6. Был ли Иисус фарисеем?

Как можно задать такой ужасный вопрос по отношению к самому Иисусу?!! Действительно, когда касается слова «фарисей», в нашем сознании живут стойкие стереотипы. Уж мы-то знаем, что это за гнусные негодяи были эти фарисеи. Как Иисуса можно так назвать? Как можно посметь даже такой вопрос поставить? Однако вы помните, с чего мы начали нашу программу. Цель нашей программы – показать Библию в её контексте и историческом ракурсе, — для того, чтобы мы могли не жить по штампам и клише, которые заложены традицией, а понимать, о чём говорит Божье слово и о чём повествует откровение Всевышнего.

Очень часто мы думаем, что некоторые фразы, слова и определения, которые мы слышим, находятся в Библии, однако же часто мы слышим какие-то отрывки текстов, которые связаны воедино какой-то непонятной цепочкой, и любим использовать Библию, как колоду карт, вырезав стишок отсюда, потом прыгнув в другое место, потом в третье место, и вот уже получилась теория. Когда мы говорили об Армагеддоне, я упомянул фразу о крови «до узд конских». И человеку стало интересно, почему я этот библейский текст не растолковал. Вопрос в том, а что ж там толковать, если это не библейский текст, а человеческое измышление? Но так сидит в нашем сознании, потому что оно было в стольких проповедях, что мы думаем, что это Библия. Извините, откройте Священное Писание и увидите, что такой даже фразы в Библии не существует.

Вы знаете, в чём самая большая проблема? Самая большая проблема заключается в том, что на протяжении более 1700 лет, – я называю эту цифру позже в наших лекциях, не в этой, а в следующих, вы поймёте, почему я называю именно эту цифру, – в умы христиан вкладывались зрительные образы, которые далеки от того, что написано в Священном Писании. Почему я заговорил о зрительных образах? Зрение – это самый важный наш орган чувств. Когда мы о чём-то говорим, у нас автоматически рисуется картина. Мы хотим себе представить, но зачастую представить невозможно. Апостол в Послании к евреям, 11 глава, говорит: вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Что у нас невидимое? Естественно, наш Господь Бог невидим, ни на что и ни на кого не похож. Но, тем не менее, мы стремимся представить себе хоть что-то из Библии, и зачастую наши зрительные представления диктуются теми образами, которые часто появляются в изобразительном искусстве. Посмотрите на некоторые примеры.

Перед вами известное полотно Боттичелли. Знаете ли, что на этом полотне изображено? Это изображена сцена, как мудрецы, или в русской Библии волхвы, дарят Иисусу подарки. Посмотрите, где здесь Иисус, посмотрите, как одета Мария, красиво и богато. Тогда что это такое? Выходит, что это ясли?? Вы думаете, ясли выглядят так?? Или вы думаете, что на заднем плане изображены вифлеемские поля? Уверяю вас, что это не так. Перед вами ни что иное, как Италия в районе Венеции. А это развалины старого римского периода. Если вы хотите знать как выглядит Вифлеем, то вот как выглядит Вифлеем. Это место недалеко от Иерусалима. И как раз это вид на пастушечьи поля. Не думайте, что там безводная пустыня. Это очень хорошие плодородные пастбища. И там до сих пор пасётся очень много овец.

Если вы хотите увидеть, что такое ясли, конечно же, это не детский садик, то вот как они выглядят:

А это – вид изнутри. Это грот, в который заводят овец, чтобы они там могли рождать ягнят. Кстати говоря, Агнцу Божьему там и надлежало родиться. Вифлеем – это было место, где левиты выращивали овец, которые рождали агнцев, которых потом приносили в жертву в храме. Теперь вы понимаете, почему Иисус должен был родиться именно в Вифлееме и именно в таком месте. Не обязательно, что это было именно это место, но такое место.

Посмотрим дальше. Вот это, как вы думаете, что? Это благовещение. Это – ангел, а это – Мария. Богатая она, оказывается, женщина! Видите, какие рукава у неё, ну, совсем бездельница, прямо как итальянская знать. А какие в Назарете, оказывается, красивые дворцы! Это всё один и тот же стиль. Суть в том, что итальянские художники пытаются евангельские сюжеты изобразить под свою культуру. И сколько столетий с этими «евангельскими» образами человечество прожило! Понимаете, откуда берутся стереотипы. Из средневековой культуры, которая развивалась в эпоху царствования антихриста, папства. Мы говорили, что антихрист будет создавать своего Бога, своего Христа. Не надо ждать, когда оно появится. Эти образы уже созданы, эта культура уже существует, Библия уже читается через такие стереотипы.

Русское изобразительное искусство тоже имеет свои стандарты. Это известнейшая картина. Это – Иванов, «Явление Христа народу». Это классика, это благословлённая вещь. Но вы посмотрите опять же, на что это похоже. Это что, так выглядят евреи, голыми стоят?? Чтобы понять, что означает понятие «голый» в ближневосточной культуре, надо поехать хотя бы один раз и походить по улицам, например, Аммана или других ближневосточных столиц. Если по этим улицам девушка или женщина будет ходить в джинсах, то она будет себя чувствовать крайне неловко. Она будет играть роль телевизора, не буду дальше развивать эту мысль. Когда Исайя, как написано в его книге, 20 глава, ходил босой и нагой, то под этим подразумевается, что он ходил в короткой майке и в коротких штанишках. Это босой и нагой в той культуре. А вот это, извините, античная греческая культура. И вот она прославлялась, естественно, итальянская в католичестве, а античная греческая живопись тоже с влиянием итальянской – в православии. И это считалось шедевром.

Поэтому когда известный русский художник Василий Поленов потратил огромное количество времени и сил лично пешком пошёл в тогдашнюю Палестину для того, чтобы сделать там зарисовки. Вы знаете это произведение? Это фрагмент картины «Христос и грешница». Посмотрите на эти лица и посмотрите на эти. Есть разница? Это то, что под влиянием языческой культуры, а это то, как реально выглядят жители земли Израильской в 19 веке.

Вы видите эти ступени? Это Иисус возле храма, и к Нему приводят женщину, обвинённую в прелюбодеянии. Храм здесь не показан, но смотрите, откуда были взяты ступени. Это ступени, ведущие в галерею двора язычников со стороны южной стены. Они до сих пор сохранились. Поэтому, что мы хотим увидеть? Как мы хотим представить – библейскую реальность или то, что навязано культурой.

Мне после вчерашней лекции задали вопрос: Ты не объяснил, как это человек греха воссядет в храме Божьем. Я сначала своим умом не понимал, что люди не понимают. У нас ведь представление о храме Божьем – это православная церковь. В храме, который построил Соломон, кто и на чём восседал? И какой человек вообще туда мог войти? И даже если первосвященник туда мог войти, куда он входил один раз в год? Перед завесой он брал курение, куда он там мог воссесть и где он там мог сидеть? Единственный кто восседал в храме Божьем, это была слава Божия, восседавшая на херувимах. Что получается? Мы говорим о храме Божьем, как в нём, во Святом святых, если это храм Божий… Если бы во 2Фес.2 не было бы написано «Божий», а было бы написано просто «храм», то ещё можно было бы говорить о постройке храма в Иерусалиме. Мы вчера потратили много времени, говоря, что если кто-то построил храм после Голгофы, то он не может быть построен Богом. Иначе Бог был бы обманщиком. Сначала Он санкционирует постройку никому не нужного храма, а потом ещё туда садит неизвестно кого (ну, по крайней мере, это точно явно не человек). Никакой человек внутри храма никогда воссесть не мог. Бог там пребывал в виде облака, и туда ни один человек не мог войти. Поэтому подумайте и представьте себе картину на основании Библии. В наших темах мы ещё будем смотреть подробнее, что такое храм, как он был сделан, что там находилось.

Но сегодняшняя тема была инспирирована одной очень интересной книгой. Эту книгу написал в 1865 г. об Иисусе один раввин. Как вы думаете, что может раввин написать об Иисусе? Как он будет писать – отрицательно или положительно? Это раввин написал положительно. Впервые за многие века раввин перечитал Евангелие. И написал очень хорошую книгу об Иисусе. Правда, удивительно? Я являюсь директором Центра «Шалом». «Шалом» означает «мир». Наша цель – наладить мосты мира между иудеями и христианами, научить друг друга понимать друг друга. Оказывается, если прочитать Евангелие, и уже не один раввин прочитал Евангелие, он не увидел там ничего страшного и противоречащего иудейским канонам. Этот вывод делает раввин Авраам Гайгер. Он пишет об Иисусе очень хорошие слова, говоря о том, что Иисус учил точно так же, как учит иудаизм. Интересно, правда? Однако в конце своей книги он добавил следующую фразу (в конце его книги есть такой вывод): «Спустя два века, к большому сожалению, христианская церковь исказила изначальное учение Иисуса, дав ему очень антиеврейскую интерпретацию». За это его коллеги по кафедре богословия в Берлинском университете, лютеранские профессора, уволили его с работы.

Вопрос остаётся: Кем же всё-таки был Иисус? Это вопрос, который многим христианам очень трудно переварить. Десять лет назад, в Нижнем Новгороде, на христианской телестудии мы выпустили серию документальных фильмов. Мы сидели в студии, а люди звонили во время нашей передачи. И мне было интересно посидеть и послушать. Позвонил один мужчина, он буквально задыхался от волнения, и говорит нам: «Пожалуйста, помогите мне! У нас с женой до развода доходит!» Что же такое произошло? «Она мне сказала, что Иисус Христос – еврей!!» Осталось только посочувствовать. Что ж, для нашего исследования и ответа на наш вопрос я выбрал единственную книгу Нового завета, которая не написана евреем. Знаете, какая это книга? Это Евангелие от Луки. Для того, чтобы глазами нееврея показать три эпизода из жизни нашего Господа, чтобы мы сами могли убедиться, что, собственно, происходит и каким Его рисуют не итальянские и не православные художники, а каким Его рисуют авторы Евангелия.

Давайте посмотрим на первый эпизод. Первый эпизод – это повествование, записанное в Лук.2, о том, как Иисус был приведён в храм.

· 21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус1, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. 22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа. Лук.2:21,22.

1Иешуа – так звучит это имя на иврите. Иешуа — «Спаситель» или «спасение».

Что мы только что прочитали? О ком здесь идёт речь? О чьём очищении по закону Моисееву здесь говорится? Речь здесь идёт о том, что записано в книге Левит, 12 глава. Согласно этому установлению, всякая женщина должна очищаться в течение 36 дней, если это младенец мужеского пола, и 60 дней, если это младенец женского пола. После этого она должна придти в храм, и что потом Мария делает?

· 23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, 24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Лук.2:23,24.

Что мы только что прочитали? Кто это делает? Кто приносит эти жертвы? Мария приносит эти жертвы. Как это может быть? Матерь Господня, как говорят в православном богословии, соблюдает Моисеев закон! Как это может быть? Ну, все претензии к Луке, а он ещё и не еврей. Что это значит? Ну, кто-то может сказать: А как может быть по-другому? Ведь Мария и Иосиф жили в этом обществе. Они же должны были. Но, извините, Мария что, не понимала, кого ей надлежало родить?

А задумайтесь только, через что они с Иосифом уже прошли. Вы знаете историю. Вы знаете, что Мария оказалась беременна, и Иосиф это увидел и хотел её отпустить. Вы знаете, почему Иосиф хотел её отпустить? Давайте прочитаем, что по закону, записанному во Второзаконии, 22 глава, требовалось сделать. В 23 стихе.

· 23 Если будет молодая девица обручена мужу, и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, 24 то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего; и [так] истреби зло из среды себя. Втор.22:23,24.

Вы понимаете, что грозило девушке, которую обнаружили беременной? Если это обнаруживает Иосиф, то что он по человеческому разумению думает? Естественно, он думает только об одном, что он уже стар и вдовец, что родители выдают свою дочь замуж, бедная семья стремится поскорее избавиться от лишнего рта. И тут попалась ситуация, когда это можно сделать. А у неё есть какой-нибудь парень её возраста. И здесь два пути. Первый путь, путь жёсткий – поднять это всё наружу. Тогда бы быстро нашли парня, и тогда и парень, и девушка, по закону Моисееву, должны быть побиты камнями. Иосиф – добрый человек, совестливый. Он идёт по другому пути: он решает расторгнуть помолвку. В этом случае действует другой закон. Написано:

· 28 Если кто-нибудь встретится с девицею необрученною, и схватит ее и ляжет с нею, и застанут их, 29 то лежавший с нею должен дать отцу отроковицы пятьдесят [сиклей] серебра, а она пусть будет его женою, потому что он опорочил ее; во всю жизнь свою он не может развестись с нею. Втор.22:28,29.

Это то, что пытался сделать Иосиф. Но мы знаем, что Иосифу было открыто. Ангел Господень ему открыл, что это не парень. Это никто иной как Святой Дух. И поэтому Иосиф, будучи верующим человеком, идёт на страшный позор. Вдовец, немолодой, идёт и женится на невесте, которая беременна. Как это выглядит? Это выглядит очень, очень для Иосифа некрасиво. Думаю, вы понимаете, что вокруг люди думают! Но они это делают сознательно. Они сознательно выдерживают эти сплетни, слухи, разговоры, пересуды, потому что делают дело Божье. И с Марией говорил Ангел Гавриил, и с Иосифом говорил Ангел. И они прекрасно знают, кого Мария должна принести в свет. И после этого они будут бояться каких-то судов и пересудов, и ради этого будут соблюдать Моисеев закон? Если это было бы не нужно… Они уже достаточно пережили за свой короткий век совместной жизни.

Так что означает то, что сделала Мария? А означает это то, что с самого рождения Иисуса Бог не планировал отделять Его от Его народа и от тех обычаев, культуры и законов, которые существовали. Естественно, когда пройдёт 33 года, и жертва будет принесена на жертвеннике храма, тогда и законы о голубях и горлицах отойдут естественным образом. Но пока Мария и Иосиф остаются в среде своего народа и поступают так, как предписывает не просто закон Моисеев, а – как здесь сказано? – закон Господень. Они выполняют заповедиБожии. Посмотрим ещё один интересный пример, из взрослой жизни Иисуса – о том, как Иисус начал Своё служение.

· И пришел в Назарет1, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему2, в день субботний в синагогу, и встал читать. Лук.4:16.

1Это было уже после искушения в пустыне, когда Он начал Своё официальное служение как Мессия.

2Каким было обыкновение Иисуса? Ходить по субботам в синагогу.

Если мы почитаем, и это очень частое заблуждение, которое мне постоянно приходится слышать, о том, что Иисус делал это потому, что тут были все евреи. Но откройте книгу Деяния апостолов, посмотрите, куда ходил апостол Павел, официально называвший себя апостолом язычников. Где были все его миссионерские путешествия, когда он приходил в города Малой Азии, Греции? Куда он заходил в первую очередь? Он заходил только в синагогу и оставался там. Мы будем ещё затрагивать эти моменты в нашей лекции в субботу вечером, не пропустите! Но я хочу, забегая вперёд, сказать, что читая книгу Деяния апостолов, вы увидите только один раз, когда апостол Павел оказался в Афинах в не еврейском месте. Это был Ареопаг. Там он пытался доказать греческим философам преимущества невидимого Бога и Иисуса, которого Бог воскресил из мёртвых. Чем эта проповедь закончилась? Осмеянием. И всего несколько человек. Больше Павел никогда не ходил по языческим местам. Откуда он брал язычников тогда? Он брал язычников из синагоги. Потому что эти язычники уже не были язычниками в полном смысле слова. Я не очень люблю даже употреблять слово «язычник». Говоря о Луке, я говорю, что Лука – не еврей по национальности. Но он не язычник. Язычник – это человек, поклоняющийся иным богам. В украинском даже есть такое смачное выражение — «поганый». Лука разве поганый? Все, кого Павел брал не еврейской крови, уже были в синагоге, потому что этим людям опостылело поклонение иным богам, и они искали чего-то большего. Они искали понимание Бога-Творца неба и земли, и этот поиск приводил их ни в какое другое место, ни в ареопаг, ни к греческим философам, он приводил их в синагогу. И там Павел им проповедовал. И не только им, но об этом – в субботу вечером.

А сегодня смотрите на то, что делает Иисус. Глубже посмотрите. Не просто суббота была и оставалась обыкновением Иисуса. Об этом свидетельствуют, например, высказывания Иисуса, записанные в Евангелии от Луки, 21 глава, когда Он предупреждает своих последователей о том, что город Иерусалим будет разрушен, и говорит им:

· 20 Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: 21 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него. Лук.21:20,21.

И дальше Иисус предупреждает: «Смотрите и молитесь, чтобы бегство ваше не состоялось зимою или в субботу». Это уже 40 лет после Его смерти, и Иисус обращается к верующим, потому что ни о каком другом дне Иисус не знал. Но что происходит в это время в синагоге? Как вы себе представляете эту картину? Я специально вывел на задний план нашего слайда типичную синагогу, эта синагога не в Назарете. В Назарете мало что сохранилось. Только сейчас, буквально месяц назад, открылся археологический музей, в котором можно видеть раскопки древнего Назарета 1 в. Это Капернаум, и синагога капернаумская.

«И пришел… в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук.4:16). Как вы себе это представляете? «Встал читать». Он что, соскочил со стула и решил вдруг это сделать? Для чего синагога была создаваема? Один из стереотипов, которые есть у христиан, потому что очень часто употребляется «синагога сатаны». На самом деле синагога – это место собрания. Синагоги были учреждены священником и книжником (кстати, тоже впервые употребляемое в положительном смысле слово) по имени Ездра, который учредил в народе публичное чтение Священного Писания. Ну, и как его в то время по-другому можно было читать? Павел говорит в Послании к Римлянам, 10 глава: «Вера от слышания». Вы не задумывались, почему не «от чтения»? Если вы подумаете даже о ваших прабабушках, сколько из них были безграмотны и не могли нормально читать. Этот комфорт, это преимущество чтения Библии существует всего каких-то сто с копейками лет. Всё остальное время люди зависели от того, чтобы им кто-то читал Священное Писание. Это очень сложный процесс. И на наших лекциях это основная цель – вернуться к тому, что говорил апостол Павел, чтобы мы слышали и читали Священное Писание. Христианство 3 века, я постоянно об этом говорю, решило «срезать угол». Оно решило пойти более коротким путём. Вместо того, чтобы усадить язычников, этих диких германцев и славян, за изучение слова Божьего, они начали рисовать им картинки. И чем закончились эти картинки, мы знаем. Так зародилась иконопись. Нельзя срезать углы в изучении слова Божьего, это будет очень дорого стоить.

То, что сделал Иисус, является очень важным. Вставая читать, Иисус выполнял почётную роль. Вы можете прочитать в книге Неемии, 8 глава, что читая из книги свитка закона Божьего, т.е. из Пятикнижия, Ездра стоял на возвышении. Вот это вставание читать (на иврите оно называется алия) до сегодняшнего дня очень почётное поручение. Не всякого первого встречного начальник синагоги вызовет за кафедру, чтобы он встал читать. Во-первых, иудейская традиция, в Мишне это написано, требует, чтобы прежде чем кто-то вставал читать, начальники синагоги, лидеры, старейшины того или иного города или села удостоверились, что он действительно умеет читать. По-видимому, здесь Иисус уже имел репутацию человека грамотного, способного прочитать людям слово Божие.

Вы видите, Иисус не отделял себя от общества, в котором Он жил. Он не рос каким-то отшельником. Он не ходил в какие-то индии, как жёлтая пресса сегодня любит спекулировать. Мне вчера или позавчера задали вопрос: Как ответить на то, что Иисуса к нам занесли с другой галактики? Собратья, Иисуса никто не заносил ни с какой галактики. Он родился в еврейской семье и вырос в еврейском воспитании. Таков был план Божий. Поэтому Его знали в Назарете и знали, что, несмотря на то, что Он из бедной семьи, Он плотников сын, Он всё-таки умел читать, чего не могли очень многие. И поэтому Ему доверили прочитать.

Кстати говоря, и это тоже очень интересный факт, мы можем очень точно знать, что прочитал Иисус и когда Он это прочитал. Дело в том, что в то время в Иудее существовал трёхлетний цикл чтения Священного Писания. В течение трёх лет читались отрывки из Пятикнижия Моисеева и читались отрывки из пророков. Иисус читал из Исайи, 61 глава.

· 1 Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, 3 возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. Ис.61:1-3.

Слово «помазал» по-еврейски звучит как «машах». Отсюда слово «машиах», которое часто произносят как «мессия». На греческом оно звучит как «христоо», и отсюда слово «христос». Т.е. это не фамилия, это «Помазанник» – тот, кого помазали елеем. Помазанных священников было много, но именно один единственный, о котором говорит Исайя, помазан не елеем, а Святым Духом. Иисус показал на себя, говоря: «Вот исполнилось это пророчество». Опять же, всё, что Он делал, Он делал в контексте синагогальных иудейских традиций. Всякий человек, читающий отрывок из пророческих книг (чтение отрывка из пророков называется «га-втора» или «вывод»), должен был этот вывод подкрепить короткой проповедью.

Вы видите, что Иисуса уважали как грамотного, образованного человека, образование которого не противоречило канонам и традициям иудейского общества того времени. Часто приходится слышать у христианских проповедников такие выражения: «О, Иисус был бунтарь и революционер!» Завтра мы посмотрим более детально некоторые Его высказывания в Нагорной проповеди, чтобы убедиться, был ли Он бунтарём или говорил ли Он, что иудеи уже знали. Однако интересно было бы узнать о том, почему же, собственно, Его уважали. Почему Его так легко допустили к кафедре синагоги?

Об этом говорит ещё один эпизод из жизни Иисуса. Это единственное место и единственный евангелист, который описывает единственный эпизод из отрочества Иисуса, доказывающий, что Иисус ни в какую Индию не ходил и ни с какими ессеями в пещерах Мёртвого моря не советовался. Какое это событие, мы знаем. Это единственный эпизод, когда Иисусу было 12 лет. Это было во время праздника Пасхи. И опять мы видим, что семья Иисуса не выделяется,… идёт на Пасху. И там во время празднества Иисус исчезает. И написаны здесь очень интересные слова, когда они Его находят в храме, среди учителей закона. Обратите внимание, я хочу, чтобы мы прочитали этот текст, как он полностью звучит. Это Евангелие от Луки, 2 глава, и чтобы мы увидели все очень красивые детали, я читаю с 46 текста.

· 46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. 49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков. Лук.2:46-52.

Вы заметили, что пишет Лука, не еврей? Что Иисус, который прекрасно понимает, кто Его Отец, сидит среди учителей, спрашивает их и слушает их. Не спорит, а спрашивает и слушает! И только после этого написано, что «все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его». Видите ли вы здесь хоть какую-то дискуссию? Абсолютно нет. Иисус спрашивает, что-то говорит, — идёт плодотворное изучение Торы. Здесь очень интересно написано, когда родители Его спрашивают: «Где же ты был?», Он им отвечает: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» Хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на этот текст. В этом предложении не понятно, что означает вот это «в том, что принадлежит Отцу Моему». О чём здесь говорится? Я слышу: «О храме». Но давайте задумаемся, я вам сейчас покажу план храма. Где находился Иисус, как вы думаете? Вот иродов храм.

Вот это южная сторона, это западная сторона, вот здесь Стена плача (мы её вчера видели на фотографии), а вот здесь непосредственно святилище. Вот жертвенник, вот Святое, и соответственно, Святое святых. Скажите, пожалуйста, где Иисус был? Во Святом святых, что ли, с учителями сидел? Или, может быть, стоял возле жертвенника и вёл беседу? Мы говорили, опять я возвращаюсь, тут на картинке понятно, когда мы говорим, что человек греха должен сидеть в храме Божьем, если вот такой храм будет восстановлен, где этот человек будет сидеть? На жертвеннике, что ли? … Сегодняшняя тема как раз об этом зрительном восприятии, как мы понимаем, где Иисус был, где родители нашли Иисуса в храме?

Разумеется, они нашли Его не здесь, т.к. эта часть храма ритуальная. Там только жертвы приносят. А изучают Тору в одном из служебных помещений, где находилась школа, которую, кстати говоря, ввели фарисеи, и эта школа называется «ешива» (что значит «изучение, повторение»). Иисус находился здесь. Очень часто это выражение, которое в Синодальном переводе, кстати, очень правильно и буквально переведено с греческого («Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»), в английских переводах упрощается: «Мне должно быть в доме Отца Моего». Ничего подобного! Дом Божий, каким его построилЗоровавель, таким он и остался, вот он. Вот это всё не есть дом Божий. Это всё помещения служебные, подстроенные Иродом.

Иисуса не интересовал вопрос жертвоприношений. Он не пришёл в храм, чтобы приносить жертву, но Он пришёл туда, где изучалась Тора. Если «то, что принадлежит Отцу Моему» не есть храм, Иисус там и не находился, то что тогда Иисус называет принадлежащим Отцу Его Небесному? – Пребывание в изучении слова Божьего, процесс изучения Торы. Он сидел вместе с фарисеями в этом классе, и Он сказал: «Это то, что принадлежит Отцу Моему Небесному». вы спросите: «Как это может быть тогда, когда фарисеи в Новом завете описаны такими страшными злыми монстрами?»

Ну, давайте вообще посмотрим, что такое фарисей и книжник. Это не монстр. Слово «фарисей» (по-еврейски «перушим») означает «истолкователь Священного Писания». И эти люди впервые описаны в книге Неемии, 8 глава, где написано о том, что Ездра читал из книги закона… я сейчас открою этот текст… написано, я читаю с 4 стиха:

· Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали, а подле него, по правую руку его, стояли Маттифия и Шема, и Анаия и Урия, и Хелкия и Маасея, а по левую руку его Федаия и Мисаил, и Малхия и Хашум, и Хашбаддана, и Захария и Мешуллам. Неем.8:4.

Написано далее, что эти люди, стоявшие рядом с Ездрой, поясняли народу закон Божий (ст.7). Это были первые фарисеи. Вот куда уходят их корни. Разумеется, проблема не в слове «фарисей», точно так же, как и проблема не в слове «книжник». Если бы не было такой профессии как книжник («софрим» или «сойфер»), то у нас не сохранились бы эти свитки и до нас Священное Писание не дошло. Эти книжники должны были изучать искусство письма и переписывать свитки Священного Писания. В чём же заключается проблема? Почему на страницах Нового завета книжники и фарисеи изображены так отрицательно? Иисус даёт ответ на этот вопрос на страницах евангелия от Матфея. Смотрите, что здесь написано. Это 23 глава.

· … на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Матф.23:2.

Что это за «Моисеево седалище»? Вот вы видите на иллюстрации. Буквально это такое каменное кресло. Таких сохранилось немало. Справа от него находится ковчег, где хранятся свитки Священного Писания. Во время богослужения эти свитки достаются и читаются, а на этом кресле сидит раввин из фарисеев и истолковывает закон. Так вот посмотрите, я предупреждаю этот текст не для слабонервных. Иисус говорит об этом Своим ученикам. Вы готовы прочитать этот текст и не упасть в обморок?

· Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Матф.23:3.

Кто это «они»? Фарисеи. Все, что фарисеи велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте! Собратья, это не Моисей вам говорит, это не кто-нибудь. Ну, может быть, вы можете Матфея винить, что он не так что-то написал. Но посмотрите ваши Библии: эти слова принадлежат Иисусу. Вчера мы говорили о том, что значит любить Господа. Мы говорили с вами о том, что в последнее время печать лжепророка будет означать не какой-то электронный чип, а будет означать определённое понимание, как любить Бога не так, как Бог этого хочет. Мы говорили, что на руку и на чело ещё с времён Второзакония накладываются слова «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всеми помышлениями твоими». И мы задали вопрос: что значит любить Господа Бога? Мы открыли не Тору, не пророков, а Евангелие от Иоанна, и там было написано «Если любите меня, соблюдите Мои заповеди». Если сегодня мы думаем, что у Иисуса какие-то особые заповеди, а не Моисеевы, то вот посмотрите. Иисус говорит: «Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Всё, что велят вам сидящие в этом кресле, истолковывающие закон. Иисус это говорит, не Давид, не какой-то ветхозаветный пророк, а сам Иисус говорит это ученикам: соблюдайте и делайте! Проблема в том, что потом Иисус говорит:

· по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают. Матф.23:3.

Это проблема фарисеев. Говорят правильно, только не делают. Но это не меняет сути вопроса. Сегодня мы говорим о том, что мы хотим быть похожими на Иисуса. Мы хотим жить, как жил Иисус. Хотим ли мы, чтобы наш характер, наши поступки были такие, как поступки Иисуса? Давайте будем молиться, чтобы Бог помог нам вести такую же жизнь, которую вёл Иисус. И кто желает быть действительно таким, как был Иисус, пусть в идеале, пусть не завтра, вот нам кажется, как же я такой грешный… Но мы говорили вчера, как Иоанн пишет, что любовь наша к Богу заключается в том, что мы соблюдаем заповеди Его, а заповеди Его не тяжки. Это не так тяжело, как мы думаем. Всё, что нам нужно, это оставить привычные штампы и традиции и посмотреть на Иисуса. Взять с Него пример, не с человека, а с Иисуса, нашего Господа и Спасителя. Готовы ли вы взять во всём в вашей жизни пример с Иисуса? Если вы хотите, чтобы Господь помог в этом каждому из нас, всех, кто это желает, я приглашаю к молитве.

Господь наш! Мы благодарны Тебе за то, что Ты отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Господи, помоги нам быть похожими на Тебя во всём. Как Ты жил на земле, и мы хотим жить точно так же Это наше желание, и мы нуждаемся в Твоей помощи. Во имя святое Твоё мы молим Тебя. Аминь.