Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Числа
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6123 Все тексты автора Мэтью Генри
18 глава
Теперь Аарон полностью утвержден в своем священстве для собственного удовлетворения и удовлетворения народа (хорошо, что Бог вывел на свет нечестивую оппозицию, противостоявшую ему). В этой главе Бог дает ему в полном объеме наставления о его служении или, скорее, повторяет данные ему ранее. Он говорит Аарону,
(I) в чем заключается вверенная ему работа и возложенные на него обязанности, какую помощь в этом служении ему будут оказывать левиты (ст. 1-7).
(II) Какова будет плата его и левитов за эту работу.
1. Привилегии или вознаграждения, принадлежащие священникам (ст. 8-19).
2. Утвержденное содержание левитов (ст. 20-24).
(III) Часть, которую нужно платить священникам из содержания левитов (ст. 25-32). Теперь каждый знал, что должен делать и за счет чего жить.
Стихи 1-7. Согласованность этой главы с предыдущей очевидна.
I. В заключении предыдущей главы говорилось, что народ жаловался на трудности и опасность, которой они подвергались, приближаясь к Богу; в результате чего у них возникло ужасное мнение о том, что находящаяся среди них скиния, которая должна стать их радостью и славой скорее будет их ужасом и принесет гибель. Теперь, в ответ на эту жалобу, Бог через Аарона дает им понять, что вместо них к скинии будут приближаться священники, как представители народа, и поэтому хотя люди обязаны держаться от нее на расстоянии, в то же время это не будет содействовать их позору и не зародит предубеждения, а их приятное общение с Богом будет поддерживаться через посредничество священников.
II. Совсем недавно Бог облачил особой славой Аарона; его жезл покрылся почками и расцвел, в то время как жезлы остальных начальников остались сухими, лишенными плодов и украшения. И теперь, чтобы Аарон не возгордился оказанным ему значительным благоволением и чудесами, совершенными для поддержки его высокого сана, Бог приступает к нему, чтобы напомнить о возложенном на него бремени и требуемых от него обязанностях, как от священника. Он должен увидеть, что у него нет оснований гордиться своим продвижением, и принять славу своего служения с благоговением и святым трепетом, задумываясь о том, как велики возложенные на него обязанности и как трудно ему будет дать хороший отчет. Не гордись, но бойся.
1. Бог говорит ему об опасности, сопутствующей этой почетной должности (ст. 1).
(1) Священники и левиты (ты и сыновья твои и дом отца твоего) должны нести на себе грех за небрежность во святилище, то есть если святилище будет оскверняться появлением пришельцев или людей нечистых, то вина ляжет на левитов и священников, которые должны держать таких людей на расстоянии. Хотя грешник, согрешающий самонадеянно, должен умереть за свое беззаконие, тем не менее его кровь будет взыскана с рук стерегущих. Или эти слова можно воспринять в более общем смысле: «Если какими-либо обязанностями или служениями в святилище будут пренебрегать, если какое-либо служение будет совершено не вовремя или не по закону, если что-либо будет утеряно или неверно размещено при переезде святилища, то вам придется ответить за это, рискуя своей жизнью».
(2) Священники сами должны нести на себе грех за неисправность в священстве; то есть они будут виновны, если пренебрегут какой-либо частью своей работы или допустят, чтобы другие захватили их служение и вырвали работу из их рук. Отметьте: чем больше нам доверено работы и власти, тем больше опасность оказаться виновным в фальсификации и несостоятельности. Это является хорошим основанием, почему мы не должны завидовать славе других и стремиться занять ответственное место: почетная должность подвергает нас опасности совершить великое беззаконие. Тот, кому вверено попечение о святилище, должен будет за многое ответить. Кто будет стремиться заботиться о душах, задумавшись о том, какой отчет придется дать об этом попечении?
2. Он говорит ему о долге, который будет сопутствовать его почетной должности.
(1) Он и его сыновья будут служить при скинии откровения (ст. 2);
то есть (как поясняет это место епископ Патрик) при святыне, где находился ковчег, с наружной стороны от завесы скинии, но по эту сторону от дверей скинии, внутри скинии собрания. Они должны приходить к золотому жертвеннику, столу и светильнику, к которым ни один левит не мог приблизиться. Ты и сыны твои… служите (ст. 7). Бог не сказал: «Царствуйте» (священство никогда не предполагало, что они будут командовать Божьим наследием), а: «Служите Богу и обществу». Отметьте: священство – это служение. Если кто епископства желает, доброго дела желает. Служители должны помнить, что они служители, то есть слуги, от которых требуется, чтобы они были смиренными, усердными и верными.
(2) Левиты должны помогать ему и его сыновьям, отправляя все работы по скинии (ст. 2-4), хотя они ни в коем случае не должны приближаться к сосудам святилища или участвовать в важных служениях у жертвенника, на котором сжигался тук и совершалось кропление кровью. Семья Аарона была очень маленькой, но по мере ее возрастания остаток семей Израиля тоже должен увеличиться, поэтому рук священников как не хватало в то время, так, скорее всего, и впредь не будет достаточно для всех служений во святилище. «Поэтому, — говорит Бог, — возьми их себе» (ст. 2) и вновь (ст. 4): «Пусть они будут при тебе»; похоже, здесь присутствует ссылка на имя Левия, которое означало «объединяемый». Многие из левитов недавно противопоставили себя Аарону, но Бог обещает, что с этого момента они с радостью присоединятся к нему, имея общее дело и привязанности, и больше не будут соперничать с ним. Это было добрым знаком для Аарона, что Бог признал его Своим, склонив сердца тех, кто также должен был признать его. Писание говорит, что левиты были даны ему в качестве подарка для священников (ст. 6). Отметьте: когда к нам присоединяются люди, помогающие нам в служении Богу, то мы должны высоко ценить это, как наивысший дар божественной щедрости.
(3) И священники, и левиты должны тщательно следить, чтобы святыни не осквернялись. Левиты должны были отправлять службу в скинии, чтобы посторонний (т.е. человек, которому по какой-либо причине было запрещено приближаться) не приближался (ст. 4) под страхом смерти (ст. 7). Священник должен отправлять службу во святилище (ст. 5), наставлять народ, увещевать его соблюдать дистанцию и не допускать, чтобы люди нарушали положенные для них границы, как это сделал Корей с сообщниками, дабы не было впредь гнева на сынов Израилевых. Отметьте: предотвращая грех, мы предотвращаем гнев; а зло, которое причиняет грех, должно предостерегать нас в будущем быть бдительными против греха к себе и другим.
Стихи 8-19. Служение священников названо борьбой, а кто отправляется на войну за собственный счет? Раз они были наняты на работу, то хорошо обеспечены и их работа была хорошо оплачена. Никто не должен служить Богу даром. Все верующие – духовные священники, и Бог пообещал заботиться о них; они поселятся на земле, будут накормлены и не будут терпеть нужды ни в каком благе. Благочестие – это обетование жизни настоящей. И исходя из щедрого обеспечения священников, апостол делает вывод, что долг христианских церквей – содержать своих служителей. Кто служит у жертвенника, тот питается от жертвенника. Подобным образом и тот, кто проповедует Евангелие, должен жить от благовествования, и жить комфортно (1Кор 9:13,14). Позорное содержание делает позорными служителей. Обратите внимание:
(1) большая часть пищи для них поступала от жертв, которые они сами должны были приносить. Им принадлежали шкуры почти всех жертв, которые они могли продавать, а также значительная часть хлебных приношений, жертв за грех и т.д. Тот, в чью обязанность входило приносить жертву, получал прибыль (ст. 8). Отметьте: Божий труд имеет собственную плату, а служение Богу содержит в себе воздаяние за него. Даже в соблюдении Божьих заповедей великая награда. Нынешние радости религии являются частью платы за нее.
(2) Для них не только был накрыт хороший стол, но также карманы были наполнены деньгами за выкуп первенцев и первородное из скота, которое нельзя было приносить в жертву. Поэтому их содержание позволило им не связывать себя делами житейскими; у них не было участков, чтобы строиться, не было земли, чтобы возделывать, не было виноградников, чтобы ухаживать за ними, не было скота, чтобы заботиться о нем, не было имущества, требовавшего заботы, но тем не менее они имели самый большой доход. Так устроил Господь, чтобы они были более привязаны к своему служению и не отвращались от него, чтобы не волновались, совершая его, из-за какой-либо мирской тревоги или бизнеса (служение требует полной отдачи от человека). Они должны быть примером живой веры не только в Божье провидение, но и в Его постановления. Они жили тем, что имели в настоящее время, чтобы научиться не думать о дне завтрашнем, поэтому считали достаточным, если имели необходимое на каждый день. Они не имели имущества, чтобы оставить своим детям; цель этого – научить их верой предавать своих детей заботе Бога, который пасет их с тех пор, как они существуют.
(3) Писание говорит, что Бог обеспечивал их стол святынями (ст. 9,10), которые должны были есть только священники и только во дворе скинии, но другая пища была менее свята, и ее могли есть члены их семей в своих домах при условии, что они чисты (ст. 11-13; см. Лев 21:10 и далее).
(4) Было велено, чтобы лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба приносилось в качестве начатков для Господа – все это принадлежало священнику (ст. 12). Отметьте: мы всегда должны служить и почитать Господа наилучшим из того, что имеем, ибо Он – наилучший и более других заслуживает этого; Он – первый, и поэтому Ему должны принадлежать начатки урожая. Кто думает сэкономить на издержках, отказывая Богу в том, что принадлежит Ему, тот лишь обманывает себя, ибо Бог поругаем не бывает.
(5) Все это отдается священникам ради их священства (ст. 8). Они должны были знать, что им платили эту дань не за их заслуги, а ради служения, на которое они были помазаны. Подобным образом все утешения, посылаемые народу Божьему, даются им ради помазания, которое они принимают. Писание говорит, что это все дается им уставом вечным (ст. 8);
это есть завет соли вечный (ст. 19). Пока существует священство, священники должны содержаться за счет этого указа, чтобы светильник не потух из-за недостатка масла, которое должно поддерживать его горение. Подобным образом Бог позаботился Своим вечным постановлением о содержании служителей Евангелия до тех пор, пока не придет Христос. «Се, Я с вами (т.е. ваше содержание и поддержка) всегда до скончания мира». Благодарение Искупителю за Его слово, которое Он заповедал в тысячу родов.
Стихи 20-32. Эти стихи продолжают описывать, как Бог обеспечил священников и левитов.
I. Они не имели удела в земле; позднее им было разрешено иметь города, в которых они жили, но они не могли владеть землей: и части не будет тебе между ними (ст. 20). Эти слова вновь и вновь повторяются в ст.23 и 24: «Среди же сынов Израилевых они не получат удела ни через покупку, ни по наследству». Бог хорошо заботился о них, но не хотел, чтобы их семьи чрезмерно обогащались и они считали себя выше той работы, которую должны были постоянно выполнять и за которую получали плату. Как Израиль был избранным народом, не причисленным к другим нациям, так и левиты были особым коленом, которое не должно жить так, как другие колена, а во всем отличаться от них. Дается хорошее основание, почему у них не будет удела в земле: «Ибо, — говорит Бог, -Я часть твоя и удел твой». Кто имеет Бога своим наследием и своей частью, тот должен всегда смотреть со святым презрением и безразличием на наследие этого мира и не жаждать в нем части. «Господь часть моя… итак буду надеяться на Него и не буду уповать на земные блага» (Плач 3:24). Левиты не будут иметь наследия, но в то же время будут жить в изобилии и комфорте; это должно научить нас, что провидение имеет различные способы поддержать тех, кто живет, уповая на него; птицы не жнут, но тем не менее накормлены, лилии не прядут – а одеты, у левитов не было наследия в Израиле – в то же время они жили лучше любого другого колена. Повторение предостережения, чтобы сыны Израилевы впредь не приступали к скинии, звучит своевременно, но несколько неожиданно (ст. 22). Похоже, оно противоречит повелению, касающемуся священников и левитов и гласящему, что они не будут иметь удела в Израиле, чтобы показать, что Бог различными путями распределяет Свое благоволение. Левиты обладали почетным правом посещать скинию, в котором было отказано израильтянам, но израильтянам была оказана честь иметь удел в Ханаане, в чем было отказано левитам. Это должно было удерживать их от зависти и презрения друг к другу, и у обоих были основания радоваться своему жребию. Израильтянам запрещалось приближаться к скинии, но и у левитов не было удела в земле; если служители хотят, чтобы люди занимались своим делом и не вмешивались в священные обряды, они должны сами исполнять свои обязанности и не связывать себя мирскими делами.
II. Но они должны получать десятины от земли. Кроме начатков, которые принадлежали священникам и составляли, по словам евреев, пятидесятую или, по крайней мере, шестидесятую часть, также им принадлежала десятина.
1. Левитам принадлежала десятина из всего, что принадлежало народу (ст. 21): «Я дал (Тот, кому принадлежит все) десятину из всего, что у Израиля, из всего, что производит земля, сынам Левия, чтобы она была справедливо разделена между ними за службу их, которую они отправляют». Левиты были наименьшим коленом из двенадцати, тем не менее, помимо других преимуществ, им принадлежала десятая часть ежегодной прибыли, хотя они не прилагали труда и затрат на пахоту и сеяние. Так Бог позаботился о тех, кто посвятил себя Его служению; Он побеспокоился, чтобы они не только были хорошо обеспечены, но и почитаемы всем народом за хорошее служение, совершенное для него, чтобы он признал их доверенными лицами Бога и получателями, ибо жертвы возношения, которыми потрясали перед Господом, по Его повелению предназначались левитам.
2. Священникам была определена десятая часть от десятины левитов. Бог повелел Моисею дать этот указ левитам, так как желал, чтобы они платили ее с радостью, а не священники требовали ее своей властью: «Объяви левитам возносить из нее возношение, чтобы его не взимали с них». Обратите внимание:
(1) левиты должны были отдать Богу Его часть из своей десятины так же, как израильтяне – из своего умножения. Они были арендаторами Бога и должны были платить Ему ренту; их служение не освобождало их от этой обязанности. Подобным образом сейчас служители должны благотворить из того, что они получают; и чем больше они получают, тем больше должны давать и быть примером щедрости. Возносите из нее возношение Господу (ст. 26). Тот, чья работа заключается в том, чтобы помогать другим жертвовать, должен вначале принести свою жертву, как возношение Господу. Хвала и молитвы, которые возносятся к Богу, или, скорее, в которых возносится сердце, являются возношением. «Это, — говорит Бог, — вменится вам, как хлеб с гумна, то есть, хотя это не были плоды земли или их труда, как десятины других израильтян, тем не менее, если они приносятся, как должно, то будут приняты и освящены вместе с остальными.
(2) Это должно быть отдано Аарону священнику (ст. 28) и последующим первосвященникам и разделено между подчиненными ему священниками в справедливом соотношении. Большая часть прибыли от служения священника, которая была назначена в предыдущем разделе, поступала от жертв и принадлежала тем священникам, которые постоянно трудились у жертвенника, но так как много священников трудилось среди народа, обучая и руководя, то, скорее всего, левитская десятина направлялась первосвященнику для их содержания. Образованный епископ Патрик высказал предположение, что десятина от этой десятины сохранялась для самого священника, для поддержания его положения и достоинств, ибо в противном случае мы нигде не читаем об особом обеспечении для него.
(3) После того, как левиты платили десятую часть своего дохода как возношение Господу, они могли радоваться оставшимся девяти частям (ст. 30): «Когда вы принесете из всего лучшее (ибо Божья часть должна быть наилучшей), то можете есть оставшееся, но не как святыню, а с той же свободой, что и все израильтяне, вкушающие свою часть: можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши» (ст. 31). Посмотрите: изложенный здесь путь дарует утешение от обладания мирской собственностью – чтобы не понести за них греха (ст. 32). Для этого [1] мы должны быть уверены, что все, чем мы владеем, добыто честным путем и в служении Богу. Это вам плата за работы ваши; самая вкусная та еда, которую ты впервые заработал, но если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес 3:10). Похоже, об этом говорится как о награде, которая приносит особое утешение и удовлетворение – награда за верное служение в скинии собрания.
[2] Мы должны быть уверены, что из нее Бог получил Свою часть. Мы получаем утешение от своего содержания в том случае, если почтили им Бога. Тогда не понесете за это греха, когда принесете лучшее из сего. Эти слова подразумевают, что мы никогда не должны вкушать пищу без страха, чтобы наш стол не стал для нас сетью и мы не понесли за это греха; мы должны подавать милостыню из того, что у нас есть, чтобы все было чисто и благоприятно для нас.