Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Исход
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 7999 Все тексты автора Мэтью Генри
4 глава
В данной главе описывается (I) продолжение и завершение Божьей беседы с Моисеем у горящего куста, которая касалась великого дела вывода Израиля из Египта.
1. Моисей возражает, ссылаясь на неверие народа (ст. 1), и Господь отвечает на данное возражение, наделяя его силой творить чудеса:
(1) превращать свой жезл в змея, а затем снова в жезл (ст. 2-5);
(2) покрывать свою руку проказой, в затем делать снова здоровой (ст. 6-8);
(3) превращать воду в кровь (ст. 9).
2. Моисей возражает, ссылаясь на собственное косноязычие (ст. 10), и умоляет освободить его от дела сего (ст. 13);
но Господь отвечает и на это возражение, (1) обещая Моисею Свое присутствие (ст. 11,12),
(2) приобщая Аарона к исполнению поручения (ст. 14-16),
(3) наделяя честью жезл Моисея (ст. 17).
(II) Начало исполнения поручения Моисеем.
1. Он получает разрешение своего тестя на возвращение в Египет (ст. 18).
2. Он принимает дальнейшие наставления и ободрение от Господа (ст. 19,21-23).
3. Он поспешно уходит, взяв с собой свою семью (ст. 20).
4. Он сталкивается в пути с некими трудностями перед обрезанием своего сына (ст. 24-26).
5. Он испытывает радость от встречи со своим братом Аароном (ст. 27,28).
6. Он представляет свое поручение на суд старейшин Израилевых, к великой их радости (ст. 29-31). Таким образом был запущен механизм, работавший в направлении грандиозного освобождения.
Стихи 1-9. Призвание Моисея к миссии вывода Израиля из Египта было весьма великой честью, тем не менее Господь с трудом убеждал Моисея согласиться на ее исполнение, что последний, наконец, сделал весьма неохотно, однако сие мы можем приписать скорее смиренной неуверенности в себе и в своих силах, нежели недоверию Богу и неверию в Его слово и силу. Следует заметить: тех, кого Бог замышляет возвысить, Он облекает в смирение; более всего подходят для служения те, кто меньше всех выскакивает.
I. Моисей приводит возражение, что, по всей вероятности, люди не послушают голоса его (ст. 1), то есть не поверят ему на слово, если только он не покажет им какое-нибудь знамение, о котором он на тот момент не был еще наставлен. Данное возражение не может служить оправданием, потому что противоречит тому, что сказал Бог: «И они послушают голоса твоего…» (Исх 3:18). Если Господь говорит «они послушают», то приличествует ли Моисею произносить «они не послушают»? Несомненно, он имел в виду: «Возможно, сначала не послушают или некоторые из них не послушают». Если среди них будет несколько противников, ставящих под сомнение его миссию, как ему повести себя с таковыми? И какую тактику предпринять, дабы убедить их? Моисей помнил, как его однажды отвергли, и боялся, чтобы это не повторилось. Следует заметить:
(1) отчаяние в настоящем зачастую происходит от разочарований в прошлом.
(2) О мудрых и благочестивых людях подчас думают хуже, чем они того заслуживают. Моисей спросил: «А если они не поверят мне?» (ст. 1);
но, к счастью, он ошибался, ибо сказано: и поверил народ (ст. 31). Однако тогда вначале перед народом были совершены знамения, определенные Богом в ответ на данное возражение Моисея.
II. Бог позволяет Моисею сотворить чудеса, в частности указывает ему на три, два из которых были тотчас же совершены, дабы его удовлетворить. Следует заметить, что подлинные чудеса самое убедительное внешнее доказательство святой миссии свидетельствующего таковыми. Поэтому наш Спаситель часто напоминал о Своих делах (как в Иоан 5:36), и Никодим признается, что чудеса убедили его (Иоан 3:2). И здесь Моисей, которому поручено быть судьей и законодателем Израиля, приложил к своему поручению печать, а чудеса играли роль его верительных грамот.
1. Жезл в руке Моисея становится предметом совершения чуда, двойного чуда: стоит лишь выбросить его из рук, как он превращается в змея; попадая в руки опять, он становится жезлом (ст. 2-4). Итак:
(1) в самом этом изменении была явлена Божья сила: чтобы сухая палка превратилась в живого подвижного змея это было настолько грозным явлением, что сам Моисей, на которого, похоже, оно оказало несколько угрожающее действие, побежал от него, хотя, надо полагать, в той пустыне змеи не были для него какой-то редкостью; но то, что появлялось в результате совершенного чуда, всегда было самым лучшим и самым сильным из ряда себе подобных, как, например, вода, превращенная в вино; и тогда, чтобы этот живой змей был опять превращен в сухую палку сие могло быть только деянием Господа.
(2) Здесь Моисей удостоен чести, ибо сие превращение совершилось так, что он бросил и поднял жезл без единого слова, заклинания и магических формул: то есть Сам Господь наделил его властью действовать под Его руководством, совершить нечто сверхъестественное, и это было проявлением власти Моисея под началом Бога, начало нового управления царства благодати. Мы не можем представить, чтобы Бог истины наделил подобной силой мошенника.
(3) И само чудо имело особый смысл. Фараон еще раньше превратил жезл Израиля в змея, представляя народ опасным (Исх 1:10), вынуждая людей ползать во прахе на животе и ища погубить их; но сейчас народу предстоит снова превратиться в жезл; или же фараон таким образом превратил жезл управления в змея угнетения, от которого и сам Моисей сбежал в землю Мадиамскую; но при содействии Моисея ситуация снова изменилась.
(4) Чудо имело и прямую цель убедить сынов Израилевых в том, что Моисей действительно послан Богом совершить сие дело (ст. 5). Чудеса были знамением для тех, кто не верит (1Кор 14:22).
2. Сама рука Моисея становится следующим предметом чуда. Один раз он кладет руку себе в пазуху и вынимает ее прокаженной; в следующий раз кладет ее туда же и вынимает здоровой (ст. 6, 7). Сие означает, (1) что Моисею силой Бога надлежит навести на Египет болезни и что по его молитве они будут устранены.
(2) Что поскольку израильтяне стали в Египте прокаженными, оскверненными грехом и практически истреблены угнетением (проказа как мертвый, Числ 12:12), то, попадая в пазуху Моисея, они будут исцелены и очищены, и все их обиды будут заглажены.
(3) Моисею предстояло совершать чудеса не собственными силами и не для самовосхваления, но силою Господа и во славу Ему; прокаженная рука Моисея навеки исключает хвастовство. Так предполагалось, что если предыдущее чудо не убедит, то убедит это. Следует заметить, что Господу угодно весьма щедро являть истину Своего Слова и не скупиться на подтверждение таковой; множество разнообразных чудес подкрепляют доказательства.
3. Моисею дано указание превратить взятую из реки воду в кровь, когда он придет в Египет (ст. 9). Это было сделано сначала как знамение, но поскольку на фараона оно не повлияло, то впоследствии вся река превратилась в кровь, и тогда это стало казнью. Моисею было приказано совершить это чудо, если не удастся убедить при помощи первых двух. Следует заметить, что неверию не будет извинения, но оно будет обвинено в сознательном упрямстве. Что же касается народа Израиля, то Бог сказал: «И они послушают…» (Исх 3:18), тем не менее Он определяет, чтобы эти чудеса были совершены для убеждения людей, ибо Он так предписал, а цель предписала средства.
Стихи 10-17. Моисей все еще продолжает колебаться в отношении служения, к которому Господь его предназначил, даже чрезмерно; ибо сейчас мы не можем приписать это его смирению и скромности, но вынуждены признать, что здесь присутствовало слишком много трусости, инертности и неверия. Обратите внимание:
I. Как Моисей старается освободиться от этой работы.
1. Он ссылается на то, что плохой оратор: «о, Господи! человек я не речистый» (ст. 10). Он был великим мыслителем, государственным деятелем и богословом, но не оратором; человек ясного ума, великой мысли и здравого суждения, тем не менее он не обладал хорошей дикцией и красноречием, поэтому и считал, что не подходит для выступлений перед великими людьми о великих делах и рискует снискать презрение у египтян. Заметьте:
(1) мы должны судить человека не по красноречию и готовому ответу. Моисей был силен в словах (Деян 7:22), хотя и не красноречив: сказанное им обладало силой и энергией, было по делу и было чистым, как роса (Втор 32:2);
в его высказываниях не было легкости, непринужденности и изящества, присущих некоторым, не имеющим и десятой части того здравого смысла, который был у него. Речь Св. Павла была «незначительной» (2Кор 10:10). Великая доля мудрости и подлинного достоинства скрываются за медленным языком.
(2) Богу подчас угодно выбирать Своими посланниками тех, кто обладает наименьшими способностями и мастерством, дабы в них Его благодать была явлена в тем большей славе. Ученики Христа не были ораторами, пока Дух не сделал их таковыми.
2. Когда это возражение было отклонено и на все отговорки Моисея был найден ответ, он стал умолять Господа послать с этим поручением кого-нибудь другого, а его самого оставить пасти овец в земле Мадиамской: «Пошли любого другого исполнителя, кроме меня; Ты, несомненно, можешь найти кого-то более подходящего, чем я» (ст. 13). Следует заметить: тот, кто не расположен, подхватит жалкую отговорку скорее, чем обойдется без таковой, и будет готов перенести на плечи других служение, в котором есть малейший намек на трудности или опасность.
II. Как Господь снисходит, дабы ответить на все отговорки Моисея. Несмотря на то, что возгорелся гнев Господень на него (ст. 14), Бог продолжал убеждать Моисея, пока не одолел его. Следует заметить, что даже неуверенность в себе, когда она достигает крайности препятствуя нам исполнять свой долг или обременяя нас в исполнении, или разуверяя нас в нашей зависимости от Божьей благодати, весьма неугодна Господу. Бог справедливо негодует по поводу нашей инертности в служении Ему и имеет все основания на плохое отношение к подобной ситуации; ибо Он такой благодетель, который заботится о нас заблаговременно и вознаграждает нас без проволочек. Следует еще заметить, что Бог справедливо недоволен теми, кого Он еще не отверг: Он снисходит до обсуждения дела даже со Своими своевольными детьми и побеждает их, как в данном случае с Моисеем, Своей благодатью и милостью.
1. В противовес немощи Моисея Господь напоминает ему о Своей собственной силе (ст. 11).
(1) Сила Господа в том, в отношении чего Моисей приводил отговорки: кто дал уста человеку? не Я ли Господь? Моисей знал, что Бог сотворил человека, но теперь ему нужно напомнить, что Бог сотворил уста человека. Разумение того, Что Бог есть Творец, поможет нам преодолеть великое множество трудностей, лежащих на пути нашего служения (Пс 123:8). Бог, как Создатель природы, наделил нас силой и способностью говорить; и от Него, как от источника даров и благодатей, исходит способность говорить хорошо, уста и премудрость (Лук 21:15), язык мудрых (Ис 50:4), Он изливает благодать из уст Своих (Пс 44:3).
(2) Сила Господа вообще стоит над другими способностями. Кто, кроме Бога, делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым?
[1] Совершенство наших способностей это работа Господа, Он делает зрячим, Он образовал глаз (Пс 93:9), Он отверзает разумение, глаза ума (Лук 24:45).
[2] Несовершенства способностей тоже от Бога; Он делает и немым, и глухим, и слепым. Есть ли какой изъян подобного рода, чтобы его не сделал Господь? Вне всякого сомнения, это сделал Он и всегда с мудростью и праведностью, во славу Свою (Иоан 9:3). Фараон и египтяне были сделаны духовно глухими и слепыми (как в Ис 6:9,10). Но Бог знает, как распорядиться ими и тем прославиться.
2. Чтобы ободрить Моисея в сем великом предприятии, Господь повторяет обетование о Своем присутствии не только в общем: «Я буду с тобою» (Исх 3:12), но и в частности: «…Я буду при устах твоих, так что несовершенство твоей речи не навредит Моему посланию». Не похоже, чтобы Господь сразу же устранил сие несовершенство, каким бы оно ни было, но Он сделал нечто равноценное: Он научил Моисея, что сказать, а затем позволить делу самому говорить за себя; если другие и говорили изящнее, никто не говорил сильнее. Следует заметить: тем, кому Господь поручает говорить от Него, надлежит полагаться на Его наставления, и тогда дано будет им, что сказать (Мат 10:19).
3. Господь приобщает Аарона к миссии Моисея. Господь обещает, что Аарон своевременно встретит Моисея и будет ему рад, ведь они не виделись (вероятно) много лет (ст. 14). Бог велит Моисею использовать Аарона в качестве своего оратора (ст. 16). Господь мог бы полностью отстранить Моисея за его нерешительность, но Он учел склад его характера и назначил ему помощника. Заметьте:
(1) двоим лучше, нежели одному (Еккл 4:9). У Бога будет два свидетеля (Отк 11:3), дабы их устами подтвердилось всякое слово.
(2) Аарон был братом Моисея, так распорядилась Божья мудрость, чтобы их родственные чувства друг ко другу усилили союз в совместном исполнении поручения. Иисус отправлял Своих учеников по два, и некоторые пары состояли из братьев.
(3) Аарон был старшим братом, тем не менее он охотно согласился быть задействованным в этом деле под началом Моисея, потому что так было угодно Богу.
(4) Аарон умел хорошо говорить, однако он уступал Моисею в мудрости. Господь разнообразно дает Свои дары детям человеческим, дабы мы смогли увидеть нужду друг во друге, и каждый вносил бы свой вклад на благо тела (1Кор 12:21). Язык Аарона вместе с головой и сердцем Моисея составляли одно целое, вполне подходящее для выполнения данной миссии.
(5) Господь обещает: «…Я буду при устах твоих и при устах его…» Даже Аарон, который умел говорить хорошо, не смог бы говорить по делу, если бы Господь не был с его устами; без постоянной поддержки Божьей благодати не помогут и наилучшие дары.
4. Господь велит Моисею взять в руку жезл (ст. 17), что подразумевает: осуществлять свое предприятие он будет скорее действиями, нежели словами; знамения, которые ему надлежит сотворить при помощи этого жезла, могут с избытком восполнить недостаток красноречия; одно чудо способно сослужить лучшую службу, чем вся риторика в мире. И жезл сей возьми, жезл, который он носил, будучи пастухом, дабы ему не стыдиться того низкого положения, из которого Бог его призвал. Сей жезл должен стать жезлом его власти и должен заменить ему как меч, так и скипетр.
Стихи 18-23. Здесь:
I. Моисей получает разрешение своего тестя на возвращение в Египет (ст. 18). Его тесть отнесся к нему по-доброму, когда он был странником, и поэтому Моисей не желает проявить неучтивость и покинуть его семью, равно как и не желает поступить несправедливо и оставить свою службу, не предупредив тестя. Следует заметить, что честь быть допущенным к общению с Господом и работать на Него не освобождает нас от обязанностей перед родственниками и от работы в этом мире. Моисей ничего не сказал тестю (насколько это очевидно) о славном явлении ему Господа; мы должны быть благодарны Богу за такие милости, но не следует хвастать ими перед людьми.
II. Моисей получает от Бога дальнейшие ободрения и наставления в работе. После того как Господь явился ему в горящем кусте для установления связи, похоже на то, что Он часто, если на то была причина, говорил с Моисеем уже не в столь торжественной обстановке.
1. Господь уверяет Моисея, что путь расчищен. Каких бы новых врагов ни нажил себе Моисей, осуществляя свое предприятие, его старые враги умерли все, искавшие души его (ст. 19). Возможно, некий тайный страх попасть в их руки и лежал в основе промедления Моисея отправиться в Египет; хотя он не желал в том признаться, но ссылался на недостойность, непригодность, отсутствие красноречия и т.д. Следует заметить, что Бог знает обо всех искушениях, которым подвержен Его народ, и знает, как вооружить его против тайных страхов (Пс 141:3).
2. Господь велит Моисею сотворить чудеса не только перед старейшинами Израилевыми, но и перед фараоном (ст. 21). Возможно, во дворе фараона остались в живых люди, помнившие Моисея, когда тот был сыном фараоновой дочери, и они неоднократно называли его безумцем за то, что он отказался от почестей такого родства; но сейчас он снова послан во дворец, облеченный намного большими полномочиями, чем когда-либо могла ему дать фараонова дочь, так чтобы было очевидно, что Моисей не проиграл от своего выбора: сей чудотворный жезл действительно украшал руку Моисея более, чем египетский скипетр. Следует заметить: те, кто сморит с презрением на мирские почести, будут вознаграждены честью, исходящей от Бога, истинной честью.
3. Дабы неуступчивость фараона не удивила и не огорчила Моисея, Господь заранее говорит ему, что ожесточит фараоново сердце. Фараон уже ожесточил свое сердце против стонов и воплей угнетаемых израильтян и закрыл от них сосуды своего сострадания к ним; и теперь Господь путем праведного суда ожесточает его сердце против убеждения чудес и ужаса казней. Следует заметить: служителям нужно быть готовыми к тому, что со многими придется трудиться тщетно; мы не должны почитать странным, если встречаемся с теми, на кого не действуют самые сильные доказательства и самые справедливые доводы; впрочем, нас рассудит Господь.
4. Господь вложил в уста Моисея слова, с которыми тот должен обратиться к фараону (ст. 22,23). Бог уже пообещал ему: «Я… научу тебя, что тебе говорить» (ст. 12), и здесь Он учит его:
(1) Моисей должен передать послание во имя великого Иеговы: так говорит Господь; здесь данное вступление впервые произнесено человеком, а потом оно часто будет звучать из уст всех пророков; будет фараон слушать или нет, Моисей должен сказать ему: «Так говорит Господь».
(2) Моисей должен поставить фараона в известность об отношении Израиля к Богу и о Божьей заботе об Израиле. Разве Израиль раб? или он домочадец? (Иер 2:14). «Нет, Израиль есть сын Мой, первенец Мой… он дорог в очах Моих, многоценен настолько, что негоже ему подвергаться такому угнетению и унижению».
(3) Моисей должен потребовать отпустить людей: «Отпусти сына Моего, не только Моего слугу, которого ты не имеешь права удерживать, но Моего сына, о свободе и чести которого Я ревную. Это Мой сын, Мой сын, служащий Мне, и посему его следует беречь и защищать» (Мал 3:17).
(4) Моисей должен пригрозить фараону смертью первенца египетского в случае отказа: «Я убью сына твоего, первенца твоего». Как люди обращаются с народом Божьим, такого же отношения пусть ждут и для себя; со своевольными Господь будет бороться.
III. Моисей берется за выполнение задания. Когда Господь заверил его, что искавшие жизни его умерли, сразу же сообщается, что взял Моисей жену свою и сыновей своих и отправился в Египет (ст. 20). Следует заметить: хотя порочность может весьма препятствовать совершению служения, к которому призывает нас Господь, тем не менее благодать возымеет верх и будет послушна небесному видению.
Стихи 24-31. Моисей направляется в Египет, и мы узнаем:
I. Как Бог встретил его во гневе (ст. 24-26). Это весьма трудное место в повествовании; много написано и написано превосходно, дабы сделать этот отрывок понятным; попытаемся и мы объяснить его. Здесь описывается:
1. Грех Моисея, который не удосужился обрезать своего сына. Возможно, сие стало следствием неравного ярма с мадианитянкой, которая проявляла чрезмерную снисходительность к сыну, в то время как Моисей чрезмерно потакал ей. Следует заметить:
(1) нам необходимо внимательно следить за собственным сердцем, дабы обожание к кому-либо из родственников не превосходило нашей любви к Богу и не отвлекло нас от служения Ему. Илию было поставлено в вину то, что он предпочитал Богу сыновей своих (1Цар 2:29, см. также Мат 10:37).
(2) Даже благочестивые люди склонны охладевать в своей ревности о Боге и о служении, когда надолго лишаются сообщества верных; уединение имеет свои преимущества, но они навряд ли уравновешивают потерю христианского общения.
2. Божье недовольство, направленное против Моисея. Господь встретил его и, вероятно, мечом в руке ангела искал убить Моисея. Это значительная перемена; совсем недавно Бог беседовал с ним, удостоил его доверием, как друга, и вот Он выступает против него, как против врага. Следует заметить:
(1) недосмотр это тоже грех, и он должен подвергнуться суду, в особенности если это презрение или пренебрежение нормами завета, ибо сие есть знак того, что мы недооцениваем обетования завета и недовольны его условиями. Тот, кто пришел к соглашению, но не желает скрепить его печатью и утвердить, может быть справедливо заподозрен в том, что не хочет и не собирается придерживаться такового.
(2) Господь замечает и весьма недоволен грехами Своего собственного народа. Если верующие пренебрегают своим долгом, то пусть будут готовы услышать об этом от собственной совести или, может быть, прочувствовать это по ниспосланным провидением испытаниям, ибо по этой причине многие больны и немощны, как, по мнению некоторых толкователей, Моисей здесь.
3. Безотлагательное исполнение долга, за пренебрежение которым Господь выступил против Моисея. Его сын должен быть обрезан; Моисей не может его обрезать; и, поскольку возникла такая настоятельная потребность, это делает Сепфора, сопровождая сие либо эмоциональными словами (которые выражают либо ее неприязнь к самому обряду, либо, по крайней мере, к его совершению над таким маленьким ребенком, к тому же в дороге), либо, как мне кажется, вполне уместными словами, торжественно заявляя об обручении ребенка Господу по завету обрезания (существует такое мнение) или выражая благодарность Богу за то, что Он пощадил ее мужа, дав ему новую жизнь, а таким образом и ей, как бы новое супружество с ним по обрезанию ее сына (согласно другому мнению). Я затрудняюсь определить, которое из них верное, но мы узнаем:
(1) когда Господь открывает нам, что мы упустили в нашей жизни, то мы должны приложить всякое усердие, дабы быстро сие исправить, в особенности вернуться к обязанностям, которыми пренебрегли.
(2) Устранение грехов абсолютно необходимо для удаления Божьего суда. Глас каждого жезла призывает нас вернуться к Тому, Кто поражает нас.
4. Облегчение Моисею после этого: и отошел от него; недуг его оставил, ангел-губитель удалился, и все было хорошо, только Сепфора не может забыть страх, который пережила, и беспричинно называет Моисея женихом крови, поскольку он обязал ее обрезать ребенка; и после этого случая (вероятно) он отправил ее с детьми назад к тестю, дабы они не причиняли ему в дальнейшем неудобств. Следует заметить:
(1) когда мы возвращаемся к Господу по пути долга, Он вернется к нам по пути милости; устраните причину прекратится и следствие.
(2) Нам надлежит решительно настроиться терпеливо переносить ситуации, когда нашу ревность о Господе и о Его постановлениях будут неправильно истолковывать и удручать нас те, кому следовало бы научиться понимать нас, себя и свой долг лучше, чем Мел-хола восприняла усердие Давида, а наипаче, если сие отношение будет особенно отвратительным и кровожадным.
(3) Перед тем как совершать любое важное служение Господу, необходимо как можно дальше отодвинуть все, что может нам помешать. Предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за Мною.
II. Как Моисея с любовью встретил Аарон (ст. 27,28).
1. Господь послал Аарона навстречу Моисею и дал указание, где его найти в пустыне, что лежит по дороге в Мадиамскую землю. Следует заметить, что приятные встречи с родственниками и друзьями надлежит приписывать Божьему промыслу.
2. Из послушания Господу и из любви к своему брату Аарон так торопился, что встретил последнего возле горы Божией, там, где ранее встретился с Моисеем Господь.
3. Братья обнялись, проявляя взаимную любовь. Чем больше они понимали, что их свел вместе Сам Господь, тем приятнее становилась их встреча: они поцеловались, не только в знак братских чувств и в память о старинном знакомстве, но и в залог крепкого согласия в совершении работы, к которой оба были призваны.
4. Моисей сообщил брату о поручении, которое он получил, упомянув все наставления и удостоверения, прилагающиеся к таковому (ст. 28). Следует заметить: мы должны сообщать во благо другим людям все, что знаем о Господе; а те, кто трудится для Господа над одним делом, должны взаимно давать друг другу свободу и стараться правильно и полностью понять друг друга.
III. Как старейшины Израилевы встретили Моисея в вере и послушании. Когда Моисей и Аарон, впервые приступив к совершению своей миссии в Египте, сказали то, что им надлежало сказать, и в подтверждение сделали то, что им надлежало сделать, прием был более радушным, чем они ожидали (ст. 29-31). Израильтяне оказали им доверие: и поверил народ, как и предсказывал Бог (Исх 3:18), зная, что ни один человек не способен сотворить дела, совершенные ими, если только с ним не будет Бога. Люди воздали Господу славу: и преклонились они и поклонились, выражая таким образом не только смиренную благодарность Богу, пробудившему их и пославшему избавителя, но и радостную готовность соблюдать повеления и выполнять действия, необходимые для их освобождения.