Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175125 Все тексты автора Пётр Шатров
Многословие
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен» (Пр. 10.19).
«Разве на множество слов нельзя дать ответа, и разве человек многоречивый прав» (Иов 11:2).
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:7-8).
Многословие — излишество слов, излишняя пространность в изложении чего-либо.
Многословный — это человек, страдающий многословием.
Многоречивый — человек, любящий много говорить.
Многословить — говорить лишнее (В. Даль).
Многоречивый — многословный человек (В. Даль).
Многословие — трата драгоценного времени, трата энергии, не приносящая никакого положительного плода.
Болтливость — грех. «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен» (Пр. 10:19).
Кто много говорит, тот мало делает.
Тот, кто умеет говорить, но не умеет слушать, выполняет функции человека только наполовину.
Немыслимо жить по духу и быть человеком болтливым.
Человек учится говорить за два может научиться молчать.
Желающие научиться вниманию должны оставить все пустые занятия, многословие и болтливость,
Внимательные к себе христиане называют все чувства окнами души: если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что хочет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя, видеть, не слыша, слышать, не осязая, осязать. Что внутри — мечтания, то вовне — многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние — эти подобные буре разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха многословия? (Феофан Затворник)
Люби больше молчать, чем говорить. От молчания ум сосредоточивается в себе, от многословия он впадает в рассеянность.
Если некоторые заговорят при тебе о таких греховных помышлениях, которые борют тебя, то уклонись и не слушай разговора, который может усилить твою брань.
Хранение уст пробуждает мысль о Боге, многословие бывает причиной уныния и раздражительности.
Расположение к спорам и распрям рождается от следующих пороков: от пустословия, от изощренного многословия, от лицемерного слова, произносимого с целью человекоугодия, от дерзости, от двуличия, от желания настоять на своем. Этими пороками беспощадно извращается душа, от них она делается бесплодной.
Не возносись гордостью, не возглашай и не кричи, не говори громко и поспешно. Кто умножает слова, тот не может остаться чистым от греха (Антоний Великий).
Муж мудрый не спешит говорить, но рассуждает, о чем следует сказать и что выслушать. Напротив, не воспитанный в истине не останавливается и перед разглашением доверенных ему тайн (Антоний Великий).
Если часто открываются двери в комнате, из нее легко уходит тепло. Так и душа, если человек много говорит, хотя бы и доброго, теряет теплоту. Поэтому хорошо и полезно молчание в разуме, когда занимаемся премудрыми и душеспасительными помышлениями (Изречения безымянных старцев).
Когда Господь сказал: «Молясь, не говорите лишнего» (Мф. 6:7), мне кажется, Он указал на пустые мысли и на суетные и бесполезные желания молящихся. Ибо разумные прошения обозначают словом — моление, но молитва о преходящих удовольствиях — не моление, а многословие (Григорий Нисский).
Под многословием здесь подразумевается и пустословие, например, когда просим у Бога недостойного: власти, славы, победы над врагами, богатства — словом, всего того, что бесполезно для души (Иоанн Златоуст).