Библиотека soteria.ru
Комментарии Мэтью Генри — Числа
Мэтью Генри
Дата публикации: 01.04.17 Просмотров: 6159 Все тексты автора Мэтью Генри
19 глава
Эта глава посвящена приготовлению и использованию пепла, который должен добавляться в воду очистительную. Народ жаловался на строгость закона, запрещавшего им приближаться к скинии (Числ 17:13). В ответ на эту жалобу им велено очищаться, чтобы они могли без страха приблизиться, соответственно своей ситуации. Здесь изложен (I) метод приготовления пепла: для этого с большими церемониями сжигалась рыжая телица (ст. 1-10).
(II) Как его нужно было использовать.
1. Пепел предназначался для очищения человека от осквернения, передаваемого прикосновением к мертвому телу (ст. 11-16).
2. Небольшое количество пепла нужно было залить водой, и этой водой очистить оскверненного человека (ст. 17-22). То, что церемониальное очищение было прообразом очищения совести верующего от осквернений греха, следует из размышлений апостола (Евр 9:13,14), где он сравнивает действенную силу Крови Христа с освящающей силой, присутствующей в «пепле телицы, которая через кропление освящает оскверненных».
Стихи 1-10. Эти стихи описывают божественное постановление о сжигании до пепла рыжей телицы, о сохранении этого пепла и о приготовлении из него не украшающей, а очищающей воды, ибо это было самое большее, что мог сделать закон. Ее приносили в жертву не для украшения, как это делает Евангелие, а лишь для очищения. Хотя сжигание телицы не представляло собой искупительную жертву, так как она сжигалась не на жертвеннике, тем не менее она была прообразом смерти и страданий Христа, благодаря которым Он должен был не только удовлетворить справедливость Бога, но очистить и усмирить нашу совесть, чтобы мы могли иметь мир с Богом и со своей душой. Ради этого умер Христос, но не как тельцы и козлы на жертвеннике, а как телица, принесенная в жертву вне стана.
I. Особое внимание уделялось выбору телицы, которую предстояло сжечь, — намного большее, чем для выбора любой другой жертвы (ст. 2). Она должна быть не только без порока, символизируя незапятнанную чистоту и безгрешное совершенство Господа Иисуса, но обязательно быть рыжей, так как этот окрас был редок; это должно было придать событию большую значимость. Евреи говорят: «Если на ней было хотя бы два черных или белых волоса, то она не подходила». Христос, как человек, был Сыном Адама, чье имя означало «красная земля», и мы читаем, что Его одеяние было красным по цвету и красным от Его Крови и крови Его врагов. Это должна быть телица, на которой никогда не было ярма, хотя на этом обстоятельстве в отношении других жертв никогда не настаивали; это также было прообразом добровольной жертвы Господа Иисуса, сказавшего: «Се, гряду…» Он был связан и удерживался лишь узами Своей любви. Эта телица обеспечивалась за счет сообщества, так как все были заинтересованы в ней; подобным образом все верующие заинтересованы во Христе.
II. При ее сжигании нужно было соблюдать важную церемонию. Обязанность совершать ее была возложена на Елеазара, а не на Аарона, так как не приличествовало, чтобы в результате каких-либо действий он считался церемониально нечистым даже только до вечера (ст. 8);
тем не менее это было очень важное событие, которое в себе несло особое значение, и совершать его должен был священник, по достоинствам следующий за Аароном. Главные священники того времени приложили руку к смерти Христа.
1. Телицу нужно было убить вне стана, как нечистое животное, что говорит о недостаточности методов, предписанных церемониальным законом для очищения от греха. Подобный обряд не мог действительно очистить человека, и поэтому участвующие сами считались нечистыми, словно возложенное на них осквернение прилипало к ним. Тем не менее, чтобы соответствовать этому прообразу, наш Господь Иисус, став грехом и проклятием за нас, пострадал вне врат (Евр 13:12).
2. Елеазар должен был кровию покропить к передней стороне скинии, пристально глядя на нее (ст. 4). Это совершалось в качестве искупления, ибо кропление кровью перед Господом было основным торжественным обрядом, совершаемым при всех искупительных жертвах. Поэтому, хотя это совершалось у жертвенника, тем не менее кропление у передней стороны скинии подразумевало, что сила и законность этого действия зависела от святилища и исходила от него. Это символизировало удовлетворение, принесенное Богу смертью Христа – нашим великим Первосвященником, который Духом Святым (названным Эйнсвортом перстом Божьим) принес Себя непорочного Богу (Евр 9:14) прямо перед святилищем, сказав: «Отче, в Твои руки предаю дух Мой». Это также подразумевает, насколько для очищения наших сердец необходимо, чтобы была удовлетворена божественная справедливость. Кропление кровью дало силу этому пеплу.
3. Телицу нужно полностью сжечь (ст. 5). Это символизировало чрезмерные страдания нашего Господа Иисуса, Его души и тела, как жертвы, принесенной огнем. Пока огонь горел, священник должен был бросить в него кедровое дерево, иссоп и червленую нить, которые применялись при очищении прокаженного (Лев 14:6,7), чтобы пепел этих предметов смешался с пеплом телицы, так как все это предназначалось для очищения.
4. Пепел телицы (отделенный, насколько это было возможно, от дерева, поддерживавшего горение) должен быть тщательно собран рукой чистого человека, истолчен и просеян (как говорят евреи) и поставлен для использования обществом, когда в этом возникала необходимость (ст. 9), не только нынешним поколением, но и последующими, ибо пепла одной телицы было достаточно для приготовления очистительной воды для народа Израильского на многие века. Евреи говорят, что пепла одной телицы было достаточно до самого пленения, приблизительно на 119 лет, и новую телицу не сжигали до времен Ездры, когда они вернулись. Но я не вижу оснований верить этому преданию, основанному, как мне кажется, лишь на отсутствии этой информации в их старых записях, ибо в последние времена их Церкви, о которых сохранилась более полная запись, они насчитывают восемь сожжений за время между правлением Ездры и разрушением второго храма, что составляло около 500 лет. Писание говорит, что этот пепел нужно было положить там как жертву за грех, ибо хотя с помощью его люди намеревались очиститься лишь от церемониальной нечистоты, тем не менее это было прообразом жертвы за грех, которую Господь Иисус принес Своей смертью. Воду, смешанную с пеплом, использовали для омовения, но эта вода получала свою силу исключительно от божественного постановления и благодаря жертве Христа, который есть конец закона к праведности. Обратите внимание:
(1) вода очистительная становилась таковой благодаря пеплу телицы, чьей кровью кропили перед скинией; подобным образом нашу совесть очищает пребывающая сила смерти Христа; именно Его Кровь очищает нас от всякого греха (1Иоан 1:7).
(2) Пепла было достаточно для всего народа. Не нужно было убивать новую телицу для каждого человека или семьи, у которой появлялась необходимость очиститься, а одной было достаточно для всех, даже для пришельцев, живущих у них (ст. 10). Поэтому и в Крови Христа содержится достаточно силы для всех, кто покаялся и верит в Евангелие, для каждого израильтянина, и не только для их грехов, а и для грехов всего мира (1Иоан 2:2).
(3) Этот пепел можно было сберегать на протяжении многих веков. Ничто так хорошо не противостоит тлению, как пепел, что (как говорит епископ Патрик) является очень подходящим символом вечной действенной силы жертвы Христа. Он может спасать, а следовательно, и очищать, невзирая на личности и времена.
(4) Этот пепел хранился, как сокровище, для постоянного очищения Израиля от их осквернений, подобным образом и Кровь Христа хранится для нас в слове и причастиях, как неисчерпаемый источник, к которому верой мы можем приступать каждый день для очищения своей совести (см. Зах 13:1).
5. Все, кто участвовал в этом обряде, становились церемониально нечистыми, даже Елеазар, хотя он всего лишь кропил кровью (ст. 7). И сожигавший ее нечист будет (ст. 8) и собиравший пепел (ст. 10);
подобным образом все, приложившие руку к смерти Христа, стали виновны в этом: предатель, обвинители, судья, палач – все, кто участвовал в этом своими нечистыми руками, хотя это и совершалось по определенному совету и предведению Божию (Деян 2:23);
тем не менее некоторые из них (как могли и все остальные) были очищены силой той же Крови, в пролитии которой были виновны. Некоторые воспринимают это как символ несовершенства жертв, принесенных по закону, и их неспособности очистить от греха так же, как те, которые готовили очищение для других, сами считались оскверненными из-за приготовления. Евреи говорят: «Вот тайна, которую не мог понять сам Соломон: одна и та же вещь оскверняла чистых и очищала нечистых». Но (говорит епископ Патрик) это не кажется странным для тех, кто задумается, что все жертвы за грех считались нечистыми на том основании, что на них возлагались грехи людей; так же и наши грехи были возложены на Христа, и поэтому говорили, что Он стал для нас жертвою за грех (2Кор 5:21).
Стихи 11-22. В этих стихах даны наставления об использовании и применении пепла, приготовленного для очищения. Пепел хранили, чтобы раздавать людям, и поэтому хотя в то время его можно было хранить в одном месте, так как весь Израиль был сосредоточен в одном месте, тем не менее, возможно, позже, когда они вошли в Ханаан, пепел хранился в каждом городе, так как в нем возникала необходимость каждый день. Обратите внимание:
I. В каких случаях требовалось очищение этим пеплом. Здесь упоминается лишь церемониальная нечистота, передаваемая прикосновением к мертвому телу, кости человеческой или ко гробу мертвого человека, а также передаваемая присутствием в палатке или доме, где находилось мертвое тело (ст. 11,14-16). Я рассматриваю это как самое тяжкое бремя закона и одно из самых необъяснимых. Кто прикасался к мертвому телу нечистой твари или любой человек, на котором была величайшая церемониальная нечистота, был нечист из-за этого лишь до вечера, и для очищения ему нужна была обычная вода; а кто приближался к мертвому телу мужчины, женщины или ребенка, тот носил порицание своей нечистоты на протяжении семи дней и должен был дважды очиститься водой очистительной, которую не мог получить без издержек и трудностей; а пока не был очищен, он не мог приближаться к скинии под страхом смерти.
1. Это непонятно, если задуматься о том, что (1) как только кто-либо умирал (а мы часто сталкиваемся со смертью), несколько человек неизбежно должны подвергнуться этому осквернению; тело нужно было раздеть, помыть, приготовить к погребению, вынести и похоронить; в этом должно было участвовать много рук, и все они осквернялись. Это символизировало, что в нашем порочном и падшем состоянии нет человека, который живет и не грешит; мы не можем избежать осквернений этого скверного мира, пока проходим через него; мы грешим каждый день, в то же время невозможность оставаться в безгрешном состоянии не делает грех менее скверным.
(2) Забота о мертвых, чтобы они были благопристойно похоронены, не только необходима, но является хорошим служением, проявлением доброты и уважения к мертвому и утешением для живых; тем не менее этим передавалась нечистота, и это подразумевает, что осквернение греха примешивается и прилипает ко всем нашим наилучшим служениям. Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы. Мы склонны тем или иным образом совершать ошибки даже в своих добрых делах.
(3) Осквернение передавалось делами, совершенными частным образом в своих домах; это подразумевает (как отмечает епископ Патрик), что Бог видит тайные дела и ничто не может сокрыться от божественного Величия.
(4) Это осквернение может передаться человеку, но он может не знать об этом, как, например, через прикосновение к гробу, которого не видно, о чем наш Спаситель говорит, что есть гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того (Лук 11:44). Это подразумевает осквернение совести через грех по неведению и причину, из-за которой мы можем восклицать: «Кто может понять его ошибки?» и молиться: «Очисть нас от всех тайных грехов, в которых мы сами не считаем себя виновными».
2. Но почему закон делает труп человека таким оскверняющим предметом?
(1) Потому что смерть — возмездие за грех, вошедший в мир через нее и царствующий ее силой. Смерть человека несет в себе иное значение, чем смерть иных тварей: это проклятие, это исполнение закона, и поэтому осквернение смертью означает осквернение грехом.
(2) Так как закон не мог победить смерть, отменить ее и изменить ее права, как это сделало Евангелие, принеся жизнь и дав вечность свету, тем самым представив лучшую надежду. С тех пор, как наш Искупитель умер и был похоронен, смерть больше не несет гибель для Божьего Израиля, и поэтому мертвые тела больше не оскверняют. Но пока Церковь была под законом, чтобы показать, что смерть не делает совершенными приходящих, осквернение, передаваемое мертвыми телами, не могло не вызывать у них грусть и неприятные представления о смерти, в то время как сейчас верующие через Христа могут ликовать над ней. Ад! где твоя победа? Где твое осквернение?
II. Как в данных ситуациях нужно использовать пепел.
1. Небольшое количество пепла нужно было положить в чашу с водой из источника и размешать с ней; так готовилась вода, которую называли водой очистительной (водой отделяющей, англ.пер), ибо ею нужно было кропить на тех, кто был отделен или отстранен от скинии из-за своей нечистоты. Как пепел телицы символизировал заслуги Христа, так и вода из источника символизировала силу и благодать благословенного Духа, который сравнивается с реками воды живой, и именно благодаря Его воздействию праведность Христа очищает нас. Поэтому нам говорится, чтобы мы омылись, то есть освятились и оправдались не только именем Господа Иисуса, но и Духом Бога нашего (1Кор 6:11; 1Пет 1:2). Кто надеется обрести выгоду благодаря праведности Христа, но при этом не подчиняется благодати и влиянию Духа, тот лишь обманывает себя, ибо мы не можем разделить то, что Бог соединил, как и очиститься пеплом без присутствия живой воды.
2. Вода применялась с помощью омоченного в ней пучка иссопа, которым нужно было покропить человека или вещь, нуждающуюся в очищении (ст. 18). Со ссылкой на этот обряд Давид молится: «Окропи меня иссопом…» Вера и является пучком иссопа, с помощью которого окропляют совесть и очищают сердце. Многих можно окропить одновременно, и вода, к которой примешан пепел, может послужить для многих окроплений, пока полностью не будет использована; даже незначительное количество света может очистить человека, если он желает этого. Со ссылкой на эту воду очистительную, которой окропляли, Писание называет Кровь Христа Кровью кропления (Евр 12:24), и ею нам велено кроплением очиститься от порочной совести (Евр 10:22), то есть освободиться от беспокойства, возникающего из-за чувства вины. Предсказано, что Христос Своим крещением окропит многие народы (англ. пер. Ис 52:15). Нечистый человек должен очистить себя этой водою в третий день после осквернения и затем на седьмой день (ст. 12-19). Мы предполагаем, что дни считались от последнего момента, когда он прикасался или приближался к мертвому телу, ибо нет смысла начинать отсчет дней для очищения, раз была необходимость повторить осквернение. Но после того, как мертвое тело было похоронено и отпадала необходимость вновь иметь с ним дело, человек начинал отсчитывать положенные дни. Так и мы можем с утешением применять заслуги Христа для своих душ лишь в том случае, если оставили грех и всякое общение с бесплодными делами смерти и тьмы. Необходимость повторить окропление учит нас часто обновлять покаяние и веру, омываться, как Нееман, семь раз; нам нужно часто совершать то, что должно быть сделано хорошо.
4. Хотя это осквернение было лишь церемониальным, тем не менее пренебрежение предписанным очищением влекло за собой нравственную вину: если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот (ст. 20). Отметьте: очень опасно пренебрегать божественными постановлениями, хотя они могут казаться несущественными. Небольшая рана, если на нее не обращать внимания, может оказаться смертельной; грех, который мы называем маленьким и поэтому не каемся в нем, может привести нас к гибели, в то время как великие грешники, раскаявшись, обретут милость. Наша нечистота отделяет нас от Бога, но если мы остаемся нечистыми и не очищаем себя, то можем оказаться навечно отделенными от Него. Опасна не столько смертельная рана, сколько пренебрежение средством для исцеления.
5. Даже кропивший очистительною водою или прикоснувшийся к ней, или прикоснувшийся к нечистому человеку нечист будет до вечера, то есть не должен приближаться к святилищу в тот день (ст. 21,22). Так Бог хотел показать им несовершенство данных служений, их недостаточность для очищения совести, указать, что они должны ожидать Мессию, который при полноте времени Духом вечным принесет себя непорочного Богу и таким образом очистит нашу совесть от мертвых дел (т.е. от греха, который оскверняет, как мертвое тело, и поэтому назван телом смерти), чтобы у нас была свобода приступать к скинии и служить живому Богу живыми жертвами.