11. Быть христианином

Эта последняя глава написана для тех, кто открыл дверь своей жизни Иисусу Христу. Они предали себя Ему. Таким образом, они начали христианскую жизнь. Но стать христианином — это одно, быть христианином — другое. Теперь нам надо подумать о том, что же подразумевают слова «быть христианином».

Вы сделали простой шаг: пригласили Христа придти как вашего Спасителя и Господа. В тот момент произошло нечто, что можно назвать только чудом. Бог, без Чьей благодати вы не смогли бы раскаяться и поверить, дал вам новую жизнь. Вы родились вновь. Вы стали чадом Божьим и вошли в Его семью. Может быть, вы не осознавали того, что произошло — точно так же, как вы не осознавали происходящего во время своего физического рождения. Самосознание, понимание того, кто ты есть, — это часть процесса личного развития. Тем не менее, когда вы родились, вы вышли в мир как новая, независимая личность, так и тут: когда вы вновь родились духовно, вы стали новым творением во Христе.

Но (как вы, возможно, думаете) разве Бог не Отец всех людей? Разве не все люди — дети Божьи? Да и нет! Конечно, Бог — Создатель всех людей, и все они — Его отпрыски в том смысле, что свое существование получили от Него (например, см. Деяния 17:28). Но Библия ясно разделяет общее отношение Бога ко всему человечеству как отношение Творца к творению и особое отношение отца к ребенку, которое Он устанавливает с теми, кто стал новой тварью через Иисуса Христа. Иоанн объясняет это в прологе к своему Евангелию, когда пишет:

«Он (т.е. Иисус) пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые… от Бога родились».

Эти придаточные предложения, начинающиеся со слова «которые», описывают одних и тех же людей. Чада Божьи — те, которые от Бога родились, и те, которые приняли Христа в свою жизнь и которые поверили в Его имя.

Что значит быть «чадом» Божьим в этом смысле? Как и членство в любой семье, оно подразумевает как привилегии, так и ответственность. Нам нужно продолжать смотреть, чтобы увидеть их.

Христианские привилегии

Единственная в своем роде привилегия тех, кто вновь родился в семью Божью, — то, что они связаны с Богом.

Давайте рассмотрим эти отношения.

Интимные отношения

Ранее мы увидели, что наши грехи принесли отчуждение от Бога. Они встали как барьер между нами. Если выразить это по–другому, мы находились под справедливым обвинением Судии всей земли. Но теперь, через Христа, Который понес нашу вину и с Кем мы объединились верой, мы «оправданы», то есть приняты Богом и провозглашены праведными. Наш Судия стал нашим Отцом. «Посмотрите, какую любовь Отец дал нам, так что мы названы чадами Божьими; такие мы и есть,» — писал Иоанн. «Отец» и «Сын» — эти два разных титула Иисус дал Богу и Себе; и этими же именами Он разрешает пользоваться нам! Через союз с Ним нам позволено разделить нечто из Его собственного интимного отношения к Отцу. Киприан, Епископ Карфагена в середине III столетия нашей эры, хорошо описывает эту привилегию, когда пишет о Молитве Господней:

«Как велика снисходительность Господня! Как велики Его милость и изобилие благости, даруемые нам; если посмотрим на то, что Он повелел нам молиться перед Богом, называя Бога Отцом, а себя сыновьями Божьими, как Христос есть Сын Божий — имя, которое ни один не отважился бы произнести в молитве, если бы Он Сам не позволил нам молиться именно так».

Теперь, наконец, мы можем повторять молитву Господню без лицемерия. Раньше слова звучали как–то пусто; теперь они наполнены новым и благородным смыслом. Бог — действительно наш Небесный Отец, который знает наши нужды до того, как мы просим Его, и не устанет дарить блага детям Своим.

Возможно, иногда в нас нужно будет что–то исправить Его рукой, ибо «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евреям 12:6). Но и в этом Он относится к нам как к сыновьям и наказывает нас для нашего же блага. С таким Отцом, любящим, мудрым и сильным, мы сможем избавиться от всех страхов (о заботе нашего Небесного Отца см. Матфей 6:7–13, 25–34 и 7:7–12, а о Его наказании — Евреям 12:3–11).

Верные отношения

Отношение христианина к Богу как ребенка к своему Отцу — не только интимное, но и уверенное. Кажется, что многие только надеются на лучшее и не больше; но ведь это можно знать наверняка.

Это более чем возможно. Это открытая нам Воля Божья. Нам нужно быть уверенными в своих отношениях с Богом не только ради покоя нашего сознания и помощи другим, но и потому, что Бог хотел, чтобы у нас была эта уверенность. Иоанн категорически утверждает, что именно таковым было его намерение, когда он писал свое первое Послание: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в сына Божия, имеете жизнь вечную»

Но быть уверенным — это не только чувствовать уверенность. Многие, находясь в самом начале христианской жизни, делают эту ошибку. Они слишком полагаются на свои поверхностные ощущения. Сегодня они чувствуют , что близки к Богу; на следующий день они снова чувствуют отчуждение. А так как они думают, что чувства точно отражают их духовное состояние, они впадают в безумие неуверенности. Их христианская жизнь превращается в непостоянную, переменчивую, похожую на полет на качелях, когда они парят в высоте восторга с тем, чтобы опять погрузиться в глубины депрессии.

Такое ошибочное существование не предназначено Богом Его детям. Надо научиться не очень доверять чувствам. Они чрезвычайно переменчивы. Они меняются вместе с погодой, обстоятельствами, состоянием нашего здоровья. Мы — непостоянные существа, подверженные капризам и настроениям, и наши неустойчивые чувства часто не имеют ничего общего с духовным прогрессом. Основа нашего знания о том, что мы находимся во взаимоотношениях с Богом, — не наши чувства, а то, что Он говорит об этом. Проверка, которую мы применяем к себе, скорее объективна, а не субъективна. Нам надо не копаться в себе в поисках свидетельства духовной жизни, а посмотреть вверх, от и из себя, на Бога и Его слово. Но где искать слово Божье, уверяющее нас в том, что мы Его дети? Во–первых, Бог обещает в Своем слове в Писании дать вечную жизнь тем, кто примет Христа. «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоанна 5:11–12). Значит, смиренная вера в то, что мы имеем вечную жизнь, — не самонадеянность. Напротив, верить слову Божьему — есть смирение, а не гордыня, и мудрость, а не самонадеянность. Сомнение будет безумством и грехом, ибо «не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1 Иоанна 5:10).

К тому же, Библия полна обетовании Божьих. Разумный христианин стремится как можно скорее уложить их в памяти. Потом, когда он проваливается в ров депрессии и сомнения, он сможет воспользоваться обетованиями Божьими, как веревками, чтобы выкарабкаться.

Вот несколько стихов для начала запоминания. В каждом — божественное обетование.

Христос примет нас, если мы придем к Нему: Иоанн 6:37

Он будет держать нас и никогда не отпустит: Иоанн 10:28

Он никогда не покинет нас: Матфей 28:20; Евреям 13:5, 6

Бог не допустит искушений свыше наших сил: 1 Коринфянам 10:13

Он простит нас, когда исповедаем свои грехи: 1 Иоанна 1:9

Он даст нам мудрость, когда попросим о ней: Иаков 1:5

Во–вторых, Бог говорит с нашими сердцами. Послушайте эти утверждения: «Любовь Божья излилась в сердца наши Духом Святым…» и «когда взываем «Авва, Отче!» сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Римлянам 5:5, 8:15–16). Каждый христианин знает, что это значит. Внешний свидетель Святого Духа в Писании подтверждается внутренним свидетелем Святого Духа в нашем опыте. Это значит не вкладывать доверие в мелкие и изменчивые чувства, а, скорее, ожидать углубляющегося убеждения в наших сердцах, в той мере, как Святой Дух убеждает нас в Божьей любви к нам и подсказывает нам воскликнуть «Отче!», когда мы ищем лица Божьего в молитве.

В–третьих, тот же Дух, который свидетельствует о том, что мы — сыновья Его, в Писании и опыте, завершает Свое свидетельство в нашем характере. Если мы вновь рождаемся в Божью семью, тогда Дух Божий живет в нас. На самом деле присутствие, обитание в нас Святого Духа — одна из величайших привилегий детей Божьих. Это их отличительная черта: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» И опять: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (см. Римлянам 8:9–17). Пройдет совсем немного времени после того, как Он поселится в нас, и Он начнет производить перемену в нашем образе жизни. Иоанн безжалостно говорит о такой проверке в своем первом Послании. Если кто–либо упорствует в непослушании заповедям Божьим и невыполнении долга по отношению к ближним, тогда он не христианин, что бы он ни говорил. Праведность и любовь — незаменимые черты чада Божьего.

Надежные отношения

Предположим, что мы вошли в интимные отношения с Богом и убедились в этом собственным Словом Божьим — но надежны ли такие отношения? Или можно сейчас родиться в семью Божию, а через секунду оказаться отвергнутым? Библия указывает на то, что это — постоянные отношения. «Если дети, то и наследники, — написал Павел, — наследники Божий, сонаследники же Христу» И далее продолжал доказывать, в великолепном отрывке в конце 8–й главы Послания к Римлянам, что дети Божьи вечно хранимы, ибо ничто и никогда не может отлучить нас от Его любви.

«Но что происходит, когда я согрешаю?», — можете спросить вы. «Отрекаюсь ли я тогда от своих сыновних прав и перестаю ли быть чадом Божьим?» Нет. Сравните это с человеческой семьей. Мальчик обижает родителей своей грубостью. На их дом опускается туча. В воздухе висит напряжение. Отец и сын не разговаривают. Что случилось? Мальчик перестал быть сыном? Нет. Их взаимоотношения не изменились; сломалось их общение. Отношение зависит от рождения, общение зависит от поведения. Как только мальчик извинится, он будет прощен. А прощение восстанавливает общение. Все это время взаимоотношения оставались прежними. Может быть, ребенок временно был непослушным, даже вызывающе непокорным сыном, но он не перестал быть сыном.

Так же и с детьми Божьими. Когда мы грешим, мы не отвергаем наших с Ним отношений как детей, хотя общение с Ним испорчено до тех пор, пока мы не исповедаемся и не отречемся от греха. Как только мы «исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды», ибо «если кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Иоанна 1:9, 2:1–2). Так что не ждите до вечера и тем более до следующего воскресенья, чтобы исправить то, что было не так сегодня. Вместо этого, когда падаете, падите на колени, сразу же покайтесь и смиренно ищите прощения Отца. Стремитесь сохранять совесть чистой и незамутненной. Если выразить это по–другому, мы можем быть оправданы лишь однажды; но каждый день нам нужно прощение. Когда Иисус омыл апостолам ноги, Он дал им наглядный пример этому. Петр попросил Его омыть ему также руки и голову. Но Иисус ответил: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» Человек, приглашенный на праздник в Иерусалим, вымоется перед тем, как пойти. Когда он прибудет в дом своего друга, ему не предложат вымыться еще раз, но раб встретит его у порога и омоет ему ноги. Так же, когда мы впервые приходим к Христу в покаянии и вере, мы принимаем «ванну» (которая есть оправдание и внешне символизируется крещением). Ее не нужно больше повторять. Но все время, пока мы идем по пыльным улицам мира, нам постоянно нужно «омывать ноги» (что и есть ежедневное прощение).

Христианские обязанности

Быть чадом Божьим — чудесная привилегия. Но она подразумевает и некоторые обязательства. Петр имел в виду именно это, когда писал: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петра 2:2).

Великая привилегия чада Божьего — отношения, великая обязанность — возрастание. Все любят детей, но ни один человек в здравом уме не хочет, чтобы они так и оставались в яслях. Однако трагедия в том, что многие христиане, рожденные вновь, так никогда и не вырастают. От их инфантильной духовной деградации даже страдают другие люди. С другой стороны, наш Небесный Отец предназначил, чтобы «младенцы во Христе» становились «зрелыми во Христе» За рождением должно следовать возрастание. Кризис оправдания (принятие нас Богом) должен привести к процессу освящения (наше возрастание к святости, которое Петр обозначает как «возрастание во спасение»). Есть две основные области, в которых должен расти христианин. Первая — понимание, вторая — святость. Когда мы начинаем христианскую жизнь, возможно, мы очень мало понимаем и только что узнали Бога. Теперь нам надо расти в знании Бога и Господа нашего, Спасителя Иисуса Христа. Это знание — частично интеллектуальное, частично личное. В связи с вышесказанным, я посоветовал бы вам не только изучать Библию, но и читать хорошие христианские книги. Игнорировать необходимость расти в понимании значит заигрывать с опасностью.

Надо расти и в святости жизни. Авторы Нового Завета говорят о развитии веры в Бога, любви к ближним и схожести с Христом. Каждый сын Божий жаждет становиться все более и более похожим на Самого Сына Божьего в характере и поведении. Христианская жизнь — это жизнь праведности. Нам нужно стремиться выполнять Божьи заповеди и Божью волю. Святой Дух был дан нам отчасти и для этого. Он сделал наши тела Своим храмом. Он обитает в нас. И в то время, как мы подчиняемся Его власти и следуем за Ним, Он подавит недобрые желания и принесет Свой плод в нашу жизнь, который есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:16, 22–23).

Но как же нам расти? Есть три главных секрета духовного развития. Они же являются основными обязанностями детей Божьих.

Наш долг перед Богом

Наши отношения с Небесным Отцом хоть и надежны, но не неподвижны. Он хочет, чтобы Его дети вырастали, узнавая Его все больше и ближе. Поколения христиан открыли, что основной путь к этому — являться к Нему каждый день во время чтения Библии и молитвы. Это — незаменимая необходимость для христиан, которые хотят прогресса. Мы все сейчас заняты, но мы должны каким–то образом поменять очередность важных дел, чтобы выделить для этого время. Это значит, что потребуется суровая самодисциплина, но у нас будет уверенность в том, что вместе с разборчивой Библией и исправным будильником мы продвигаемся по дороге к победе.

Важно сохранять баланс между чтением Библии и молитвой, потому что через Писание Бог говорит с нами, а через молитву мы говорим с Ним. Разумно было бы привести чтение Библии в систему. Существует много разнообразных методов. Молитесь перед тем, как начать чтение, просите Духа Святого открыть вам глаза и осветить разум. Затем читайте медленно, вдумчиво и осознанно. Пользуйтесь хорошим переводом. Неплохо было бы найти хороший комментарий себе в помощь. Затем старайтесь применить к обстоятельствам своей жизни содержание прочитанных стихов. Ищите обетования, на которые можно претендовать, заповеди, которые надо исполнять, примеры, которым нужно следовать, и грехи, которых надо избегать. Полезно иметь тетрадь и записывать туда все, что вы узнаете. Более всего ищите Иисуса Христа. Он — главная тема Библии. Мы не только найдем там, как Он раскрывает Себя, но и сможем лично познакомиться с Ним на страницах Библии. За этим естественно следует молитва. Начните с ответа Богу на то, о чем Он только что говорил с вами. Не меняйте тему разговора! Если он говорил с вами о Себе и Его славе, прославьте Его. Если Он говорил о вас и ваших грехах, исповедуйте их. Благодарите Его за все благословения, которые, возможно, раскрылись для вас в отрывке, и молитесь о том, чтобы вы и ваши друзья усвоили этот урок. Когда вы помолились о прочитанном отрывке из Библии, вам захочется продолжать другими молитвами. И если Библия — ваш первый помощник в молитве, то дневник будет вторым. По утрам доверяйте ему все детали предстоящего дня, а вечером еще раз просмотрите весь день, признаваясь в совершенных грехах, благодаря за полученные благословения и молясь за людей, которых встретили. Бог — ваш Отец. Будьте естественны, доверчивы и смелы. Ему интересны все детали вашей жизни. Очень скоро вы выясните, как важно завести что–то вроде молитвенного списка родственников и друзей — тех, за кого вы считаете необходимым молиться. Неплохо было бы сделать этот список как можно более «гибким», чтобы можно было легко добавить или убрать из него имена.

Наш долг перед церковью

Христианская жизнь — не только ваше личное дело. Если мы вновь рождены в Божью семью, не только Он становится нам Отцом, но и всякий другой верующий в мире, любой Национальности и конфессии становится нам братом или сестрой во Христе. Одно из самых обычных имен для христиан в Новом Завете — «братия» Это — великая истина. Но нельзя полагать, что достаточно быть членом вселенской церкви Христа; мы должны принадлежать ее местной ветви. Также мало того, что вы являетесь членом некоего христианского союза в университете или где–то еще (хотя я надеюсь, что вы будете активным их участником). Место каждого христианина — в поместной церкви, и он должен участвовать в ее поклонении, общении и свидетельстве.

Возможно, вы спросите, к какой церкви присоединиться. Если вы уже связаны с какой–то церковью через домашнее воспитание или посещали ее последнее время, было бы неразумно обрывать эту связь без веской причины. Если же вы вольны выбирать себе церковь, вот два критерия, которыми можно руководствоваться. Первый относится к служителю, второй — к собранию. Задайте себе такие вопросы. Подчиняется ли служитель авторитету Писания так, что стремится в проповедях разъяснить его послание и соотнести его с современной жизнью? И, по крайней мере, приближено ли собрание к общине верующих, любящих Христа, друг друга и мир?

Крещение — это путь в видимое христианское сообщество. Мы видели, что у него есть и другие значения, но если вы не крещены, надо попросить своего служителя подготовить вас к крещению. Затем позвольте себе влиться прямо в христианское общение. Сначала многое может показаться странным, но не стойте в стороне. Посещать церковь или часовню по воскресеньям — несомненный долг христианина, и почти все ветви христианской церкви согласны с тем, что Вечеря Господня или Святое Причастие — центральная служба, введенная Христом и помогающая вспомнить Его смерть в общении друг с другом.

Надеюсь, я не создал впечатления, что общение — это просто воскресное развлечение! Любовь к другим христианам, хотя этому трудно поверить заранее, — это новое и реальное переживание. В христианском сообществе людей разного типа, происхождения и возраста раскроются новые глубины дружбы и взаимного обогащения. Самые близкие друзья христианина, скорее всего, будут христианами и, конечно, спутник жизни тоже (см. например, 2 Коринфянам 6:14).

Наш долг перед миром

Христианская жизнь — семейные отношения, в которых дети получают радость от общения с Отцом и друг с другом. Но ни на секунду не допускайте мысли о том, что этим христианская ответственность исчерпывается. Христиане — это не эгоистически замкнутый кружок, состоящий из самодовольных и самонадеянных педантов, интересующихся только собой. Напротив, каждый христианин должен быть глубоко заинтересован во всех остальных людях. И частью призвания христианина является служить им всем, чем только можно.

За христианской церковью числится много благородной, человеколюбивой работы для нуждающихся и отверженных мира — для нищих и голодных, для больных, угнетенных и бесправных, рабов, заключенных, сирот, беженцев и одиноких. И сегодня христиане все еще стремятся во имя Его облегчить груз страдания и печали. Но нас ждет огромное количество еще не тронутой работы. Со стыдом надо признать, что иногда те, кто не имеет отношения к христианству, показывают больше сочувствия, чем мы, заявляющие, что знаем Христа.

У христиан есть еще одна, особая обязанность по отношению к «миру» (как Библия описывает тех, кто находится вне Христа и церкви) евангелизм. «Евангелизировать» значит буквально распространять благую весть об Иисусе Христе. Есть еще миллионы людей, не знающих о Нем и Его спасении, не только в Азии, Африке и Латинской Америке, но и в западном светском обществе. В течение многих веков церковь находилась как бы в полусне. Может, при нашем поколении христиане проснутся и завоюют мир для Христа? Может быть, для вас у Него есть особое предназначение, которое вы выполните, будучи рукоположенным служителем Евангелия или миссионером? Если вы учитесь и уже избрали свою стезю, было бы неверным принимать поспешные, необдуманные действия. Однако стремитесь открыть волю Божью в своей жизни и подчиниться ей.

Хотя не каждый христианин призван быть священником или миссионером, Бог настоятельно повелевает каждому христианину быть свидетелем об Иисусе Христе. В собственном доме, среди друзей в университете или на работе нерушимой обязанностью христианина является вести постоянную, полную любви, смиренную, честную жизнь Христа и стремиться привести к Нему других. Он должен быть ненавязчивым и вежливым, но решительным. Начинать надо с молитвы. Просите Бога дать вам особый интерес к жизни одного или двух ваших друзей. Обычно неплохо, если эти люди одного с вами пола и примерно того же возраста. Затем регулярно и целеустремленно молитесь за их обращение; помогайте дружбе между вами расти ради самой дружбы; старайтесь проводить с ними время и действительно любите их из–за них самих. Вскоре появится возможность пригласить их на службу или какую–либо встречу, где они услышат разъяснение благой вести, или дать им почитать какую–нибудь христианскую литературу, или просто расскажите им, что для вас значит Иисус Христос и как вы нашли Его. Наверное, мне даже не нужно добавлять, что самое красноречивое свидетельство не произведет никакого впечатления, если оно противоречит нашему поведению, в то время как очень немногое может оказать большее влияние в пользу Христа, чем ваша жизнь, которую Он так явственно меняет.

Таковы великие привилегии и обязанности детей Божьих. Рожденный в семью Божью, получающий радость от близких, верных и надежных отношений с Небесным Отцом, христианин стремится быть дисциплинированным в ежедневном чтении Библии и молитве, быть преданным членом своей церкви и в то же время активным в христианском служении и свидетельстве.

Это утверждение о христианской жизни поясняет некоторое напряжение, которому подвержены все христиане. Если говорить коротко, мы являемся гражданами двух царств, земного и небесного. И оба гражданства накладывают на нас обязательства, от которых мы не имеем права уклониться.

С одной стороны, авторы Нового Завета в значительной мере подчеркивают наши обязанности перед государством, начальством и обществом в целом. Библия не позволит нам полностью отрешиться от этой практической ответственности — ни в мистицизм, ни в монастырь, ни даже в христианское сообщество, отделенное от мира.

С другой стороны, некоторые авторы Нового Завета напоминают нам, что мы «пришельцы и странники» на земле, что «наше жительство на небесах» и что мы идем в наш вечный дом (см., например, 1 Петра 2:11; Филиппийцам 3:20; 2 Коринфянам 4:16–18). Далее, нам не стоит скапливать сокровища на земле или преследовать чисто эгоистические амбиции, или чересчур обременяться скорбями теперешней жизни.

Сравнительно легко ослабить это напряжение, либо углубившись в Христа и не обращая внимания на мир, либо включившись в мир, чтобы забыть Христа. Однако ни то ни другое не является истинно христианским решением, поскольку оба предполагают отречение от того или иного христианского обязательства. Уравновешенный христианин, руководствующийся Библией, будет стремиться жить ровно и одновременно «во Христе» и «в мире» Он не может уклониться ни от одного из них.

Это — жизнь ученика, к которой зовет нас Христос. Он умер и вновь воскрес, чтобы подарить нам обновленную жизнь. Он дал нам Дух Свой, чтобы мы могли вести такую жизнь в мире.

Сейчас Он призывает нас идти за Ним, целиком и безгранично отдать себя Его служению.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке BooksCafe.Net

Оставить отзыв о книге

Все книги автора