Библиотека soteria.ru
Помощь близка
Джо Граз
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 3665 Все тексты автора Джо Граз
Это возможно, нужно лишь верить
«Человек — это то, во что он верит» (А. Чехов).
«Не можем мы идти против народа сего,
ибо он сильнее нас… земля, которую проходили
мы для осмотра, есть земля, поядающая живущих
на ней, и весь народ, который видели мы
среди ее, люди великорослые… и мы были в глазах
наших пред ними, как саранча, такими же
были мы и в глазах их» (Чис. 13:32-34).
Его звали «Большой Гус»
В нашей деревне жил самый настоящий великан. Мама говорила, что он приходится нам дальним родственником. Росту в нем было два метра пять сантиметров. Все звали его «Большой Гус». Как здорово! Среди нашей родни есть великан! Я всегда восхищался, когда он приходил к нам. Чтобы пройти в дверь, ему приходилось нагибаться. Как-то пришла мне в голову любопытная мысль, и я быстренько помчался за фотоаппаратом. Большой Гус держал горизонтально свою ручищу, а я расположился под ней. Клак! Фотография на память. Мне было в ту пору двенадцать лет, а гигант-родственник стал кумиром моего детства.
Однажды Большой Гус отправился на сельский праздник. Как и многие, он остановился у площадки, на которой проводились кулачные бои. Шустрый организатор искал среди собравшихся добровольца, согласного помериться силами с заезжим «чемпионом из чемпионов», «величайшим боксером» по прозвищу «Король». Этот «Король» тем временем разминался. Он был настолько свиреп на вид, что никто не хотел попытать счастья в поединке. Какой-то крестьянин повернулся и увидел в нескольких метрах позади себя возвышавшегося над всеми на две головы Большого Гуса. Вот он, претендент! Обрадованный крестьянин принялся кричать: «Есть желающий сразиться с вашим чемпионом! Это Большой Гус!» Конечно, Гус и не думал быть этим желающим. Но все с восторгом принялись скандировать: «Гус, давай! Гус, давай!»
Великан вовсе не хотел выходить на помост. Он пришел поглазеть, повеселиться, но никак не драться. Его стали подталкивать к площадке. Он упирался. Собравшаяся толпа все громче кричала: «Гус! Гус!» Люди боялись, что зрелище не состоится. В конце концов разгоряченные зеваки вытолкнули богатыря на середину площадки, хотя до последнего момента он не хотел драться. На ринге с Большого Гуса сняли ботинки, куртку, рубашку, напялили боксерские перчатки. Бом! Удар гонга объявил о начале первого раунда. «Король» прыгал вокруг своего огромного соперника, наносил ему удар за ударом. А тот стоял и вообще не двигался, совершенно не понимая, что происходит. «Король» же к тому времени разошелся вовсю. Удар левой, удар правой, апперкот. Наконец Большой Гус словно бы очнулся. Он сделал движение, похожее на то, каким отгоняют назойливую муху, с размаху хлопнул боксера по физиономии. Бом! Через мгновение «Король» лежал на ковре, и было похоже, что он не собирался вставать в ближайшее время.
Да, с великанами надо дружить, а не враждовать. Об этом речь пойдет дальше.
Цель — земля обетованная
На пути к земле обетованной препятствия не заставляли себя ждать. Израиль их преодолел. Одна мысль владела им: Ханаан. Ханаан — цель. Ханаан — надежда. Ханаан, потому что Сам Господь пообещал эту землю: «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие» (Исх. 6:8). Мы уже подчеркнули важность, а точнее, необходимость иметь цель для того, чтобы преуспеть. Израиль никогда бы не покинул Египет, если бы не знал, куда идти. Представьте себе такую картину: огромный караван покидает насиженные места. Идут мужчины, женщины, дети, бредут животные. Некоторые из обывателей любопытствуют: «Куда вы направляетесь?» В ответ пожимание плечами и короткое: «Не знаем. Мы просто уходим». Но все же, куда Моисей ведет свой народ? «Почему ты уводишь нас из Египта?» Вот ответ этого человека Божьего: «Я не знаю. Вы узнаете об этом позже». Я вижу среди идущих ребенка. Его тоже беспокоит неизвестность. Он спрашивает у матери: «Мы придем домой вечером?» А в ответ слышит: «Тише, малыш, иди и ни о чем не спрашивай; ты узнаешь обо всем потом».
Есть основания говорить, что вера помогает сделать первый шаг, когда вступаешь в неизвестное, но ошибочно мнение, что вера сама является шагом в неизвестное. Верующие люди всегда знают о своем предназначении. Пусть этот путь видится им полным неожиданностей, скрытым за завесой всяких тайн, населенным непредвиденным… Сам путь, но не его конечный пункт! Они знают, зачем и куда идут в этой жизни. Когда Авраам покидал город Ур, что в земле Халдейской, ему было известно направление его пути: Ханаан, земля обетованная. Для него это не было простым умозаключением, результатом логических построений. Нет, для него это было реальностью.
Высшая цель нашего существования — вечность, суть пристанище мира и справедливости, где всем управляет один Господь.
Как туда попасть?
С этим положение дел сложнее. Мы погружены в нашу обыденную жизнь, мы обитаем в мире, забывшем Божий путь. Мы всегда стоим перед какими-то проблемами, которые нам приносят работа, семья, здоровье. Решить хотя бы одну из них — это уже тяжелое занятие. Именно поэтому, погружаясь в сиюминутное, решая повседневные задачи, необходимо помнить о самом важном. Например, что у вас в планах на сегодня? Вы об этом думали? Возьмите лист бумаги, ручку, и понемногу этот план начнет вырисовываться. Используйте подобный же метод, планируя дела на неделю, на год. Он пригоден и для духовной, и для интеллектуальной жизни, для учебы и успешного бизнеса. Фиксируйте ваши цели. Всегда подчиняйте их решению единственной, самой главной, высшей задачи. Тогда они не станут мешать друг другу. Наоборот, вместе они образуют ступеньки той лестницы, которая приведет вас к ожидаемому.
На пороге цели
Земля обетованная была великим этапом в жизни Израильского народа. Но ведь туда нужно было еще дойти! Выбрать цель — это хорошо, но куда лучше достичь ее. Чтобы это сделать, нужно особое состояние души и ума. Нужна вера! Надо верить, и верить изо всех сил, невзирая на трудности. Надо верить в достижимость поставленной цели сегодня, завтра, всегда!
Израиль был на пороге своей цели, всего в неделе пути. Самое трудное было сделано. И все же он еще продолжал сомневаться. Это мешало идти. Что произошло? Народ, победитель пустыни, испугался великанов. В этом смысле я их прекрасно понимаю: вооруженный мечом исполин перебьет больше людей, чем обычный воин.
«Мы… были пред ними, как саранча»
Кто видел этих великорослых исполинов? Ими были те двенадцать соглядатаев, которых Моисей отправил в Ханаан. Их миссия была четко оговорена. Они должны собрать максимум информации об этих землях: климат, рельеф местности, население, города, крепости. За сорок дней разведчики прошли всю страну с севера на юг, они представили подробный отчет. Весь смысл его был выражен в одной очень красноречивой фразе: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед» (Чис. 13:28). В доказательство сказанного они предъявили изумленному народу «гранатовые яблоки», смоквы и виноградную гроздь весом в пять килограммов. Господь говорил правду. Страна была цветущей и изобильной.
Бог никогда не обманывает. Ни бедности, ни страдания, ни смерти не будет на новой земле. Там воцарятся мир, счастье и справедливость. Однако разведчики в свое донесение добавили совсем маленькое словечко — «но». Без него не мыслится ни один сколько-нибудь серьезный отчет. В данном случае оно означало нечто важное — страх. «Но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие» (Чис. 13:29). Далее страх нагнетается еще сильнее: «Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода…»(Чис. 13:34). И чтобы придать большую вескость своим словам, соглядатаи добавляют: «И мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Чис. 13:34).
Мнимые исполины
Чем дольше рассказывали об исполинах разведчики, тем громаднее казались эти великаны народу. Они прямо раздувались у всех на глазах и, наконец, превратились в этакий устрашающий образ человека-горы. Почти то же самое происходит и с нашими проблемами. Они встают перед нами, как неприступные крепости, угрожая остановить наше движение к цели. Тогда такие слова, как «невозможно», «слишком трудно» поселяются в нашем сознании.
Рассмотрим некоторые подобные случаи. Например, я решил улучшить собственный характер. Благороднейшая цель! Увы, я еще часто злюсь и обижаюсь на людей. Да что там! Конечно, я не смогу себя изменить. Я не достигну намеченной цели. Вот другая ситуация. Я хочу производить приятное впечатление на тех, с кем работаю. К сожалению, в который раз я срываюсь и ввязываюсь в споры и ссоры. В итоге я прихожу к такому грустному выводу: «Ничего-то я не могу». Выбросьте эту мысль из головы, забудьте ее как можно скорее. Зато помните всегда и ни в каких ситуациях не забывайте, что все в ваших силах.
«Я хочу быть честным и верным, но все смеются надо мной. Меня дразнят “святошей”. Мне тяжело слышать это. Но я ничего не могу исправить…» «Я хочу отдавать часть своих денег на дело несения Евангельской вести, хочу помочь бедным. Но это нереально. Ведь я и так плачу столько налогов. Я просто “не потяну” таких расходов». «Я хотел бы стать влиятельным человеком, скажем, директором предприятия, но я явно не смогу. Это лишь мои фантазии». Между прочим, в этом нет ничего фантастического. Это реально и возможно. Надо поверить в себя и в свой успех. Вера творит чудеса и делает все выполнимым. Почему такое происходит? Потому что Господь, и лишь Он один, дает нам силу преодолевать любые трудности. То же самое хотели передать своему народу Иисус Навин и Халев. Они уверяли испуганных собратьев в реальности победы. Они твердо верили в нее, ибо доверяли Господу и Его заветам. Ведь Он обещал дать народу Израилеву эту землю. Значит, все должно исполниться! Но народ предпочитал слушать голоса «специалистов» по критике, «чемпионов» по унынию, «профессоров» в области поражения и бледной немочи. И вот от сомнения люди переходят к страху, а от него — один шаг до восстания. «Долой Моисея!» — уже слышится вокруг. «Нам не нужна эта обетованная земля! Вернемся в Египет!»
Жить в рабстве или умереть свободным
Евреи хотели вернуться в Египет. Невероятно! Какое отсутствие веры! Но, однако, поставьте себя на их место. Они считали, что если продолжат движение по намеченному пути, то будут все уничтожены. Мужья думали о женах, жены беспокоились о детях… Приближалось состояние панического ужаса. «Вернемся в Египет. Лучше жить в рабстве, чем умереть свободными». Живущий в рабстве может мечтать о свободе. Человек свободный, но мертвый не мечтает уже ни о чем. Реакция народа была продиктована инстинктом самосохранения.
Чувство реальности
Наиболее непонятной в этой истории является позиция разведчиков. Все вместе они видели одну и ту же страну, одни и те же места и вещи. Однако десять из них вернулись деморализованными, подавленными, тогда как двое других из той же группы сохранили уверенность. Как объяснить этот феномен? Десять разведчиков были ослеплены тем, что увидели. Они стали рассуждать, делать выводы, полагая, что приближаются к истине. Их истина основывалась на конкретных фактах, а не на обетованиях. Получалось, что для них Слово Божье — это одно, а реальные факты — совсем другое. Это напомнило мне мои студенческие годы. Наши университетские преподаватели часто рассматривали религию как пережиток прошлого. Некоторые из них, не колеблясь, превозносили плоды китайской культурной революции, ставя ее успехи в зависимость от заката христианства. Где последнее отступало, там воцарялись культ разума, атеизм, «научное» мировоззрение. Так мыслили наши профессора. Более того, они полагали, что в данном случае само собой образуется свободное и справедливое общество. Меня привлекала их убежденность. Эти люди считали, что они в своих выводах опираются на точные и неоспоримые факты. По своей наивности я стал представлять себе идиллическую картину. Жители Китая и Советского Союза, оказывается, — самые счастливые люди на свете. Их жизнь переполнена радостью и весельем. Они, распевая бодрые марши, каждое утро отправляются строить новое, справедливое общество. Дети цветами усыпают им дорогу… Спустя несколько лет, посетив эти страны, я увидел, что реальность там далека от идиллии, которую я себе рисовал. Теперь мы точно знаем, какой суровой, а порой и трагичной была жизнь в этих странах.
Мне на ум приходят и другие утверждения науки, которые в настоящее время не без основания подвергаются сомнению. Я учился в пятом классе. Наш учитель биологии безапелляционным тоном заявлял на своих уроках: «Человек произошел от обезьяны. Это непреложный научный факт. Другие объяснения суть отражение мифов и легенд прошлого!» Через несколько дней я повстречал своего приятеля. Он был из семьи верующих. Я ему тут же выпалил назидательным тоном: «И ты, и я — мы все произошли от обезьяны. Точно тебе говорю!» Каким же умным и проницательным я казался тогда себе! Но на самом деле это было чистейшей воды невежество. С 13-го по 19 октября 1991 года в Блуа проходила очередная встреча ученых. Среди них были четыре лауреата Нобелевской премии. Ученые умы пришли к заключению: теория Дарвина не объясняет всесторонне появление человека на земле. Известный генетик Джузеппе Сермонти пошел дальше, заявив со страниц «Фигаро»: «Учение Дарвина не только ошибочно, но и просто непорядочно!» Итак, можно подвести черту: теория эволюции содержала в себе больше идеологической начинки, чем настоящих, проверенных научных фактов.
Забытые обетования
Десять соглядатаев почитали себя реалистами. Но что они могли знать о реальности? Они создали ее, не оставив в ней места Богу. Они просто-напросто забыли Его обетования. Они стали отрицать саму возможность завоевать эти земли. Волнение и страх лишили их хладнокровия. Их способность к логическому мышлению нарушалась при одном лишь упоминании об исполинах. Отсюда их полный пессимизма вывод: «Поражение неминуемо». Они говорили о бесполезности похода. Они уже видели себя побежденными, раздавленными, разбитыми. Их мозг был перегружен негативными мыслями. «Если мы будем все время представлять себе картину поражения, мы на самом деле проиграем», — писал ЭнтониРоббинс. Действительно, человек в уме заранее готовит свой проигрыш или победу. Вернемся к тому же Роббинсу. Он утверждает: «Лучших результатов добиваются те начальники, те директора предприятий, спортивные тренеры, родители, которые умеют видеть в жизни положительные стороны, игнорируя все отрицательные». Почему? Ответ предельно прост: «Таким образом они
поддерживают себя в состоянии бодрой готовности, позволяющем им действовать без остановок и добиваться в конце концов успеха».
Двое из посланных соглядатаев смогли увидеть возможность победы. Их уверенность основывалась не на силе оружия или таланте военачальников, но на Божьем обетовании. Они не искали аргументов за или против. Зато образ их мышления был позитивен, то есть они безоговорочно верили в успех. В результате вся их энергия была собрана воедино для достижения цели. Христианин может в своей жизни столкнуться с подобного рода напряженностью, вызванной противоречием между объективной реальностью и обетованием. Реальные факты не требуют каких-либо особых усилий для восприятия. Обетования же подразумевают проявление глубокой веры. Именно вера позволяет сказать: «Это возможно», когда большинство утверждает противоположное. Вера предсказывает победу, когда поражение вроде бы неминуемо. В итоге человек, исполненный веры, всегда имеет преимущества перед всеми остальными. Для него мечта уже обретает материальную оболочку. Он настойчив, этот человек, ведомый светом веры. Он продвигается вперед, когда прочие давно капитулировали. Апостол Павел пишет: «Мы всегда благодушествуем… ибо мы ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:6, 7).
Невозможно жить без веры
Можно ли построить жизнь, основываясь на чем- то невидимом? Наше мышление устроено так, что нам необходимо нечто конкретное, осязаемое. Нам непременно надо увидеть все своими глазами, потрогать. проверить. Почему бы и нет? Но задумайтесь на минуту о том, что не поддается нашему контролю, что ускользает от нас. И вы убедитесь: наша жизнь строится в основном на вере. Так, мы безоглядно верим расчетам инженеров, построивших скоростные дороги и подвесные мосты, по которым мы ездим не задумываясь. Без страха мы ныряем в туннель, без страха поднимаемся на верхний этаж небоскреба. Одним словом, мы верим, иначе жить было бы невозможно. Каждый раз, садясь в самолет, я говорю себе: «Какое чудо! Мало того, что этот тяжеловесный мастодонт может летать, он еще способен переносить в своем чреве такое количество пассажиров! Ему понадобится всего восемь часов, чтобы перебросить нас через Атлантику». Я не говорю уже о чудесах космических полетов… Конечно, я незнаком лично с пилотом лайнера, на котором лечу, но я доверяю ему. Я просто надеюсь, что он в добром здравии, жизнерадостен и намерен умереть у себя дома, в окружении близких, дожив до преклонных лет.
Однажды я спросил моего друга, командира авиалайнера крупной европейской компании, что он думает о безопасности полетов. Я ожидал услышать бодрый и уверенный ответ типа: «Фантастическая техника, стопроцентная безопасность, все под контролем компьютеров». На самом же деле он сказал: «В полете все может случиться. Конечно, я доверяю технике, но больше я верю Богу». Представьте, что бы случилось, если бы подобный ответ руководство авиакомпании опубликовало в печати! Пассажиры, разумеется, расценили бы его как доказательство бессилия и обреченности и обратились бы в другую авиакомпанию. Но ведь и она вряд ли сможет обеспечить стопроцентную гарантию надежности! Так что, если подумать, нужно действительно обладать большой верой в людское творение, чтобы доверять ему свою жизнь.
Вера в Бога основана на Его обетованиях, на тех обещаниях Божьих, которые обязательно исполнятся. Она построена на невидимом. Но гарантом этой веры является Сам Всевышний. А ведь Он вызывает большее доверие, чем все инженеры и пилоты, вместе взятые!
Станете ли вы знаменитыми?
Не знаю, стану ли я когда-нибудь известным. Да это и не важно! Я не знаю, будете ли и вы знаменитыми, могущественными, богатыми. Такое всегда возможно. Но это не главное! Дело в том, что я точно знаю: если я верю в Иисуса, то обрету жизнь вечную. Почему? Потому что это обещано! «Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8:51), — сказал Господь. Обещанное Богом исполнится обязательно. Иисус сказал Своим ученикам: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14). Это не предположение, не гипотеза. Спаситель не поставил им условие: «Если все будет хорошо, если вы будете мужественны, то только тогда все это осуществится». Здесь идет речь об обещании, обете.
Сорок лет бедствий и лишений миновали, и Израиль вступил-таки на землю Ханаанскую. Так же пройдут годы испытаний, и Евангелие будет проповедано всем живущим. С нашей помощью или без нее, но это произойдет. Вот уже скоро две тысячи лет христианский мир идет к обетованному Царству Божьему. Сколько на этом пути было великих людей! Сколько было мятежей, потерь, отступлений от веры! Первые христиане столкнулись с такими колоссами зла, как неверие, гонения, клевета. Некий Цельс, один из ревностных гонителей христиан, писал с презрением: «Христиане способны привлечь к себе лишь дураков, слабых, женщин и детей…» В тридцатые годы нашего века Сталин планировал покончить с религией в Советском Союзе. Прошло немногим более полувека… и от «великого» Сталина не осталось даже памятников. Исчезли красные звезды в столицах Восточной Европы. Рухнула Берлинская стена… Трудности у человечества будут всегда — на смену старым возникнут новые, но Божественное обетование исполнится: Евангелие будет донесено до каждого сердца.
Помните, что Иисус сказал Своим ученикам: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Это не предположение. Это обещание. И в него надо верить, потому что это Божественное обещание. Скорее всего, на всем пути до самого конца нас будут ожидать те же самые колоссы зла. Завтра они, быть может, окажутся еще более ужасными, чем прежде. Они встанут у нас на пути и попытаются задержать нас. Но мы заранее знаем об этом! И неужели мы повернем вспять, встретив трудности, искушения, сомнения? Нет! Каждый может сказать себе: я молюсь, чтобы ничто не остановило мое движение к цели. Апостол Павел напоминает: «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35). Но этот путь не будет легким, он потребует труда и терпения: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души»(Евр.10:36—39).
Надо верить в это
Так будем же строить свою жизнь на обетованиях Божьих. Пусть они станут нашей целью. И давайте попытаемся эту цель реализовать! Перед нами Царство Божье: вот наша цель. Господь указывает нам дорогу. Вперед! Он устранит все преграды, Он даст нам силы и мужество побеждать трудности. Это не просто обещание — это Божественное обетование. Оно обязательно исполнится. Надо в него верить, верить изо всех сил, всем сердцем!
Я стану писательницей
Как-то раз во время моего пребывания на Сицилии одна девушка сказала мне: «Я чувствую себя совершенно безоружной в жизни. Что делать?..» Я подумал было, что у нее нет средств к существованию, нет диплома, нет никаких способностей, не говоря уже о таланте… Оказывается, вовсе не так. Во время беседы я узнал, что она учится в университете и очень любит литературу, хочет сама писать. Конечно, это мечта, но что мешает воплотить ее в жизнь? «Пиши как можно больше и продолжай изучать литературу, — посоветовал я девушке. — Ив один прекрасный день твой талант раскроется». Но тут, как вы думаете, что она сообщила мне? Что уже получила международную премию в области поэзии и множество других литературных наград. Невероятно! А я давал ей советы, как нужно писать! Мне было немного стыдно. Однако потом я задумался… У этой девушки было все, чтобы стать хорошей писательницей, ^его же ей не хватало? Лишь поверить в это! Поверить изо всех сил! Со всей доступной мне убедительностью я посоветовал ей: «Отдай свой талант Богу, работай над ним, развивай его — и ты станешь хорошей писательницей». Ее глаза заблестели, и она ответила: «Я верю вам! С Божьей помощью и во славу Его я стану писательницей».
Не забудьте: жизнь даст вам столько, сколько вы решили для себя взять. Если вы приняли решение стать несчастным, вы станете им! Если вы захотели иметь финансовые затруднения, вы их получите. Выбирать вам. Если вы верите в свой успех, повторяйте бодрые слова, вызывайте в воображении положительные образы и картины. Мыслите позитивно!
Итак, возвысьтесь над проблемами, трудностями, унынием; и стройте ваш успех, основываясь на вере в Бога, на уверенности в себе, — и тогда вы преуспеете. Вам предстоит выбрать и то «послание», которое вы отправите вашему мозгу. Вам на ум приходит слово «невозможно». Начните-ка «охоту» на слова и представления, которые парализуют вашу волю. Скажите себе: «Слова “неспособность” я не знаю. Я предпочитаю ему “способность”!»
Это возможно! В это надо только верить.
Третий принцип:чтобы преуспеть, доверься Богу и верь изо всех сил, что ты достигнешь успеха.