5. Изгои становятся учениками

Евангелие от Иоанна, гл. 4

Посетив Иерусалим, Иисус проводит некоторое время у Иордана, близ места, где Иоанн Креститель продолжает свое служение (3:22-24). Автор Евангелия использует эту ситуацию, чтобы еще раз подчеркнуть смирение Крестителя и абсолютное превосходство Иисуса (3:25-30). В текстах с 31-го по 36-й автор комментирует то, что Отец дает лучшее свидетельство в поддержку Иисуса, чем Креститель, подразумевая, что работа Крестителя больше не нужна.

Иисус решает перейти в Галилею, когда фарисеи проявляют слишком

острый интерес к Его работе (4:1-3). В полдень Он останавливается

отдохнуть у колодца возле самаритянского города Сихарь (4:4-6).

Ученики оставляют Его, вероятно, чтобы найти в городе пищу

(4:27,31). Встреча Иисуса с женщиной у колодца рассказывалась и

пересказывалась веками (4:7-30).

Проведя несколько дней в Сихари, Иисус продолжает Свое путе-шествие в Галилею. Автор говорит о поверхностной вере галилеян (4:43-45), противопоставляя ей рассказ об отце, члене царской свиты, прошедшем немалый путь в поисках исцеления для своего сына (4:46-54′). Иисус читает его внутреннее состояние, противостоит его неверию и отсылает его назад верующим; а также показывает, что способность Иисуса творить великие знамения никоим образом не ограничивается расстоянием.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, гл. 4

Прочтите 4-ю главу Иоанна как минимум дважды и затем ответьте на следующие вопросы:

1.Женщиной у колодца овладевает целый ряд чувств: от пол¬ного игнорирования путника у колодца до принятия Мессии всем сердцем. Опишите своими словами сущность каждой ее реакции на Иисуса и отметьте, как каждая из них (реакций) помогла вам понять ее отношение к Иисусу на той или иной стадии разговора.

2.Перечислите все, что вы сможете найти в этом отрывке, помогающее вам понимать богословие самарян, их историю и установки, особенно в отношении иудеев. Каким эта женщина представляла себе Мессию? Как вы думаете, был ли согласен Иисус с

В взглядом на то, каким будет Мессия? Почему? Как 4 Цар. 17 помогает вам понять проблемы, существовавшие между иудеями и самарянами? Взгляд самарян на Мессию в основном базировался на Втор. 18:15-18. Каким предположительно должен был быть самаритянский Мессия, исходя из этого отрывка? Прочитайте статью о самарянах в Библейском словаре.

3.Сравните этот рассказ с рассказом о Никодиме. Один из них о мужчине, другой — о женщине. События в одном происходят ночью, события в другом — в разгар дня. Сколько контрастов между этими рассказами вы могли бы перечислить? Как вы думаете, с какой целью автор отразил эти контрасты?

4.Учитывая социальные барьеры между иудеями и самарянами, скажите, почему Иисус продолжил общение с женщиной и пожелал

остаться в городе на целых два дня? Основываясь на реакции учеников, упомянутой в рассказе, опишите, что, по вашему мнению, они думали о поведении Иисуса?

Исследование Слова

Структура отрывка

Евангелие описывает женщину, чье знание об Иисусе стремительно росло. Сначала она видела только жаждущего человека и игнорировала его (4:7). Затем она понимает, что Он — иудей, и тотчас чувствует неприязнь к Нему (4:8-10). Далее она догадывается, что Он, должно быть, раввин, и засыпает его вопросами (4:11, 12). После этого она приходит к убеждению, что Он, должно быть, пророк, и проникается к Нему уважением (тт. 19, 20). Наконец, она понимает, что Он — Мессия, и начинает служить Ему (4:25-30,42). Я часто задаюсь вопросом, а не похож ли путь, который проделала эта женщина к Иисусу, на типичный путь секулярного человека в процессе его поиска Иисуса сегодня.

и какое время года происходило это событие? Из утверждения в 4:35 не вполне ясно: нивы вокруг колодца готовы к жатве или до жатвы еще четыре месяца. Время жатвы приходилось на май-июнь, а время за четыре месяца до того пришлось бы на январь. Если это был январь, то со времени праздника Пасхи, описанного во 2-й главе Евангелия от Иоанна, прошло десять месяцев, а неназванный праздник в 5-й главе был бы другой Пасхой. Более правдоподобно, если это событие происходило спустя два месяца после очищения храма, а праздник из 5-й главы Иоанна был бы одним из осенних праздников (Трубы, День искупления, праздник Кущей).

Фон отрывка

История и богословие самарян

и самарян были хорошие аргументы, подтверждающие древность их религии и ее превосходство над верой иудеев. Колодец Иакова (4:5, 6) находился приблизительно в 80 метрах от древнего Сихема, города, который лежит в долине между горой Гаризим и горой Гевал. Сихем был важнейшим центром поклонения в древнем Израиле. Согласно Быт. 12:6, Сихем был первым местом, куда пришел Авраам

после того, как он вошел в землю, которую Бог обещал ему. Именно

\emdash Сихем пошел Иаков, когда вернулся в Палестину из Месопотамии (Быт. 33:18-20). Израиль собрался для поклонения в Ханаане после Исхода на горах Гаризим и Гевал, на склонах, обрамляющих долину Сихема (Втор. 11:29-32; 27:1-13; Ин. 8:30-35). Гора Гаризим стала «горой благословений» (Втор. 11:29; 27:12); таким образом, самаряне не были сумасшедшими, думая, что гора Гаризим — святая гора. Сихем к тому же был местом, где после Исхода было погребено тело Иосифа (Ис. Нав. 24:32).

Интересно заметить, что в период завоевания Ханаана Иисусу Навину не было оказано сопротивление в центре страны. Великие битвы произошли на юге и на севере (Ис. Нав. 10—11; 13:1-7). Фактически собрание, упомянутое выше (Ис. Нав. 8:30-35), было назначено в центре страны, к этому времени Израиль завоевал только два города на юго-востоке — Иерихон и Гай. Археологи нашли в Сихеме алтарь, датируемый более ранними сроками, чем событие исхода; на нем была надпись: «Ваалу Завета» («Ваал» на хананейском языке то же, что и «Господь» по-еврейски). Поэтому вполне возможно, что Иаков оставил после себя многих поклонников Яхве в центральной части Ханаана, когда ушел с семьей в Египет (Быт. 34:24; 46:1-7).

Совершенно ясно из священных иудейских текстов, что заявления

самарян по поводу древности их веры были правдоподобны, по

крайней мере, отчасти. Иерусалим стал центром израильского

поклонения только во времена Давида, около 1000 г. до н.э. Когда в

Иерусалиме построили храм, Сихем уже был центром поклонения для

детей Авраама на протяжении почти тысячи лет. Для всякого, кто

прочитает самаритянское Пятикнижие (самаритянская версия пяти

книг Моисея), картина становится еще более впечатляющей.

Самаритянское Пятикнижие, к примеру, прибавляет в Быт. 12:6, что

Сихем — это «гора Мориа, где Авраам приносил Исаака в жертву»

(см. также Быт. 22:2). Для самарян Авраам приносил Исаака в жертву

не в том месте, где находится иерусалимский храм, а на горе

Гаризим. Самаритянское Пятикнижие также меняет местами

названия Гевал и Гаризим во Втор. 27:4, стремясь повысить

значимость горы, на которой позже будет возводиться самаритянский храм.

Изложенное выше предание, без сомнения, помогло десяти израильским коленам сформировать основание для отказа поклоняться в Иерусалиме после правления Соломона (3 Цар. 12:25-30). В конце концов, храм к тому времени просуществовал всего-то около тридцати лет. Более древнее — лучше. По-настоящему древние места для поклонения были на севере. Зачем же ходить в Иерусалим?

Смешанное богопоклонение северного Израиля продолжалось до времени вавилонского пленения. Хотя многие другие народы смешались с остатком северного Израиля, тем не менее они были наставлены также и в древней вере евреев (4 Цар. 17:24-28). Смешанная религия самарян (4 Цар. 17:41) к тому же вполне соответствовала отступническому поклонению иудеи до пленения (4 Цар. 21:1-15; 23: 26, 27). Фактически смешанные с идолопоклонством версии поклонения Яхве были широко распространены во времена судей (Суд. 17-19).

Многие из иудеев никогда не были в вавилонском плену. Тысячи тех, что ушли, в действительности жили там как переселенцы. Благодаря служению таких людей, как Даниил, Иезекииль и Ездра, уведенные в вавилонский плен реформировали свою веру и отказались от элементов идолопоклонства, которые были столь распространены до пленения. Следовательно, вернувшись в Палестину, они относились

С местным людям как к чужакам в силу того, что их религия не отражала реформ, которые они провели в Вавилоне. Самаряне, вне сомнений, были ошеломлены этим, поскольку думали, что исповедуют истинную «веру отцов». Спустя более чем сто лет, самаряне отказались от попыток взаимодействия с иудеями и построили свой собственный храм на горе Гаризим (около 330 г. до н. э.).

Образовавшуюся вследствие этого поляризацию усугубило то, что глава иудеев (Иоанн Гиркан; см. Коэстер, с. 248) разрушил храм на вершине горы Гаризим примерно через двести лет после того, как он был построен. В результате эти две группы людей обычно

отказывались иметь что-либо общее. Ненависть стала такой сильной, что ко времени Иисуса иудеи считали, что самаряне оскверняют все,

и чему прикасаются. Для иудея даже заговорить с самарянином было чем-то из ряда вон выходящим. Иисус вошел в эту наполненную предрассудками атмосферу, чтобы провозгласить о всеобщности Божьей любви, о любви ко «всякому» (Ин. 3:16) верующему.

Самаряне, как и иудеи, были очарованы Моисеем, и, возможно, даже

в большей степени. Но их понимание Моисея особенно интересно, если рассматривать его во свете Евангелия от Иоанна. Самаряне называли его «великим пророком», тем, кто был способен видеть Бога (и поэтому открыл Его). Он был посредником для Израиля и ходатаем перед Богом. Он был законодателем и «спасителем Израиля». Он видел свет Божий на горе Синай. У самарян было принято говорить: «Верь в Бога и в Моисея». Они называли его «Слово» и «Свет». Они даже учили, что Моисей каким-то образом участвовал в сотворении мира. И они также верили, что он вернется

в конце как Мессия («Табеб» на их языке). Многие параллели между верою самарян в Моисея и Иисусом в Евангелии от Иоанна помогают понять, что Евангелие тщательно продумано для того, чтобы призвать самарян (и других конечно же) оставить свои старые пути и повернуться к Иисусу как к истинному и самому полному откровению о Боге (О’ Брайан, с. 89-100,108-116).

Встречи у колодца

Следующая часть фона к 4-й главе Евангелия от Иоанна имеет отношение к повествованиям Ветхого Завета о встречах у колодца таких выдающихся людей, как Исаак, Иаков и Моисей. В каждой из этих историй главный герой встречает у колодца свою будущую жену (Исаак в лице своего представителя). В каждом случае это происходит на чужой земле. В каждом случае женщина оставляет встреченного и бежит домой, чтобы рассказать отцу. В каждом случае семья выходит, чтобы приветствовать патриарха. И в каждом случае женщина обретает своего господина (в еврейском это слово используется и в значении «муж», и в значении «хозяин»). Параллели между ветхозаветными историями и 4-й главой Евангелия от Иоанна очевидны.

Детальное исследование отрывка

и Ин. 4:4 говорится, что Иисусу «надлежало проходить через Самарию». Это не было вызвано отсутствием другой дороги. Хотя самый короткий путь в Галилею из Иудеи проходил через Самарию, тем не менее путешествующие иудеи обычно выбирали другие маршруты. В данном случае необходимость была обусловлена Божьим планом (см. 3:14 — Сыну Человеческому «должно вознесену быть»). Его встреча с женщиной у колодца была предписана Богом.

Было около шестого часа дня. В это же время, но позже Он, осужденный, будет висеть на кресте и испытывать жажду (19:14, 28).

3. Палестине в это время обычно не ходили за водой к колодцам. Женщины предпочитали более прохладные часы после восхода и перед закатом. Поэтому время может указывать на то, что женщина была изгоем в собственном городе по причине своего семейного положения (4:17, 18).

Изначально есть три фактора, в связи с которыми женщине не следовало заговаривать с Иисусом. Во-первых, женщине нельзя в общественном месте разговаривать с мужчиной, во-вторых, она принадлежит к враждебной народности, в-третьих, она ведет греховный образ жизни. Ни один уважаемый иудей-мужчина с ней не заговорит. Но Иисус рискнул отбросить все эти барьеры, чтобы дать ей живую воду, которую Он пришел дать «всякому», кто пожелает поверить.

Елена Уайт отмечает, что, хотя перед женщиной был Мессия, он выглядел, как обычный жаждущий путник, усталый и грязный (Г. Уайт. «Желание веков», с. 184). Хотя эта женщина и является представительницей первого поколения христиан, тем не менее она не получает что-то особенное в результате общения с Иисусом во плоти. Ее невежество, как и невежество многих других, общающихся

4. Иисусом в Евангелии, ободряет читателей, у которых не было подобного общения, и поэтому они борются за веру. Именно слово Иисуса убеждает женщину, что Он — Мессия. Его слово, как и Его прикосновение, действенно в отношении второго поколения.

Встреча происходит у колодца. Воду, конечно, ценят больше всего там, где она представляет собой больший дефицит, а в Палестине ее

не так много (4:7). Говорить о «живой воде» у колодца Иакова — наиболее уместно. «Живая вода» — выражение, употребляемое по отношению к проточной воде, поскольку она всегда сохраняет свежесть. В двух местах Ветхого Завета между водой и Духом проводится ассоциация (Ис. 44:3; Иез. 36:25, 26). Раввины часто повторяли эти ассоциации (Баркли, т. 1, с. 154), поэтому для читателей Евангелия было естественно понять, что Иисус имеет в виду Дух, даже если слово «Дух» не используется.

Причина, по которой люди, получившие живую воду Иисуса, никогда не будут жаждать, заключается в том, что они в себе будут иметь поддерживающий их источник в лице Святого Духа. Посредством обитания Святого Духа Иисус наделяет человека неизбывной энергией и счастьем в этой жизни (Джемейсон, Фауссет и Браун, с. 1033). Тот, в ком обитает Дух, не испытывает духовных ограничений

и жизни, которые он ощущал прежде. Человек причастился к водам грядущего века.

Иисус использует заинтересованность самарянки в живой воде

(4:15), чтобы указать ей на реалии ее грязной жизни (4:16-18). Этот эпизод — хорошая иллюстрация к темам, рассмотренным в предыдущей главе этой книги. Иисус знает о ней все (2:23-25), и Он открывает ее злые дела (3:20). Его глубинное знание того, что происходит во внутреннем мире других людей, нередко является наиболее убедительным свидетельством того, Кто Он есть (1:47-49; Талберт. «Читая Евангелие от Иоанна», с. 114).

Для женщины у колодца Иакова это был поворотный момент суда (сравните 3:18-21). Как она откликнется? Исповедует ли она свои грехи и примет Его или уйдет во тьму внешнюю, из которой вышла? Меняя тему, она старается выиграть время, чтобы подумать (4:19, 20), но вскоре исповедуется и принимает Иисуса (4:29, 42).

Согласно закону, иудеи на протяжении жизни могли заключить брак только три раза. Она выходила замуж пять раз! Этот рассказ может отражать тонкую критику со стороны иудеев в адрес самаритянской истории и религии. Согласно 4 Цар. 17:24-33, самаряне были потомками людей, которых переселили в израильскую землю из пяти языческих городов. Все эти люди поклонялись собственным богам.

Они оставили эти города и своих богов, чтобы прийти в Палестину и поклоняться Яхве. Поэтому можно сказать, что самаритяне имели пять мужей (языческих богов), а с Богом, Которому они служили сейчас (Яхве), они по-настоящему так и не обручились.

Хотя Иоанн в этом Евангелии нередко говорит об «иудеях» в уничижительном смысле, он определенно не антисемит. Вставка, которую он делает в 4:22, показывает, как он ценит тот факт, что Бог избрал иудеев быть народом, из которого произойдет Мессия, Иисус. Хотя Божий план выходит за рамки иудейского народа, он не осуществился бы, если бы они не сыграли в нем центральную роль. Самаритяне не знают, чему кланяются, потому что у них не было откровения относительно строительства храма на горе Гаризим. А у иудеев было такое откровение в отношении Иерусалимского храма.

Ин. 4:23, 24 напоминает эпизод очищения храма: Иисус пришел, чтобы восстановить истинное поклонение Богу. В нем не будет ограничений для иудеев и самарян. Оно будет универсальным. Оно не привязано к какому-либо географическому месту или к какому-либо определенному народу. Место поклонения не настолько важно, как настрой поклоняющегося. Учитывается не то, где мы поклоняемся, а то, как мы поклоняемся. Бог присутствует повсюду, и, следовательно, Ему можно поклоняться везде.

Открытость, с которой Иисус говорит о Своем Мессианстве с самаритянской женщиной, уникальна для всех четырех Евангелий (4:26). Очевидно, среди самарян Иисус мог открыто говорить о Себе. Иудеи ожидали политического и военного Мессию. Они отвергали концепцию страдающего и умирающего Мессии. Если бы Иисус заявил о Себе как о Мессии среди иудеев, результатом могло быть только массовое и полное непонимание.

6. другой стороны, у самарян была и достоверная информация о Мессии. Поскольку они признавали за Писание только Пятикнижие Моисея, основными текстами о Мессии, на которых они основывались, были Втор. 18:15-18; Он будет пророком, подобным Моисею. Из этого они заключили, что Он будет реформатором, Который укажет им путь к лучшему богопоклонению. Иисус усилил правильную самаритянскую картину о Мессии, открыв Себя

непосредственно им таким образом, каким Он никогда не открывал Себя среди иудеев (4:23-26).

Урок для адвентистов седьмого дня вполне ясный. Люди могут иметь краеугольный камень откровений (Елена Уайт) и точно знать, о чем говорят эти откровения, но все же упустить из виду следующее Божье великое откровение, потому что их приверженность прошлому откровению сделала их менее открытыми новым Божьим делам, соответствующим голосу времени (5:39, 40). Люди, у которых есть полнота откровения, по всей видимости, намеренно или нет, с легкостью выбирают то, чему они хотят следовать. Люди, обладающие небольшим откровением, иногда более сосредоточены на простоте своего понимания.

Самаритянка возвращается в город, чтобы рассказать об Иисусе, в то время как ученики недоумевают, почему Он был столь открыт в разговоре с ней (4:27-38). Сначала Иисус помогает им осознать, что наступила жатва и что поле для жатвы не ограничивается иудеями, но даже сейчас великий урожай самарян находится на пути из города (4:35-39; см. также 10:16; 12:20-22). Иисус великодушно соглашается на их просьбу и остается в городе «опьянения» (так переводится слово «Сихарь») на два дня! Как, должно быть, шутили по этому поводу критики Иисуса! Но какой драгоценный урок Божьей заботы для презренных и отверженных! Эти самаряне не похожи на иерусалимских иудеев. Подобно Никодиму, они выходят к Иисусу, чтобы увидеть лично, но, в противоположность Никодиму, им не нужны знамения. Они счастливы верить только на основе Его слов (4:41,42).

Основные темы отрывка

Темы на поверхности

Три ключевые темы лежат на поверхности этой очаровательной истории. Первая — тема о живой воде, эта тема будет развиваться далее в Ин. 7:37-39. Личное принятие Духа Святого ведет к опыту, на который указывает вторая тема: истинное поклонение Богу. Третья тема этого рассказа заключается в том, что благовестие возможно тем, кто, согласно нормам иудаизма, являются изгоями. Этническая принадлежность и география больше не являются

барьерами для общения с Богом. Посредством Святого Духа, присутствующего повсюду, Божье благовестие становится повсеместным, как то изначально было обещано Аврааму (Быт. 12:1 — 3).

Каждый может прийти

Тема о повсеместном поклонении — первый намек на «всякого

верующего» в Ин. 3:16. Поразительные контрасты между

самаритянкой и Никодимом усиливают тему. Во-первых, они

противопоставлены как мужчина и женщина. Во-вторых, он — иудей,

она — презренная самаритянка. Он богат (19:39); она — бедная

(иначе она не носила бы сама воду). Он высокообразованный

(«учитель Израиля»); она — неграмотна (женщина в Палестине 1

века). Он благочестивый фарисей; она — блудница. Он —

высокочтимый; она презираема даже среди своих сородичей

самарян. У него великое имя; она остается безымянной. Он живет в

святом городе Иерусалиме; она живет в городе «опьянения».

и все же, несмотря на все недостатки ее положения и ее несовершенство, самаритянка намного быстрее понимает и верует. Никодим приходит к Иисусу в полночь, она приходит н разгар дня. В Никодиме и самаритянке мы видим крайние противоположности «всякого». Не имеет значения, кто ты, не имеет значения, что ты сделал, не имеет значения, где ты был или как с тобой обращались,

— объятья Иисуса открыты для тебя, если ты хочешь прийти. Современное общество, похоже, стремительно делится на различные соперничающие друг с другом группы. Нам нужно прислушаться к тому, что в Евангелии нет более ни мужского пола, ни женского, ни раба, ни свободного, нет более иудея или язычника, нет более черного или белого (Гал. 3:28, 29; Еф. 2:11-21). Как может кто-либо претендовать на то, что он понимает Евангелие, если при этом ему не удается отрешиться от предубеждений по отношению к людям с небезупречным происхождением или прошлым? Если бы Иисус физически присутствовал сегодня, то где можно было бы Его найти? В церквах и учебных заведениях? Или Его можно было бы найти в барах, тюрьмах и больницах среди угнетенных и больных СПИДом? Не уверен, что я хотел бы знать ответ!

Притча в действии

Хотя Евангелие от Иоанна в основном лишено притч, его автор использует истории Евангелия как притчи в действии, содержащие более глубокую истину. Следовательно, герои нередко становятся представителями большего сообщества. Креститель представляет свое движение, которое должно угаснуть перед лицом более великой миссии Иисуса. Никодим представляет лучших из фарисеев — очень честных, очень образованных и все же не имеющих того, что больше всего необходимо.

Самаритянка, с другой стороны, является не столько представительницей своих сородичей самарян, сколько тех, кто имеет истинную веру в Иисуса и принимает Его. Подобно Нафанаилу

и слепорожденному из 9-й главы, она — истинная израильтянка

(1:47).

Перекрестные связи

Весь этот раздел Евангелия (гл. 2-4) пронизан рядом параллелей с тем, что пережил Иисус на кресте. Мы уже отметили ряд связей с крестом в повествовании о свадьбе в Кане (2:1-11). Затем Иисус говорит о разрушении храма тела и восстановлении в три дня (2:19-21). В рассказе о Никодиме Он предсказывает Свое «вознесение» (3:14, 15). Теперь в рассказе о женщине у колодца Иисус выражает жажду в шестой час дня (4:6, 7; см. также 19:14, 28). После этого Он остается у самарян до третьего дня (столько же времени он проведет в гробнице — 19:42; 20:1). Автор не оставляет повествование о кресте напоследок. На протяжении всего Евангелия он заставляет читателя жаждать той воды, которую можно найти, лишь приблизившись к подножию креста.

Углубление в Слово

Евангелие от Иоанна, 4:43-54

Прочтите Ин. 4:43-54 дважды, а затем ответьте на следующие вопросы:

1.Что побуждает людей в Галилее радушно принять возвратившегося Иисуса? Как их отношение сравнивается с отношением самарян в этой главе и иерусалимских иудеев в Ин. 2:23-25?

2.Как вы объясните контраст между радушным приемом, оказанным Иисусу людьми, и его замечанием в 44-м и 48-м текстах?

3. Что чудесное знамение, описанное в 4:46-54, может сказать об Иисусе?

Исследование Слова

Структура отрывка

Повествование о царедворце, чей сын был болен, завершает раздел, начавшийся с повествования о свадьбе в Кане. Еще раз Иисус являет великое знамение в Кане (4:46,54). В параллельных изложениях этой истории (Мф. 8:5-13; Лк. 7:1-10) пришедший к Иисусу человек — язычник, но разница в изложениях Матфея и Луки с изложением Иоанна так велика, что, возможно, за ними стоят совершенно разные случаи (см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 196-200,315-320).

Царедворец из 4-й главы Евангелия от Иоанна, вероятно, состоит на службе у Ирода. Если он язычник (но см. Е. Уайт. «Желание веков», с. 196), то этот рассказ также дополняет тему о «всяком», что можно видеть столь отчетливо, сравнивая беседы с Никодимом и самаритянкой. Фарисей (3:1-21), самаритянка (4:7-42) и язычник (4:46-54) — все приходят к Иисусу.

Но хотя эта история тесно связана с повествованием о свадьбе в Кане и с рядом тем, которые начинают раскрываться на этом торжественном событии, она также связана со следующей главой, начинающей раздел: «Иисус дает жизнь тем, кто верует» (главы 5-12). В этом рассказе, как в рассказе о расслабленном у купальни (5:1-15), Иисус дает жизнь тому, кто почти мертв.

Детальное исследование отрывка

Ин. 4:43-45 — странный отрывок. Иисус приближается к Галилее, ясно осознавая тот факт, что пророк не имеет чести в своем отечестве (4:44). Тем не менее галилеяне оказывают Ему радушный прием (4:45). Ответ на этот вопрос мы находим в словах о том, что

Иисус сотворил в Иерусалиме на празднике Пасхи (4:45). Очевидно, эти галилеяне похожи на иудеев, которые обрели поверхностную веру, основанную на чудесах. Мысль, которую Иисус комментирует в 44-м тексте, заключается в том, что энтузиазм, основанный исключительно на чудесах, не является честью. Единственное истинное поклонение — то, что основано на духе и истине.

Царедворец пришел из Капернаума, чтобы видеть Иисуса в Кане. Этот город находится на расстоянии примерно двадцати пяти километров от Капернаума. Он хочет, чтобы Иисус исцелил его сына (в Евангелиях от Матфея и Луки больной скорее является слугой центуриона, нежели сыном). Иисус решительно возражает ему: «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (4:48). Это замечание подтверждает сказанное в 44-м и 45-м текстах. Иисус видит в галилеянах людей, благоговеющих перед чудесами, но медлительных, чтобы веровать Его словам. Как в случае с Никодимом, Иисус знает, что для того, чтобы достучаться до людей, привыкших отвергать, иногда нужен прямой разговор.

Царедворец понимает, что предпринятое дело на грани провала, и еще раз умоляет Иисуса поспешить в Капернаум, пока не умер его сын (4:49). Все, что человек получает от Иисуса, это слово: «Пойди, сын твой здоров». Ничего больше не произошло. Проявит ли человек веру и ухватится за голое слово, или он будет требовать видимого доказательства, прежде чем поверит?

Эта история предвосхищает встречу Иисуса с Фомой в конце Евангелия (20:29). Хотя знамения способствуют формированию веры, вера, которая питаема одними знамениями, не является благословенной верой, которую пришел поддержать Иисус. Само изумление, которое производит чудо, способно ослепить глаза веры, затмив содержащееся в чуде откровение о том, Кто такой Иисус. Истинная христианская вера основана исключительно на словах Иисуса.

Человек положился на слово Иисуса. Он пришел к истинной вере. Его вера получила свидетельства по пути домой после встречи с Иисусом. Он встретился с Иисусом в седьмом часу — это час дня (4:52,53). Если бы он спешно пошел домой, то пришел бы в

Капернаум вечером (Е. Уайт. «Желание веков», с. 199). Вместо этого он выбирает живописный маршрут, останавливается поговорить. Он стал человеком веры в Иисуса. Семья высылает слуг, чтобы найти его (4:51). И на следующий день он узнает, что сын был исцелен именно в тот момент, когда Иисус произнес слово. Чудо Иисуса связано со словом Иисуса, чтобы поддержать веру отца, а результатом было обращение к вере в Иисуса всего семейства.

Основные темы отрывка

Этот рассказ усиливает основную цель Евангелия от Иоанна — двойную весть второму поколению христиан, живших до и после смерти возлюбленного ученика (см. введение). Первая весть второму поколению христиан заключается в том, что Иисус способен действовать на расстоянии так же, как если бы Он присутствовал рядом в теле. Второе поколение ничего не теряет по сравнению с теми, кто знал Иисуса и ходил с Ним.

Вторая весть для второго поколения заключается в том, что слово Иисуса является источником силы. Исследуя слова Евангелия от Иоанна, люди обретают все благословения, которые Иисус излил бы на них, будь Он рядом с ними. Записанное слово так же сильно, как физическое присутствие Иисуса. Его слово так же действенно, как Его прикосновение.

Поведение царедворца в этом рассказе служит иллюстрацией того, как справляться с повседневными проблемами. Прежде всего, признайте, что у вас проблема. Для некоторых людей это может оказаться самим трудным моментом. Во-вторых, поделитесь проблемой с Иисусом. В-третьих, услышьте Его слово о том, что на вашу просьбу дан ответ. Как сделать это, если Иисус физически отсутствует? Посредством изучения Его слова в Писании. Его слово не менее действенно, как прикосновение. Если вы знаете Его слово,

В вас есть ключ к решению жизненных проблем. В-четвертых, говорите и действуйте в соответствии с тем ответом, который вы получили в Слове. Для многих людей это — самая трудная часть. Когда вы попросили нечто, что Он ясно пообещал тем, кто верит, самое время жить и действовать, исходя из предположения, что Он совершит то, что пообещал. Недостаточно сказать, что Иисус может

позаботиться о жизненных проблемах. Нам нужно действовать, исходя из того, что Он может это действительно сделать.

Применение Слова

Евангелие от Иоанна, гл. 4

1.Какие социальные, этнические, гендерные и религиозные барьеры вам трудно преодолеть в отношениях с другими людьми? Как, по вашему, исходя из 4-й главы, Иисус относился к каждому из этих людей?

2.Встреча Иисуса с женщиной не была случайной, это было исполнение Божьей воли. Думаете ли вы, что ваша первая встреча с Иисусом была случайной, или она определенно была частью Божьего плана? Приведите аргументы, поддерживающие ваше убеждение.

3.Иисус с терпением отнесся к неоднократным попыткам женщины сменить тему и уйти от неприятного разговора. Насколько важно дать людям время, чтобы принять Христа или учение Библии? Было ли с вами такое, что вам требовалось дополнительное время, чтобы подумать, прежде чем принять решение? Как узнать, когда нужно надавить, как сделал Иисус во время беседы с Никодимом, а когда устраниться, что неоднократно делал Иисус, беседуя с женщиной у колодца?

4.Когда вы делитесь проблемами с Богом, получается ли у вас оставить их на Его попечение, или вы продолжаете беспокоиться о них? Можете ли вы подумать о тех случаях, когда вы доверяли Богу и Он сделал точно то, что обещано в Писании?

Изучение Слова

1.Сравните Ин. 4:46-54 с Мф. 8:5-13 и Лк. 7:1-10. Перечислите отличия, обнаруженные вами в этих отрывках. Как вы думаете, все три отрывка просто по-разному описывают этот эпизод или в основе отрывка Евангелия от Иоанна лежит совершенно другое событие? Поясните ваш ответ.

2.Пользуясь Симфонией, найдите все отрывки, где употребляется слово «вода» в Новом Завете. Сделайте список всех случаев, где слову «вода», по всей видимости, дается символическое значение.

Включите в этот список истории, в которых Иисус успокаивает бурное море. Посвятите некоторое время размышлениям о духовных уроках, которые можно извлечь из такого использования слова «вода».

Для дальнейшего исследования

1.Более полную информацию относительно самарян см. в С. X. Хорн, «Библейский словарь АСД», статья «Самаряне»; Д. Н. Фридман, Anchor Bible Dictionary, т. 5, с. 940-947.

В Более подробные сведения относительно иудейской и са-маритянской концепций Мессии см. О’Брайен, «Разви¬тие Моисеева мотива в мессианской концепции Иоанна»; Д. Н. Фридман, Anchor Bible Dictionary, т. 4, с. 777-788.

В Для более полного понимания 4-й гл. Евангелия от Иоанна см. Е. Уайт, «Желание веков», с. 183-200.