Умаляться, чтобы дать место Ему
«Ему должно расти, а мне умаляться». (Иоанна 3:30)
Если какая-то душа не может жить без вас, вы делаете что-то не то, чего хочет Бог. Ваше дело как труженика на ниве Божьей — быть другом Жениха. И когда вы видите, что какая-то душа понимает, чего от нее требует Иисус Христос, знайте: вы вели ее туда, куда нужно. И вместо того чтобы пытаться укрыть этого человека от испытаний и проблем, молитесь, чтобы их было еще в десять раз больше, пока не произойдет так, что ни на земле, ни в аду не будет никакой силы, которая сможет стать преградой между этой душой и Христом. Мы же раз за разом пытаемся неумело играть роль Божьего промысла, которая нам явно не по плечу. Мы только путаемся под ногами у Бога, не к месту говоря: «Вот этого и этого быть не должно». Вместо того чтобы доказывать, что мы — друзья Жениха, мы спотыкаемся о свои симпатии к человеку, и однажды эта душа скажет: «Мне попался какой-то злодей. Он заслонял собой Христа, и я не мог Его хорошо рассмотреть».
Не нужно радоваться вместе с человеком тому, чему радоваться не нужно. «…А друг жениха… радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:29-30). Эти слова сказаны с радостью, а не с печалью — наконец-то люди увидят Самого Жениха! Иоанн говорит: «…Радость моя…» Самого труженика просто нет, он исчез, и больше о нем никто не вспомнит.
Внимательно вслушивайтесь, чтобы услышать в жизни другого человека голос Жениха. Пусть вас не смущает, что, услышав этот голос, человек паникует, что у него все начинает идти наперекосяк, что начинаются проблемы со здоровьем, — радуйтесь безудержной Божественной радостью, если услышите Его голос. Очень часто бывает так, что Иисусу Христу нужно все в чьей-то жизни сломать, прежде чем Он сможет этого человека спасти (Ср. Мф. 10:34).
Самая деликатная миссия на земле
«…Друг жениха…» (Иоанна 3:29)
Доброта и чистота никогда не должны привлекать внимания к самим себе, они должны быть просто магнитами, которые притягивают людей к Иисусу Христу. Если моя святость не приближает людей к Нему — это не та святость, что нужно, это просто какое-то обаяние человеческой личности, которое порождает чрезмерное влечение к человеку и уводит души со стремнины в водовороты. Самый наисвятейший святой может быть препятствием для Христа, если будет говорить людям не о Христе, а о том, что сделал для него Христос. У людей после таких речей останется одно-единственное впечатление: «Какой чудесный человек!» Но друзья Жениха так не поступают: получается, что постоянно расту я, а не Он.
А чтобы быть настоящим, верным другом Жениха, нам нужно ценить истинную, живую близость с Ним превыше всего остального, даже послушания. Иногда никакого послушания от нас не требуется, требуется лишь одно — поддерживать живую связь с Иисусом Христом и устранять все, что мешает этой связи. Послушание от нас требуется лишь иногда. Когда мы стоим на каком-нибудь перепутье, нам нужно узнать, какова же воля Божья, но все-таки бoльшую часть жизни мы должны проводить не в сознательном послушании, а в поддержании отношений с Христом — должны быть друзьями Жениха. Даже христианский труд может отвлекать душу от Иисуса Христа. И вместо того чтобы быть друзьями Жениха, мы можем взять на себя роль Божьего промысла и Христовыми же орудиями действовать против Него.
Зрение и чистота
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Матфея 5:8)
Чистота — это не просто невинность, это что-то, гораздо большее. Чистота — это результат длительной духовной гармонии с Богом. В чистоте нам нужно возрастать. У нас могут быть правильные отношения с Богом и изнутри мы можем быть непорочны, но время от времени все равно снаружи мы будем обнаруживать какой-то налет, какие-то пятна. И Бог нас от этого не страхует, потому что благодаря этому мы понимаем, что нам нужно поддерживать свой духовный взор незамутненным, храня личную чистоту. Если что-то у нас снаружи (в духовном смысле) хоть чуть-чуть не так, нам нужно отложить все свои дела и навести порядок. Помните, что острота зрения зависит от состояния души — чистые сердцем узрят Бога.
Бог по великой благодати Своей делает нас чистыми, но нам эту чистоту нужно поддерживать, потому что мы живем в мире, в котором соприкасаемся с другими людьми и другими точками зрения. И те, и другие не всегда стерильны. И поддерживать Божью чистоту нужно не только во внутреннем святилище, но и на внешних дворах — их нужно привести в полное соответствие с той чистотой, которую Бог дает нам по благодати Своей. Как только на внешнем дворе начнет собираться мусор, сразу же начнет туманиться наш духовный взор, помрачаться наше разумение. Если же мы будем поддерживать личный контакт с Господом Иисусом Христом, это приведет к тому, что некоторые мысли и дела для нас станут просто недопустимыми, чего-то, в принципе дозволенного и незапрещенного, мы просто не будем касаться.
А практичный совет, как поддерживать чистоту в отношениях с другими людьми, можно дать такой — говорите себе: «Этот человек во Христе Иисусе совершен! Этот друг, этот родственник во Христе Иисусе совершен!»
Зрение и характер
«…Взойди сюда, и покажу тебе…» (Откровение 4:1)
Возвышенные мысли могут появиться только в той душе, в которой есть привычка к возвышенному. Если вы стремитесь на людях жить по максимуму святости, Бог будет постоянно вам говорить: «Друг, взойди сюда». Золотое правило, как вести себя в искушениях: «Поднимись повыше». Поднимешься повыше, встретишься с другими искушениями и увидишь в себе то, чего не видел раньше. Сатана возводит человека повыше для новых искушений, Бог тоже возводит, но конечная цель у Него совершенно другая. Когда дьявол возводит вас на весьма высокую гору, он вам такого наговорит, что вы поставите себе абсолютно недостижимую для плоти и крови цель в смысле личной святости и станете духовным акробатом, заберетесь куда-то наверх и будете бояться пошевельнуться. А если Бог вас возведет на небеса благодатью Своей, то вы там найдете не уступ, на котором нужно прижаться к скале и не дышать, а огромное плоскогорье, по которому можно ходить куда угодно.
Сравните свою духовную жизнь на этой неделе с духовной жизнью на такой же неделе, но год назад, и вы увидите, что Бог вас подозвал к себе поближе, то есть повыше. Он нас всех зовет повыше, чтобы мы увидели оттуда побольше. Никогда не принимайте от Бога ни одной истины впустую, не для того, чтобы сразу же начать по ней жить. Всякую истину Божью принимайте к исполнению, держитесь в ее свете.
Возрастание в благодати определяется не тем, что вы не оступались и не спускались пониже, а тем, что вы видите, где вы находитесь в духовном смысле, тем, что вы слышали, как Бог сказал: «Взойди сюда» вашему внутреннему человеку.
Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт. 18:17). Богу приходится утаивать от нас то, что Он хочет делать, пока мы не взойдем туда, где Он нам может это открыть.
Может быть, это какое-то недоразумение?
«…Пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: …и Ты опять идешь туда?» (Иоанна 11:7-8)
У могу не понимать, что говорит Иисус Христос, но опасно в таких случаях делать вывод, что это Он что-то неправильно сказал. Никогда не будет правильно думать, что мое послушание слову Божьему может навлечь на Христа бесчестье. Бесчестье на Него может навлечь только мое непослушание. Подменять своим пониманием Его чести то, чего Он от меня ясно требует, — значит всегда одно: поступать неправильно, хотя мы и действуем из искренних побуждений, не желая, чтобы Христос публично подвергся позору. А узнать, что чего-то требует именно Бог, можно по спокойствию и настойчивости, с которыми звучит Его голос. Когда же я начинаю взвешивать все «за» и «против», когда меня одолевают сомнения и в моей душе борются противоположные точки зрения, — в таком случае я добавляю свое, а не Божье, и прихожу к выводу, что в самой идее что-то было не так. Верность своим представлениям об Иисусе Христе хранят многие из нас, но кто из нас действительно верен Ему? Верность Иисусу означает, что мне нужно идти за Ним даже туда, где я ничего не вижу (ср. Мф. 14:29). Верность своим представлениям означает, что я сначала пытаюсь расчистить то место, куда иду, своим собственным разумом. Вера — это совсем не то же самое, что разумение, понимание, вера — это добровольное подчинение Христу даже там, где впереди не видно ни зги.
Может быть, и вы не можете решиться, как поступить — предпринять шаг веры во Христа или ждать, пока не увидите все собственными глазами и не поймете? Повинуйтесь Иисусу с радостью и без оглядки. Если Он что-то говорит, а вы начинаете с Ним препираться, это происходит потому, что ваше представление о Его чести ничего общего с Его честью не имеет. Так кому вы верны — Христу или своему представлению о Нем? Верны тому, что говорит Христос, или пытаетесь подогнать Его слова под понятия, к которым Он не имеет никакого отношения? — «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5).
Нежданные посещения Господа нашего
«Будьте же и вы готовы». (Луки 12:40)
Труженику на ниве Божьей обязательно нужно в любое время быть готовым ко встрече с Иисусом Христом. Это никому не дается легко. И нам противостоят здесь не грех, не трудности, не обстоятельства, а чрезмерная занятость трудом, которая как раз и не дает быть готовым ко встрече с Иисусом Христом в любое время. Вот что нам нужно больше всего — не с убеждениями своими встречаться и не с символами веры, не с вопросами, а есть ли от нас какой-нибудь толк, — нам нужно встретиться лично с Иисусом Христом.
Христос редко приходит тогда, когда Его ожидаешь. Он появляется как раз там, где мы встретиться с Ним собирались меньше всего, и логично объяснить Его явления просто невозможно. Так что постоянно хранить верность Богу труженик на ниве Божьей может лишь в том случае, если будет готов к нежданным посещениям Господа. Самое главное не то, сколько мы сделали, самое главное — обостренное восприятие духовной реальности, непрестанное ожидание явления Иисуса Христа. Будет у нас это — будем по-детски изумляться тому, чем нас хочет изумить Христос. И если мы хотим быть готовы ко встрече с Иисусом Христом, нам нужно отбросить всякую религию (если под религией понимать высшее проявление человеческой культуры) и зажить непритворной духовной жизнью.
Если вы «взираете на Иисуса» (Евр. 12:2) и не поддаетесь зову религиозного века, в который вам довелось жить, если вы сердцем своим стремитесь к тому, чего хочет Он, а мыслями — к Его мыслям, вас назовут человеком непрактичным, фантазером, идеалистом. Но, когда Христос явится в самой гуще событий, в самый «час пик», только вы и окажетесь к этому готовы. И не верьте никому, даже самому наисвятейшему святому, который только ступал по земле, не обращайте на него внимания, если он собой заслоняет вам Иисуса Христа.
Святость или потеря интереса к Богу?
«…И дивился, что нет заступника». (Исаия 59:16)
Причина того, что многие из нас бросают молиться и теряют всякий интерес к Богу, заключается в том, что молитва нас интересует чисто с точки зрения эмоций. Мы очень красивые слова говорим о молитве, читаем книги о том, как полезно молиться, как спокойно становится на душе и как она возносится ввысь, когда мы молимся. Но Исаия говорит, что Бог таким представлениям о молитве дивится.
Поклонение Богу и заступничество должны идти рука об руку, одно без другого невозможно. Заступничество, ходатайство означает, что мы стремимся вознестись мыслями и «чувствованиями» (см. Флп. 2:5) своими ко Христу, чтобы думать и чувствовать о том человеке, за которого мы молимся, то же, что о нем думает и чувствует Христос. Слишком часто вместо того чтобы поклоняться Богу, мы в молитве читаем лекции о молитве. Так поклоняемся ли мы Ему или спорим с Ним: «Не понимаю, как Ты это сделаешь»? Ведь это явный признак того, что мы Богу не поклоняемся. Когда мы теряем из виду Бога, мы теряем гибкость души и становимся догматиками. Мы швыряем свои прошения к престолу Божьему и указываем Ему, что Он должен сделать. Мы не поклоняемся Богу и не стремимся, чтобы у нас были те же чувствования, что и у Христа. Если мы теряем интерес к Богу, мы теряем интерес и к другим людям.
Поклоняемся ли мы Богу так, что возносимся до Его престола и проникаем в Его мысли и чувства о тех, за кого молимся? Живем ли мы в святом единении с Богом или теряем к Нему интерес и становимся догматиками?
Но ведь тогда получается, что никто не молится правильно!» — скажете вы. Раз никто не молится правильно, молитесь правильно хоть вы! Поклоняйтесь Богу и живите в святом единении с Ним. Займитесь заступнической молитвой всерьез и помните, что это дело отнимает все силы, но в нем нет никаких ловушек. В проповеди Евангелия ловушки есть, в заступнической молитве их нет.
Внимательность или лицемерие?
«…И дивился, что нет заступника». (Исаия 59:16)
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». (1-е Иоанна 5:16)
Если мы не будем обращать никакого внимания на то, как действует в нас Дух Божий, мы станем духовными лицемерами. Мы видим, на чем спотыкаются другие, и эту свою зоркость используем не для того, чтобы молиться за них, а для того, чтобы язвить по их поводу. Но Бог дает нам увидеть чужие промашки не потому, что мы такие зоркие, а потому, что прямо в душу нам проникает Дух Божий, и если мы не обратим внимания на то, откуда пришло это осознание чужого несовершенства, мы превратимся в источник непрестанной критики и забудем, что сказал Бог: «…Пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Не будьте лицемерами, не тратьте все свое время только на то, чтобы поправлять других, если вы сами не поклоняетесь Богу.
Из всех бремен, которые возлагает Бог на нас, святых Своих, легче всего обмануться с бременем различения чужих ошибок. Бог нам что-то показывает, чтобы мы подставили свои плечи под бремя, которое гнетет другую душу, принесли это бремя пред лицо Его и стремились иметь об этой душе такие же чувствования, как и у Христа. И если мы будем за брата согрешающего ходатайствовать так, как хочет Бог, Он обещает дать «жизнь… согрешающему грехом не к смерти». Суть в том, чтобы не Бога низвести до наших мыслей, а вознестись самим до того уровня, на котором Бог сможет нам внушить Свои мысли о том, за кого мы молимся.
Видит ли Христос в нас те же муки, которые испытывал за людей Он? Не видать Ему их никогда, если мы не соединимся с Ним так нераздельно, что будем стремиться узнать, что Он думает о тех, за кого мы молимся! Дай нам Бог научиться молиться за людей от всего сердца, так, чтобы Иисус Христос был очень доволен нашими заступническими молитвами.
Сердечность или бессердечие?
«Христос Иисус… ходатайствует за нас». «…Он [Дух]
ходатайствует за святых». (Римлянам 8:34, 27)
Такие еще аргументы нам нужны, чтобы мы сами становились ходатаями за других, кроме тех, что Христос «всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25), и Дух Святой «ходатайствует за святых»? Так ли мы близки душой и сердцем к своим собратьям, что постоянно молимся за них, как наученные Духом дети Божьи? Начните со своих сегодняшних проблем в семье, на работе, в государстве, с проблем, которые касаются и нас, и других, — не слишком ли они нас гнетут? Не изгоняют ли они нас из присутствия Божьего, не оставляя времени на поклонение Богу? Если да, давайте остановимся и установим с Богом такие отношения, чтобы наши отношения с другими людьми поддерживались с помощью ходатайственных молитв, а Бог посредством этих молитв творил бы чудеса Свои.
Будьте осторожны, не бегите впереди Бога в своем страстном желании исполнить волю Его. Мы забегаем Ему наперед в каждом из своих тысячи дел, и в результате настолько тяготимся людьми и своими проблемами, что не святим Бога и не ходатайствуем за людей. А как только на нас навалится какое-то бремя, как только нас что-то прижмет, в душах наших, которые Бога не святят, появится не только ожесточение против Бога, но и отчаяние. Бог постоянно нас сводит с людьми, с которыми у нас нет ничего общего, и, если мы не святим Бога, мы неизбежно будем относиться к этим людям бессердечно, цитировать им стихи из Библии, будто пронзая их копьем, или оттараторивать им скороговоркой «духовные» советы и убегать прочь. Как же ужасно скорбит, глядя на бессердечных христиан, Господь наш!
Так равняемся ли мы на Господа и на Духа Святого в ходатайстве за других?