Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 42906 Все тексты автора Юрий Юнак
«Исцеление у Красных ворот»
Откроем Книгу Деяния Апостолов 3 главу: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни». Вы видели людей просящих? Случалось, проходить мимо? Как вы себя чувствовали? О чем вы думали? Вообще, как вы чувствуете себя, когда видите просящего человека? Чувствовали себя неудобно? Почему? Не задумывались, почему? Что вас смущает, вообще? Почему неудобно? Были вопросы: дать или не дать? Это почти всегда неудобно, когда видишь человека с протянутой рукой. Почему неудобно? Ну, во-первых, сразу же вопрос возникает: дать или не дать, стоит или не стоит, почему? Почему такие вопросы возникают, вообще? На что он потратит, правда? А вам не все равно, на что он потратит? Понимаете, почему неудобно? Мне не все равно, что он сделает с этими деньгами, потому что их у меня немного, и мне тоже есть на что тратить, у меня семья. И будет это правильно забрать у детей и дать ему? А он: ты только отвернешься, пойдет и купит себе то, что сделало его таким несчастным. А мне же не все равно. А как я узнаю, что он сделает с этими деньгами? Спрошу у него? А если спрошу, он скажет? А если скажет, как я узнаю, это правда или неправда? Понимаете? И каждый человек, который проходит мимо просящего, у него вольно-невольно, но потому что опыт уже жизненный какой-то. Вольно или невольно вот эти вопросы встают. От этого зависит – дать или не дать. И вот, когда все это происходит, вы чаще всего смотрите на человека, в глаза ему смотрели? Они отворачиваются, а мы? А удобно смотреть? Вы видели, как люди реагируют чаще всего? Когда видят издалека человека с протянутой рукой? А если дает? Смотрит? Скорее всего тоже не смотрит. Знаете, почему? Когда эти вопросы возникают, а они возникают, скорее всего, человек так и не решил – дать или не дать. Он уже решил, но не решил. Он уже протягивает руку и что-то туда бросает, но он еще не уверен, он правильно поступил или нет, и лучше не смотрит. Знакома, вообще вот это ситуация? Как быть? Но давайте будем читать, что тут. Потому что это было в Иерусалиме, когда «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». На богослужение шли. «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него…» Видите, что написано? Человек просит, Петр с Иоанном остановились, всмотревшись в него… Вы представляете, что происходит с этим человеком хромым? Сколько он людей видел, которые проходили мимо! А эти остановились. Что он подумал? Даст или не даст? Остановились, не просто становились! Посмотрели, всмотрелись в него. Что он подумал? Даст или даст? Как вы думаете? Даст. Смотрите, что дальше. «Всмотревшись в него, сказал…»
– Кто сказал?
– Пётр.
– Откуда знаете? Тут не написано, кто сказал.
«Всмотревшись в него, сказал: взгляни на нас». Понимаете, что происходит? Не просто посмотрели на него! Остановились, посмотрели в глаза, а потом Петр говорит: «Взгляни на нас». Что это человек, что с ним происходило, что он думал? Даст или не даст? Сколько даст? Сколько? Почему, он думает что много? Вы уверены, вообще-то в том, что он думает? Как жаль, что так кратко описаны эти истории, что там подробности не написаны, что происходило с этим человеком! Ну, вообще, как вам кажется, сложно понять, что происходит? Я думаю, что вы правильно думаете, сколько даст. Много? И вы представляете, что дальше происходит? Петр с Иоанном, всмотревшись в него, Петр говорит: «Посмотри на нас». Он смотрит, и он пристально смотрел на них надеясь получить от них что-нибудь. Что-нибудь, представляете? Что-нибудь! «Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня». Я хочу, чтоб вы постарались пережить то, что пережил этот просящий. Вы представляете, что в этот момент произошло, когда он услышал «нет». Посмотрел на него, говорит: «посмотри на нас».
– Зачем вы останавливались вообще? Зачем всё это нужно было? Зачем мне на вас смотреть?
– Петр говорит: у нас ничего нет. Ни золота, ни серебра нет. И дальше говорит: но что имею, то даю. Встань и ходи.
Вообще, ожидал этот человек такое получить? Как вы думаете, когда его несли в очередной раз посадить у дверей храма, ожидал он получить исцеление в тот день? Что ему снилось в эту ночь? Видели людей, которые просят? А у храма? У Церквей видели? Вы заметили, что просящие чаще всего приходят к храму? Почему? Человек, который идет в храм, он другой, правда? Я вот сейчас подумал, что я не видел у нашего храма просящих. Это вопрос для размышления, а с чем это связано, что люди поняли. Мы жили в Екатеринбурге. Наш дом, и рядышком мечеть, мусульманская мечеть. И у наших ворот, каждую пятницу, независимо от погоды, приходили с утра и садились женщины с детьми, сидели прямо на земле. Были у них какие-то подстилки, картон они с собой приносили, и сидели просто так на земле с детьми. Зимой. А зима, это не то, что сейчас зима. Минус 30, минус 40 бывает. И они там сидели у мечети целый день. Пятница. Мы выходили, мы открывали только свои ворота, они на своем месте, они сидят уже, надеясь что-то получить. Им давали. Что человека приводит к храму? А вы встречались с людьми, которые приходили в Церковь, именно из этих соображений, что тут помогают, тут дают? Они приходят, потому что говорят, что верующие – они помогают, они не оставляют в беде. Слышали такое, видели таких людей, встречались? Как вы думаете, почему люди так считают, что в храме что-то происходит? Если и есть надежда, что я где-то получу помощь, то скорее всего, в храме. Люди всегда понимали, во все времена, что храм влияет как-то на жертвенность людей. Но вернемся сюда:
«Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни. Оказывается, его все знали. Он там не первый день сидел, он там всегда находился, люди уже знали, знали его в лицо. Но представляете, что произошло в тот день? В тот день появился человек, который прыгает от радости вокруг Петра, Иоанна, и хвалит Бога. Весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога в храме. Знаете, какая реакция людей на это? Пока они видели, что человек какой-то хвалит Бога, не было особой реакции, но 10 стих: «И узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним». А почему ужаса? Почему ужаса? Страшно? Человек исцелился – это страшно? Интересный стих, правда? Почему ужаса? «Изумления» понятно – удивительно, что произошло. Почему «ужаса»? Чего они испугались? Догадываетесь, чего испугались? Понимаете, ужас, если бы это была обычная ситуация, то это непонятно, но это была необычная ситуация. Во-первых, посмотрите: вокруг кого этот человек ходит? Вокруг кого? Знали Петра, Иоанна? Откуда знали? А когда это было, вы помните, когда это было? Это было в дни пятидесятницы, помните? А что это за праздник – день Пятидесятницы? Было у евреев три праздника: Пасха, Кущи и Пятидесятница. Что это за праздник Пятидесятницы? Почему он называется пятидесятница? 50 день после Исхода, после Пасхи. На 50 день после Пасхи, Господь собрал народ свой у горы Синай, и дал им Закон, и повелел: «Помните этот день. Это будет у вас праздник. В этот день вы приходите в Иерусалим на поклонение». Итак, народ израильский по заповеди Божьей приходил в Иерусалим каждый год на праздник пятидесятницы, на 50 день после Пасхи. Они 50 дней тому назад были в Иерусалиме. Теперь они спустя 50 дней опять пришли в Иерусалим, два праздника близко. А вы помните, что было полтора месяца тому назад? 50 дней, чуть больше, да? Люди тоже собирались на праздник в Иерусалим, они шли на праздник Пасхи. Приходили не только жители Иерусалима, жители всей Палестины приходили в Иерусалим на праздник Пасхи, и те, кто далеко от Палестины жили, в частности, на тот праздник Пасхи, мы точно знаем, что пришли из Греции – елины. Греки пришли и искали Иисуса. Они искали, потому что они много слышали об Иисусе. Наконец-то дождались они праздника Пасхи, когда вместе со всеми израильтянами собрались в Иерусалиме.
– Наконец-то мы увидим Иисуса, о котором так много говорят! Великий Учитель, говорят. Чудеса творит. Наконец-то мы увидим Иисуса!
– Увидели?
Они пришли в Иерусалим, представьте себе, некоторые из них пришли в Иерусалим в поисках Иисуса, увидеть Иисуса. Они знали, там где Иисус, обычно собираются много народа, толпы народа, потому что Он исцелял, потому что Он воскрешал, потому что Он учил, и очень интересно учил. И они когда пришли туда, какой ориентир? Где больше людей, там возможно Иисус. Увидели. Много народу собралось, в пятницу утром, рано утром, много народа. Ну, что может привлечь народ так рано? Наверное, Иисус. Точно, Иисус. Но какое было удивление многих, когда они приблизились к толпе и услышали: «Распни Его! Распни Его!» Пилат выходит навстречу народу, говорит:
– Тут у меня есть еще один узник. Я знаю, что на Пасху у вас хороший обычай – прощать. Прощать. Может быть, простим Иисуса? Кого из двух, вот у меня…»
Между прочим, Варраву тоже звали Иисус.
– Может быть, простим Иисуса? Или Иисуса – Варавву Иисуса?
А Варрава, знаете, как переводится? Сын отца. Люди подошли к толпе, и слышат Пилат говорит:
– Какого сына отца Иисуса, вам отпустить? Сына какого отца?
И они кричали. Но прошло 50 дней, и теперь эти же люди опять пришли в Иерусалим. Многие из них уходили потрясенными из Иерусалима, поняли или не поняли, что тогда произошло, они ушли под впечатлением распятия. Неполных 2 месяца прошло, они опять в Иерусалиме. Как вы думаете, забыли уже, впечатление прошло? Вдруг, обращают внимание, человек ходит и славит Бога, необычно громко в храме. Начали спрашивать люди: «Кто это? Что это? Что за человек?» Те местные, которые лучше знают людей в Иерусалиме, говорят:
– Вы знаете, это кажется тот, который сидел всегда у храма.
– А, да, мы тоже помним. Сколько бы мы не приходили, он здесь на своем месте, его приносят обычно – хромой.
– Это Хромой? Славит Бога? Он не похож на хромого! Но это он!
И написано Лукой: «И узнали его. И когда узнали его, исполнились ужаса». Почему? Они знали еще что-то. Много слухов и рассказов было о тех событиях, которые произошли во время Пасхи, во время празднования Пасхи. Рассказывали об Иисусе, рассказывали об учениках Иисуса, о Иуде, который предал Иисуса, рассказывали, что вроде бы Иисус воскрес, но начальники… официальная версия была его, что украли, хотя ходили слухи, что там заплатили хорошо, чтобы эту статью в газете написали, что его ученики украли. В общем много разговоров было о том, что происходило на самом деле во время празднования Пасхи. Говорят, Иисус воскрес и Он вознёсся, и рассказывали о Петре, был среди этих 12 учеников такой Петр. Он смелый очень человек, всегда очень громкий по жизни, его слышно было. Если других не так сильно, он выделялся, этот Петр. Но рассказывают, что он тоже отрекся от своего Учителя, и многие были свидетелями тому.
– Этот Петр, тот самый смелый, он испугался, говорят. Интересно, будут они на празднике Пятидесятницы эти ученики Иисуса, или не будут. Об Иисусе говорят, то ли Его украли, ну, если это неправда, что Он воскрес, Его где-то украли, то мы Его не увидим. Если это правда, что Он воскрес, то правда, что Он вознёсся на небо. Мы Его тоже не увидим. Интересно, ученики Иисуса –что с ними, где они? Увидеть Петра, интересно увидеть!
Заметили человека, который особенно хвалит Бога, и говорят:
– А вы знаете, вокруг кого он ходит?
– Это Петр, Иоанн.
Петра знали, а Иоанна знали первосвященники хорошо, он был своим человеком там. Но это особая история, когда-нибудь поговорим об Иоанне, интересный человек. Но Петра и Иоанна узнали. И когда узнали исцеленного, и Петра и Иоанна – испугались. Люди быстро соединили всё это в своих головах. «Почему этот человек вокруг Петра, Иоанна ходит? Как случилось так, что он ходит?» Испугались! Понимаете, почему испугались? Каждый увидел себя, где он был 50 дней тому назад, и что он делал. Какой он выбор делал, когда Пилат задавал вопрос, за кого голосовал. Испугался. Написано: «Исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним». Очень быстро в их головах произошла вот это вот связь, они все просчитали, и это их испугало.
«И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов. Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские!» 12 стих очень насыщенный, Петр очень собранно тут всё сказал: «Мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели. И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами». Его, сего, ему – успели распределить эти местоимения, какое к сему относится, какое к нему, потому что речь идет о двух личностях –исцеленный и исцелитель, хромой и Иисус. Петр даже не утруждает себя тем, чтобы объяснить: «Это Иисус…», он уже понял. Он только посмотрел на людей, он увидел, что произошло в их головах, и он очень быстро им сказал:
– Вы понимаете, что происходит? Вы Его убили, Он исцелил. Вы этого узнали сидящего обычно? И просящего узнали? А теперь подумаем о вас. Вы думаете это мы? Это не мы. Вы думаете, это наше благочестие?»
Петр хорошо понимал, что значит Иисус. Теперь он хорошо это понимал! Он хорошо понимал себя. Раньше, он не очень хорошо понимал себя, хотя думал, что знает себя. Но теперь, он многое понял в жизни Петр. Он так хотел всё это передать людям, которые еще не поняли, что с ними происходит, которые были в страхе. Он был в страхе. Он был в страхе, до тех пор, пока не встретился с Иисусом взглядом. Он как этот хромой, в духовном смысле сидел там у костра, у ворот. Он был в страхе тогда Пётр. Но их взгляды встретились. Иисус на него посмотрел, пристально посмотрел, и в этот момент что-то произошло. Петр понимал, что значит смотреть в глаза, и когда он увидел человека в нужде, а этот человек не просто в нужде… Я хотел бы вернуться туда, еще к не исцеленному хромому. Вы знаете, нуждающиеся люди – интересные люди. Они знают в чем нуждаются и даже знает, что надо делать, и как решить их проблему, и не подозревают, что ничего не знают. Есть одна история в Евангелиях, которая очень красиво это иллюстрирует, в Евангелии от Иоанна в 5 главе. Мы не будем подробно читать эту историю, вы только вспомните. Помните, что в 5 главе Евангелия от Иоанна написано? Дома перечитаете, а я только напомню вам эту историю. Иисус приходит в Вифезду, в субботу. Хочу обратить ваше внимание на диалог с больным. Диалог Иисуса с больным. Это типичная картина нуждающегося человека со стажем. Нуждающийся со стажем. Сколько лет нуждался? 38 лет.
«Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Вы можете себе представить, как этот больной посмотрел на Иисуса, услышав этот вопрос. Узнал, что он 38 лет лежит, не сдвигается с места. Иисус подходит, смотрит на него, говорит:
– Хочешь быть здоров?
– Господи, хочешь ли быть здоров? Я тебе расскажу, что надо делать. Хочешь мне помочь? Я тебе скажу, как. Дело, вот в чем. Ты новый тут, наверное не знаешь, какие тут порядки. Тут в купальне свои порядки. Я уже тут давно. Тут у нас вода возмущается по временам. Если ты действительно, не просто поговорить со мной хочешь, а хочешь мне помочь, то, вот что делай: жди, и как только…Только смотри, чтобы успел! Вообще, лучше прочитай. «Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу…»
Прихожу? 38 лет лежал. Он что, он ходить уже умел? Вы понимаете, какой самообман у нуждающихся людей! Он ходит, он ничего не может сделать, он бедный, несчастный. Но в своем воображении он такой деятельный! Он ходил, он просто не успел, нужен человек. Он все знает. Он даже знает, как надо ему помочь. У него рецепт готовый. Как только Иисус к нему подошел, он говорит:
– Ты запиши лучше. Ты не забудь. Вот эти все детали – очень важны. Значит, меня быстренько и туда, чтобы я был первый, и тогда я буду здоров.
Иисус посмотрел на него, послушал… Вот это история – это классическая ситуация нуждающегося человека. Он знает, как ему помочь. А тот у ворот, что не так? Я думаю, что он даже знал сколько ему денег надо, и что он на эти деньги купит. Только он никак предполагал, что он в этот день будет бегать по храму вокруг Иоанна и Петра, и славить Бога, вот этого он не предполагал. И вот так и мы. Часто бывает, к Богу в молитве приходим с рецептом своим, своим планом, чем нам помочь, и как, расписание, утвержденное даже, как и что делать. И смотрит Господь на наши нужды и говорит:
– Как тебе помочь? А проблема же в другом.
Ученики, тоже у них были такие проблемы. Вы помните, только в духовном плане: Петр, Иоанн у них был план, да? Рецепт, что им от жизни надо? Было? Помните, они обсуждали между собой, что им от жизни надо. Иисус слышал это? Как реакция Иисуса? Что Он им говорил? Вообще, часто Он с ними на эту тему говорил? Настойчиво говорил? У меня создалось впечатление, что Иисус так смотрел, снисходительно. Я нигде не нахожу в Евангелиях, чтобы Иисус… Ведь это была их самая серьезная проблема, правда? Или нет? Желание первенства! Это была самая серьезная проблема, особенно Петра, Иакова, Иоанна. Я нигде не нахожу, если это серьезная проблема, чтобы Иисус серьезно к этой проблеме подошел, ну, серьезно по нашему пониманию. Собирал их каждое утро, и лекции им читал. Время от времени Он говорит:
– Да, вот ребенок. Хотите, Я вам что-то покажу. Посадил ребенка. Теперь слушайте. Хотите Царствие Небесное? Вот как дети, и у вас получится.
Время от времени, Иисус что-то говорил на эту тему, но был занят другой важной работой: Он исцелял, Он изгонял бесов, а ученикам говорит: «Ну, ходите за Мной». Понимаете, проблему учеников? И у них был рецепт. Вообще, им нравилось, как их Учитель пользовался популярностью у людей. Они удивлялись и восхищались, как это народ ходит за Иисусом, слушают Его внимательно. Но они понимали в чем дело, Он не просто ходил – Он исцелял, Он помогал людям. Только ученики смотрели, и говорили между собой:
– Наш Учитель пользуется всеобщим авторитетом, люди Его любят. Он очень хорошо может помочь нашему делу. Его авторитет нашему делу может помочь. И Петр тогда вызывает Иисуса и говорит так:
– Чтоб я больше от Тебя этого не слышал! Помните? Это мешает нашему делу, план действий, ты понимаешь какой? Идем в Иерусалим, престол Давидов, а нам портфели. А вот эти разговоры, никак не вписывается в нашу программу. Ты Учитель хороший, пользуешься уважением людей, надо это задействовать, как следует, и правильно. Как у этого хромого, который уже считал, что он с деньгами будет делать, которые ему принесут, и у него был план действий, как у этого 38 лет лежащего, у купальни Вифезда, который планировал как он быстро и четко инструктаж сдаст потенциальному помощнику, потенциальному спасителю. Нам нравится Иисус, Его характер, но самое большее нравится, что Он имеет влияние, и вот Его бы влияние для осуществления наших целей – вот это сила. А если Он еще остановился и на нас посмотрел?
– А Он просто говорит: Встань и ходи! Так будет лучше.
Видите, это все было бы не так страшно, если бы не вело к страшным последствиям. Понимаете, то что у учеников был свой план и свои методы, они хотели только воспользоваться силой Иисуса, привело их к тому, что они отреклись от Иисуса, привело Иуду к тому, что он предал Иисуса. Он не хотел отказаться от себя, от своего плана. Не хотел признать, что Он нуждается в помощи Иисуса, в первую очередь. Если он и слушал, что Иисус говорил другим, он считал: «Это другим надо! Мне ничего не надо!» Он смотрел сверху вниз на слушателей Иисуса, и удивлялся, как это люди еще не изменились под влиянием Иисуса. А Иисус ожидал изменений учеников. Хорошо Петр запомнил тот взгляд Иисуса, тот момент, когда Иисус пристально посмотрел на Петра. И в этом взгляде он многое увидел. Вы знаете, что взгляд бывает разный. Трудно сказать, что мы видим во взгляде человека, но мы видим. Трудно сказать, что там меняется, но мы видим взгляд, который смотрит с гневом, взгляд, который смотрит с возмущением, взгляд, который сверлит вас насквозь. Вы хорошо разбираетесь и понимаете, что за этим взглядом скрывается, чаще всего не ошибаетесь. Но тот взгляд Иисуса подарил Петру надежду. Иисус смотрел на него спокойно, без паники. Он понимал Петра, и тот взгляд его исцелил. В ту ночь – взгляд Иисуса. И Петр встал и пошел, это был уже другой Петр. Петр понимал, как важно передать то, что сам получил. Понимаете, почему Пётр и Иоанн остановились, и говорят: «Посмотри на нас». Если вы испытали что-то подобное, и это перевернуло вашу жизнь, ваши планы, ваше мировоззрение – идите, идите и смотрите людям в глаза. Не бойтесь смотреть на людей, которые протягивают вам руку, даже если вы ему ничего не дадите из того, что он ожидает. Но этот взгляд ему может больше дать, чем он даже подозревает. Петр понимал, как это важно. И он пошел, чтобы помогать людям. Вспоминайте эти истории. Вспоминайте тот взгляд, который все перевернул в жизни Петра, а потом перевернул в жизни многих людей и подарил надежду. И если мы научимся смотреть в глаза сегодня на этой земле, то мы не будем прятать глаз, в тот день, когда Иисус придёт. Аминь.