5. Вестники надежды

Каждый день Марине, молодому терапевту, приходилось проходить по этой узкой длинной улице. Женщину не расстраивали ни холодная осенняя погода, ни дождли-

вый вечер. Она шла, закинув рюкзачок за плечо и напевая песни, выученные на занятиях по изучению Библии.

Марина думала о том, как преобразилась ее жизнь. Всего год назад она переехала в этот город, пытаясь забыть, как жених бросил ее прямо у дверей ЗАГСа. Ей хотелось стереть из памяти эту страницу своей жизни. Она с головой уходила в работу, но вечерами ей мерещились хищные птицы, нацелившиеся в нее своими клювами, и желание проснуться утром пропадало. Она изо всех сил старалась отпугнуть призрачные видения, но беспокойство продолжало безжалостно разрушать ее внутренний мир.

Когда Марина вместе с несколькими другими людьми начала изучать Библию, ее глазам внезапно открылись истины, о которых она ничего прежде не знала. И по мере того, как она погружалась в красоту Евангелия, хищные птицы улетали все дальше, исчезая за горизонтом.

— Как я могла жить столько времени, не зная всего этого? — удивленно произнесла она на одной из таких встреч.

— Не вини себя за это, — ответил ей один из присутствующих, — в мире так много людей, которые не знают даже о существовании Библии.

— Все эти истины так прекрасны, их нельзя скрывать, — заметила Марина.

— А они и не скрыты, — ответил руководитель группы, — проблема в том, что люди не придают им значения, не обращают на них внимания. Но любой, кто проявит интерес, без труда услышит весть Евангелия.

Тем вечером, возвращаясь домой, Марина думала о вчерашней встрече, на которой они изучали тему «Существуют ли пророки в наши дни?». Сама Марина не верила, что сейчас может появиться настоящий пророк.

— Сегодня мы поговорим о даре пророчества, — начал встречу Георгий, который руководил группой по изучению Библии.

Всего их было двенадцать человек, все сидели с открытыми Библиями в руках. Большинство, как и Марина, только начинали знакомиться со священной книгой. Георгий продолжал:

Дар пророчества — одна из отличительных черт истинной Церкви в последние дни.

— Прочитаем, что апостол Павел написал в своем послании: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных… действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному

дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (Первое послание к коринфянам 12:1, 6–10).

— Значит, дар пророчества — один из духовных даров? — спросил учитель местной начальной школы.

— Да, Библия учит, что дар пророчества — одна из отличительных черт истинной Церкви в последние дни.

— А где об этом сказано?

— В книге Откровение: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откровение 12:17). Дракон — это дьявол, как объясняется в 12-м стихе той же главы. А женщина — это символ Церкви, что мы поняли, изучая текст книги Бытие 3:15. Дьявол пытается уничтожить Церковь, которая хранит свидетельство Иисуса.

— Да, это понятно. Но здесь ничего не говорится о даре пророчества.

— Правильно подмечено. Здесь упоминается о свидетельстве Иисуса Христа. Но посмотрим, что пишет апостол Иоанн: «Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я — сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откровение 19:10).

— Но что такое дух пророчества?

— Дух пророчества — это дар, проявляющийся в Церкви Божьей. Как видно из прочитанного, в наши дни люди тоже могут получить дар пророчества.

— На самом деле?

— Да, это возможно. Но человек, получающий такой дар, необязательно становится провидцем, возвещающим будущее. Чтобы понять, кто такой пророк, нам стоит вспомнить Иоанна Крестителя. Библия говорит о нем следующее: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему» (Евангелие от Луки 1:76).

— Так Иоанн Креститель был пророком?

— Да, он получил дар пророчества. Кроме того, Иисус Христос сказал: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Евангелие от Луки 7:28). То есть Иисус сопоставил Иоанна с такими пророками, как Исаия, Иеремия, Иезекииль, и заявил, что Иоанн Креститель больше их.

— Но Иоанн не написал ни одной книги, вообще ни строчки, — удивился молодой светловолосый парень, который всегда очень внимательно слушал объяснения. Немного смущаясь, он затем спросил:

— Значит, пророк необязательно должен предсказывать будущее?

— Вовсе нет. Еврейское слово, переведенное как «пророк» в Ветхом Завете, — это слово «нави», буквально означающее «человек, призванный Богом для особой миссии».

— И что же это за миссия?

— Говорить от имени Бога. Задача пророка состоит в том, чтобы учить, наставлять, предупреждать, обличать и передавать весть от Бога. Его миссия связана и с настоящим, и с прошлым, и с будущим. Не всегда эти три аспекта проявляются в служении одного пророка. Может проявляться и два, и один.

Сочетание всех трех не является обязательным условием.

Марину заинтересовало это обсуждение.

— Все это становится яснее, если мы проанализируем греческое слово, которым называют пророков в Новом Завете.

Задача пророка состоит в том, чтобы учить, наставлять, предупреждать, обличать и передавать весть от Бога.

Это слово «профэтэс», состоящее из двух частей. Первая — приставка «про», означающая «за», вторая — «феми», означающая «говорить». Буквальный перевод этого слова означает «говорящий за» или «говорящий от имени кого-то». Пророк говорит от имени Бога.

— Георгий, а ты можешь привести нам какой-нибудь пример? — спросила Марина.

— Конечно. Давайте вспомним призвание Моисея, когда Бог поручил ему вывести израильский народ из Египта. Эта история записана в 4-й главе книги Исход. Моисей

возразил, что он косноязычен и стесняется говорить. Тогда Бог повелел ему пригласить своего брата Аарона, чтобы тот говорил вместо него: «Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исход 4:15, 16). Можно сказать, что Моисей был пророком Бога, а Аарон — пророком Моисея. Таков библейский смысл служения пророка. Основная задача пророка — не предсказывать будущее, а наставлять, направлять Божий народ и советовать ему. — Так ты хочешь сказать, что и сегодня есть пророки? — подняла брови Марина.

Георгий снял очки, которые использовал для чтения, посмотрел на нее и ответил:

— Да, и их задачей необязательно будет предсказание грядущих событий. Послушай, что сказано в следующем стихе: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (Первое послание Иоанна 4:1). Здесь говорится, что появилось множество лжепророков. А если есть лжепророки, значит, есть по крайней мере и один истинный пророк.

— А как мы можем распознать истинного пророка? — спросил светловолосый парень.

— В Священном Писании даны критерии, по которым можно определить, является пророк истинным или ложным.

— Какие же?

— Вот первый критерий: «Духа Божия [и духа] заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (Первое послание Иоанна 4:2).

— Неужели есть люди, которые не считают Христа Богом? — удивилась Марина.

— Кажется невероятным, но да. Во время наших бесед мы читали такие слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Евангелие от Иоанна 1:1–3, 14).

— Итак, если кто-то заявляет о себе, что он пророк, но не считает Иисуса Христа воплощенным Богом, это доказывает, что он не настоящий пророк?

— Именно так. Но это не единственное доказательство, есть и другие. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (Евангелие от Матфея 7:15–17).

— По плодам?

— Да, по плодам. Другими словами, надо смотреть, каковы результаты деятельности пророка. Что остается там, где он проходит, — обращение к Богу, духовный и нравственный рост или раздор, разочарование и страдания. Результаты труда Божьего пророка всегда будут вести к добру, иначе этот человек не от Бога.

Результаты труда Божьего пророка всегда будут вести к добру, иначе этот человек не от Бога.

Группа внимательно слушала объяснения Георгия. Он читал отрывки из Библии, чтобы подтвердить сказанное. Он вообще часто повторял, что Библия сама объясняет себя.

— Рассмотрим еще один критерий: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Книга Исаии 8:20).

— А о каком законе говорит здесь Исаия?

— Во времена Ветхого Завета законом называли Тору, то есть первые пять книг Библии. Если мы применим слова пророка к нашим дням, то поймем, что третьей характеристикой истинного пророка является полное соответствие его учения Слову Божьему.

Марина уже получила ответ на свой вопрос, но все же спросила:

— А если пророк предсказывает какие-то события?

— Вот что говорит Бог: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: „как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?“ Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Второзаконие 18:18–22).

— Если исполнение пророчеств является критерием истинности пророка, то можно ли таковым считать Нострадамуса? — спросил учитель начальной школы.

— Если бы это было единственным критерием, то можно было бы дать положительный ответ. Однако необходимо учитывать и остальные критерии. Нельзя основываться только на одном признаке. Например, человеческое тело характеризуется наличием ног. Но можно ли стол считать человеком, потому что у стола тоже есть ножки?

Все рассмеялись. Георгий умел просто объяснять вещи, казавшиеся на первый взгляд сложными. Марина хотела узнать больше и спросила:

— Пророк должен быть безупречным человеком, не так ли?

— Чтобы ответить на твой вопрос, давайте взглянем на жизнь некоторых пророков. Первый пророк, упомянутый в Библии, — Авраам. Он был патриархом, духовным лидером своего рода. Когда Авраам прибыл в Герар, правивший там царь Авимелех был впечатлен красотой Сарры, жены Авраама, и хотел взять ее себе в жены. Авраам, из опасения быть изгнанным из той земли, сказал, что Сарра — его сестра.

— Ну и обманщик! — изумилась Марина.

— Да уж. Авраам солгал, и это могло ввергнуть в грех и Авимелеха, и Сарру. Однако той же ночью Бог явился царю и сказал: «Теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои» (Бытие 20:7).

— Как? После такого поступка Бог все еще называет Авраама пророком?

— Как видишь. Это первое упоминание о пророческом даре в Библии. Ситуация сложилась неприятная, речь шла о лжи, которая толкала на грех других людей, тем не менее Бог называет Авраама пророком. Из этого мы должны сделать вывод, что призванный Богом человек может быть пророком несмотря на свои ошибки и несовершенство.

— Значит, Авраам не был совершенным…

— Нет. Библейские пророки не лишены человеческих недостатков. Они просто верили Богу и постоянно полагались на Него в своем духовном пути.

— А я слышала, что первым пророком был Моисей, — заметила немолодая женщина в очках.

— Моисей был первым пророком Израиля, — ответил Георгий. — В Библии сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Второзаконие 34:10). В этом стихе описан духовный опыт Моисея. Он всегда искал Бога, в самые трудные часы обращался к Божественной мудрости, и Господь пребывал с ним. Однако это не означает, что у Моисея не возникало проблем. Он был человеком, несмотря на невероятную близость к Богу, и его греховная природа порой проявляла себя.

Пророки писали книги, возвещали о грядущих событиях, проповедовали, наставляли царей, обличали народ за грехи. Все они были вестниками Бога и наставниками людей.

— Но ведь было много других пророков, — заметила Марина.

— Конечно, довольно много. После смерти Моисея Бог руководил Своим народом через пророков. Эти Его служители происходили из разных мест и сословий, их занятия были разными. Между ними были священники, например Иезекииль и Иеремия. Исаия и Софония происходили из царского рода, Самуил был судьей, Даниил — высшим сановником в Вавилоне, а Осия — крестьянином.

— Надо же!

— Пророки писали книги, возвещали о грядущих событиях, проповедовали, наставляли царей, обличали народ за грехи. Все они были вестниками Бога и наставниками людей. Они были святыми в том смысле, что стремились к единству с Богом, хотя в то же время оставались людьми, как и любой из нас.

— А я всегда считала, что пророк непогрешим, что у него нет недостатков и что он не совершает ошибок.

— Многие так полагают, но Библия такому не учит. Например, апостол Иаков говорит о пророке Илии: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Послание Иакова 5:17, 18). Иными словами, пророки были людьми, посвятившими себя Богу, но все же людьми.

— А были ли женщины-пророчицы?

— Конечно были! Я назову вам трех. Первая — Мариам, о которой в Библии сказано: «И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исход 15:20, 21). Ознакомление с историческим контекстом помогает нам понять, что она была духовным лидером женщин своего народа и руководила женским хором. Но, к сожалению, и в ее жизни есть печальный эпизод. Она несправедливо критиковала своего брата Моисея и вследствие этого заболела проказой. Однако Мариам покаялась, получила прощение и исцеление. Она сыграла важную роль в истории Израиля.

— А кто вторая пророчица?

— Девора. Вот библейский рассказ о ней: «В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Книга Судей 4:4, 5). То есть Девора была судьей, обладала политической и духовной властью, что в те времена было необыкновенным фактом. Время правления Судей — это период духовного упадка Израиля. И важно то, что в это время кризиса власти Бог призвал женщину вести израильский народ!

— А третья пророчица?

— Олдама, советница царя Иосии. Интересно, что Олдама совершала свое служение одновременно с пророками Иеремией и Софонией, тем не менее Иосия предпочел советоваться с ней. Несомненно, царь уважал пророческое служение этой женщины.

— А правда, что в адвентистской церкви тоже была пророчица?

— По этому вопросу надо сказать, что некоторые люди неправильно понимают роль Эллен Уайт в адвентистской церкви. Она родилась 26 ноября 1827 года в городке Горхэм в штате Мэн, США. Вместе со своей сестрой-близнецом она была младшей среди восьми детей. Ей пришлось прервать обучение в школе, поскольку в девятилетнем возрасте она получила тяжелую травму, почти стоившую ей жизни.

— Так она была пророчицей или нет?

— Мы верим, что Эллен Уайт получала откровения от Господа. Она отвечает всем библейским признакам истинного пророка, так что мы можем утверждать: Бог избрал эту женщину, чтобы наставлять Свой народ.

— Но некоторые говорят, что адвентисты седьмого дня — ее последователи.

— Церковь адвентистов седьмого дня следует принципу «только Библия», то есть мы основываемся исключительно на Библии. Ни одна доктрина нашей Церкви не взята из написанного или сказанного Эллен Уайт. Если бы даже она ничего не сказала, в Церкви были бы те же самые 28 основных доктрин, которые есть сегодня.

— Георгий, тогда что вы можете сказать об этой женщине?

— В течение 70 лет Эллен Уайт передавала вести, полученные ею от Бога. Она никогда не избиралась ни на какие руководящие посты, но церковные лидеры внимательно прислушивались к ее советам, которые очень помогли становлению Церкви, в частности, церковных систем образования и медицины. Хотя Эллен Уайт не имела медицинского образования, однако результаты ее служения были весьма значимыми для адвентистских больниц и санаториев по всему миру.

— А Эллен Уайт писала книги?

— Она была плодотворной писательницей. С 1851 года, когда была опубликована ее первая книга, она написала множество статей, брошюр, книг. Некоторые написаны в жанре размышлений, другие составлены из писем, адресованных разным людям и написанных в течение многих лет. Некоторые книги раскрывают библейскую историю либо историю христианства, рассказывают о борьбе между Христом и сатаной за власть над миром. Эллен Уайт также писала о воспитании, образовании, здоровом образе жизни, духовном возрастании и многих других вопросах, важных для Церкви и общества. После ее смерти, а она умерла в 1915 году, было опубликовано более 70 книг. Эллен Уайт — одна из самых переводимых писательниц в мире. Например, ее книга «Путь ко Христу» переведена на 150 языков.

— Так она была пророчицей или нет?

— Да, была в библейском значении этого слова. Но сама она просила называть ее вестницей Божьей. Все ее советы находятся в полном согласии со Словом Божьим. Она ничего не убавляла из Священного Писания и ничего не прибавляла к нему.

Милость — это неотъемлемое свойство Бога; Он проявляет ее по отношению к недостойным человеческим существам.

Было уже довольно поздно, когда все собравшиеся помолились и отправились по домам. Марина шла по тихим улицам, размышляя обо всем услышанном. В своей спальне она достала из тумбочки книгу «Служение исцеления», посмотрела на обложку и улыбнулась — автором была Эллен Уайт. Она открыла книгу на заложенной странице и прочитала: «Христос любит нас не потому, что мы первыми возлюбили Его, напротив, Он „умер за нас, когда мы были еще грешниками“. Он не воздает нам по заслугам. Хотя наши грехи заслужили осуждения, Он не осуждает нас. Год за годом Он терпеливо носит нашу немощь и невежество, мирится с нашей неблагодарностью и своеволием. Несмотря на наши блуждания, сердечную черствость и пренебрежение к Его святому Слову, рука Его все еще простерта к нам. Милость — это неотъемлемое свойство Бога; Он проявляет ее по отношению к недостойным человеческим существам. Мы не искали милости, но она была послана отыскать нас. Бог радуется, одаряя нас Своей милостью, не потому, что мы достойны ее, а потому, что мы совершенно не достойны ее. Наша великая нужда в этой милости — единственное, что дает нам право получить ее. Господь Бог всякий день через Иисуса Христа простирает руки Свои, неустанно приглашая к Себе грешников и падших. Он примет всех. Он рад всем. Это Его слава несет прощение самым великим грешникам. Он отнимет добычу у сильного, Он освободит пленников, Он выхватит обгоревшую головню из пламени. Он опустит золотую цепь Своего милосердия в самые глубины человеческого несчастья и безысходности и вознесет униженную душу, пораженную грехом» (Служение исцеления. Заокский: Источник жизни,

2002, с. 120).

Женщина была тронута. Эти слова, написанные под вдохновением Божьим, вселяли в нее уверенность. Когда-то она приехала в город из далекого поселка, просто убегая от болезненной ситуации, но среди живущих здесь людей нашла утешающую Божью любовь. Она нашла единственно верную надежду.

Вестники надежды

Бог и сегодня продолжает наставлять нас через Своих пророков.

Научись распознавать истинных пророков Божьих.

1. Бог открывает тайны Своим слугам — пророкам (Книга Амоса 3:7).

2. Иисус предостерегал о появлении лжепророков (Евангелие от Матфея 7:15; 24:11).

3. В настоящее время, когда история мира подходит к концу, подлинный дар пророчества сопровождает Божий народ (Откровение 12:17; 19:10).

4. Содержание пророчеств должно оцениваться в свете Слова Божьего (Первое послание Иоанна 4:1).

5. Весть истинного пророка всегда находится в согласии со Священным Писанием (Книга Иеремии 28:1–9, 15–17).

6. Истинный пророк исповедует воплощенного Иисуса Христа (Первое послание Иоанна 4:2).

7. Деятельность Божьего пророка всегда приносит добрые плоды (Евангелие от Матфея 7:15–23).

8. Истинный пророк живет по библейским принципам и по Закону Божьему (Книга Исаии 8:19, 20).

9. Безусловные пророчества настоящего пророка всегда исполняются (Второзаконие 18:21, 22).

10. Бог призывает нас следовать наставлениям Его пророков (Книга Притчей 29:18; Вторая книга Паралипоменон 20:20).