Библиотека soteria.ru
Осторожно — пророки
Вольфганг Бюне
Дата публикации: 21.11.15 Просмотров: 4075 Все тексты автора Вольфганг Бюне
3. Движение «Иисус-марши»
Своей теологией и практикой это всемирное движение неразрывно связано с «ведением духовной брани». Не будет преувеличением сказать, что в настоящее время это движение представляет собой самый важный и самый популярный инструмент «ведения духовной брани».
Хотя большая часть участников этих маршей очень мало знает или вообще не знает, что означает «ведение духовной брани», и участвует в маршах, искренне считая, что речь идет о современной форме евангелизации, инициаторы движения никогда не умалчивали о своих намерениях и взглядах.
Зарождение в Англии
Инициаторами «Иисус-маршей» стали четверо друзей:
Роджер Форстер, руководитель общины «Ихцус» (транслитерация с древнегреческого; в переводе — «рыба», символ первых христиан) в юго-восточной части Лондона, насчитывающей 3000 членов;
Джеральд Коутез, последние двадцать лет активный участник «движения домашних церквей» в Великобритании, основатель «Pionier-Trust», а также руководитель «Pionier-Teams»; Линн Грин, руководитель «Молодежи с одной миссией» (МСОМ) в Европе, на Среднем Востоке и в Африке; Грэм Кендрик, бывший музыкальный руководитель «Юности для Христа», известный в Германии своими Иисус-марш-песнями.
Эти четверо друзей встречались для молитвы, так как имели страстное желание, «чтобы хвала и молитва, как мы знаем их из харизматического обновления, были вынесены на улицу». («Marsch fur Jesus», Projektion J, Wiesbaden 1994, S. 16).
В 1980 г. Линн Грин начал молиться о Лондоне, пригласив для участия и других сотрудников МСОМ. Время от времени они встречались с восьми вечера до полуночи, чтобы сосредоточенно молиться о спасении людей.
Когда по прошествии нескольких месяцев они поняли, что их труд не приносит успеха, они стали молиться о причинах неудачи. Вскоре они почувствовали, что над Лондоном господствует «князь», или «духовная власть дьявола», которую они идентифицировали как «алчность и неправедная торговля». (ebd., S. 23).
Тогда у них возникла мысль провести марш и со знаменами и хвалебными песнями несколько дней колонной маршировать по городу. В этом первом марше участвовало 125 человек.
В 1985 г. снова состоялся день молитвы за Лондон. Молящиеся получили уверенность, что господство «сил тьмы» над городом должно иметь исторические корни, поэтому нужны усиленные молитвы в тех местах, где располагались старые городские стены.
В 1986 г. в одном из таких дней молитвы принял участие Грэм Кендрик, а затем к ним присоединилась община «Ихцус» c Роджером Форстером и Джеральдом Коутезом.
Тем временем Грэм Кендрик выпустил свой первый альбом «Дорога власти» с песнями о первых маленьких маршах. «Комбинация наших маршей с песнями Грэма была очень эффектной и казалась хорошим трамплином для следующей ступени — марша на национальном уровне». (ebd., S. 28).
Грэм Кендрик, сын баптистского проповедника, сообщает, как возникли эти песни и какое значение он придает им: «После того как я исполнился Святого Духа, Бог начал делать из меня поклонника Себе. Когда я учился выражать свое поклонение так глубоко, как никогда раньше, из моего сердца потекли новые песни поклонения… Так возник «Марш для Иисуса» — сочетание моего изучения хвалы и опыта руководителя поклонения. Когда в начале восьмидесятых годов я обсуждал свой опыт поклонения с другими людьми, я понял, что многие христианские группы констатируют значительный рост в вере, или духовный прорыв, как результат хвалы, провозглашающей истину. Я начал интересоваться динамикой прославления и его связью с молитвой и ведением духовной брани. После того как я обменялся опытом со многими людьми, я пришел к уверенности, что часто Бог высвобождает Свои силы, когда Его народ восхваляет Его». (ebd., S. 31).
«Сити-марш» 1987
Первый большой «Сити-марш» состоялся 23 мая 1987 года: 15 000 участников шли по улицам Лондона. Цель этого марша описал Джон Пресди: «Цель марша — мобилизовать христиан, чтобы они провозгласили в Лондоне имя Иисуса и поражение духовных сил, укрепившихся в городе и в сердце народа. Наполнив Лондон молитвами и хвалою, мы хотели таким образом выразить возросшую силу церкви и ее преданность делу проповеди Евангелия».
В одном из своих писем Роджер Форстер подчеркивает цели этого дня и заканчивает письмо следующими словами: «Мы верим, что сегодня начинается новая эра, когда через жизнь и хвалу детей Божьих многоразличная премудрость Божья станет более известна «начальствам и властям» (Еф.3:10). Для некоторых это станет началом участия в «ведении духовной брани», другим предлагается возможность, проявив солидарность с народом Божьим, внести нечто позитивное в дело изменения сверхъестественной атмосферы нашей страны. Мы находимся не на прогулке. Мы пытаемся совершить действительную перемену в невидимом мире. Совместно с нашим Христом, Который «всегда дает нам торжествовать» (2Кор.2:14), мы достигнем этого через хвалебную музыку и праздничные марши». (ebd., S. 47).
«Вестминстер-марш» 1988
21 мая 1988 г. состоялся так называемый «Вестминстер-марш», в котором участвовало примерно 55 000 человек. К тому времени первые «пророки» объявили, что «Великобритания занимает ключевую позицию в Божественной стратегии» (ebd., S. 52), и этому маршу было обещано особое значение: «Многие люди сознавали, что марш этот имеет отношение к «ведению духовной брани», если они с молитвами и хвалебными песнями выходят на улицы. Они сознавали и сопротивление, и ту перемену, которая произойдет, пока они маршируют. Многие люди считают, что христианство означает также празднование и торжество. И это принесло им удовольствие…» (ebd., S. 57).
Когда колонна участников марша приблизилась к Вестминстерскому аббатству и к методистскому центру, была совершена молитва, «чтобы мы смогли пережить еще большее пробуждение, чем то, которое произошло при Весли» (ebd., S. 62). Молитва перед Вестминстерским собором была в основном сконцентрирована на «непоколебимом свидетельстве римско-католической церкви о ценности нерожденной человеческой жизни и запрещении абортов» (ebd., S. 63).
Факельный марш «Молодежи с одной миссией» в 1989 г.
31 июля 1989 г. в Великобритании начался факельный марш, организованный МСОМ, который сопровождался «пророками», «пророческими образами» и «исцелениями».
Этот марш оказал «глубокое влияние» на его участников.
Джон Пресди рассказывает: «Так как наш авторитет и власть в ходатайственных молитвах все более и более возрастали, участники факельного марша решили перед Богом с молитвами пересечь страну вдоль и поперек, начертив таким образом на стране форму креста». (ebd., S. 79).
Грэм Кендрик был восхищен этим замыслом и сразу же приготовился к сотрудничеству: «Я осознавал, что мы будем участвовать в одном из пророческих действий. Как раз несколько месяцев назад я выпустил большой альбом, чувствуя, что чрезвычайно важным в нем является подчеркивание значения креста. Когда Джон Пресди после этого почувствовал, что мы должны пройти с запада на восток и тем самым нарисовать на стране форму креста, я сразу же был готов! Мы действительно ощущали, что это было важное пророческое действие, и только Бог знает, какие оно имеет последствия». (ebd., S. 80).
«Иисус-марш» 1989
16 сентября 1989 г. в сорока пяти различных местах Великобритании был проведен «Иисус-марш», в котором приняли участие в общей сложности 200 000 человек. В этот день впервые звучала песня, написанная Грэмом Кендриком специально для этого марша.
Пусть горит огонь! Пусть зажгутся наши сердца и каждый шаг сопровождает молитва. Новая надежда, новое утро, песни звучат везде! 2000 лет огонь горит и освещает всю страну. Сердца ждут, умоляют, жаждут начала нового пробуждения. Пусть огонь освещает, во все темное проникает, ночь превращает в светлый день! Наша песня будет громкой, наша любовь — сильной. Сияйте ярче! За правду стойте, В любви идите, от Иисуса принимайте силу; Он помогает слабым, Он хранит детей, Наполняет нации Своей песней!
В конце этого марша участников всех регионов призвали сотрудничать в проекте партнерства и взять на себя обязательство к 2000 году распространить Евангелие по всей стране.
В 1990 г. появились первые критические высказывания в адрес «Иисус-маршей». Одиннадцать англиканских пасторов в открытом письме выразили свою озабоченность, вызванную двумя статьями, появившимися в журнале «Тудэй».
Эта критика привлекла к маршам внимание центральных журналов. Так, «Таймс» под заголовком «Англикане бойкотируют демонические марши» писала: «Некоторые представители англиканской церкви бойкотировали проходивший в масштабе страны марш за Иисуса из-за взглядов некоторых его участников на демонологию. Высшие круги церкви озабочены тем обстоятельством, что некоторые участники марша считают «демонизированными» районы наших городов и определенные фирмы; они опасаются, что марширующие будут пытаться изгонять бесов». (ebd., S. 105).
Однако начатый прессой резкий спор вызвал целый поток позитивной реакции церковных групп, которые решили в 1990 г. также организовать марш.
«Иисус-марш» 1990
Итак, 16 сентября 1990 г. начался следующий «Иисус-марш» с основной темой «Дети». В марше участвовало около 200 000 человек, представлявших три тысячи церквей. Третья часть участников была из новых церквей, другую треть представляли традиционные церкви, остальные участники вообще не указали принадлежность к какой-либо церкви.
Этот марш поддерживали руководящие работники англиканской церкви, баптистов, методистов, пятидесятников и новых церквей.
В этом году Грэм Кендрик начал писать сборник песен, основанных на Псалме 23. Эти песни были использованы при проведении маршей в 1991 и 1992 годах.
Тем временем инициаторы загорелись идеей провести в 1992 г. европейский марш. Как подтверждение этому, из Германии пришло письмо, в котором делался обзор истории Берлина и Бранденбурга.
«Иисус-марши» в Германии и «Берлинская декларация»
Когда запланировали провести первый большой марш в Берлине, было ясно, что он имеет прямое отношение к «Берлинской декларации» 1909 г.
В то время руководители Движения за общение и Альянса в Германии осудили в этой декларации учение и практику бурно развивающегося пятидесятнического движения и предостерегали от него. (Siehe die ausfuhrliche Darstellung in W. Buhne: «Spiel mit dem Feuer», CLV, Bielefeld 1989, S. 26-60).
Многие пятидесятники и харизматики стали возлагать на эту декларацию ответственность за то, что Святой Дух отошел от Германии и над ней стало тяготеть проклятие. Некоторые говорили о «семидесятилетнем вавилонском пленении» церкви в Германии.
В 1979 г., то есть 70 лет спустя после этой декларации, Волькгард Шпицер организовал в Берлине Пасхальную конференцию, чтобы со многими международными руководителями пятидесятнического и харизматического движений подписать «контрдекларацию», которая приглашала Святого Духа снова вернуться в Германию.
Организованные Шпицером в 1981 г. «Берлинские дни исповедания» также связаны с этим. В то время, по мнению ответственных работников, Святой Дух должен был излиться на Германию.
Интересно, что многие харизматики, особенно находящиеся под влиянием «ведения духовной брани», стали жертвами своего рода «магического мышления». Они уверены, что декларации и события в определенных местах вызывают своего рода «чары», или «духовный мрак». Эти «чары» они пытаются устранить соответствующими контрдекларациями и акциями, а также через заместительное покаяние.
«Чары» над Германией, вызванные, по мнению многих харизматиков, «Берлинской декларацией» 1909 г., стали теперь поводом для проведения в Германии первого межрегионального «Иисус-марша».
Правда, в 1991 г. в Нюрнберге, в связи с Первым церковным конгрессом, уже состоялся маленький марш. Организованный Вальтером Хайденрайхом, он был своего рода подготовкой к межрегиональному маршу 23 мая 1992 г. в Берлине.
Интересно отметить, что отцы движения «Иисус-марши» в Англии открыто говорили о прямом отношении запланированного марша в Берлине к «Берлинской декларации» 1909 года: «Так называемая «Берлинская декларация» была при этом объектом особого беспокойства. 15 сентября 1909 г. состоялась встреча 650 протестантских руководителей, которые прибыли в основном из рядов евангелического Альянса и Союза народных церквей. Не выслушав ни одну из обвиняемых групп, они приняли декларацию, в которой указывалось, что пятидесятническое движение — это движение «снизу». Результатом этой декларации стало то, что пятидесятническое движение и харизматическое обновление в Германии были совершенно подавлены. Декларация была вновь подтверждена в 1934, 1945, 1972 и 1986 годах. Ее отменили лишь 7 ноября 1991 г., когда некоторые евангелические руководители в Германии предприняли шаги, чтобы опровергнуть эту декларацию. Одна из целей молитвенного марша из Лондона в Берлин — устранить духовное воздействие этой декларации и сломить ее влияние на духовную жизнь в Европе». («Marsch fur Jesus», a.a.O., S. 130-131). «Когда участники марша собрались 23 марта 1992 г. в Берлине, Вальтер Хайденрайх, один из руководителей немецкой команды «Марш за Иисуса», призвал покаяться за «Берлинскую декларацию». В последовавшей вслед за этим тишине вдруг подул сильный ветер. Мы молились о том, чтобы веяние Святого Духа все более и более усиливалось как в Германии, так и повсюду в Европе». (ebd., S. 131).
В этих высказываниях ясно прослеживаются некоторые существенные ошибки:
1. В 1909 г. в Берлине было собрано не 650, а 60 братьев, из которых 56 подписали декларацию.
2. Совершенно не соответствует действительности утверждение, что «Берлинская декларация» была написана без предварительных бесед с обвиняемыми группами.
В действительности «Берлинской декларации» предшествовали сотни бесед и обмен письмами. Руководители пятидесятнического движения и братья, подписавшие «Берлинскую декларацию», в основном хорошо знали друг друга, а некоторые в прошлом тесно сотрудничали и поддерживали дружеские отношения.
3. Мне не известно, чтобы «Берлинская декларация» снова подтверждалась в 1934, 1945, 1956, 1972 и 1986 годах. По крайней мере, речь не может идти об официальных высказываниях.
4. 7 ноября 1991 г. «Берлинская декларация» не была отменена. 9 ноября 1991 г. Клауз Айкхоф от имени многих евангельских христиан просил у харизматиков и пятидесятников прощения за осуждение и негативные суждения в прошлом. При этом каждый из присутствующих мог думать, что речь идет и о «Берлинской декларации», хотя о ней было упомянуто лишь днем позже, на заключительном собрании. При этом Клауз Айкхоф на прощание задал участникам конференции «теологический вопрос»: «Не ошиблись ли братья, которые, движимые чувством глубокой озабоченности, подписали «Берлинскую декларацию», когда они говорили о духе «снизу» в пятидесятническом движении?». (Vgl. W. Buhne: «Dritte Welle — gesunder Aufbruch?», CLV, Bielefeld 1991, S. 111).
Однако, оставляя в стороне все эти неточности, сами высказывания ясно показывают, какие цели преследуют «Иисус-марши» в Берлине и какое влияние на духовную жизнь христиан в Европе приписывается «Берлинской декларации».
«День, который изменит мир» — «Иисус-марш» 25 июня 1994 г.
«Иисус-марш» 1994 года имеет особую историю, а в глазах его устроителей и особое значение. «Вначале, когда мы говорили о «дне, который изменит мир», это было похоже на шутку. Это казалось фантазией, которую мы распространяли, когда писали эту книгу,- до того дня, когда к нам прибыл Петер Вагнер от «Движения за рост общин» (США) и рассказал об общине «Ихцус». Вместе с Роджером и Джеральдом он восхищался планом марша. Своим энтузиазмом он приблизил глобальную мечту к ее осуществлению и предложил дату организации всемирного марша за Иисуса — 25 июня 1994 г. В этот же день в Сеуле, в Корее, была намечена «Конференция-2000 за всемирную евангелизацию». Он исходил из того, что в этот день улицами Сеула будут маршировать за Иисуса около двух миллионов христиан. Этому событию будут предшествовать сорок дней молитвы и поста. Перед основным мероприятием христиан приглашают принять участие в «молитвенной ночи», когда они вместе должны будут просить Бога о том, чтобы Он излил Свои благословения на этот мир. Христианам всего мира звучал призыв 25 июня 1994 г. в 14.00 по местному временипровести марши во всех столицах». («Marsch fur Jesus», a.a.O., S. 150).
На Первом церковном конгрессе в 1991 г. в Нюрнберге Ч. П. Вагнер представил этот «Иисус-марш» и сообщил, что в июне 1994 г. в Сеуле состоится международная встреча руководителей «2000 от Р.Х.», где будет собрано около пяти тысяч участников. Как координатор этой конференции, он хотел побудить пять тысяч церквей во всем мире провести ночь в молитве о конференции и о планируемом марше.
Он сообщил, что другие группы будут 40 дней находиться в посте, а в последний день конференции, 25 июня 1994 г., во всех столицах мира должны состояться марши во имя Иисуса, во время которых примерно 25 миллионов христиан должны выйти на улицы, чтобы провозгласить господство Иисуса над этим миром. Затем «Молодежь с одной миссией» усеет молитвенниками все «четыре конца земли» и изгонит оттуда демонические силы.
Ч. П. Вагнер сказал так: «Этот день изменит мир!»
В большинстве харизматических журналов на немецком языке о предстоящем марше сообщалось несколько осторожнее; там он был назван «одним из дней, который изменит мир». Этот лозунг можно было прочитать и на обложке информационного листка «Марш за Иисуса» 1/94.
В приглашении подчеркивалось мировое значение и экуменическая направленность этого марша: «Срок — 25 июня. Миллионы христиан всех континентов выходят на улицы. Они исповедуют свою веру в Иисуса Христа. Они молятся о том, чтобы в каждой стране стала известна весть об Иисусе Христе. Открыто на улицах они празднуют любовь и могущество Божье. Тысячи маршей во всем мире! Уже теперь христиане в ста странах принимают участие в организации этой громадной демонстрации. Даже по самым осторожным прогнозам можно ожидать не менее 15 миллионов участников. Это не видение или благие пожелания, а предвидение того, что будет 25 июня 1994 г.». «Единство христиан. Повсюду в маршах принимают участие христиане из самых различных церквей и общин. Их объединяет любовь к Богу и вера в искупление через Иисуса Христа. Хотя они принадлежат к различным общинам и деноминациям, их объединяет желание открыто, с радостью исповедовать Иисуса. Нередко планирование и проведение марша является стимулом к совместной работе групп и общин, которые прежде держались на расстоянии друг от друга. Руководство маршем за Иисуса в Германии осуществляют христиане евангелической, католической и свободных церквей». «День для Германии. На протяжении многих столетий от христиан Германии исходили добрые импульсы для всего мира. Сюда относится и четкая ориентация на Священное Писание, и миссионерское видение. Мы ожидаем, что эти дары снова проявятся в Германии». «…25 июня — всемирный день молитвы. По оценке «2000 от Р.Х.» (руководитель Петер Вагнер), в этот день в общей сложности 160 миллионов верующих христиан примут участие в маршах или в одной из 16 (!) молитвенных инициатив. Речь тем самым идет о единственном в своем роде молитвенном движении».
В информационном листке такая молитвенная инициатива представлена как «день, который изменит мир». «Молитвенный день за Германию» был назначен на 9 апреля в выставочном павильоне в Касселе наряду с «молитвенной эстафетой» со ссылкой на книгу Иисуса Навина 1,2-6. «Окончательный отсчет времени готовности» акции ходатайства должен был начаться 23 и 24 июня в Берлине. Вдоль маршрута, на олимпийском стадионе и в других местах должны были целенаправленно молиться, чего и ожидали сотни ходатайствующих из Берлина и всей Германии.
От заявлений к цели
Майк Чене (руководитель «Центра веры» в Бад Гандерсхайме): «Марш является демонстрацией Царства Божьего. Мы признаем и провозглашаем: Его Царство здесь! Люди на улице через нас увидят Царство Божье. Бог будет касаться наших сердец, чтобы мы повернулись лицом к бедным и нуждающимся. Бог хочет освободить в нас чувство сострадания к нашим ближним».
Мехтильд Хумперт (католик): «»Народ Свой собирает повсюду Иисус. Он их соединяет в один святой союз…» Эти строки из католической песни выражают то, о чем идет речь, когда организуется марш за Иисуса: великое движение за единство народа Божьего в нашем столетии. Таким образом, марш за Иисуса — это свидетельство живого единства и в то же время выражение страстного желания исцеления раздробленного Тела Христова».
Кис Уэррингтон («Молодежь с одной миссией»): «Это день общения всего народа Божьего. Христиане Германии включаются в международное движение хвалы и молитв о завершении миссионерского поручения. Германия выходит из своего угла и включается во всемирную Божью семью. Мы начинаем понимать, что Иисус изменит в нашей стране. Он хочет сделать Германию слугой для других народов».
В программе «Марша за Иисуса» можно было прочитать и такие слова Киса Уэррингтона: «От этого дня я ожидаю дальнейшей мобилизации христиан Германии, чтобы многие откликнулись на призыв Христа и стали служить другим народам. Это освобождение охватит всю нацию…»
В одном из последующих номеров информационного листка «Марш за Иисуса» были названы отдельные пункты программы заключительного мероприятия на олимпийском стадионе:
Вальтер Хайденрайх «будет славить Святого Духа и вновь приглашать Его».
Бертхольд Бекер будет руководить частью собрания, во время которой произойдет «совместное смирение за уклонение от Слова Божьего в Германии и новое возвышение Слова Божьего над нашей страной». «Лорен Каннингем, основатель всемирной миссии «Молодежь с одной миссией», обратится ко всем участникам с вестью о Великом поручении. Германия должна снова стать страной, которая, подобно блудному сыну, возвращается к Отцу, чтобы почтить Своего Господа и Творца и всеми дарами, возможностями и средствами служить Ему. Германия должна снова проявить свои дарования. Мы обратились к различным руководителям с призывом молиться о возобновлении разнообразных служений в Царстве Божьем. Говорить на тему «Всемирная миссия» мы пригласили Райнгарда Боннке».
Внимательный читатель обязательно обратит внимание на то, что в публичной агитации за этот марш мысль о «ведении духовной брани» прослеживается не столь отчетливо, как его экуменическая направленность.
Тем не менее остается фактом, что этот марш, как никакой другой ранее, задумывался, планировался и проводился в духе «ведения духовной брани».
Обращает на себя внимание, что в информационных брошюрах, посвященных маршу за Иисуса, часто речь идет об «освобождении». Служения в Царстве Божьем должны быть «освобождены», Германия должна быть «освобождена для выполнения своего призвания в последнее время», евангелизация и поклонение должны быть «освобождены», проявление сострадания к нашим ближним должно быть «освобождено».
Это «освобождение», по мнению «воинов молитвы», возможно лишь тогда, когда будут связаны или обезврежены демонические силы и провозглашено господство Иисуса.
Правда, многие известные харизматики считают, что «духовные дары», или «действия Святого Духа», могут освобождаться тогда, когда они получают особое «помазание» Святого Духа.
Марш
При ярком сиянии солнца и сильной жаре участники марша встретились на Брайтшайдплатц, перед церковью Вильгельма. Сведения о числе участников не совпадают. Организаторы марша называют цифру в 75 тыс. человек; некоторые газеты и наблюдатели — около 50 тысяч.
Примерно четыре с половиной часа длился восьмикилометровый марш до олимпийского стадиона.
Для того чтобы во время этой необычной процессии все одновременно пели и произносили одни и те же молитвы, литургия транслировалась на частотах УКВ и передавалась участникам марша с помощью сопровождавших марш машин, оборудованных громкоговорителями.
В ударном ритме из сотен громкоговорителей слышалось: Руководитель: «Кто принял власть и силу?» Все: «Иисус!» Руководитель: «Кто победил смерть?» Все: «Иисус!» Руководитель: «Кто есть Царь царей?» Все: «Иисус!» Руководитель: «Провозгласите Его имя!» Все: «Иисус!» Руководитель: «Величайшее имя!» Все: «Иисус!» Руководитель: «Провозгласите громче!» Все: «Иисус!» Руководитель: «Я люблю это имя!» Все: «Иисус!» Все: «Мы понесем это имя всем народам! Провозгласите всем поколениям: Царь народов, Твое Царство наступает! Да будет воля Твоя в нашей стране! Царь народов!» (Programmheft, S. 17).
Скандируя эти и подобные им лозунги, с маршевыми песнями и молитвами, с транспарантами, воздушными шарами, с танцами шествие двигалось по улицам, чтобы «прославить Бога».
Ожидания организаторов марша оправдались не полностью. Рассчитывали на такое количество участников, что заключительное собрание хотели перенести на Майфельд. Однако значительная часть участников марша на заключительном мероприятии отсутствовала. И здесь данные колеблются: организаторы говорят о 50 тысячах участников на стадионе, наблюдатели — о примерно 30 — 40 тысячах. Во всяком случае, стадион на 76 тысяч сидячих мест был заполнен лишь наполовину.
При входе на олимпийский стадион те, кто не сделал заявку и не заплатил соответствующий сбор от 18 до 25 немецких марок (в зависимости от даты заявки), должны были платить 20 марок, чтобы получить брошюру с программой, необходимую для входа на стадион. Этот факт, а также сильная жара стали, без сомнения, одной из причин, почему число участников мероприятия на олимпийском стадионе не соответствовало ожиданиям организаторов.
Вначале Вальтер Хайденрайх призвал гостей приветствовать Иисуса «жертвой рукоплесканий», после чего в течение пяти минут все дружно аплодировали.
После того как некоторые ораторы выразили свое сожаление, что в стране Реформации сильно ослабло влияние Библии, участники произнесли следующее «Провозглашение преданности Слову Божьему»: «Я считаю Библию святым и вечным Словом Божьим. Все Писание вдохновенно Святым Духом; оно является Божественным откровением. В нем нас встречает Христос, живое Слово Божье. Я признаю его животворящую силу, его освобождающую истину и абсолютную действенность. Слово Божье является высшим авторитетом и неизменным стандартом для всех областей моей жизни. Все должно быть подчинено ему. Я хочу читать и любить Библию. Я хочу чтить ее и жить по ней. Я не хочу ни отрекаться от Библии, ни как-то разбавлять ее. Я обязуюсь высоко держать истину Писания и возвещать ее как в этой стране, так и во всем мире, пока Христос вновь придет и исполнится все, что написано в Библии. Аминь».
Это исповедание Библии, под которым, вне всякого сомнения, может с радостью подписаться каждый верный Библии христианин, находится, однако, в поразительном противоречии с небиблейскими теориями и практикой, как, например, «пророки» и «ведение духовной брани», что характерно этому движению.
Главным оратором на этом мероприятии был Лорен Каннингем, основатель и руководитель «Молодежи с одной миссией», который, между прочим, заявил, что Бог открыл ему «в духе», что в будущем тысячи немцев будут трудиться на миссионерских полях во всем мире.
В подтверждение того, что Бог таким образом говорит с ним, Каннингем сослался на видение, имевшее место в 1987 г., о котором он рассказывал на «огненной конференции» под руководством Рейнгарда Боннке. Он тогда предсказал падение Берлинской стены.
Действительно, Лорен Каннингем пророчествовал тогда во Франкфурте, что Германия снова будет единой нацией. Правда, необходимой предпосылкой объединения нации он назвал единство христиан в Германии.
Дословно он сказал во Франкфурте, однозначно намекая на «Берлинскую декларацию»: «Бог начал побуждать меня молиться за Германию, чтобы Церковь в Германии опять стала единой. И Он сказал: «Затем и нация вновь станет единой…» Я верю, что будет одна Германия». (Video Feuerkonferenz Frankfurt).
К сожалению, и сегодня это «пророчество» Лорена Каннингема передается неточно.
В Берлине Каннингем сказал в отношении Германии: «Бог хочет, чтобы через Германию благословились народы земли». («idea», Wetzlar, Nr. 26/94, S. 20).
Здесь Каннингем делает ту же ошибку, какую мы уже видели у «пророков». То, что это «пророчество» не основано на Библии, должно быть ясно каждому читателю Священного Писания. В наше время нет политических наций, которые были бы носителями благословений для мира. Таковым является лишь одна Личность — Иисус Христос, а также Его Церковь, которая состоит из верующих в Него людей всех наций.
После выступления Каннингема по стадиону прошла процессия с 205 флагами различных народов, во главе несли флаги Германии и Израиля. В заключение этого мероприятия под каждым флагом собрались небольшие группы, чтобы молиться за соответствующую страну.
Согласно данным организаторов, в тот день в «Иисус-маршах» во всем мире участвовало около двенадцати миллионов христиан в 177 странах.
Через четыре недели после марша за Иисуса был составлен документ, в котором, между прочим, звучало следующее: «У нас много причин для благодарности! Какой чудесный день был в Берлине! Нужно много времени, чтобы осмыслить все то доброе, что Бог соделал и еще соделает. Это был день, который Бог сотворил для Своей славы на всем земном шаре. Какая это радость — вместе с 75 тысячами братьев и сестер из многих конфессий и групп прославить Иисуса Христа как Властелина мира и Властелина Германии! И при этом осознавать общность со многими миллионами христиан по всему земному шару! …Мы, организаторы, после марша встретились с ответственными пасторами Берлина и были единодушны в своей оценке этого дня: это был исторический день для христианства нашей страны и для всего нашего народа -день, который изменил наш мир! Однако заключительное мероприятие на олимпийском стадионе не вполне соответствовало нашим ожиданиям как в отношении количества участников, так и в его проведении…»
Затем перечислялись некоторые организационные недостатки, например, слишком длинная и утомительная программа на стадионе. В заключение был назван отрицательный баланс в 1,4 миллиона немецких марок при общей смете в 2,4 миллиона марок.
Кроме того, подчеркивалось, что было обращено недостаточно внимания на советы друзей и слишком мало времени и сил уделено тому, чтобы достигнуть степени единства, необходимой для такого мероприятия.
Письмо заканчивалось следующими словами: «За все это мы от искреннего сердца принесли покаяние перед Богом и друг перед другом, просили прощения и взаимно простили друг друга. Об этом прощении мы от всего сердца просим также и вас! Мы верим и надеемся на вашу помощь в покрытии имеющегося дефицита. Пусть Господь побудит ваши сердца и в дальнейшем поддерживать Его дело в Берлине и во всей стране! Бог да благословит всех вас!»
Каким бы заслуживающим уважения этот документ ни был, некоторые вопросы все-таки остаются открытыми. Это касается объявленных перемен, освобождения и т.д. Жаль, что названы лишь формальные ошибки и упущения, вместо того чтобы поставить под вопрос само мероприятие.
На стадионе сначала хотели сделать сбор лишь для областей, пострадавших от катастроф; однако сбор был сделан и для самого мероприятия. Несмотря на это, сумма недостачи составила 1,4 миллиона марок.
Разве возможно, чтобы день, который должен «изменить мир», «вызвать волну всемирной миссии» и подготовить почву для осуществления Германией своего призвания — если он действительно соответствует воле Божьей,- закончился с таким дефицитом?
Тринадцать лет назад на этом же берлинском стадионе на основании видения Волькгарда Шпицера состоялись «берлинские дни исповедания». Тогда тоже было предсказано 100 тысяч участников и возвещено об излиянии Святого Духа. На стадионе присутствовало около 25 тысяч, а после всех мероприятий В. Шпицер вынужден был написать подобное письмо, в котором признавал «человеческие ошибки в планировании», «чрезмерное рвение» и «поспешные обещания».
И его письмо заканчивалось не критическим самоисследованием, а просьбой о финансовых пожертвованиях для оплаты долгов.
Не должна ли такая большая разница между претензиями и действительностью в харизматическом движении стать достаточным основанием, чтобы однажды хорошо проверить себя?
Реакция
Как и следовало ожидать, реакция была самой разной. За неделю до проведения этого мероприятия в газетах появились броские заголовки. К примеру, в «Утренней почте»: «Массовый экзорцизм на берлинских улицах?» — намек на аспект «ведения духовной брани» в марше за Иисуса.
Официальные церкви вначале реагировали очень сдержанно, отмечая, что официально не принимают участия в подготовке марша.
Евангелический Альянс, напротив, отреагировал на удивление критически. Так председатель Альянса пастор Фр. Экерт сказал о самой идее: «У нас есть сомнения в отношении религиозных маршей, во время которых верующие хотят освободить от демонических сил всю страну. Тем самым мы не хотим сказать, что среди участников марша за Иисуса не присутствует много христиан с заслуживающими уважение мотивами». (ebd., Nr. 26/94, S. 4).
Также и баптистский референт при экуменическом союзе в Берлине госпожа Андреа Штрюбинд в одном из своих высказываний заметила: «…Внешне марш за Иисуса выглядит как демонстрация за Иисуса и как день молитвы, чтобы «в каждой стране стала известной весть об Иисусе»… Марш в основном представлен как экуменическая акция, в которой участвуют члены многих церквей, конфессий и деноминаций. Но разве не видно, что участники этого мероприятия объединены в основном под знаком харизматического движения? Такая интерпретация кажется возможной благодаря формулировке, согласно которой марш является «выражением растущего движения хвалы, ходатайства и миссионерства в нашей стране». Согласно некоторым материалам, «марш за Иисуса» можно расценивать как часть так называемого «территориального ведения брани». Однако об этом аспекте демонстрации открыто не заявляют…» («Anmerkungen zum Jesus-Marsch 1994», interne Mitteilung).
Видимо, критическое отношение В. Копферманна к «ведению духовной брани» способствовало тому, что многие евангельские христиане и харизматики все более скептически относятся к таким маршам.
В журнале «Дран», который с одобрением относится к «великому современному потоку» харизматического движения, В. Копферманн в интервью Ульриху Эггерсу пояснил свое отношение к «Иисус-маршам». «У.Э.: Ваше предубеждение против «ведения духовной брани» должно вызвать в Вас смешанные чувства и по отношению к маршу за Иисуса… В.К.: Да, это действительно так. У меня две различные оценки этого марша. С одной стороны, я не могу согласиться с аргументацией, что посредством этого марша якобы освободится пространство над Германией и через провозглашения народа Божьего что-то совершится в невидимом мире. Я считаю это ошибочным. С другой стороны, я вижу стремление народа Божьего к единству, чему способствуют такие большие мероприятия, и сознаю тот факт, что большинство христиан, к счастью, незнакомо с теориями ведения духовной брани, которые стоят за этим маршем. Поэтому я говорю нашим людям, что мы не хотим оставаться в стороне и поедем туда. Если люди искренне ищут Бога, Он непременно изольет Свои благословения, даже если какая-то часть теории сомнительна. У.Э.: Произведет ли эта «битва» духовного ведения брани в Берлине ожидаемое пробуждение? В.К.: Я не разделяю этого ожидания. Так просто пробуждение не происходит». («dran», Witten, Nr. 5/94, S. 77).
Между тем опубликованные критические высказывания Лозаннского движения о «ведении духовной брани» также содействовали тому, что в немецком лагере евангельских христиан берлинский марш за Иисуса комментируется весьма сдержанно.
Насколько этот день изменил мир, каждый может проверить сам. Жаль только, что сами организаторы, видимо, не занимаются самоисследованием, а спешат от одной акции к другой.
Три недели спустя, с 14 по 17 июля 1994 г., в Реклингхаузене состоялся Евроконгресс юношества. Руководил им Вальтер Хайденрайх при содействии Пола Кейна, Кевина Проша, Питера Флюга и др.
И здесь ясно прослеживалось, как тесно «пророческое движение» связано с «ведением духовной брани» и движением маршей за Иисуса.
Значение и место музыки
Рамки этой книги, а также уровень моей компетенции не позволяют подробно рассмотреть здесь данную тему. Поэтому я ограничусь передачей некоторых наблюдений и заострю внимание на некоторых тенденциях.
Как «пророческое движение», так и «ведение духовной брани», а также связанное с ним движение «Иисус-марши» едва ли мыслимы без музыки.
Между тем даже среди евангельских христиан наблюдается прямо-таки бум на так называемую «музыку поклонения», так как «богослужения поклонения» стали практиковаться и в неотмеченных харизматическими чертами церквах.
Но фактически почти все современные «песни поклонения» — харизматического происхождения.
О важности «хвалебной музыки» в этом движении писал Роджер Форстер еще в 1987 г.: «Мы находимся не на прогулке, но самым серьезным образом пытаемся произвести действительную перемену в невидимом мире. Мы достигнем этого с помощью хвалебной музыки и праздничных маршей, совместно с нашим Христом, Который всегда дает нам торжествовать» (2Кор.2:14). («Marsch fur Jesus», a.a.O., S. 47).
Таким образом, хвалебная музыка рассматривается как средство совершения «перемен в невидимом мире».
С другой стороны, музыка сознательно используется для того, чтобы возбуждать людей: «…Чтобы придать шествию аспект торжественности, наши марши наполнены своего рода карнавальной атмосферой. Некоторые из нас наряжаются, как клоуны, другие одеваются в одежду ярких цветов; мы несем с собой воздушные шары и красочные транспаранты. И конечно же, нет недостатка в радостной, окрыляющей музыке — все это для того, чтобы прославить великую любовь Божью к нашему миру». (ebd., S. 168-169).
Как сильно музыка способна воздействовать на чувства людей, можно судить по церковному конгрессу в Нюрнберге в 1993 г. Музыкальная группа под руководством Грэма Кендрика и Томаса ван Дюрена смогла создать легкую карнавальную атмосферу, когда примерно 4000 участников начали танцевать. Несколько минут спустя вся эта масса людей в благоговении молилась, так как начинала звучать нежная и проникновенная музыка.
Уже на Первом церковном конгрессе в 1991 г. было отмечено, что харизматическое движение находит доступ в нехаризматические круги именно благодаря своим песням и музыке.
Особенно активно в этой области работает МСОМ, и то обстоятельство, что сегодня едва ли найдется сборник песен, в котором не было бы песен харизматического движения, и в особенности песен МСОМ,- неоспоримый факт.
Так что нет ничего удивительного в том, что посредством этих песен харизматические понятия медленно, но уверенно проникают в церкви и влияют на теологию этих церквей.
Мартин Воллан очень правильно пишет: «…Новые песни Лютера приводили его врагов в большую ярость, чем проповеди. Его недруги хорошо понимали, что догматика, которая поется, скорее воспринимается народом, чем та, которая просто проповедуется. Таким образом, мы в нашем сборнике песен имеем дело с учением, которое поется. Выбор песен производился теологически образованными людьми, и решающим критерием отбора было содержание в них чистого учения о Боге, о Царстве Божьем и о Церкви». (Werkstattheft Lobpreis, GGE, Hamburg 1994, S. 56).
Если духовные песни могут быть названы «догматикой, которая поется», то понятно, почему теология харизматического движения, по сути, нашла доступ во все христианские круги. И можно лишь удивляться наивности некоторых ответственных служителей, которые считают новые песни харизматического движения безобидными.
Весьма интересен в этом смысле отрывок из интервью, взятого Питером Ашофом у Кевина Проша и Мартина Бюльманна и опубликованного в журнале «Обновление церкви». Здесь ясно видно, какое место занимает музыка в харизматическом движении.
Кевин Прош из Анахайма (США) является руководителем «Виноградника поклонения» и известен «новыми акцентами в поклонении». («Geistliche Erneuerung», a.a.O., Nr. 47/93, S. 12).
Мартин Бюльманн — руководитель «Басилеи» в Берне, одного из харизматических движений под эгидой евангелической церкви; он вместе с Джоном Уимбером проводил конференции в Берне. «П.А.: Кевин, я слышал много инструментальной музыки в твоем исполнении. У тебя есть в этой области особые переживания? Кевин Прош: Я заметил, что определенные действия Святого Духа происходят лишь тогда, когда я играю в сопровождении ударного инструмента, т.е. не пою. Часто это действует, как пророчество, касающееся людских сердец. В Австралии мы были свидетелями многих исцелений и чудес. Одна женщина, которая 21 год назад повредила позвоночник, снова начала ходить. В Англии мы многократно были свидетелями того, как в тот момент, когда мы начинали играть, люди вскрикивали, потому что освобождались от бесов. П.А. Порой кажется, что при обсуждении темы о поклонении возникает конфликт поколений. Идет ли при этом речь только о разных формах или также и о содержании? Мартин Бюльманн: По сути, речь идет о том, что то новое, что мы видим, гораздо больше того, что мы переживали десять лет назад — я имею в виду явное присутствие Божье в той мере, в какой мы не видели его в последние пятьдесят лет. Но когда речь заходит о стиле и громкости, начинается конфликт поколений. Послевоенное поколение совершенно иначе воспринимает музыку. Рок-н-ролл дал миру язык, который понимают все. Бог хочет использовать этот язык, чтобы возвестить народам спасение».
О происхождении и негативном влиянии рок-музыки написано и сказано много (см. У. Баумер: «Рок-музыка — революция XX века»). Однако утверждение, что не Слово Божье или проповедь Слова Божьего, а музыка, и именно рок-музыка, является средством, посредством которого Бог возвещает людям Свое спасение, показывает, как далеко определенная часть христианства отошла от принципов Нового Завета.
Если многие разделяют эту точку зрения, то надо привыкнуть к тому, что, возможно, в новых харизматических движениях мероприятия с рок-музыкой произведут особое «действие Святого Духа».