1 глава

I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-2)

1,1 Павел представляется прежде всего как апостол Иисуса Христа. «Апостол» означает «посланный», поэтому Павел констатирует тот факт, что Бог поручил ему труд миссионера. Апостол нес это служение по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей. Это подчеркивает ту истину, что Павел не сам избрал служение, как средство зарабатывать себе на жизнь, и что не люди назначили его на эту должность. Сам Бог призвал его учить, проповедовать и страдать. В этом стихе Бог Отец назван нашим Спасителем. Обычно НЗ говорит о Господе Иисусе как о Спасителе. Но противоречия здесь нет. Бог является Спасителем людей в том смысле, что желает их спасения, что послал Своего Сына совершить дело искупления, что Он дает вечную жизнь всем, кто принимает Господа Иисуса верою. Христос же Спаситель в том смысле, что взошел на крест и совершил все необходимое, чтобы Бог мог справедливо спасать нечестивых грешников.

О Господе Иисусе здесь говорится как о нашей надежде. Это напоминает нам Колоссянам 1,27: «Христос в вас, упование славы». Наша единственная надежда попасть на небеса сокрыта в Личности и деле Господа Иисуса. Ведь в действительности все те прекрасные перспективы, что рисует Библия, принадлежат нам лишь потому, что мы связаны с Христом Иисусом.

Отметьте также, что Христос – наш мир (Еф. 2,14) и наша жизнь (Кол. 3,4). Он стал нашим миром, поскольку разрешил проблему греха в прошлом; Он – наша жизнь, поскольку дает нам силу жить угодно Ему в настоящем; и Он стал нашей надеждой, решив проблему избавления в будущем.

1,2 Письмо адресовано Тимофею, который назван истинным сыном в вере (в области веры). Это может быть указанием на то, что Тимофей обрел спасение через служение апостола, вероятно, тогда, когда тот в первый раз посетил Листру (Деян. 14,6-20). Но при чтении Деяний складывается впечатление, что при знакомстве с Павлом Тимофей уже был христианином. В таком случае выражение «истинный сын в вере» означает, что Тимофей обладал теми же духовными и моральными качествами, что и Павел: он был истинным потомком апостола, потому что в их характерах просматривалось семейное сходство.

Сток пишет: «Счастлив молодой христианин, у которого есть такой руководитель, и счастлив христианский руководитель, который «наполнил свой колчан» такими «истинными» детьми!»

Традиционное приветствие в письмах НЗ – благодать и мир. В 1 и 2 Посланиях Тимофею, Послании Титу и 2 Послании Иоанна оно расширено до пожелания благодати, милости и мира.

Все эти четыре послания были написаны не церквам, а конкретным людям, что и объясняет добавление милости.

Благодать означает все Божественные ресурсы, необходимые христианину для жизни и служения. Милость говорит о Божьем сострадании и заботе о нуждающихся и часто терпящих поражение. Мир означает внутреннее спокойствие, приходящее, когда христианин во всем полагается на Господа. Эти три благословения исходят от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. Говоря об Иисусе как равном Отцу, Павел подразумевает тем самым, что Он – наш Бог. Выражение «Христос Иисус, Господь наш» подчеркивает, что Он – наш Господин. В то время как слово «Спаситель» встречается в НЗ 24 раза, слово «Господь» упоминается 522 раза. Из этих статистических данных каждый из нас должен сделать вывод лично для себя.

II. ПОВЕЛЕНИЕ ТИМОФЕЮ (1,3-20)

А. Повеление заставить замолчать лжеучителей (1,3-11)

1,3 Кажется вполне вероятным, что после своего первого римского тюремного заключения Павел вместе с Тимофеем посетил Ефес. Уходя в Македонию, апостол приказал Тимофею остаться на какое-то время в Ефесе, чтобы учить верующих Слову Божьему и оберегать их от лжеучителей. Из Македонии Павел, вероятно, отправился на юг, в Коринф, и очень даже может быть, что из этого города он и написал Тимофею первое письмо. В стихе 3 апостол, по сути, говорит: «Те же наставления, которые я дал тебе, уходя в Македонию, я повторяю и сейчас».

Из этого не следует делать вывод, что Тимофей был поставлен пресвитером церкви в Ефесе. Текст не дает никаких оснований для подобных умозаключений. Нет, его служение здесь было временным, он увещевал определенных членов церкви не учить доктринам, противоречащим христианской вере или же якобы ее дополняющим. Речь здесь идет главным образом о лжеучениях законников и гностиков. На случай, если Тимофея одолевало искушение убежать прочь от этих проблем, Павел приказывает ему не бросать начатого.

1,4 Павел также призывал Тимофея повелеть этим людям не обращать внимания на басни и бесконечные родословия. В наши дни невозможно узнать со всей определенностью, что это были за басни и родословия. Некоторые связывают их с легендами, появившимися в среде некоторых еврейских учителей. Другие предполагают, что здесь имеются в виду мифы и родословия гностиков. Небезынтересен тот факт, что современным сектам присущи эти же характерные черты. Об основателях лжерелигий создано много причудливых легенд, а родословия играют важную роль в мормонизме.

Подобные бесполезные темы лишь порождают вопросы и будят сомнения в умах людей. Они не производят Божьего назидания в вере. Весь план спасения определен Богом, чтобы пробуждать в сердцах людей веру, а не сомнения и споры. Людям в ефесской церкви вместо того, чтобы уделять внимание таким бесполезным темам, как басни и родословные, следовало бы посвятить себя распространению великих истин христианской веры, которые производят веру, а не сомнения.

1,5 Цель же увещания есть любовь. Павел говорит, что цель только что отданного им Тимофею приказания – не только защитить истинную веру, но и зажечь в людях любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры. Все это всегда следует за Евангелием, где бы оно ни проповедовалось.

Любовь, несомненно, включает в себя любовь к Богу, к другим верующим и всему миру. Она должна истекать из чистого сердца. Сердце, запятнанное грехом, вряд ли сможет произвести истинно христианскую любовь.

Эта любовь должна быть также продуктом доброй совести, то есть совести, не отягощенной преступлениями против Бога и людей. И наконец, эта любовь должна быть результатом нелицемерной веры, веры искренней, без фальши и притворства.

Лжеучения никогда не смогут принести плодов, перечисленных здесь Павлом; плоды эти не увенчают и занятия баснями и бесконечными родословными. Лишь учение о благодати Божьей производит чистое сердце, добрую совесть и нелицемерную веру и поэтому имеет своим результатом любовь. Стих 5 дает нам ключ к определению истинности учения: приносит ли оно эти плоды?

1,6 Были и такие, кто от всего этого, то есть от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры, отступили. Слово «уклонились» может означать, что они или неточно прицелились, или же промахнулись. Здесь, несомненно, имеется в виду первое.

Проблема в том, что эти люди не только не достигли всех этих качеств, но даже и не стремились к этому. В результате они уклонились в пустословие. Их проповедь была бессмысленна, она ни к чему не вела; ей не удалось сделать людей святыми. Павел часто использует в этом Послании слово «некоторые». Когда он писал Тимофею первое письмо, лжеучителя представляли в церкви меньшинство. Перейдя ко 2 Тимофею, мы увидим, что слово «некоторые» уже не играет особой роли. Расстановка сил изменилась. Отступление охватило большую часть христиан. Меньшинство очевидно переходило в большинство.

1,7 Лжеучителя, упомянутые в предыдущих стихах, были законниками, стремившимися смешать иудаизм и христианство, закон и благодать. Они утверждали, что для спасения одной веры во Христа недостаточно. Они настаивали, что мужчины должны принять обрезание или же соблюдать закон Моисея каким-то другим образом.

Они учили, что закон был жизненным руководством для верующего. Это лжеучение терзало Церковь во все века ее существования, да и сегодня его ржавчина успешно разъедает основы христианства. В своей современной форме оно заявляет, что, хотя для спасения и необходима вера в Христа, человек обязан также принять крещение или же стать членом поместной церкви, соблюдать закон или искупать грехи, отдавать десятину или совершать какие-то другие «добрые дела». Все, кто учит этому современному законничеству, не осознают, что спасение дается верой в Христа без каких-либо дел закона. Они не осознают, что добрые дела – последствия спасения, а не его причина. Добрые дела не могут сделать человека христианином, но он совершает их потому, что уже стал христианином. Они не видят, что руководство для жизни верующего – Христос, а не закон. Они не понимают, что нельзя находиться под законом, не будучи одновременно под проклятием.

Закон осуждает на смерть всех, кто хоть в чем-то не соблюдает его священные заповеди. Ни один человек не в состоянии исполнить полностью весь закон, поэтому все осуждены на смерть.

Но Христос искупил верующих от проклятия закона, потому что сделался проклятием за нас.

Об этих самозваных законоучителях апостол говорит, что они не понимали ни того, о чем говорят, ни того, что с такой уверенностью утверждают. Они не могли здраво рассуждать о законе, потому что не понимали ни цели, ради которой он был дан, ни отношений между ним и верующими.

1,8 Павел совершенно ясно заявляет, что сам по себе закон вовсе не плох. «Поэтому закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7,12). Но использоваться закон должен законно. Он был дан отнюдь не как средство обретения спасения (Деян. 13,39; Рим. 3,20; Гал. 2:16,21; 3,11). Употреблять закон законно – значит так использовать его при проповеди и наставлении, чтобы слушатели осознали свою греховность. Но его нельзя преподносить ни как средство обретения спасения, ни как руководство для жизни.

Гай Кинг указывал на три урока, которые должен преподать закон: «Мы должны делать. Мы не сделали и не делаем. Мы не можем сделать». После того как закон должным образом потрудится в жизни грешника, последний будет готов воззвать к Богу: «Господи, спаси меня Своей благодатью!» (Guy King, A Leader Led, p. 25.)

Те, кто учит, что закон необходим для спасения или освящения, не совсем последовательны в своих взглядах. Они говорят, что если христианин нарушает закон, то его не нужно лишать жизни. Но это подрывает авторитет закона. Закон без наказания – всего лишь добрый совет.

1,9 Закон положен не для праведника. Если человек праведен, закон ему не нужен. С христианином это действительно так. Когда он спасен благодатью Божьей, Десяти заповедям уже не нужно принуждать его к святой жизни. Не страх перед наказанием побуждает христианина жить праведно, а любовь к Спасителю, умершему за него на Голгофе.

Далее апостол описывает тот тип людей, для которых закон и был дан. Многие богословы указывали на тесную связь между этим описанием и самими Десятью заповедями. Десять заповедей делятся на две части: первая имеет отношение к обязанностям человека перед Богом (благочестие), в то время как оставшиеся шесть заповедей говорят о его долге перед ближним (праведность). Как нам кажется, следующие слова Павла соответствуют первой части Десяти заповедей: «…для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных…» Выражение «для человекоубийц» отсылает к шестой заповеди: «Не убивай». Под человекоубийцами подразумеваются хладнокровные убийцы, а не просто человек, убивший другого непредумышленно.

1,10 Слова «блудники» и «мужеложники» описывают аморальных гетерои гомосексуалистов. Здесь эти слова связаны с седьмой заповедью: «Не прелюбодействуй». Упоминание человекохищников явно имеет отношение к восьмой заповеди: «Не кради». Фраза «для лжецов и клятвопреступников» связана с девятой заповедью: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

Заключительные слова «и для всего, что противно здравому учению» не соотносятся напрямую с десятой заповедью, но скорее окидывают взглядом все заповеди и подводят итог.

1,11 Не так-то просто решить, как этот стих связан с предшествующим. Он может означать, что здравое учение, упоминаемое в стихе 10, – «по… благовестию». Или он может означать, что все сказанное Павлом о законе в стихах 8-10 находится в полном согласии с Евангелием. Или, наконец, он может подразумевать, что слова Павла о лжеучителях в стихах 3-10 соответствуют благовестию. Хотя Евангелие само по себе, несомненно, славное, главное ударение здесь, скорее, делается на факте, что оно рассказывает о славе Бога. Оно рассказывает, что тот же самый Бог, Который свят, праведен и справедлив, в то же время и Бог благодати, милосердия и любви. Его любовь дала то, чего требовала Его святость, и теперь все, кто принимает Господа Иисуса, обретают вечную жизнь.

Это то благовестие, которое было вверено апостолу. В его центре стоит прославленный Господь Иисус, и Павел говорит людям, что Он не только Спаситель, но и Господь.

Б. Благодарение за истинную благо- дать Божью (1,12-17)

1,12 В предыдущих стихах Павел начал описывать лжеучителей, пытавшихся навязать закон верующим в Ефесе. Это напомнило ему о собственном обращении. Оно произошло не через соблюдение закона, а благодатью Божьей. Не праведником был апостол, а самым большим из грешников. Создается впечатление, что стихи 12-17 приводят пример законного применения закона из личного опыта Павла. Для него закон был средством не спасения, а обличения в грехе. Прежде всего он выражает благодарность Христу Иисусу за Его уполномочивающую благодать. В центре внимания находится не то, что Савл из Тарса сделал для Господа, но что Господь сделал для него. Апостол не переставал удивляться тому, что Господь Иисус не только спас его, но и признал верным, определив Себе на служение. Закон никогда не смог бы проявить такой благодати. Его застывшие навеки условия осудили бы грешника Савла на смерть.

1,13 То, что до своего обращения Павел нарушил Десять заповедей, совершенно очевидно. Он говорит о себе как о бывшем хулителе, гонителе и обидчике. Как хулитель, он говорил плохое о христианах и их Главе, Иисусе. Как гонитель, он искал предать христиан смерти, потому что чувствовал кроющуюся в новой секте угрозу иудаизму. Осуществляя свой злобный план, он находил удовольствие в совершении насилия и бесчинств по отношению к христианам. Хотя в русском переводе этого и не заметно, но в этих трех словах «хулитель, гонитель и обидчик» отражено нарастание зла. Первый грех – чисто словесные оскорбления. Второй описывает страдание, обрушивающееся на других из-за их религиозных убеждений. Третий уже несет оттенок жестокости и издевательств.

Но Павел был помилован. Он не получил того наказания, которое заслуживал, потому что поступал так по неведению, в неверии. Преследуя христиан, он считал, что служит Богу. Так как религия его предков учила поклонению истинному Богу, он не мог не прийти к выводу, что христианская вера выступает против Иеговы ВЗ. Убивая христиан, Павел ревностно, изо всех сил пытался защитить честь Бога.

Многие утверждают, что рвение, искренность, усердие имеют в глазах Бога большую ценность. Но пример Павла показывает, что одного рвения недостаточно. Более того, если человек не прав, его рвение только усугубляет эту неправоту. Чем сильнее его рвение, тем больше причиненный им вред!

1,14 Павел не только избежал заслуженного им наказания (милость), но на него излилась обильным потоком незаслуженная доброта (благодать). Где изобиловал грех, стала преизобиловать благодать (Рим. 5,20).

На то, что благодать Господня была дарована Павлу не напрасно, указывают слова: «с верою и любовью во Христе Иисусе». Они могли бы, конечно, означать, что, подобно тому как истоки благодати сокрыты в Господе, точно так же в Нем берут свое начало и вера, и любовь. Но смысл стиха станет яснее, если мы расценим эти слова как указание на факт, что Павел не отверг Божью благодать, но отозвался на нее верой в Господа Иисуса и любовью к Благословенному, Которого он недавно ненавидел.

1,15 Это первое из пяти «верных слов» пастырских посланий. Это слово верно, потому что оно Слово Бога, Который не может ни лгать, ни ошибаться. На него люди могут безоговорочно положиться. Более того, не верить ему безрассудно и глупо. Оно достойно всякого принятия, потому что относится ко всем, рассказывает о сделанном Богом для всех, протягивает дар спасения всем.

Слова «Христос Иисус» подчеркивают, что наш Господь – Бог. Тот, Кто пришел с небес на землю, был прежде всего Бог (Христос), а потом Человек (Иисус). На предвечное существование Спасителя указывают слова «пришел в мир». Вифлеем не был началом Его существования. Он обитал с Богом Отцом от вечности, но пришел в мир как Человек по Его особому поручению. Свидетельство Его прихода мы найдем в нашем календаре: сейчас – 19… год эры, начавшейся в год Его прихода. Для чего Он пришел? Чтобы спасти грешников. Не для того, чтобы спасти людей добропорядочных (ибо таковых нет!). И не для того, чтобы спасти тех, кто полностью исполнял закон (ибо никто этого не сделал).

Здесь мы подходим к самой сути отличия истинного христианства от всех других учений. Лжерелигии говорят человеку, что есть то, что он может сделать или чем он может стать, чтобы завоевать благорасположение Бога.

Евангелие говорит человеку, что он грешен, что он погиб, что он не может спасти себя сам и что для него единственный путь на небеса лежит через смерть Господа Иисуса за его грехи на кресте. Законоучительство, описанное Павлом в этой главе, дает место плоти.

Оно говорит человеку то, что он хочет слышать, а именно, что он может внести вклад в свое спасение. Евангелие же настаивает, что вся слава за дело спасения должна принадлежать одному Христу, что человек способен только на грех, что все спасение от начала и до конца совершает Господь Иисус.

Дух Господень привел Павла к осознанию того, что он первый из грешников, или же, согласно другим переводам, главный среди грешников. Если он и не был главным среди грешников, то, несомненно, находился в первых рядах. Обратите внимание, что звание «первого из грешников» дано не человеку, погрязшему в идолослужении или разврате, а отпрыску ортодоксальной еврейской семьи, человеку глубоко религиозному! Его грех относился к вероучению; он не принял Слово Божье о Личности и деле Иисуса Христа. Отвержение Сына Божьего – величайший из грехов.

Необходимо отметить и то, что Павел говорит: «из которых я первый», не «был» первый, а «есть». Острее всего свою греховность осознают самые благочестивые из святых.

В 1 Коринфянам 15,9 (написанном около 57 г. н.э.) Павел назвал себя «наименьшим из апостолов». Позже в Ефесянам 3,8 (написанном около 60 г. н.э.) он назвал себя «наименьшим из всех святых». Теперь в 1 Тимофею, написанном спустя несколько лет, он называет себя первым из грешников.

Этим нам наглядно представлен рост Павла в христианском смирении. Первым он был и по отношению к израильскому народу. Другими словами, Его обращение было уникальным предзнаменованием будущего обращения израильского народа. Он был «извергом», родившимся преждевременно (1 Кор. 15,8), в том смысле, что родился свыше до возрождения своего народа. Так как Павел был спасен через прямое откровение с небес, без всякого человеческого посредничества, то вполне вероятно, что и еврейский остаток будет спасен таким же образом во время великой скорби. Это толкование скорее всего родилось из слов «первый» и «в пример» стиха 16.

1,16 Это объясняет, почему Павел был помилован. Он был спасен для того, чтобы явить собой доказательство долготерпения Христа. Так же, как когда-то он был главным среди грешников, теперь он будет главным примером неутомимой благодати Господа.

Он будет «экспонатом №1», живым примером «Божественной любви, превышающей самую жгучую ненависть, Божественного долготерпения, истощающего самое изобретательное и упорное сопротивление». (William Kelly, An Exposition of the Two Epistles to Timothy, p. 22.)

Происшедшее с Павлом – пример. Его обращение будет образцом того, что Бог сделает с народом Израиля, когда из Сиона придет Избавитель (Рим. 11,26).

Более общий смысл этого стиха заключается в том, что никто не должен отчаиваться, как бы глубоко он ни погряз во зле. Он может обрести утешение в том, что если уж Господь спас главного из грешников, то и он сможет найти благодать и милость, придя к Нему в раскаянии. Через веру в Христа он тоже может найти вечную жизнь.

1,17 Думая о том, как чудесно в Своей благодати поступил с ним Бог, Павел изливает сердце в прекрасном славословии. Трудно сказать, адресовано ли оно Богу Отцу или же Господу Иисусу. Слова «Царь веков» указывают, казалось бы, на Иисуса, потому что именно Он назван Царем царей и Господом господствующих. Слово же «невидимый» скорее всего относится к Отцу: ведь Господь Иисус был видим для глаз смертных. Тот факт, что мы не в состоянии определить, какая Личность Троицы здесь имеется в виду, может служить указанием на Их абсолютное равенство.

О Царе веков говорится прежде всего как о нетленном, то есть неизменяемом, или же непреходящем. Бог по Своей сути также невидим. Люди видели явление Бога в ВЗ, и Господь Иисус явил нам Бога во всей полноте в видимой форме, но факт остается фактом: Сам Бог для глаз человека невидим. Дальше о Нем говорится как о едином премудром Боге. Вся мудрость в конечном счете приходит от Бога (Иак. 1,5).

В. Повторение строгого повеления (1,18-20)

1,18 Завещание, упоминаемое здесь, несомненно, повеление, данное Павлом Тимофею в стихах 3 и 5 сделать выговор лжеучителям. Стремясь ободрить своего сына Тимофея при исполнении столь важного поручения, апостол напоминает ему об обстоятельствах, приведших к его призванию на христианское служение.

«Сообразно с бывшими о тебе пророчествами», скорее, всего означает, что до знакомства Павла с Тимофеем в церкви восстал пророк и объявил, что Господь будет использовать Тимофея в Своем служении. Пророк был глашатаем Бога, который получил откровение Божьей воли о каком-то определенном виде деятельности и передал это откровение церкви. По-видимому, в некоторых из подобных пророческих высказываний молодой Тимофей был выделен особо и таким образом стала известна его будущая роль как слуги Иисуса Христа. Если когда-нибудь к нему придет искушение опустить в отчаянии руки или же впасть в уныние в труде для Господа, он должен вспомнить об этих пророчествах, в них черпать вдохновение и воинствовать, как добрый воин.

1,19 Воинствуя, он должен иметь веру и добрую совесть. Христианину недостаточно просто держаться правильного вероучения. Можно быть весьма правоверным и при этом не иметь доброй совести.

Гамильтон Смит пишет:

«Всем, кто одарен и постоянно находится на виду, нужно быть начеку, иначе среди частых приглашений, регулярных проповедей, общественной деятельности перед людьми они начнут пренебрегать скрытой от всех жизнью благочестия перед Богом. Не предупреждает ли нас Писание, что можно проповедовать со всем человеческим и ангельским красноречием и все равно быть ничем? Приносит плод для Бога и получит великую награду одна лишь жизнь благочестия, и именно отсюда должно проистекать всякое истинное служение». (Hamilton Smith, более полных данных нет.)

Некоторые современники Павла отбросили добрую совесть и поэтому в том, что касается веры, потерпели кораблекрушение. Они похожи на глупого моряка, выкинувшего свой компас за борт.

Потерпевшие кораблекрушение в вере были истинными верующими, но не сохранили чуткость совести. Начало их христианской жизни походило на величественный корабль, выходящий в открытое море, но вместо того, чтобы вернуться в порт с развевающимися флагами и драгоценным грузом, они налетели на скалы и навлекли позор на себя и на свое свидетельство.

1,20 Мы не знаем, те ли это Именей и Александр, которые упомянуты во 2 Тимофею 2,17 и 4,14. Не знаем мы и природы их богохульства. Здесь нам сказано только то, что они отвергли добрую совесть и богохульствовали.

В НЗ «богохульствовать» не всегда означает говорить плохое о Боге. (Греческое слово blasphemeo (поносить, богохульствовать) используется по отношению и к Богу, и к человеку. Русское слово «богохульство» относится лишь к Богу и святыням.) Это слово используется и для описания оскорбительных или злых речей против других людей. Оно может характеризовать и жизнь этих людей, и их слова. Потерпев крушение в вере, они, несомненно, дали повод неодобрительно отзываться о пути истины, и, таким образом, вся их жизнь стала богохульством.

Их трагедия – трагедия христиан, бывших некогда блестящими и успешными слугами Божьими, которые, заставив замолчать свою совесть, уклонились в заблуждение.

Апостол говорит, что предал их сатане. Некоторые богословы видят в этих словах простую ссылку на отлучение. По их мнению, Павел изгнал этих двоих из поместной церкви и его поступок преследовал цель побудить их к раскаянию и восстановить их в общении с Господом и Его народом. Проблема в том, что отлучение входило в круг обязанностей поместной церкви, а не апостола. В 1 Коринфянам 5 Павел не отлучил виновных в кровосмешении сам, а посоветовал это сделать коринфянам.

Второе, наиболее распространенное, толкование этого места таково: предать сатане могли только апостолы, имеющие для этого особую власть, которая сегодня уже не проявляется, потому что нет апостолов. Сторонники этого толкования утверждают, что у апостолов была власть предать согрешающего сатане, навлекая на него тем самым физические страдания или в крайних случаях даже смерть, как это произошло с Ананием и Сапфирой (Деян. 5,1-11). Целью наказания здесь было, очевидно, исправление: «чтобы они научились не богохульствовать». Итак, здесь речь идет не о вечном проклятии, а о наказании.