Свет

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1:3-5).

«Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться?» (Пс. 26:1).

«Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 113:105).

«Ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Пр. 6:23).

«Свет праведных весело горит; светильник же нечестивых угасает» (Пр. 13:9).

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).

«Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46).

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1,Ин. 1:5).

«Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5:8).

Свет — состояние, противное тьме, темноте, мраку, что дает способность видеть; иные свет принимают за сотрясение мельчайших частиц вещества, другие — за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем; истина, правое учение, Евангелие, Спаситель (В. Даль).

Тема света проходит через все библейское откровение. Отделение света от тьмы было первым делом Творца (Быт. 1:3). В конце истории спасения Сам Бог будет светом (Отк. 21:23) нового творения (Отк. 21:5) (Словарь библ. богословия, с. 997).

Свет, как и все остальное, существует только как творение Бога: свет дня, вышедший из первозданного хаоса (Быт. 1:1-5), свет небесных светил, освещающих землю днем и ночью (Быт. 1:14-19). Бог посылает этот свет и призывает его обратно, и он повинуется Ему с трепетом (Словарь библ. богословия, с. 997).

Свет — это первое творение Божие, чудная, сияющая тайна, которую мы никогда не разгадаем на земле. Удовлетворимся пока познанием: свет — исходящая от Бога жизненная сила, которая охватывает все мироздание, поддерживает мельчайшие части всех тел в непостижимо быстром движении.

Древний мудрец Платон сказал: «Мы можем легко простить ребенку, если он боится темноты, но трагедия в жизни человека, когда он боится света»

Зажженная свеча в доме — лучшее светило, чем отдаленная звезда на небе.

Ум, соединившийся с Богом верою, познавший Его деланием добродетелей и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит дивные и преславные чудеса. Он весь освещается и становится, как свет, хотя и не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет и видит Свет всяческих, то есть Бога, и свет этот, который он видит, есть жизнь и дает жизнь тому, кто его видит. Ум видит себя совершенно объединенным с этим светом и трезвенно бодрствует. Он сознает, что свет внутри души его, и изумляется; изумляясь же, видит его, как бы он был вдали от него; потом, придя в себя, опять находит этот свет внутри; и, таким образом, не находит ни слов, ни мыслей, что сказать и что подумать о свете, им видимом. Кто, слыша это таинство, не удивится и, удивляясь, не прибегнет ко Христу? Кто не пожелает и себе узреть эти чудеса Божий? И кто не возлюбит Того, Кто дает нам такие преславные дары без цены? (Симеон Новый Богослов)

Впустите свет — и он изгонит тьму!

Свет мира

«Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:5).

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16).

«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5:20). {

В Новом Завете эсхатологический свет, обещанный пророками, становится реальностью. Когда Иисус Христос начал проповедовать в Галилее, исполнилось пророчество (Ис. 9:2; Мф. 4:16). Он воскресает, тем исполняя пророчества, чтобы «возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян. 26:23) (Словарь библ. богословия, с. 999).

Иисус Христос познается как свет мира главным образом через Свои деяния и поучения. Исцеления слепых (Мк. 8:22-26) имеют в этом смысле особое значение, что подчеркнуто у Иоанна в повествовании о слепорожденном (Ин. 9). Иисус говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин 9:5). В другом месте Он поясняет: «Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12); «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46). Его просвещающее действие проистекает из того, что Он Сам есть Само Слово Божие, «жизнь и свет человеков», «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:4,9). Драма, которая возникает вокруг Него, есть единоборство света и тьмы. «Свет во тьме светит» (Ин. 1:5), и злой мир пытается его погасить, так как «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19) (Словарь библ. богословия, с. 1000).

Христос преображенный

Пока Иисус жил на земле, божественный свет, который Он нес в Себе, оставался скрытым под уничиженностью плоти. Но был случай, при котором этот свет стал зримым для избранных свидетелей в исключительном видении, а именно — в преображении. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мф. 17:2); подобное преображение не свойственно смертным людям. Они предваряли состояние воскресшего Христа, Который явился Павлу в ослепительном свете (Деян. 9:3; 22:6). Свет, сияющий на лице Христа, есть свет славы Самого Бога (2 Кор. 4:6). Именно в качестве Сына Божия Он есть «сияние славы Его» (Евр. 1:3). Через Христа, Который есть свет, познается нечто от сущности Бога. Бог не только «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6:16), Его можно называть не только Отцом светов (Иак. 1:17), но, как объясняет Иоанн, Он Сам «есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) (Словарь библ. богословия, с. 1000).

По своему рождению все люди принадлежат к области тьмы, в особенности язычники, помраченные в разуме (Еф. 4:18). Бог нас призвал «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Избавив нас от власти тьмы, Он ввел нас в Царство Сына Своего, чтобы мы могли разделить участь святых во свете (Кол. 1:12) (Словарь библ. богословия, с. 1001).

Жизнь сынов света

Согласно слов апостола Павла, нужно облечься в оружие света и отвергнуть дела тьмы (Рим. 13:12), чтобы день Господень не застал нас врасплох (1 Фес. 5:4-8). Вся нравственность может быть включена в такую перспективу: «плод света» есть все доброе, справедливое и истинное. Надо ходить во свете, чтобы иметь общение с Богом, Который есть свет (1 Ин. 1:5). Мерило этому — братская любовь: по ней можно узнать, находимся ли мы во тьме или во свете (I Ин. 2:8-11). Тот, кто так живет, как истинный сын света распространяет среди людей божественный свет, хранителем которого он стал. Став в свою очередь светом мира (Мф. 5:14), он исполняет миссию, данную ему Христом (Словарь библ. богословия, с. 1001).

Горение сердца является самым важным и необходимым условием успешного служения Богу и людям. Ибо для того чтобы зажигать других, нужно гореть самому. Светильник, каким бы прекрасным он ни был, если не горит, не выполняет своего назначения.

Чистое сердце — вот условие, которое ставит нам Христос, дабы мы могли отразить в себе Бога.

Сколько бы разных свойств вы не имели, а мир всегда будет смотреть на скверные. «Вы — свет миру», — сказал Христос Своим последователям.

Кто любит плотское, тот делается плотским; кто любит Божие, тот сам делается человеком Божиим.

Служитель Божий должен являть Бога среди людей.

Те, в ком сияет образ Божий, достойны уважения, хотя бы они и не носили красивой одежды.

Только тот свет истинный, если человек, находясь в нем, сам светит.

Мы держим свечу. Пусть она кажется только слабым мерцающим огоньком среди целого мира, наше дело — дать ей светить!

Свеча дает свет другим — и гибнет при этом сама (Ч. Сперджен).

Живые примеры объясняют мертвые правила; поэтому позаботься, чтобы ты всегда был хорошим примером для ближних.

Сердцем люби Бога, устами говори про Бога, поступками чти и прославляй Бога.

Пускай во всем, что совершаешь ты, Проступит след душевной чистоты. Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей Свети потомкам нашим, как маяк, Свети, как человек, а не светляк!