Библиотека soteria.ru
Комментарии МакДональда — Левит
Уильям МакДональд
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 4538 Все тексты автора Уильям МакДональд
5 глава
5:1-13 На первый взгляд, стихи 1-13 пятой главы относятся к жертве повинности (см. ст. 6), но большинство исследователей соглашается, что это – описание двух дополнительных этапов жертвы за грех. Эти стихи не рассматриваются, как описание жертвы повинности потому, что в них нет упоминания о возмещении убытков – немаловажной части жертвы повинности. (Тем не менее, мы с готовностью признаем, что стихи 1-13 тесно связаны и с жертвой за грех, и с жертвой повинности).
Существовало также несколько видов этой жертвы. Но, в отличие от предыдущей жертвы, разделение здесь производилось не по социальной принадлежности, а по типу грехов. В стихе 1 говорится о человеке, который знал о преступлении, но отказался свидетельствовать, несмотря на клятву, наложенную на него первосвященником или судьей. Будучи подзаконным иудеем, Иисус свидетельствовал, когда первосвященник потребовал этого с клятвой (Мф. 26:63, 64). В стихе 2 речь идет об осквернении, происходившем, когда иудей прикасался к мертвому телу, не подозревая об этом. В стихе 3 говорится об осквернении, вызванном прикосновением к прокаженному, к гниющей ране и т.д. В стихе 4 упоминаются поспешные клятвы и обещания, которые человек впоследствии не может сдержать.
Содержание жертвы. Существовало три типа жертвоприношения за такие грехи – в зависимости от материального положения человека: овца или коза – как жертва за грех (ст. 6), две горлицы или два молодых голубя (один – как жертва за грех, а другой – как жертва всесожжения) (ст. 7), десятая часть ефы пшеничной муки без ливана и елея (ст. 11). Такую жертву за грех мог принести даже самый бедный. Точно также и прощение во Христе доступно всем людям. При чтении стихов 11-13 может возникнуть вопрос: «Разве может хлебное приношение служить жертвой за грех? Ведь мы знаем, что без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22). Дело в том, что эту жертву клали сверху на жертву всесожжения (где была кровь), и это придавало хлебному приношению ценность кровавой жертвы.
Обязанности жертвующего. В первую очередь он должен был признать свою вину и исповедаться (ст. 5), а затем принести жертву к священнику (ст. 8).
Обязанности священников. Если в жертву приносилась овца или коза, то священник действовал в соответствии с инструкциями касательно жертвы за грех, изложенными в главе 4. Если же жертва состояла из двух птиц, то он сначала приносил одну из них в жертву за грех, сворачивая ей шею. Частью крови он окроплял стену жертвенника, а часть выцеживал к подножию жертвенника (ст. 8, 9). Вторую птицу он приносил в жертву всесожжения, целиком сжигая ее на медном жертвеннике (ст. 10). Если в жертву приносилась пшеничная мука, священник брал горсть и сжигал на жертвеннике для всесожжений. Эта горсть сжигалась сверху на других жертвах, и поэтому смешивалась с кровью, становясь, таким образом, жертвой за грех (ст. 12).
Раздача частей жертвы. То, что сжигалось на жертвеннике, принадлежало Господу. Все остальное принадлежало священнику (ст. 13).
Д. Жертва повинности (5:14 – 6:7)
Жертва повинности (евр. ашам) описана в стихах 5:14 – 6:7. Особенность этой жертвы состояла в том, что, прежде чем принеси ее, необходимо было возместить убытки за совершенный грех (5:16).
Существовало несколько видов жертвы повинности, в зависимости от грехов, за которые она приносилась.
Грех против Бога. Удержание у себя того, что по праву принадлежит Господу – десятин, жертв, начатков плодов, первенцев и т. д. (5:15). Невольно совершенный проступок против Господа (5:17), вероятно, проступок, требующий возмещения. «В тех случаях, где нельзя было определить, нанесен человеку ущерб или нет, скрупулезно благочестивый израильтянин все равно приносил жертву повинности» (Каждодневные заметки Союза Писания).
Грех против человека. Нечестное обращение с данным человеку залогом, обман при сделке, воровство или притеснение другого человека (6:2). Незаконное присвоение найденного имущества, ложная клятва (6:3). Половые сношения с рабыней, которая была обручена (19:20-22). Жертва повинности приносилась также при очищении прокаженного (14:10-14) и осквернении назорея (Числ. 6:6-12).
Содержание жертвы. Овен без порока (5:15,18; 6:6) или ягненок мужского пола – в случае, если жертва приносилась за прокаженного (14:12) или назорея (Числ. 6:12).
Обязанности жертвующего. Если грех был совершен против Бога, приносящий жертву вначале выплачивал компенсацию священнику, добавив к ней двадцать процентов. Затем он приводил животное к входу во двор скинии, представлял его Господу, клал руку на голову животного и убивал его. Он также удалял весь жир, курдюк, почки и сальник на печени. Если грех был совершен против ближнего, процедура была такой же. В обоих случаях приносящий жертву доплачивал двадцать процентов к сумме ущерба. Это было ему напоминанием о том, что грех не приносит выгоды, и за него приходится расплачиваться.
Обязанности священника. Священник окроплял кровью медный жертвенник со всех сторон (7:2); потом сжигал на жертвеннике жир, курдюк, почки и сальник с печени (7:3, 4).
Раздача частей жертвы. Господу принадлежало все, что сжигалось на жертвеннике (7:5). Совершающему жертвоприношение священнику доставалась кожа овна (7:8). Все священники делили между собой мясо животного (7:6). Приносящий жертву за грех или жертву повинности не получал от них никакой доли.
Как уже упоминалось, приносящий жертву повинности стремился возместить ущерб, нанесенный другому.
Символический смысл жертвы повинности заключался в том, что она указывала на Христа, Который Своим служением возместил то, чего Он не отнимал (Пс. 68:5б). Из-за человеческого греха Господь был лишен служения, прославления, послушания и славы. Человек же лишился жизни, мира, радости и общения с Богом. Принеся за нас жертву повинности, Господь Иисус не только возместил то, что было потеряно из-за нашего греха, но и прибавил к этому. Благодаря тому, что совершил Христос, Бог прославился больше, чем в том случае, если бы грех никогда не входил в мир. Наше положение во Христе лучше, чем то, которое было бы в безгрешном Адаме.
Наряд божественный отбросив Свой,
Облекся в образ Он людской. Явил Он миру дивную любовь, За грехи чужие пролив кровь.
Автор неизвестен