Библиотека soteria.ru
Все что могу — во славу Его
Освальд Чеймберс
Дата публикации: 25.09.14 Просмотров: 15670 Все тексты автора Освальд Чеймберс
Февраль
Неодолимый зов
«…Горе мне, если не благовествую!» (1-е Коринфянам 9:16)
Не затыкайте уши, когда слышите, как вас призывает Бог. Каждый, кто спасен, призван об этом свидетельствовать. Но это совсем не то же самое, что призвание к проповеди — это просто один из примеров проповеди. Павел говорит, как остро он осознает свою обязанность благовествовать: это даже причиняет ему самую настоящую боль. Но никогда не нужно переносить сказанное в этой связи Павлом о себе на людей, которые приходят к Богу за спасением. Нет ничего легче, чем обрести спасение, потому что это дело Божье и только Божье — Придите ко Мне, и Я спасу вас. Наш Господь никогда не говорит, что необходимо выполнить условия, предъявляемые ученикам, чтобы обрести спасение. На спасение мы обречены Крестом Иисуса Христа. А ученичество — дело добровольное: «Если кто…»
Слова Павла относятся к тем, кто стал рабом Иисуса Христа. У раба не спрашивают разрешения что-то ему поручить или куда-то его послать. Бог по Своему благоволению делает нас хлебом ломимым и вином изливаемым. Быть «избранным к благовестию» — значит услышать зов Божий. А когда человек начинает слышать этот зов, приходят муки, достойные имени Христова. Все амбиции подсекаются на корню, все желания житейские подавляются, все планы на будущее полностью перечеркиваются, уходят в небытие, и остается только одно — «избранный к благовестию». Горе той душе, которая, расслышав ясный зов, пытается направить стопы свои в любом другом направлении. Этот библейский колледж существует для вас, а вы — для того, чтобы Бог увидел, есть ли здесь те, кого волнует дело благовестия Его, чтобы Бог увидел, увлек ли Он вас за Собой. А если увлек, берегитесь, чтобы никто и ничто другое не увлекло и не отвлекло.
Позорище так позорище
«…Мы сделались позорищем для мира…» (1-е Коринфянам 4:9)
Это не преувеличение. А кажутся эти слова нам, служителям благовестия, преувеличением не потому, что Павел здесь что-то напутал, а потому, что уж слишком мы осторожны и внимательны, чтобы опуститься до положения «позорища». «Восполнять недостаток в плоти своей скорбей Христовых» — это свидетельство не освящения, а «избрания к благовестию».
Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного», — советует нам Петр. Если же мы все-таки искушения этого чуждаемся, то это происходит по причине нашей трусости. У нас всегда найдется тысяча доводов, по которым в грязь лезть еще не время: «Не буду унижаться, не буду склонять голову». Ну и не нужно, спасайтесь «как бы из огня», если вам так больше нравится. Можете противиться Богу, и пусть Он вычеркивает вас из списков «избранных к благовестию». А можете сказать: «Ну и пусть меня считают позорищем, извергом рода человеческого. Главное, чтобы благовествовалось Евангелие». Раб Иисуса Христа — это тот, кто готов на муки ради того, чтобы жило благовестие Божье.
Когда с низостью, безнравственностью и предательством сталкивается просто «хороший» человек, это настолько оскорбительно для всех его лучших чувств, что кончается практически всегда одним и тем же — сердце наглухо замыкается в себе, разочаровавшись в людях. А чудо Реальности Искупления Божьего заключается в том, что даже самым мерзким мерзостям и самым подлым подлостям никогда не уничтожить Божьей любви. Павел не говорил, что Бог его избрал для того, чтобы показать, какого чудесного человека Он мог из него сделать. Он говорил, что Бог его избрал, чтобы «открыть в нем Сына Своего».
Непреодолимое величие силы Его
«Ибо любовь Христова объемлет нас…» (2-е Коринфянам 5:14)
Павел говорит, что любовь Христова победила его, превозмогла, зажала в тиски. Мало кто из нас знает, что такое быть в тесных объятиях любви Божьей, большей частью мы идем на поводу у самих себя. А Павла держало одно-единственное, пока с горизонта не исчезало абсолютно все, и это единственное как раз и была любовь Божья. «Любовь Христова объемлет нас» — если кто-то этим живет, этого невозможно не почувствовать. Сразу видно, что Дух Божий в этой жизни дышит свободно.
Когда мы рождаемся свыше от Духа Божьего, свидетельство наше заключается в том, что сделал для нас Бог, и иначе быть не может. Но крещение Духом Святым стирает это раз и навсегда, и мы начинаем понимать, что имел в виду Христос, когда говорил: «И будете Мне свидетелями». Не свидетелями того, что может сделать Иисус — это и без нас понятно, — а «Мне свидетелями». Все, что будет происходить, мы будем воспринимать, как происходящее с Ним, будь то хвала или хула, симпатии или антипатии. И твердо стоять за Иисуса Христа не может никто, если только его не привлечет величие силы личности Его. В этом и только в этом вся суть, и как странно, что именно это служитель-христианин понимает в самую последнюю очередь. Павел говорит, что его объемлет любовь Христова, поэтому он поступает, как поступает. Его могут называть ненормальным или нормальным — ему все равно. Он живет ради одной цели — убедить людей в неизбежности суда у престола Божьего и в любви Христовой. И только когда человек вот так, без оглядки, отдается любви Христовой, только тогда он может принести плод, только тогда он всегда будет производить впечатление святости и силы Божьей, а не своей личной святости.
Вы готовы соделаться жертвой?
«Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам». (Филиппийцам 2:17)
Вы готовы соделаться жертвой за дело других верующих — пролить кровь свою за чью-то веру? Или вы говорите: «Помирать мне еще рановато, я пока и без Бога решу, что мне делать. Если уж становиться жертвой, то тогда, когда я сам этого захочу. Пусть увидят те, кто надо, и восхищаются моим мужеством».
Одно дело — идти в гордом одиночестве с высоко поднятой головой, и совсем другое — если Бог предназначит тебе роль тряпки, о которую будут вытирать ноги все, кому не лень. Представьте себе, что Бог хочет научить вас говорить: «Умею жить и в скудости». Готовы ли вы соделаться такой жертвой? Готовы ли вы быть всего одной капелькой в ведре воды, быть таким неприметным, что никто никогда и не вспомнит о вас? Готовы ли вы раздавать все, что у вас есть, включая самих себя, и не искать чьей-то помощи, а самим помогать другим? Некоторые святые не могут выполнять грязную работу и оставаться при этом святыми, потому что это ниже их достоинства.
Вы готовы соделаться жертвой?
«…Я уже становлюсь жертвою…» (2-е Тимофею 4:6)
Я готов стать жертвой». Здесь все решает воля, а не чувства. Скажите Богу, что вы готовы стать жертвой, и пусть будет, что будет. Что бы ни случилось, потом жаловаться нечего. Бог каждого ведет своим путем, и на этом пути невозможно рассчитывать ни на чью помощь. На первый взгляд, на этом пути ничего особенного с вами не происходит, но помните: все решает ваша воля. Разберитесь сначала со своей волей, и, когда наступит время испытания, вы поступите правильно и не убоитесь ничего. А если волю свою Богу вы не покорите, кончится все тем, что вы станете жалеть себя.
Вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника». Жертвенник — это огонь, на котором жертва сгорает, очищается и отделяется от всего остального с одной-единственной целью: уничтожить всякую связь, которая не от Бога, и всякую привязанность, которая не берет свое начало в привязанности к Богу. Вы сами этих связей не уничтожите, их уничтожит Бог. Ваше дело — вязать жертву к рогам жертвенника и не поддаваться жалости к себе, когда возгорится огонь. И после того, как он возгорится, не останется ничего, что могло бы вас удручать или огорчать. И когда придут испытания, вы заметите, что они уже не страшат и не огорчают вас так, как раньше. Так через какой огонь предстоит пройти вам?
Скажите Богу, что вы готовы соделаться жертвой, и Он откроется вам таким, каким вы Его всегда мечтали увидеть.
Чему учит тоска
«А мы надеялись было… но со всем тем, уже третий день…» (Луки 24:21)
Все факты, которые констатировали ученики, были ими изложены правильно. Но выводы из этих фактов они сделали неправильные. Все, что навевает уныние и тоску, никогда не может быть правильным с духовной точки зрения. Если меня посещает тоска, или, по-мудреному, хандра или депрессия, виноват я сам, а не Бог и не кто-то другой. Для уныния может быть лишь две причины — или я поддался похоти, или не поддался. Похоть — это желание иметь все сразу. Духовная похоть вынуждает меня искать у Бога ответы на мои вопросы вместо того, чтобы искать Бога, Который дает ответы на все вопросы. Может быть, я в чем-то доверился Богу, а сегодня уже третий день, и Бог так ничего и не сделал. И тогда я чувствую себя вправе впадать в тоску и обвинять в чем-то Бога. Всегда, когда мы настаиваем, что Бог обязательно должен ответить на наши молитвы, мы стоим на ложном пути. Суть молитвы не в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы встретиться с Богом. И так не бывает, чтобы человек был здоров и хандрил. Хандра — это признак заболевания, как с медицинской, так и с духовной точки зрения. Унывать и отчаиваться — значит поступать неправильно, и виноваты в этом всегда мы сами.
Мы ждем небесных видений, содроганий земли под ногами и явления Бога-громовержца (уже сам факт наших депрессий это доказывает) и даже не можем представить, что все это время Бог являет нам Себя в мелочах и в людях, которые нас окружают. И если мы исполним свой самый простой, самый первый долг, мы Его увидим. Одно из самых поразительных откровений Божьих приходит тогда, когда мы начинаем понимать, что Иисус Христос являет нам Себя, живого Бога, в самых неприметных мелочах.
Чего стоит освящение
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте…» (1-е Фессалоникийцам 5:23)
Когда мы молимся об освящении, готовы ли мы посмотреть в лицо требованиям, изложенным в этих стихах? Мы слишком несерьезно относимся к самому слову «освящение». Понимаем ли мы, во что оно нам обойдется? А обойдется оно нам в то, что до крайности сузится круг всех наших интересов на земле и невероятно расширится круг наших интересов в Боге. Освящение означает предельное внимание к Божьей точке зрения на все. Оно означает, что все силы тела, души и духа направлены лишь на Божьи цели и единственно для этого предназначаются. Готовы ли мы дать Богу возможность творить в нас все, что Он пожелает? А потом, когда дело Его в нас совершится, готовы ли мы отделить себя для Бога так, как отделил Иисус? «И за них Я посвящаю Себя». Некоторые из нас так и не начали освящаться, потому что не поняли смысла освящения с Божьей точки зрения. Освящение означает отождествление с Христом до такой степени, что нами будет управлять тот же дух, что управлял Им. Готовы ли мы хоть чем-то ради этого пожертвовать? А пожертвовать придется всем, что в нас не от Бога.
Готовы ли мы отдаться этой молитве апостола Павла? Готовы ли мы сказать: «Господи, сделай меня святым настолько, насколько может стать святым грешник, спасенный благодатью»? Христос молился, чтобы мы были с Ним едины, как Он един с Отцом. Единственное качество, которое придает человеку Дух Святой, — это сильное фамильное сходство с Иисусом Христом и свобода от всего, что на Него не похоже. Готовы ли мы отдаться на волю Духа Святого, позволить Ему нести в нас Свое служение?
Вы изнемогли духовно?
«…Вечный Господь Бог… не утомляется и не изнемогает». (Исаия 40:28)
Изнеможение означает — полное истощение всех жизненных сил человека. Духовное изнеможение никогда не бывает следствием греха, оно всегда наступает в результате напряженного служения. А изнеможете вы или нет, будет зависеть от того, откуда вы черпаете свои силы. Иисус сказал Петру: «Паси овец Моих», но не дал никакого корма для этих овец. Тому, кто пасет овец, самому нужно стать хлебом ломимым и вином изливаемым, чтобы дать пропитание другим душам, пока они не научатся находить себе пропитание в Боге. Они должны выпить вас до дна. Так что запасы нужно обязательно пополнять, или очень скоро вас одолеет полное изнеможение. Прежде чем другие души научатся самостоятельно черпать силы из жизни Господа Иисуса, им нужно черпать эти силы через вас. Люди буквально высосут все соки из вас, пока не научатся сами принимать пищу от Бога. И наш долг перед Богом — служить, чем только можно, агнцам Его, овцам Его и Ему Самому. Может быть, вы, служа Богу, дошли до изнеможения? Если да, загляните в себя. С чего вы начинали свое нынешнее служение? Со своих предпочтений или с твердого основания Искупления Христова? Постоянно возвращайтесь к основаниям своих желаний и стремлений и пытайтесь разобраться, откуда вы черпаете силы. У вас нет права говорить: «О, Господи, я так устал, нет моих сил». Он ведь для того и спас вас, для того и освятил, чтобы никаких своих сил у вас не осталось. Изнемогайте для Бога, но помните, что силы вы найдете только в Нем. «Все мои источники в Тебе».
Не истощилось ли ваше воображение?
«Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их». (Исаия 40:26)
Народ Божий во дни пророка Исаии истощил свое воображение, глядя на лики идолов, а Исаия призывал его обратить свой взор в небеса, то есть начать использовать воображение по назначению. Для святого Божьего природа священна. Если мы дети Божьи, мы имеем в природе бесценное сокровище. В каждом дуновении ветерка, в каждой ночи и каждом дне, в каждом знамении с небес, в каждой поре цветения и увядания к нам наяву приходит Бог, и нам просто нужно пустить в дело наше истощенное воображение, чтобы это понять.
Острота духовного зрения проверяется тем, насколько мы сможем пленять свое воображение. Может быть, ваше воображение не сводит взгляда с лика идола? Может быть, этот идол — вы сами? А может быть, ваш труд? Ваш идеал труженика? Ваше понимание спасения и освящения? В таком случае ваше воображение истощено, и если вы столкнетесь с трудностями, у вас не хватит сил, чтобы их превозмочь, и вы будете влачиться во тьме. Если ваше воображение истощено, не нужно оглядываться на свой собственный опыт — вам нужен только Бог. Отрекитесь от себя, уйдите от идолов, от всего, что истощает ваше воображение. Очнитесь, примите на свой счет те насмешки, которые Исаия адресовал народу, и сознательно направьте свое воображение на Бога.
Молитвы наши становятся смехотворны потому, что в них нет воображения, что у нас нет сил предстать перед Богом. Нам нужно научиться становиться хлебом ломимым и вином изливаемым больше в смысле ходатайственной молитвы, чем в смысле личных отношений с другими людьми. Воображение — это сила, которую Бог дарует святому Своему, чтобы он с ее помощью выходил из того, к чему привык, и входил туда, где еще не бывал.
Ваша надежда на Бога вянет и умирает?
«Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». (Исаия 26:3)
Ваше воображение направлено на Бога или истощено? Истощенное воображение — одна из главных причин общего истощения и дистрофии в жизни труженика. Если вы никогда не использовали воображения своего, чтобы предстать перед Богом, начните это делать сейчас. Нечего ждать, пока Бог придет Сам, нужно силой отрывать свое воображение от созерцания лика идолов, обратиться к Нему и обрести в Нем спасение. Воображение — это величайший Божий дар нам, и его нужно всецело посвятить Богу. Если вы всякое помышление пленяете в послушание Христу, это поможет вере вашей позже, когда наступит время испытаний, потому что тогда вместе будут действовать вера и Дух Божий. Научитесь связывать достойные Бога мысли со всем, что происходит в природе: с восходами и закатами, с солнцем и небесами, со сменой времен года, — и ваше воображение никогда не будет во власти ваших мятущихся мыслей, а всегда будет на службе у Бога.
Согрешили мы с отцами нашими… не помнили» — так поставьте в том месте, в котором вы задремали, кинжал острием вверх. «Бог сейчас мне ничего не говорит», — скажете вы. Не верю. Вспомните, Чьи вы и Кому вы служите. Разбудите свои воспоминания, и ваше рвение к Богу увеличится вдесятеро, ваше воображение вернет растраченные силы и станет легким на подъем и готовым к удивительным открытиям, а надежда ваша станет невыразимо светлой.
А разве нужно слушать?
«И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть». (Исход 20:19)
Мы не поступаем наперекор Богу, мы просто пропускаем Его слова мимо ушей. Бог дал нам заповеди Свои, они у нас есть, но мы на них не обращаем никакого внимания, и не потому, что мы — против них, а потому, что мы не любим и не уважаем их Автора. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Когда мы поймем, что все время проявляли неуважение к Богу, мы испытаем только стыд и позор от того, что не слушали Его.
Говори ты с нами… но чтобы не говорил с нами Бог». Как же мало мы любим Бога! Нам действительно гораздо больше нравится слушать слуг Его. Нам нравится слушать чье-то свидетельство, но мы не желаем, чтобы с нами говорил Сам Бог. Что же мы так панически боимся того, что скажет нам Бог? А боимся мы потому, что, если уж Бог что-то скажет, то нужно будет или сделать то, что Он скажет, или признаться Богу, что делать этого мы не собираемся. А если мы слышим только голос слуги, это нас ни к чему не обязывает, и можно запросто сказать: «Ну, это твои слова, хотя я и не отрицаю, что в них, может быть, и есть истина Божья».
Не ставлю ли я Бога в унизительное положение? Он со мной нянчится, как с капризным ребенком, а я на Него не обращаю никакого внимания. Если я все же решу Его выслушать, то унижение, которое от меня терпит Бог, ко мне же и вернется: «Господи, ну почему же я был таким бесчувственным и упрямым?» Только такой и будет наша реакция, если мы действительно напрямую услышим Бога. Истинный восторг от слышания Его слов смешается со стыдом от того, что мы этих слов так долго не слышали.
Привычка слушать
«Говори, [Господи,] ибо слышит раб Твой». (1 Царств 3:10)
Если я внимательно выслушал что-то, что мне как-то сказал Бог, это совсем еще не значит, что я буду всегда внимателен к Его словам. Я проявляю свою нелюбовь и неуважение к Богу тем, что сердце мое и разум мой дремлют, а я только делаю вид, что слушаю, о чем говорит мне Бог. Если я люблю своего друга, я без слов понимаю, чего он хочет, а Иисус говорит: «Вы друзья Мои». Может быть, на этой неделе я нарушил какую-то заповедь Господа моего? Если бы я понимал, что это именно и есть заповедь Христова, я бы ее сознательно ни за что не нарушил. Но большинство из нас проявляют неуважение к Богу оттого, что просто не слышат, что Он говорит. Все Его слова отскакивают от нас как от стенки горох.
Цель моей духовной жизни — такое слияние с Иисусом Христом, чтобы я всегда слышал Бога и знал, что Бог слышит меня (Ин. 11:41). Если я един с Иисусом Христом, я Бога слышу всегда, потому что всегда слушаю. И Божью весть мне может передать и цветок лилии, и дерево, и слуга Божий. Мешает же мне слушать Бога занятость чем-то другим. Дело не в том, что я не хочу слышать Бога, а в том, что я не во всем готов Его слушать. Я слишком занят вещами, делами, убеждениями, и Бог может говорить все, что Ему заблагорассудится, но я Его не услышу. А дитя всегда говорит лишь одно: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой». И если я не развил в себе привычку слушать, то слышать я Бога буду очень редко, потому что всегда буду чем-то занят, и конечно же, занят делами очень важными. Но когда я в делах, я к Богу глух и не живу, как дитя. А слышал ли я Божий голос сегодня?
Как Бог учит слушать
«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». (Матфея 10:27)
Иногда Бог нас проводит сквозь тьму, чтобы научить Себя слушать. Певчих птиц в темноте учат петь, а нас Бог помещает в тень ладони Своей, пока мы не научимся слушать Его. «Что говорю вам в темноте» — будьте внимательны, не упустите того момента, когда окажетесь в темноте. А когда окажетесь — держите язык за зубами. Может быть, именно сейчас вы в темноте, потому что с вами происходит что-то непонятное то ли в делах обычных, то ли в делах духовных? Если да, сохраняйте спокойствие. Если в темноте открыть рот, будешь говорить невпопад: в темноте нужно слушать. Не нужно ничего никому говорить, не нужно читать книг, чтобы узнать, откуда пришла тьма, нужно просто слушать, просто внимать. Будешь говорить с людьми — не услышишь, что скажет Бог. Попал в темноту — слушай, и Бог откроет тебе что-то очень важное, и ты потом сможешь передать это важное кому-то другому, когда снова окажешься на свету.
После каждого периода темноты мы испытываем смешанные чувства — восторг и стыд (если на душе только восторг, я сомневаюсь, слышали ли мы Бога вообще). Восторг от того, что услышали Бога, но больше все-таки стыда: почему же я так долго Его не слушал? Почему я этого не понимал? Ведь Бог все это говорил, не умолкая, уже много дней и недель! А теперь Он дает дар смирения, который размягчает сердце. И сердце это отныне готово слушать Бога всегда.
Разве я сторож брату моему?
«Ибо никто из нас не живет для себя…» (Римлянам 14:7)
Вам никогда не приходило в голову, что вы несете духовную ответственность за другие души перед Богом? Например, если я позволю себе отойти от Бога в устройстве личной жизни, от этого пострадают все, кто рядом со мной. Мы посажены «на небесах во Христе Иисусе». «Страдает ли один член, страдают с ним все члены». Если вы позволите себе расслабиться и предадитесь чрезмерному попечению о плоти своей, спустите ум с тормозов, убаюкаете свои чувства и забредете в духовный туман, — пострадают все, кто с вами соприкасается. «Но, — возразите вы, — кто же способен отвечать таким высоким требованиям?» — «Способность наша от Бога», и от Него одного.
И будете Мне свидетелями». Кто из нас готов всю свою энергию — нервную, интеллектуальную, моральную и духовную растратить до капельки ради Иисуса Христа? А Бог никак иначе слово «свидетель» не понимает. Чтобы стать к этому готовым, нужно время. Будьте терпеливы к себе. Для чего Бог держит нас на земле? Чтобы мы спасались и освящались? Нет, чтобы мы служили Ему. Готов ли я стать хлебом ломимым и вином изливаемым? Готов ли я пожертвовать собой в этом веке, в этой жизни, пожертвовать собой во всем, кроме одного -учить людей тому, чему учил Господь Иисус Христос. Моя жизнь труженика — это моя благодарность Богу за Его невероятно чудесное спасение. Не забывайте, что каждый из нас вполне может быть отвергнут, как отверженное серебро. Не забывайте, «…дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).
Богодухновенность духовной инициативы
«Встань, спящий…» (Ефесянам 5:14)
Не всякая инициатива богодухновенна. Вам могут сказать: «Встряхнись, схвати свою лень за глотку, брось ее за борт и вперед!» Так действует обычная человеческая инициатива. Но когда приходит Дух Святой и говорит, в сущности, то же самое: «Встряхнись», мы видим, что инициатива нисходит свыше.
У всех нас полно великих идей и идеалов, когда мы молоды, но рано или поздно мы обнаруживаем, что воплотить их в жизнь у нас нет сил. Того, что хотелось бы, мы сделать не можем, и готовы списать свои мечты в архив. Тогда Бог вынужден прийти и сказать: «Встань, спящий». Когда на нас действительно нисходит вдохновение Божье, оно нисходит с такой чудодейственной силой, что мы способны пробудиться ото сна и сделать невозможное. В духовной инициативе удивительно то, что после того, как мы «встряхнемся», наступает жизнь. Бог не гарантирует нам победы заранее, даруя безбедную жизнь, — Он дарует нам саму эту жизнь именно по мере того, как мы одерживаем свои победы. Когда приходит вдохновение Божье, и Бог говорит: «Встань, спящий», встать нам нужно самим. Бог за нас этого не сделает. Наш Господь сказал человеку с сухой рукой: «Протяни руку твою», и, как только человек это сделал, рука его исцелилась, но первый шаг он должен был сделать сам. И если мы решимся идти к победе и на самом деле пойдем, вот тогда-то мы и будем действовать по вдохновению Божьему, потому что Бог дарует жизнь сразу же, без задержки.
Средство от тоски
«Встань, ешь». (3-я Царств 19:5)
Ангел не посылал Илии никакого видения, не истолковывал ему Писания, не делал вообще ничего из ряда вон выходящего — он велел Илии сделать самое простое дело: встать и поесть. Если у нас никогда не было такого состояния, когда нам хотелось заснуть и не проснуться, мы, наверное, и не жили. Приступов тоски и отчаяния не бывает только у холодных кристаллов. А человек частенько падает духом, иначе он не мог бы этим духом и возноситься. И есть в жизни такие вещи, которые не могут не вызывать отчаяния, потому что от них веет духом смерти. Заглядывая в себя, никогда не забывайте, что у вас есть врожденная предрасположенность к депрессии.
Когда приходит Дух Святой, Он не посылает нам видений, а велит сделать самое что ни на есть простое дело. Тоска и отчаяние обычно уводят нас куда-то в дебри, подальше от простых вещей и начал мироздания, но, когда приходит Бог, Он вдохновляет нас на самое простое, само собой разумеющееся! Мы никогда и не подумали бы, что в таких мелочах может действовать Бог, но Он оказывается именно там. И такое вдохновение — мощное противоядие от тоски. Нужно просто сделать простое дело и сделать его богодухновенно. Если мы что-то будем делать, чтобы развеять грусть-тоску, грусть-тоска станет еще гуще, еще тяжелее. Но если желание что-то сделать нам в сердце вложит Дух Божий и мы сделаем то, чего Он от нас ожидает, — тоску поминай как звали. Как только мы послушаемся Бога и встанем, мы сразу же поднимемся на ступеньку выше.
Средство от отчаяния
«Встаньте, пойдем». (Матфея 26:46
Ученики заснули, когда им нужно было бы глаз не смыкать, а когда поняли, чтo случилось, впали в отчаяние. Когда понимаешь, что ничего уже исправить нельзя, очень легко впасть в отчаяние. Мы говорим: «Ну, вот! Все пропало. Теперь ничего исправить нельзя». Но если нам кажется, что такого рода отчаяние — это катастрофа, мы ошибаемся: такое случается с каждым человеком. Когда мы понимаем, что упустили предоставившуюся нам было прекрасную возможность что-то сделать, нас, конечно, так и подмывает махнуть на все рукой… Но тут приходит Иисус Христос и говорит: «Раз проспал, значит проспал — этот шанс ты уже упустил навсегда, и тут действительно ничего не поделаешь. А теперь вставай и пойдем, сделаем кое-что другое». Предайте прошлое забвению (во Христе), а сами идите с Христом в будущее, которое стоит у порога.
Такое случается с каждым из нас. Тоска наваливается не просто так, а в силу каких-то причин, и нам от этих самых причин никуда не деться. В данном конкретном случае ученики совершили непростительную оплошность — заснули, вместо того чтобы бодрствовать с Иисусом. Но Христос предложил ученикам стряхнуть с себя оцепенение отчаяния и сказал: «Встаньте, пойдем, сделаем кое-что еще». Если мы готовы поступить по духу, что нам предложит Бог? Он предложит безоговорочно довериться Ему и молиться, опираясь на твердое основание Искупления Его.
Гоните прочь сожаления о прошлом, не давайте им власти над вашим следующим шагом.
Средство от нудной работы
«Восстань, светись…» (Исаия 60:1)
Ученики заснули, когда им нужно было бы глаз не смыкать, а когда поняли, чтo случилось, впали в отчаяние. Когда понимаешь, что ничего уже исправить нельзя, очень легко впасть в отчаяние. Мы говорим: «Ну, вот! Все пропало. Теперь ничего исправить нельзя». Но если нам кажется, что такого рода отчаяние — это катастрофа, мы ошибаемся: такое случается с каждым человеком. Когда мы понимаем, что упустили предоставившуюся нам было прекрасную возможность что-то сделать, нас, конечно, так и подмывает махнуть на все рукой… Но тут приходит Иисус Христос и говорит: «Раз проспал, значит проспал — этот шанс ты уже упустил навсегда, и тут действительно ничего не поделаешь. А теперь вставай и пойдем, сделаем кое-что другое». Предайте прошлое забвению (во Христе), а сами идите с Христом в будущее, которое стоит у порога.
Такое случается с каждым из нас. Тоска наваливается не просто так, а в силу каких-то причин, и нам от этих самых причин никуда не деться. В данном конкретном случае ученики совершили непростительную оплошность — заснули, вместо того чтобы бодрствовать с Иисусом. Но Христос предложил ученикам стряхнуть с себя оцепенение отчаяния и сказал: «Встаньте, пойдем, сделаем кое-что еще». Если мы готовы поступить по духу, что нам предложит Бог? Он предложит безоговорочно довериться Ему и молиться, опираясь на твердое основание Искупления Его.
Гоните прочь сожаления о прошлом, не давайте им власти над вашим следующим шагом.
Средство от бесплодных мечтаний
«Встаньте, пойдем отсюда». (Иоанна 14:31)
Мечтать о чем-то, чтобы сделать это что-то так, как нужно, — дело хорошее, плохо мечтать, когда нужно делать. После того как Господь наш открыл Своим ученикам очередные чудесные истины, можно было бы ожидать, что Он посоветует им уединиться где-нибудь и поразмышлять над ними. Но Господь никогда не поощрял бесплодных фантазий. Мечтать можно, пока мы только выходим на связь с Богом, чтобы узнать, чего Он от нас хочет. Когда же Он нам ясно сказал, чего хочет, а мы продолжаем только мечтать и ничего больше не делаем — это дело пустое и благословений от него ожидать бесполезно. Бог не может относиться к снам наяву спокойно, Он нас обязательно расшевелит — не даст ни сидеть, ни стоять, а куда-нибудь отправит.
Если мы замерли в спокойном ожидании пред лицом Божьим после того, как Бог сказал: «Пойдите вы одни в пустынное место» (Мк. 6:31), такое созерцание полностью оправданно: без него нам никак не узнать, чего от нас ожидает Бог. Но будьте внимательны и не предавайтесь бесполезным мечтаниям после того, как Бог уже все, что нужно, сказал. Позвольте Богу стать источником всех ваших мечтаний, радостей и восторгов, а потом идите и делайте то, что Он вам скажет. Если вы влюблены, вы ведь не просто сидите и мечтаете о своей возлюбленной день и ночь, вы еще стараетесь и сделать для нее что-то. Того же ожидает от нас и Иисус Христос. А если мы предаемся мечтам и бездействуем после того, как Бог уже все, что нужно, сказал, то, может быть, мы Ему все-таки не доверяем?
Теряли ли вы голову от любви к Богу?
«Она доброе дело сделала для Меня». (Марка 14:6)
Если человеческая любовь не толкает человека на поступки, для него непривычные, никакая это не любовь. Если любовь всегда осторожничает, если любовь ведет себя мудро, расчетливо, никогда не теряет головы и никогда выше головы не прыгает, не любовь это. Может быть, это симпатия, может быть, теплые чувства, но признаков любви здесь просто нет.
Случалось ли со мной такое, что я терял голову и делал что-то для Бога не по долгу службы, не из соображений здравого смысла и вообще ни из каких иных соображений, кроме одного-единственного, — потому что я Его люблю? Понимал ли я вообще хоть когда-нибудь, что могу сделать что-то ценное для Бога, или я просто сплю на ходу, твердя себе заученные слова о величии Его Искупления, в то время как мне можно было бы заняться целой кучей нужных дел? И речь идет не о делах Божественных, грандиозных, которые останутся в анналах истории, а о делах обычных, простых, человеческих, которые всего-навсего будут свидетельством для Бога, что я покорился Ему во всем. Рождали ли мои дела в сердце Господа Иисуса когда-нибудь такой отклик, как дело Марии из Вифании?
Иногда кажется, что Бог за нами наблюдает, ожидая увидеть хоть какие-то доказательства нашей к Нему любви. Покорность Богу стоит большего, чем личная святость. Личная святость притягивает наши взоры к собственной незапятнанной белизне, нас очень волнует, как мы ходим, как говорим и как смотрим, мы боимся хоть чем-нибудь оскорбить Бога. Но как только мы покоримся Богу, совершенная любовь от всего этого не оставляет и следа. Нам нужно вообще избавиться от мысли-вопроса «Может, я хоть на что-то сгожусь?» и смириться с мыслью, что ни на что путевое мы не сгодимся. Это будет ближе к истине. Вопрос не в том, на что мы сгодимся, вопрос в том, что мы просто очень нужны Самому Богу. И если мы покоряемся Ему, Он действует через нас непрестанно.
Храните духовное терпенье
«Остановитесь и познайте, что Я — Бог». (Псалом 45:11)
Терпение — это не просто выносливость, а выносливость в сочетании с абсолютной уверенностью, что ожидаемое нами обязательно случится. Терпение — это не просто упорство, которое может быть, напротив, проявлением слабости, излишней боязни что-то упустить. Терпение — это максимум того, на что способен человек, который отказывается поверить, что его герой может быть повержен. Самое страшное, что может случиться, это не то, что ты будешь проклят, а то, что потерпит крах Иисус Христос и все, что Он проповедовал — любовь, справедливость, прощение и доброта между людьми, — не восторжествует в конечном итоге: все, о чем Он говорил, окажется воздушными замками. И вот тут-то и раздается призыв к терпению, не к тому, чтобы упрямо твердить одно и то же, ничего не делая, а к тому, чтобы как раз что-то делать, исходя из твердой уверенности, что Бог в проигрыше не окажется.
Если в эту минуту нам кажется, что мы обманулись в своих надеждах, это может означать, что наши надежды всего лишь проходят через стадию очищения. Никогда не возникало в чьем-то сердце такой поистине благородной надежды или мечты, которая не исполнилась бы. А ждать Бога — это действительно одно из самых трудных дел. «И как ты сохранил слово терпения Моего…» (Отк. 3:10).
Храните духовное терпенье.
Решимость служить
«…Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…» (Матфея 20:28)
На служение Павел смотрел так же, как и наш Господь. Христос говорил: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27); Павел: «мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор. 4:5). Нам почему-то кажется, что человек, призванный на служение, призван стать другим существом, не похожим на обычных людей. Но, если послушать Христа, получается, что Он был призван на то, чтобы о Него все вытирали ноги, призван вести людей, но не руководить ими свысока. «Умею жить и в скудости» (Флп. 4:12), — говорит Павел. Он понимает служение как возможность исчерпать себя для кого-то до последней капли. «Вы можете меня хвалить или проклинать, меня это с пути не собьет, — вот как был настроен апостол. — Если есть на свете еще хотя бы один человек, который не знает Иисуса Христа, — я его должник и буду служить ему, пока он Христа не узнает». Движущая сила служения Павла — это не любовь к людям, а любовь к Иисусу Христу. Если мы движимы любовью к человечеству, мы очень скоро сломаемся и упадем духом, потому что на своем горьком опыте убедимся, что люди неблагодарнее псов. Но если нами движет любовь к Богу, никакая неблагодарность не помешает нам служить своим собратьям.
Секрет решимости Павла служить людям заключается в том, что он понял, как поступил с ним Иисус Христос. «Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик…» (1 Тим. 1:13), — говорит о себе Павел. Как бы ни относились ко мне люди, они никогда не будут относиться с той враждой и ненавистью, с которыми я сам относился к Иисусу Христу. Когда мы поймем, что Иисус Христос послужил нам во всей скудости нашей, всем эгоизме нашем и грехе нашем, то, что бы ни делали нам люди, ничто не уничтожит нашей решимости служить им ради Него.
Радость жертвенности
«Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши». (2-е Коринфянам 12:15)
После того как Дух Божий обильно изливает в сердца наши любовь Божью, мы начинаем сознательно разделять интерес Иисуса Христа к другим людям. А для Иисуса Христа важен каждый человек без исключения. В христианском труде своем мы не имеем никакого права руководствоваться своими симпатиями, и этим всерьез испытываются на прочность наши отношения с Иисусом Христом. Вся радость моей жертвенности в том, что я полагаю жизнь свою за своего Друга, не выбрасываю ее, а сознательно полагаю за Него и Его интерес к другим людям, а не за какой-то принцип. Павел «истощал себя» с одной-единственной целью — чтобы приводить людей к Иисусу Христу. И приводил он людей всегда именно ко Христу, а не к себе. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Когда кто-то говорит, что его главная забота — жить в святости перед Богом, от него нет никакой пользы людям. Такой человек взбирается на пьедестал, подальше от суеты людской. Павел же стал поистине живой жертвой — куда бы он ни пошел, Иисус Христос всегда мог его использовать в деле Своем. Многие из нас стремятся только к своим собственным целям, и Иисус Христос никак не может нас использовать.А когда мы во всем покорны Христу, у нас просто нет собственных целей. Павел знал, как давать вытирать о себя ноги и оставаться спокойным, потому что жил он на энергии верности Иисусу. Мы тоже знаем, как хранить верность, но не Иисусу Христу, а всему тому, что дает нам полную духовную «свободу». Павел жил не ради этого. «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» — не правда ли, эти слова звучат не просто странно, а даже дико? Но когда человек любит, он такое говорит не ради красного словца. А Павел любил Иисуса Христа.
Тернии служения
«…Несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, менее любим вами». (2-е Коринфянам 12:15)
Обычная любовь ожидает взаимности. А Павел говорит, что для него неважно, любят его или нет. Он готов отдать себя всего, до последней капли, и не просто ради людей, а ради того, чтобы люди пришли к Богу. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2 Кор. 8:9). Никак иначе и не представлял себе служения Павел — он не обращал внимания на себя, отдавая себя людям без остатка и отдавая с радостью, — именно этому он и радовался.
Организованная церковь представляет себе слугу Божьего совсем не так, как его представляет Себе Иисус Христос. Он считает, что мы служим Ему, служа другим людям. Иисус Христос больший социалист, чем сами социалисты. Он говорит, что в Царстве Его больший должен стать слугой всем. Святой Божий проверяется не тем, как он проповедует Евангелие, а тем, как умывает ноги своим ученикам, то есть делает то, что совсем не котируется в людских глазах, зато очень высоко ценится Богом. Павлу доставляло истинное удовольствие отдавать себя людям, служа им в Божьих интересах, и ему было неважно, чего ему это стоило. А у нас первыми идут вопросы хозяйственные и бытовые: «Допустим, Бог хочет, чтобы я туда поехал… Но как насчет жалованья? А какой там климат? Кто мне будет помогать? Все это нужно продумать». Вот и получается, что служим мы Богу с оговорками, на определенных условиях. Павел не видит перед собой никакого иного идеала новозаветного святого, кроме идеала Христова, — человека, который не просто проповедует Евангелие, а становится в руках Иисуса Христа хлебом ломимым и вином изливаемым ради других людей.
Ущербные сомнения в Христа
«Господин! тебе и почерпнуть нечем». (Иоанна 4:11)
То, что Бог говорит в Своем Слове, меня потрясает до глубины души, но я же не могу именно так и жить!» Когда речь заходит об учении и жизни Христа, мы становимся в позу благочестивой снисходительности: «У Тебя, конечно, высокие идеалы, и нас они не оставляют равнодушными, но в жизни так не получится». Каждый из нас хоть в чем-то об Иисусе думает именно так. И эти сомнения в Христе начинаются с вопросов, которые нам кто-то задает, когда мы рассуждаем о своих отношениях с Богом и планах: «Где ты думаешь брать деньги? Кто тебе будет помогать?» Начало этим вопросам можем положить и мы сами, когда говорим Христу, что разобраться с нашим конкретным случаем Ему будет не под силу. Сказать «Доверься Господу» легко, но человеку нужно жить, а Иисусу и почерпнуть-то нечем — нечем дать нам то, без чего нам не прожить. Будьте осторожны с тем сладким голоском, который нашептывает вам изнутри коварную ложь: «Я ведь не в Христе сомневаюсь, а в себе». Никто из нас в себе самом никогда не сомневается, мы точно знаем, что можем, а чего не можем. А вот в Христе мы действительно частенько сомневаемся. Нас как будто выводит из себя сама мысль, что Он может что-то такое, чего не можем мы.
Мои сомнения появляются потому, что я пытаюсь в самом себе найти ответ на вопрос, как с той или иной проблемой справится Иисус,. И вопросы мои подымаются из самых глубин моей собственной ограниченности и ущербности. И если я обнаруживаю в себе эти сомнения, то лучше их извлечь на свет и исповедать: «Господи, я сомневался в Тебе, я не верил, что Ты что-то можешь без меня, я не верил в Твое всемогущество, связывая его своим ограниченным разумением».
Не связывайте Христу руки
«Откуда же у Тебя вода живая?» (Иоанна 4:11)
Колодезь глубок» — и он еще гораздо глубже, чем думала самарянка! Задумайтесь о глубинах человеческой природы, человеческой жизни, задумайтесь о глубинах «колодезей» в ваших сердцах. Не лишаете ли вы Иисуса возможности сделать что-то, приуменьшая Его способности? Может быть, в сердце у вас бездонный колодезь беды. Приходит Христос и говорит: «Да не смущается сердце ваше» (Ин. 4:11), а вы пожимаете плечами и отвечаете Ему: «Но, Господи, колодезь-то глубок, Тебе из него не почерпнуть покоя и утешения». А Он и не собирается их черпать оттуда — Он их даст вам свыше. Христос не извлекает ничего из колодезей человеческой природы. Мы ограничиваем Святого Израилева, вспоминая, что мы позволили Ему сделать для нас в прошлом, и говоря: «А вот этого, конечно же, я от Бога ожидать не могу». Но нам, ученикам Христа, как раз и нужно поверить, что Иисус сделает невозможное, то, во что верится с трудом. Мы связываем Христу руки в то мгновение, когда забываем, что Он всемогущ. Дело не в том, что Он чего-то не может, дело в том, что мы не верим, что Он все может. Мы приходим ко Христу как к Утешителю, как к Тому, Кто нас всегда поймет, но не хотим прийти к Нему как ко Всемогущему Богу.
Потому-то и христианство наше такое жалкое, что нет у нас с вами Всемогущего Христа. Мы сделали все, чего от нас требовали, поступаем так, как нас учат, но Иисусу Христу мы не покорились. И когда мы попадаем в трудные обстоятельства, мы не даем Христу помочь нам, говоря: «Разве Он что-то может здесь сделать?», и лезем в самую глубь своих колодезей, пытаясь что-то оттуда почерпнуть. Будьте осторожны, не поддавайтесь искушению откинуться на спинку кресла и сказать: «Тут ничего не поделаешь». Поделаешь, если обратишь свой взор на Иисуса. Да, колодезь несовершенства вашего ужасно глубок, но попробуйте все-таки взглянуть на Христа.
Теперь веруете?
«Посему веруем… Иисус отвечал им: теперь веруете?» (Иоанна 16:30-31)
Теперь веруем. А Иисус спрашивает: «Теперь веруете?.. наступает час… что вы… Меня оставите одного» (Ин. 16:31-32). Многие христиане-труженики оставляли Христа одного и отправлялись на свой труд из чувства долга или просто понимая, что так нужно. А причина в том, что в нас не живет воскресший Христос. Душа потеряла близость с Богом и стала полагаться на собственное религиозное разумение. Явного греха в этом вроде бы нет, нет за это и никаких казней Божьих, но, когда душа понимает, насколько обкрадывает она сама себя, какие сложности, трудности и проблемы на себя накликает, она возвращается к Богу со стыдом и раскаянием.
Нам нужно полагаться на воскресшего Христа в гораздо большей степени, чем мы полагаемся сейчас. Нам нужно выработать привычку постоянно со всеми вопросами и проблемами обращаться к Нему. А мы вместо этого принимаем решения, руководствуясь лишь своим здравым смыслом, и просим Бога их благословить. А Он просто не может их благословить, это не Его сфера, это вообще с Его реальностью не связано. Если мы что-то делаем из чувства долга, мы создаем себе какой-то стандарт, который начинает бороться за первенство с Иисусом Христом. Мы влезаем на пьедестал и говорим: «Я должен делать то-то и то-то». И на троне нашей жизни воцаряется не воскресший Христос, а наше чувство долга. А нам не сказано, чтобы мы ходили в свете своей совести или чувства долга. Нам сказано, чтобы мы ходили во свете, как и Бог во свете. Когда мы что-то делаем из чувства долга, мы можем легко объяснить логически, почему мы это делаем. Когда же мы что-то делаем просто из послушания Господу, мы ничего объяснить не можем. Вот почему над святыми так легко насмехаться.
Чего вы хотите от Господа?
«Господи! чтобы мне прозреть». (Луки 18:41)
Есть ли у вас что-то такое, что не только вам не дает покоя, но и других лишает этого самого покоя? Это всегда что-то, с чем мы сами справиться не можем. «Заставляли его молчать; но он еще громче кричал» (Лк. 18:39). И правильно, и не давайте никому покоя, пока не встретитесь лицом к лицу с Самим Господом — не нужно делать своим господином здравый смысл. Когда Христос спрашивает, чего невероятного мы от Него ожидаем, помните, что Он действует, не будучи связан правилами здравого смысла: Он действует по правилам сверхъестественного.
Мы так ограничиваем Господа, напоминая себе и Ему, что Он мог сделать для нас в прошлом: «Здесь у меня никогда ничего не получалось, поэтому не получится и сейчас». Вот мы и не просим того, что нам нужно: «Смешно просить у Бога, чтобы Он сделал такое». Если это что-то невозможное, то Сам Бог нам как раз и велел об этом просить. А если возможное, значит, оно нас сильно не волнует. Бог берется только за абсолютно невозможные дела. Слепой прозрел. А самое невозможное для вас — это так слиться с Господом, чтобы в вас не осталось ни следа ветхой жизни. И Он это сделает, если вы Его попросите. Но просить нужно с твердой верой в Его всемогущество. Верить нужно не в то, что сказал Иисус, а в Него Самого. Если мы будем смотреть только на то, что Он сказал, мы никогда не сможем в это поверить. А как только мы увидим Христа, мы поймем, что для Него делать невозможное так же просто, как дышать. Мучаемся мы по своеволию и глупости собственного сердца. Мы не хотим верить, не хотим отдавать концы, нам больше нравится мучиться своими проблемами.
Вопрос, от которого нигде не спрятаться
«Любишь ли ты Меня?» (Иоанна 21:17)
Петр теперь уже не бросается громкими словами (ср. Мф. 26:33-35). Наше естество, наше «я» любит громкие заявления и заверения, но истинная любовь познается в том, насколько больно нам становится, когда Иисус Христос нам задает это вопрос. Петр любил Иисуса, как любой нормальный человек любит другого хорошего человека. Это любовь на уровне чувств. У кого-то она может быть достаточно глубокой, но самого сокровенного в человеке все равно не затронет. Истинная любовь никогда не делает громких заявлений. Иисус сказал: «Кто исповедает Меня пред человеками», т. е. исповедает свою любовь не просто на словах, а во всех делах своих. Если нам не становится до такой степени больно, что мы отказываемся от всякого самообмана, — значит, Слово Божье еще нас не взяло за живое. От Слова Божьего становится больнее, чем от любого греха, потому что грех, наоборот, притупляет боль. А вопрос из уст Господа боль только усиливает, пока эта боль не становится самой острой болью, которую только можно себе представить. Становится больно не просто телу, а всему, что есть ты. Слово Господа проникает даже до разделения души и духа, от этого слова никакому обману просто негде укрыться. И на вопрос Господа невозможно ответить сентиментальными общими фразами: невозможно говорить красивые слова, когда Господь обращается к тебе лично, слишком уж невыносима боль. Больно настолько, что все остальное просто исчезает на фоне этой боли. Не нужно строить иллюзий насчет того, что дитя Божье может избежать боли от Слова Божьего, но смысл этой боли в великом миге откровения.