Библиотека soteria.ru
Полный сборник проповедей
Юрий Юнак
Дата публикации: 07.05.17 Просмотров: 42387 Все тексты автора Юрий Юнак
«В Назарете»
Сегодня я предлагаю открыть Евангелие от Луки 4 глава с 14 стиха:
«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него».
Это было в начале служения нашего Господа на земле после искушения в пустыне, которое Он пережил, о котором все евангелисты записали. Он пришел в Галилею. И в Галилее начал ходить, где нуждались люди в исцелении, Он исцелял, где в утешении, Он утешал, и проповедовал ту проповедь, которую проповедовал Иоанн Креститель: «приблизилось Царствие Небесное». Он рассказывал о том, каким будет Царствие Небесное, и Господь ходил и проповедовал. А то, что Он говорил – это были особые слова. Слышите, какая разнеслась молва о Нем по всей стране. О Нём все говорили, потому что тут написано, вот самые первые слова, которые мы прочитали: «Он возвратился в силе духа в Галилею». Как вы понимаете вот эти слова: «Он возвратился в силе духа», что это за сила духа? То, как Он говорил, это тоже, о чем говорили, помните, посланные, позже посылали от Синедриона людей, которые следили за каждым Его словом, и они возвращались, они хотели Его в чем-то уловить, возвращались и говорили: «Никак не можем. Никогда еще Человек не говорил как этот!» Какая-то сила исходила из уст Его, из слов Его, какую-то силу чувствовали люди, и об этом говорили. И вот эта весть распространялась об Иисусе, о всех делах, которые Он совершал по всей стране, во всех селениях, о Нем только говорили. Наконец-то Иисус пришел в Назарет, в его родной город, где Он родился, где Он был воспитан – в Назарет. И написано, что Он по обыкновению Своему вошел в синагогу, в субботу. Проходило богослужение, Ему дали Книгу пророка Исаии, и Он открыл, прочитал вот эти слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим». Все Его внимательно слушали и когда Он закончил чтение этого отрывка, сел, и все смотрели на Него. Понимаете, что происходило? Все знали откуда Иисус, чей Он сын знали. Это небольшой город – Назарет. Здесь в синагоге все знали Иосифа, все знали Марию, все знали Иисуса. Он на их глазах рос, потом Он вырос, и они слышали вести о Нём, слышали, что этот Иисус, который был сыном плотника из Назарета. «Он такие чудеса творит, Он так учит, Он необыкновенная личность, какая-то сила, говорят, исходит. И это не просто сила, а видны результаты Его дел». Вот эти слухи распространялись. Наконец-то Иисус вернулся в Назарет. Вы представляете, как Он шел по улицам Назарета, и как на Него смотрели, как Его взглядом провожали? Что-то было необычное: «Вроде бы, наш, Он здесь вырос, неужели это правда?» Вы можете себе представить, как они в субботу чувствовали себя в синагоге жители Назарета? Иисусу протягивают свиток – Книгу пророка Исаии, Он начинает читать. Они особо Его слушают, правда? Они столько слышали о Нем, что же необыкновенного в Нём, что же произошло? Мы видели Его, Он как бы был обычным, обычным ребенком. Вы знаете, что ничего особенного, неизвестно нам об Иисусе из Его детства? Единственное, что написано, что Он рос и Его любили. Ну, что в этом необычного? Да, Он был хороший ребенок, Он был особым ребенком, Его все любили. Он был мудрым, но больше ничем особым не отличался. И вдруг такие вести о Нём! Все вслушиваются внимательно в каждое слово, потому что среди этих слухов, которые дошли до Назарета, были и слухи, что Он, наверное, Мессия. «Может быть Он Мессия!» Все внимательно слушали, что Он будет читать. Он открыл Книгу пророка Исайи, и начал читать стихи, которые все знали. Эти стихи, эти слова относятся к Мессии, это пророчество о Мессии. Но в этом тоже не было ничего особенного, потому что в синагоге особенно любили читать и читали слова пророчеств, которые относились к Мессии. Это была мечта любого еврея, любого израильтянина, когда наступит день, когда придет Мессия, чтобы освободить нас. И он читал эти слова. «Дух Господень на Мне». Вы помните, какими словами мы начали чтение сегодня? «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею» Это не были просто слова из Священного Писания, что Он прочитал. Люди почувствовали вот эту связь. Что они слышали об Иисусе, вот это силу духа они чувствовали, и теперь Он открывает Священное Писание и читает: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем». Какие слухи доносились? Что они слышали об Иисусе? То, что здесь написано. Они внимательно слушали, что Он читает. Но эти слова были известны, они наизусть знали эти стихи из Книги пророка Исайи. И теперь они слышат, но слышат они по-новому, потому что, кто их произносит, и что они слышали об Иисусе. Вы знаете, несмотря на то, что они знали этот текст наизусть и много раз читали, сегодня эти слова звучали особо, в силу тех обстоятельств, в силу тех событий, которые происходили в Галилее – эти слова звучали по-новому, особо. И потому жители Назарета внимательно слушали, и когда Иисус, вдруг, неожиданно, прервал чтение и сел, написано, что, все глаза в синагоге были устремлены на Него. Вы понимаете, что происходило? Как замерли все! Как бы воцарилось молчание и все ожидали продолжения, и все смотрели на Него, хотя Он уже сел. И 21 стих: «И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». Все смотрели на Него, и Он почувствовал, что нужно продолжать говорить, и Он объяснил, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили». Вы слышите, что тут написано, что тут происходит? Все глаза устремились на Него, и Он продолжил, но уже, как комментировать продолжил прочитанное, говорит: «только что ныне исполнились слова писания, которые вы только что слышали. И написано, что: «Все засвидетельствовали Ему это». Что вы слышите? Что там произошло? Как это они засвидетельствовали Ему это? Он сказал: «исполнилось писание», и все, написано, согласились. Все согласились. Скорее всего, как это было принято, они сказали: «Аминь», громко, потому что слово «аминь» – это согласие; да, это так, аминь. Они согласились. Это не было формальное аминь. Они настолько были поглощены слушанием отрывка из Писания, и настолько они сопоставляли то, что слышали, может быть, еще не до конца осознанно, но Дух Святой руководил их мыслями, и тем, что они слышали, тем, что они видели. Что-то происходило в их головах, и они сказали: «Аминь. Точно это так». Но смотрите, что-то тут происходит, это интересный стих – 22, 23. Вот тут происходит какая-то перемена, необычная перемена. Почему? Смотрите, что тут написано: «И дивились словам благодати», это хорошо, «исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Это как? Хорошо? Говорят: «не Иосифов ли это сын? не Иосифов ли это сын!? Так это же Иосифов сын! Вот тут происходит перемена, они как спустились на землю, они как проснулись. Смотрите, интересно, что Иисус отвечает на их «аминь», и на их, как они это говорили, наверное, такой шум прошел по собранию, да? «Не Иосифов ли это сын? «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме». Почему Он это говорит? Что Он этими словами хочет сказать? Что Он сказал? Сейчас совершу чудо? Нет. Он сказал: «не совершу чудо». Слышите, в этом стихе: «Конечно, вы скажете: «давай чудо». Я вам скажу: «не будет чудо, сегодня чудо не будет». Знаете, это так похоже на то, подобный был разговор Иисуса с фарисеями, они пришли, говорят:
– Знамение нам дай, и мы…
– Иисус говорит: не будет. У вас есть. Читайте историю Ионы пророка, этого вам достаточно. Читайте Ветхий Завет, там много сказано, вам хватит. Чудо не будет.
Это такая же ситуация. В плане настроя, какой там царил, в плане мысли, который вращались в головах этих людей, такая же ситуация, в плане состоянии этих людей, духовного их состояния, такая же ситуация. И реакция Иисуса такая же. Иисус очень внимательно следил за людьми, Он внимательно всматривался в людей. В этом была Его сила. Вы знаете, часто мы читаем Евангелие, и невольно такой вопрос задаем сами себе: «В чем была Его сила?» Ну, конечно же, тут же ответ: Ну, Он был Бог». Бог, но Евангелие говорит, что Он оставил Свою силу, Он стал человеком таким, как мы, и в тоже время Он ходит по дорогам Палестины, и люди удивляются Его силе: «откуда?», говорят. «Откуда такая мудрость, откуда такое познание?» Вы знаете, в чем была Его сила? Он был очень внимателен к происходящему вокруг. Он был очень внимателен к людям. От Его взора не ускользало ничего. Если Он видел печальное лицо, Он уже был рядом и готов был утешить. Он видел гордый взгляд, у Него уже готова была притча для этого человека. Видел нерешительного Никодима, у Него были слова для Никодима, которые помогли этому Никодиму стать Его учеником в последствии. Он был очень внимателен к людям. Пришла женщина к колодцу, Иисус настолько был внимателен, что Иисус знал какой вопрос ей задать, и этот разговор перевернул всю ее жизнь. Вот в чем Его сила была. Приходили к Нему лукавые фарисеи, задавали каверзные вопросы, Он внимательно смотрел в их лица, им в глаза, и знал как ответить. Потому что Он был очень внимателен к людям. И здесь на этом собрании, в синагоге, в Назарете, Он сразу почувствовал вот эту перемену, перемена, которая происходит с 22 по 23 стих в этой главе. Перемена в людях. Они были захвачены вот этим благоговейным состоянием. Господь создал такую обстановку, в ту субботу. Слухи об Иисусе, Его жизнь в Назарете, Его чтение Писаний, всё это создало такую обстановку, что слушатели этих слов были захвачены и сказали: «Аминь». Это было неформальное «аминь». Но потом они начали смотреть другими глазами на Иисуса. Я вам хочу сказать, что это за другой взгляд. Мы иногда этим тоже болеем. Это греховная такая природа, которая нет-нет и проявляется в нас людях. Представьте себе, если вдруг знакомый вам человек, с которым вы, может быть, учились, или работали когда-то, или жили по соседству, вдруг, вы узнаете, что он достиг каких-то успехов, и стал известным. Как вы об этом рассказываете другим, что вы знакомы? И предоставляется такая возможность кому-то сообщить, что вы с ним лично знакомы. Какие вы истории вспоминаете вашего знакомства, чтобы другому рассказать? Видите, не обязательно плохие, можно хорошие, можно хорошие истории. Но если вы проанализируете те истории, которые вы вспоминаете и озвучиваете, вы заметите, что чаще всего в этих историях вы показываете, что вы были на равных с ним, или даже он чуточку ниже. А что за этим скрывается? Вы, таким образом, незаметно для себя и для вашего собеседника, ему сообщаете: «ты понимаешь, он великий человек, я чуть больше». Понимаете, что происходило в Назарете, в ту в субботу, что происходило в головах этих людей, которые были старше Иисуса по возрасту, многие из них. Вы можете себе представить как это происходит? И в этот момент что-то происходило с этими людьми. Они увидели Иисуса, они еще раз переосмыслили те вести, которые до них доходили, о Его чудесах, которые Он творит. «Слушай, неужели Он чудеса творит? Неужели, это всё правда? Слухи такие. Так это ж плотника сын!» Разные голоса, разные воспоминания Иисус это уловил, и говорит: «Конечно, вы захотите сейчас чудо, да? Скажите, давай соверши что-нибудь, что в Капернауме было, мы слышали там. Что говорит дальше Иисус? «Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве». Вот эта фраза, есть еще несколько стихов, которые в Библии говорят, другой евангелист написал: «Не бывает пророк без чести, разве что в отечестве своем». Разве что там, где вырос. Пророков возвеличивают везде, разве что, исключение, это там, где он вырос. Иисус сказал это, и продолжает дальше, говорит: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии». Помните историю Илии? Иисус тут вспоминает две истории из Ветхого Завета. Говорит: «во дни Илии пророка, помните, много было вдов в Израиле, но послан он был к одной язычнице. Другой пророк – Елисей. Много было прокаженных в Израиле в его дни, но исцелился один». Кто? Нееман язычник. Тут процесс, который начал происходить с людьми в 22 стихе, смотрите, во что вылился в 28 стихе: «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости». А что он такого сказал? Что произошло? Они поняли смысл пророчества, вот что произошло. Им не понравилось как это пророчество зазвучало из уст Иисуса, вот что произошло. Несколько стихов, а какая перемена. А что им не понравилось? А послушайте это пророчество, как они его услышали. Иисус говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим». Много было вдов, но помогло чужим. Много было своих прокаженных, но помогло чужим. Может быть вам чудо? Не поможет. В Капернауме помогло, а тут вам что-то мешает». Понимаете, от чего надо избавиться сейчас, если вы чувствуете, что у вас что-то подобное есть. Помешает. Избавьтесь, если чувствуете, что что-то есть. Просите Бога, чтоб Он помог вам избавиться от этой черты. Иисус говорит:
– Вы помните эти истории из Ветхого Завета? Помните Илию пророка?
– И теперь они: Подожди. Так вот, оказывается, как звучит это пророчество из Книги Исайи. Это нищий, это кто? Мы что ли, нищие? Ты что, это к нам пришел, нищих нашел, да? Нищие. «И послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение». Подожди, это пленные, это кто? Это мы что ли пленные? Рабы – это мы?
Помните, израильтяне что говорили? «Мы никогда не были рабами, и не будем». «Посмотрите на себя. Вы помните, кто правит? Посмотрите вокруг. Ирод, Пилат это кто?» Они гордо заявляли, что мы не были рабами и быть никогда не будем. И тут стоит Пилат римлянин, и тут стоит Ирод. Знаете, кто такой Ирод? Потомок Исава. Они говорят: «Мы не рабы». И знаете, что дальше пророк Исайя скажет после этого? «Слепым прозрение». Вы не рабы? Откройте глаза. «Слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Это история не к ним относятся, к нам. Потому что Священное Писание, знаете, чем заканчивается? Словами Иисуса, которые Он сказал рабу своему, ученику своему – Иоанну, и которые Иоанн записал в Книге Откровение. Говорит: «Напиши. Последнему времени. Людям последнего времени. Церкви последнего времени. Напиши, Иоанн. Знаешь, что напиши? Напиши: «Ты думаешь, ты богат, разбогател, и ни в чем не имеешь нужды?» Послушайте дальше. «Советую тебе купить у Меня глазную мазь, чтобы ты увидел, что ты наг, что ты несчастен, и жалок, и нищ». Кому пришел благовествовать? Кого пришел исцелять? Кому глаза открыть? И они увидели. Вы знаете, тогда в Назарете они увидели. Если бы они могли себя увидеть! Если бы они могли видеть свои лица, как они исказились в ярости, когда они поняли. И что Иисус сказал им? Если бы они себя увидели! Но они себя не видели, они видели только Иисуса, и они были возмущены.
– Как Он может такие намеки, как Он может такое толкование применять? Это мы что ли нуждаемся в Спасителе, это мы что ли нуждаемся в прозрении, это мы несчастные? А, это мы, да?
Они уже гнали Его. Они вывели Его вон, написано:
«Исполнились ярости, встав, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть». Это в субботу. Это в субботу! «На которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился». Вот такое произошло в Назарете. Вы понимаете, что их привело в ярость? То, что Иисус сказал, оно было нейтрально. Знаете, что привело их в ярость? Они поняли, какие они. И они показали это сразу же. И ярость сразу на лице. В ярость людей приводит не кто-то, а они сами себя. Просто проявляется то, кем они являются. Вы понимаете? Когда они сталкиваются с истиной. Знаете, откуда ярость? «От избытка сердца говорят уста». Всё, что внутри – оно выплескивается наружу, знаете, в какой момент? Когда мы сталкиваемся с истиной. Истина сразу нас разоблачает. Вы понимаете, что происходило, когда Иисус появлялся среди людей? Он был истина. Его поведение, Его обходительность, Его уважение к старшим. Вы вспомните, когда ему было 12 лет, и когда он беседовал со старейшинами народа, с священниками в храме, когда Его родители потеряли. Он не учил их, Он спрашивал их. Он не поставил Себя выше них, но Он так спрашивал, что они удивлялись, и говорят: «А какую школу Он закончил? Откуда Он всё это знает?» А Он не говорил им, Он просто задавал вопросы. Но знаете, можно так вопросы задавать, что много раз расскажешь людям. Иисус был очень уважительным, тактичным, вежливым, иначе не было бы у Него такой силы. Вы понимаете, сила именно в этом заключалась. Сила в том, что Он был очень уважительным к людям, и при этом учил. Но когда мы соприкасаемся с истиной, тогда обнаруживается наш настоящий характер. Не убегайте от истины, даже если вы обнаружите что-то плохое в себе, когда вы соприкасаетесь с истиной, это очень важный момент. Когда Иисус появляется где-то, там сразу общество делится на две категории, сразу обнаруживается разница между одной группой людей, и другой группы людей. Вы помните, что Иисуса всегда окружали люди. Они с удовольствием за Ним ходили и слушали, другие не могли находиться рядом с Иисусом, и именно это приводило в ярость фарисеев, книжников, и именно это привлекало к Нему искренних людей, чистых сердцем, которые хотели стать похожими на Него. Когда Иисус опять появится в этом мире, понимаете, почему все жители этой планеты резко разделятся на две категории? Я вам хочу сказать, что это разделение не всегда совпадет со списками членства. Это разделение будет не по национальному признаку, это разделение будет не по цвету кожи, не по полу. Вот на эти две категории людей разделятся люди по характеру. Не по месту жительства, не потому, где они будут находиться в последние эти трудные дни – в тюрьме, или в лесу, или в городе, или в селении. Они будут находиться там, возможно, из-за того, в зависимости от того, какой у них будет характер. Но сразу обнаружатся две категории людей. Это то, о чём Писание говорит: «И придет, и разделит. Овец направо, козлов налево». Это то, о чем Иисус в притче говорил, когда придет, разделит: пшеницу и плевелы. Сразу обнаружится, сразу вот эта маска сорвется в присутствии Иисуса, соприкосновение с истиной. Привыкайте к истине уже сегодня, и смотрите на себя почаще, чтобы тот день не застал вас внезапно, чтобы мы вдруг не были удивлены, когда окажемся не там, где ожидали себя увидеть. Это будет очень скоро, потому что такие дни мы переживаем, когда Слово Божие распространяется с необыкновенной скоростью! Это будет очень скоро. А Библия говорит: «Когда будет проповедано сие Евангелие Царствия, тогда придет конец. Гряди, Господи, скорее». Аминь.