Мы благодарны вам за ваше терпение, что вы подождали нашего возвращения с этого прямого эфира. Я думаю, что вы сможете посмотреть эту передачу в записи. У нас был на прошлой неделе прямой эфир, и на этой неделе, и темой нашего разговора был вопрос о восстановлении храма, – очень важный и серьёзный вопрос, который мы освящали здесь, на наших семинарах. На этом слайде вы видите достаточно неполный список всевозможных христианских деноминаций. Когда мне приходится давать лекции и беседовать с людьми, люди часто задают вопрос: Почему Библия одна, почему Бог один, а церквей много?

Поэтому мы решили посвятить эту лекцию исследованию этого очень важного и серьёзного вопроса. Вы видите, что из себя представляет данный рисунок. Это дерево. Вы видите, как учебник истории христианской церкви начинает рассказ о делениях и деноминациях. Вы видите общий ствол, и первая ветка отделяется, это – православие. Это 1054 г., великое разделение. И пошло, и пошло. Вопрос: Что это за процесс? Угоден ли этот процесс Богу?

То, что мы видим, отвечает на этот важный вопрос, почему так много конфессий. Это вопрос исторический, это историческое развитие христианства. На схеме вы видите даты исторических событий – всевозможных ответвлений. Как объяснить этот исторический процесс с точки зрения Библии? Вот в чём цель нашей сегодняшней лекции. Мы видим, что это были определённые исторические процессы. Это произошло не вчера. Это – тысячелетняя история. Но как это объяснить с точки зрения Библии, с точки зрения Божьего плана спасения и с точки зрения пророчества? Вот это вопрос, который мне хотелось бы сегодня поставить. И этот вопрос имеет ответ в Библии.

Книга Откровение Иоанна Богослова говорит нам о том, для чего Бог дал своему возлюбленному ученику поручение написать эту последнюю книгу Священного Писания. Она была написана где-то в 90-е годы, т.е. это – последнее десятилетие 1-го века. Это 60 лет после того, как Господь Иисус пролил Свою кровь на Голгофе. Бог поручает Иоанну раскрыть очень важные истины для народа Божьего. Посмотрите, о чём говорит 1 текст.

· 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. Откр.1:1.

В книге Откровение сразу же говорится, что нам будет что-то объяснено. Объяснено сразу, что происходит после смерти Иисуса. Когда Иоанн находится на острове Патмос, к нему является Господь, и он слышит громкий голос, как бы трубный:

· 10 … Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; 11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.Откр.1:10,11.

Что такое Асия? Вы видите фрагмент карты. Это ничто иное как юго-восточное побережье современной Турции. Это полуостров Малая Азия. Вот на карте остров Патмос, изображён красной точкой. Здесь находится Иоанн. А вот здесь – те, кому он пишет. Вот Ефес, вот Смирна. Сегодня это район второго или третьего по величине турецкого города Измир. Вот Пергам, Фиатира,Сардис, Филадельфия и Лаодикия.

Кому пишет Иоанн это послание? Удивительно, не правда ли? Он пишет всю книгу, заметьте, вся книга Откровение написана всего лишь каким-то семи церквам! Почему так? Давайте порассуждаем. И поговорим прежде всего о том, направлено ли это послание только семи церквам. И когда мы поймём, кому направлено это послание, мы сможем тогда увидеть и оценить то, что Господь предвидел, – те процессы, которые будут происходить, написано, в далёком будущем? – Вскоре. Вопрос возникает только: По отношению к кому «вскоре»? По отношению к нам «вскоре»? Или по отношению к тому, когда жил Иоанн? Это очень важный момент. На всех наших лекциях мы всегда говорили: Не забывайте о том, кто есть автор той или иной библейской книги, потому что эта книга написана в определённом контексте. Мы можем сегодня, в 2010 году, читать «вскоре». А кто-то в 1600 году читал «вскоре». Понимаете? «Вскоре» – по отношению к Иоанну. По отношению к нам это может быть в прошлом. Что-то из этого «вскоре» по отношению к нам уже, возможно, состоялось. Давайте посмотрим, в чём здесь интерес.

Итак, в чём здесь символизм? Задумаемся над первым вопросом. Иоанн являлся лидером церквей в этом регионе, в римской провинции Асия, которая занимала западную часть полуострова Малая Азия и граничила с Европой. Вот здесь Эгейское море, здесь – выход в Средиземное море. А здесь находятся эти церкви. Мы знаем о Ефесе, знаем, что в Ефесе впервые работу Божью совершал апостол Павел. Т.е. работа Божья совершалась в Ефесе уже долгие годы. Вопрос возникает: Неужели в этом регионе находятся только семь церквей? Уверяю вас, что нет. Археологи, историки, используя различные источники, включая археологические методы, приходят к выводу, что Иоанн был епископом как минимум 30 церквей в этом районе. Естественно, мы говорим не о зданиях, мы говорим о собраниях верующих. Здесь было очень много городов, и тогда не было возможности перемещаться на транспорте. Здесь расстояния не очень большие, между этими городам находилось много различных селений, но ходить между ними было не так-то легко, по причине горной местности. В общем, здесь насчитывалось около 30 церквей.

Почему только семь? Почему не всем остальным? Почему не всему миру? В мире-то тел более уже сколько! И в Греции, и в Галатии… Почему только семь? Семь – это интересное число. В Библии оно означает полноту. Мы говорили, что в Библии есть два фундаментальных числа. Это число 3, означающее Бога (Творца), и число 4, означающее четыре угла Земли (творение Божье). Сумма 3 + 4 = число 7 означает полноту и гармонию. Когда в книге Откровение употребляется число 7 (семь духов, семь церквей), то речь идёт о полноте, о совершенстве: полнота Святого Духа и полнота христианской Церкви.

Ещё одно интересное наблюдение предлагаю вам сделать. Это наблюдение касается расположения этих церквей. Видите, как они расположены? Они не расположены по побережью. По побережью находятся города, но эти церкви расположены не по побережью, а по кольцу. Они образуют и замыкают круг. Это не случайно. В то время, тут археологи нам помогают, здесь не было хорошего и короткого пути между Ефесом и Сардисом. Чтобы попасть в Ефес, надо было пройти Лаодикию, Филадельфию, или наоборот. Что-то наподобие Кольцевой линии Московского метрополитена. И когда Иоанн говорит о послании всем этим церквам (Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия, Лаодикия), он располагает эти церкви в последовательности. Эта последовательность очень важна. Не одновременно, но последовательно. В каком смысле последовательно? Сейчас нам это откроет Священное Писание. Обратите внимание: к каждой второй церкви Иисус обращается следующими словами. К Ефесу, 5 текст 2 главы книги Откровение:

· 5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Откр.2:5.

«Приду к тебе» – заметили? Посмотрим, как Иисус говорит по отношению к Пергаму.

· Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Откр.2:16.

Видите, нарастает интенсивность: «Покайся, иначе приду и сражусь с ними мечом уст Моих». Посмотрите, как обращается Господь к Сардисской церкви. Это уже 3 глава Откровения:

· 3 Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Откр.3:3.

Ещё более интенсивные слова. И последнее обращение – к Лаодикии.

· 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20.

Если ко всем предыдущим церквам Господь говорил «Я скоро приду», к Пергаму: «Приду и сражусь», к Сардису: «Найду на тебя как тать ночью»… то к Лаодикии: «Я уже тут! Я уже стою у двери и стучу!» Перед вами ничто иное, как историческая прогрессия, как пророчество об историческом развитии христианского движения, представленное в семи исторических периодах. И самое интересное в том, что эти церкви выбраны, потому что название каждой из этих церквей имеет свой перевод и своё определённое значение. Рассмотрим послание к каждой из церквей, чтобы пронаблюдать, что говорит Иисус к каждой из них и как Он характеризует каждый период развития.

Первая церковь называется Ефес. Греческое слово «эфесус» переводит еврейское слово или имя «давид», что означает «возлюбленный». Вот что Иисус говорит к этой церкви:

· 2 Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы.Откр.2:2.

Каждой церкви Иисус указывает на хорошие её стороны и на проблемы. Уже в самом начале развития церкви, в самом начале исторического развития христианства Иисус указывает на появление проблемы. Уже тогда появились те, кто называл себя апостолами, а они были лжецы. Лжеапостольство – это была очень серьёзная проблема. Эта проблема, которую сегодня адресуют православные богословы, обращаясь к протестантам.

Вчера у нас состоялся интересный разговор с одним из наших посетителей, который говорил: «Почему ты нас обвиняешь в том, что мы поклоняемся солнцу? Мы же протестанты!» Правильно, и слава Богу! Но я хочу использовать эти слова, чтобы показать одну очень интересную реальность. Наверное, уже 16 лет назад православный деятель дьякон Андрей Кураев написал книгу, которая называется «Протестантам о православии». Выводом этой книги заявляется тот факт, что он призывает всех протестантов, всех евангельских христиан оставить свои «секты» (именно так православие называет христианские церкви неправославного вероучения) и воссоединиться «с единственной и истинной церковью». Почему это единственная и истинная церковь? А потому что, по его мнению, только в этой церкви может быть правильно преподана вечеря Господня, т.к. совершают её священнослужители, имеющие апостольское рукоположение. Иными словами, как бы ни был прав пастор или проповедник, он не имеет никаких прав вообще, потому что он пришёл из ниоткуда. Он не имеет рукоположения, которое передаётся из поколения в поколение и идёт от апостолов. Понимаете логику?

Посмотрите, как пророчество красиво говорит: Они называют себя апостолами, но являются лжецами. Как мудро сказаны слова о событиях, которые начали происходить в христианском движении уже начиная со 2 века н.э. Посмотрите, что происходит! Посмотрите, что Павел пишет в Послании к Коринфянам: «Не говорите, что «я Аполлосов» или «я Павлов»». Уже в 60-е гг. 1 века Павел борется с этим доминированием человеческого авторитета. Это проблема, которую описывает Иоанн пророчески, поэтому он говорит: «Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся».

Следующий период христианства – Смирна. Смирна – это мирра. Мирра использовалось для бальзамирования умерших. Ситуация в Смирне, к сожалению, очень и очень тяжёлая.

· 9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Откр.2:9,10.

Гонения. Гонения 2 и 3 века дают церкви смирнской запах мирры: «Будь верен до смерти». Но есть проблема. Иоанн говорит здесь о «иудеях», которые «не таковы». Что это в христианской церкви за иудеи, которые не иудеи? Это очень интересная и важная концепция. Именно в этот период начинается развитие доктрин о том, что христианская церковь замещает библейский Израиль. Именно в этот период начинается развитие священства в христианской церкви. Мы говорили, как на это смотрит Иисус. Кто у нас сегодня священник? – Иисус. Но именно этот период характеризуется началом, когда в христианстве появляется идея о том, что человек может выполнять функцию священства. И также в этот период начинает ставиться вопрос: «Что нам делать, чтобы нас не гнали? Что нам делать, чтобы римляне видели, что мы отличаемся от иудеев? Давайте изменим день, в который мы поклоняемся. Давайте будем поклоняться Богу в день, в который все язычники поклоняются богу солнца. И этим отделим себя от иудеев, которые распяли нашего Господа».

Меня спросили вчера о том, были ли мученики за субботу. Мой брат жил долгое время возле Дублина, в Ирландии. Возле его дома, в десяти километрах, находятся развалины очень старой церкви. Таких церквей на Британских островах очень много. Туда, именно в эту тогдашнюю глушь, медвежий угол Римской империи, бежали те, которые не согласились с решением собора от 360 года, согласно постановлению которого всякий, продолжающий соблюдать иудейскую субботу «да будет изгнан вон». Они пробыли там несколько поколений, до 8 века, когда туда пришли миссионеры римской церкви и сказали: «Поклонитесь святому престолу», на что получили ответ: «Если святой престол следует учению Писания, мы будем вас считать братьями». Посланцы Рима ответили: «Если вы не понимаете звук наших слов, нам придётся говорить с вами свистом наших стрел и звоном наших мечей и топоров».

На протяжении 150 лет на Британских островах лилась кровь, пока не был уничтожен последний из соблюдающих заповедь Божью и имеющих веру во Христа. Время не позволяет мне много говорить о других мучениках, которые в условиях тоталитарного давления церковно-государственной системы отстаивали веру во Христа и незыблемость принципов и заповедей Божиих. В России – жидовствующие. Вы слышали такое слово – опричнина? Иван Грозный эту карательную акцию, которая длилась десятки лет, направил против «псковско-новгородской ереси» и её последователей, которые «хотелиохмурить народ русский жидовскою ересью».

Вот вам всего лишь несколько примеров мучеников за истину, которые страдали от того процесса, который начал развиваться в христианской церкви – процесса отступления, процесса, который начался в мире, когда церковь присвоила себе функции, ей не принадлежащие, и стала копировать как под копирку то, что происходило в Израиле, размножая храмовое служение и отменяя Божью заповедь.

Пергам – это очень интересный город, очень богатый. Само название «пергамент» (материал, на котором писали книги) говорит о его богатстве. Там всем нужно было писать: наследственные документы, разводные письма, договора… Всем нужно было писать, и поэтому они были богаты. Вы знаете, что в Библии символизирует торговля. Торговля – это компромисс. Когда-то о царе Тирском, которого пророк Иезекииль представляет как символ сатаны, говорилось: «От обширности торговли твоей возгордилось сердце твоё и ты согрешил».

Этот период (4-6 вв. н.э.) – это период компромиссов; период победоносного шествия христианства по всей Европе; период, когда христианство проповедует не Христа, а мощи, иконы и языческие ритуалы, период, когда христианство идёт на компромисс с язычеством. И чем он заканчивается? А заканчивается этот апогей страшным периодом Фиатиры.

Фиатира – «червленая туника». Кто носил червленые туники в этот период времени? в 1 веке красные, червленые туники в Малой Азии носили жрицы любви. Что это значит?

Первая заповедь Декалога очень интересная. «Да не будет у тебя других богов». До того, как Всевышний даёт Израильскому народу Свой закон на Синае в книге Исход, 19 глава, Он говорит такие интересные слова, 6 текст:

· А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Исх.19:6.

Что значит «святой»? Понятно, что на них не было нимбов. «Святой» – это очень важное понятие. Это не просто «отделённый». Происхождение этого термина лежит в еврейском свадебном ритуале. Святой становится невеста, принимающая обручальный подарок. Фактически слово «обручение» на иврите звучит как «освящение». Похоже ли это на 1 заповедь? Мы – народ святой. Мы не можем иметь других богов, точно так же как невеста не может иметь более одного жениха, а тем более – более одного мужа.

Часто мы думаем, и я люблю этот вопрос задавать людям, так напрямую: Скажите, вы святые? И люди сразу: Оп! Ну как же, мы же грешные. Но проблема в том, что слову «грешный» противоположно слово «безгрешный». А по-еврейски слову «святой» противоположно слово «прелюбодей». Поэтому когда народ Израильский шёл поклоняться идолам, Бог называл его прелюбодейной женой. Вот с чего начинает слова своей пророческой книги Иеремия:

· 1 Говорят: «если муж отпустит жену свою, и она отойдёт от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?» А ты со многими любовниками блудодействовала, – и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь. Иер.3:1.

Кто эти «любовники» в Израиле? – Ваалы, Астарты и всевозможные иные боги. Перед вами период прелюбодействующей церкви. Вот почему Бог направляет это послание не куда-нибудь, а в Фиатиру. Эти два периода – Пергам и Фиатира – два очень тяжёлых периода в истории церкви. Пергам – период компромиссов, период начала проблем. Вот как в 14 тексте Иоанн говорит о Пергаме:

· 14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.Откр.2:14.

«У тебя есть…» Т.е. ещё не все. Что происходило в этот период можно представить себе на одной интересной истории. Эта история происходит в 700-е годы, в период империи Карла Великого. Город на границе Испании и Франции, город Нарбонна. Туда приходят монахи одного из орденов, чтобы обратить языческое население Нарбонны к Иисусу. Знаете, как они его обращают? Они приносят голову апостола Павла. Кстати говоря, она и сегодня тоже в одном из римских монастырей. И говорят: «Кто поцелует эту голову, у того исцелятся все болезни. Пожалуйста, целуйте голову и идите, принимайте крещение». Это был метод проповеди! Этот период – это язычество, это начало прелюбодеяния.

Интересно, что в это же самое время, в другом месте, на юге Испании, испанский король объявляет еврейскому населению следующее предупреждение: «Если вы не примете христианство, то либо уходите, либо я вас казню». Думаете, легко ли было еврею принять христианство? Принявший христианство еврей должен был собственноручно подписать следующее обращение к епископу:

«Ваше высокопреосвященство! Отныне я заявляю Вам, что не имею ничего общего со старым злым иудейским законом. Я торжественно клянусь вместо иудейской субботы соблюдать светлое воскресение Христово, день восходящего солнца. Что же касается свиного мяса, то прошу Вас понять меня, что я не ем такового не потому что хочу продолжать следовать сатанинскому закону иудеев, но потому что от рождения вкус мой к этому не приучен».

Это письмо торжественно давалось перед всем собором. Еврей должен был склониться на колени, пасть лицом наземь и поцеловать сначала мощи святого, которые всегда находились в том храме, потом поцеловать руку кардиналу и приложиться губами ко кресту с распятием. И такое действие он должен был совершать каждое воскресенье, первым появляясь в церкви на мессе.

Вы понимаете, куда идёт церковь. Мы вчера читали о малом роге, который возмечтал отменить праздничные времена и закон. Очень часто люди говорят о том, что смена субботы на воскресенье – это естественный процесс отделения христианства от иудаизма. Да, но был ли он библейским? И если это библейский процесс, то какой ещё закон был отменён? К моменту фиатирской церкви были окончательно попраны две из заповеди Декалога: вторая и четвёртая. Причём попраны настолько, что до сегодняшнего дня в католическом катехизисе вторая заповедь отсутствует. А десять заповедей создаются путём разрезания десятой заповеди надвое. Ну куда дальше? Если в Пергаме были лишь некоторые, учащие Израиль любодействовать, то о Фиатире сказано обратное:

· 20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. 21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. 22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. 23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. 24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; 25 только то, что имеете, держите, пока приду. Откр.2:20-25.

Язык сменился: Не «у тебя кто-то», а «ты попускаешь»… Два этих периода: Пергам (любодействовать и есть идоложертвенное) и Фиатира (любодействовать и есть идоложертвенное). «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (ст.21). В любодеянии кого «её»? – Фиатиры. Единственное, что дальше написано в 24 тексте: «Вам же и прочим…». В Пергаме некоторые вводят в любодеяние, а в Фиатире только некоторые, которые не любодействуют.

Несмотря на все проблемы каждого периода, в каждой церкви, в каждом периоде, есть те, которые не преклоняют колена перед Ваалом. Вы помните, откуда я взял эти слова? – Из 3 книги Царств, из истории пророка Илии, который, кстати говоря, побежал от Иезавели, которая после всех чудес, совершённых Господом через Илию, всё равно поклялась убить его. Он бежал не от страха смерти, он бежал от безысходности, ибо ему казалось, что всё, на что он потратил свою жизнь, прошло тщетно. И говорит он Господу: «И моей души ищут!» А Господь говорит ему: «Не переживай. Ещё есть семь тысяч в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. Ты не знаешь этого, а Я знаю!»

Точно также и в эти страшные периоды тёмного средневековья – от 6 до, практически, 16 века. В этот период, когда за любое отклонение от учения римской церкви человек получал сожигание на костре и объявлялся колдуном или ведьмой, в этот период всё равно были те, которых Иисус называет «прочие, находящиеся в Фиатире».

Мне был задан очень интересный вопрос. Я на него частично ответил, частично нет. Вчера я отвечал о душах убиенных за слово Божье. Мы читали 6 главу книги Откровение, 9 стих, что эти души находятся под жертвенником, а не в раю. Но что они возопиют?

· 10 И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? Откр.6:10.

Вот в этот период пролилось много крови истинно верующих, не желавших покориться Ваалу. Когда мы говорим о христианских мучениках, мы почему-то имеем в виду мучеников только смирнского периода – о мучениках, которых римская языческая власть бросала на съедение диким зверям в цирках, распинала их на крестах, предавала мучениям и избиениям. Но мы не говорим о том, что это происходило всего лишь на протяжении двух столетий. Остальные десять столетий были мученики за веру в Бога, которые пострадали от своих же так называемых «братьев по вере».

Но не всё так мрачно. Периоду мрачного средневековья подходит конец, и начинается период Сардиса. 1517 год. Мы уже говорили об этой дате. Мартин Лютер прибивает к дверям Виттенбергского собора свои 95 тезисов, в которых он высказывает конкретные библейские возражения папской власти против индульгенции. Он выступает против собирания денег с поклонения мощам. И делает самый главный шаг вперёд: он переводит Библию. До этого, на протяжении более тысячи лет, люди не понимали Священное Писание, которое существовало только на латыни. Да, в 4 веке Иероним перевёл Библию с иврита и греческого на язык Римской империи (латынь). Тогда это был язык народа, поэтому этот перевод был назван Вульгатой. «Вульгарный» на латинском означает «народный». Но прошло каких-то 300 лет, и «народный» перевод перестал быть народным, потому что Римская империя начала заселяться германскими племенами, и постепенно начала формироваться новая карта Европы. Постепенно люди перестали понимать, что им читают в церквах. Любые попытки сделать перевод карались костром, и Лютер был первым, кто закончил перевод Библии.

Тогда император священной Римской империи потребовал от князей, в княжествах которых было принято чтение немецкого Нового завета, запретить это. Но князья дали императору протест – против запрета читать Библию на родном языке. Вот откуда происходит слово «протестантизм». Протестант – это человек, который хочет знать истину не от церкви, а из Библии. И в этом существенная разница! Неверующие люди полагают, что если христианин, то, значит, православный. – А я протестант. – А что это значит? – Очень просто. Протестантизм имеет существенное отличие от православия и католицизма в том, что первичным авторитетом для православного или католика является мнение церкви, тогда как первичным авторитетом любого протестанта является Священное Писание.

Именно поэтому Кураев недоволен протестантами и говорит: «Что бы вы ни смотрели в Священном Писании, вы всё равно не имеете права на какие-то действия, потому что в наших руках есть таинство апостольского преемства!» Вот она, проблема. Вот это сардийский период. Однако же, сардис – это полудрагоценный камень. Почему не бриллиант, почему полудрагоценный камень? Посмотрите, что пишет Иоанн Сардису:

· 2 Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Откр.3:2.

В чём дело? Они столько сделали! Они произвели революцию, а Бог говорит: «Дела твои всё равно не совершенны пред Богом». Давайте задумаемся. Я вам приведу один очень простой пример. Скажите, если в каком-то утверждении содержится 90% правды, это утверждение правдивое или ложное? А если 99,999% правды? – Правда может быть только 100%-ной.

Я вырос на Полесье. Полесье – это регион грибов. Но я – отвратительный грибник. Если мне покажут, где маслюки, я собираю маслюки и зеленушки. Но чтобы я нашёл белый гриб… Я ходил с детства с родителями, со знакомыми, но я в жизни не находил белого гриба. Но повезло мне в жизни жениться на заядлой грибнице. Вы мою жену в лес запустите, как она их находит, я понятия не имею! Идем по лесу, она: «Вот, посмотри, красноголовик!» Я всю жизнь в лес ходил, а красноголовик только на картинке видел! Как она их видит? И вот пришли мы на поляну. Она ходит кругами, и – белый гриб, и – белый гриб, и – белый гриб… И всё вокруг одной поляны. Уже вёдер не хватает. Два ведра белых грибов привозим домой моей маме. Моя мама – человек опытный. Она не родилась на Полесье, но она имеет опыт. Она говорит: «Что-то подозрительно, что вы на одной поляне собрали столько белых грибов. Пойду-ка я их покажу соседке». А соседка – женщина опытная. Как только на увидела эти грибы, она как воскликнет: «Яковлевна, чи вы йилы уси грибы?» – «Нет ещё». – «Та выкинь ты их негайно! То е чортячий гриб!»

Знаете, что такое сатанинский гриб? Чем он отличается от бледной поганки? Тем, что если вы съедите бледную поганку и сразу же после этого вызовите скорую помощь, то вас спасут. А если вы съедите сатанинский гриб, то скорая помощь до вас не доедет. А вы знаете, чем отличается белый гриб от сатанинского? А переверните и посмотрите на эту губку, она имеет зеленоватый оттенок. И всего лишь! А так – вылитый белый гриб! Но такой токсичный! В сотни таз токсичнее мухомора. Мухомор не увидеть и не узнать – я не знаю, кем надо быть. Наверное, американцем… А вот попробуйте распознать такую маленькую разницу! Вот столько нужно, лишь чуть-чуть, между жизнью и смертью.

Вы понимаете, почему Сардис – полудрагоценный камень? А потому что полуправды быть не может. Лютер был хороший богослов, но он любил только часть Библии. Мы говорили о том, что Послание Иакова, в котором апостол характеризует закон как зеркало, в котором мы можем видеть себя, Лютер называл «соломенным посланием» и не рекомендовал читать его христианам.

А кто же ещё есть в этом Сардисе?

· 4 Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. Откр.3:4.

Заметьте эти белые одежды. В 6 главе мы прочитали о душах убиенных за слово Божье, которым даны белые одежды. Кстати говоря, если кому-то интересно, буквальны ли эти души или нет… Если душа буквальна, тогда и одежда буквальна. Но мы-то прекрасно знаем, что белая одежда есть символ праведности Иисуса Христа.

Кто противостоял Лютеру? И самое главное, кто во времена Лютера, был убиваем за слово Божие? Для многих из вас это будет неожиданностью, но я всё-таки скажу. Это анабаптисты, которых Лютер ненавидел всей душой. Это были немецкие христиане, которые были названы анабаптистами за то, что они хотели и верили, что крещения младенцев быть не должно. Это – истоки названия «баптисты». Анабаптисты – это немецкие баптисты, баптисты – это британские. Лютер и его последователи топили их в реке Рейн за их убеждения, которые, кстати говоря, состояли не только в том, что недопустимо крещение младенцев. Но было ещё два пункта, по которым Лютер расходился с анабаптистами. Я расскажу более подробно.

Одним из главных оппонентов Мартина Лютера был кардинал по имени Экк. Сохранилось много писем между Лютером и Экком. Между ними был также открытый диспут. Тогда, в этом открытом диспуте, кардинал Экк сказал Лютеру: «Откажись от своего учения 95 тезисов!» Лютер сказал: «Я откажусь, только докажи мне на основании Библии». Экк: «На основании Библии я тебе доказать не могу, но могу на основании учения отцов церкви». Тогда Лютер произносит ключевую фразу, которую исповедуют все протестанты и евангельские христиане. Он говорит ему по-латински: «Sola scriptura!», что означает «Только Писание!» Экк тоже был не глупый человек. Он тогда ему говорит: «А если так, то почему ты, следуя только Писаниям, продолжаешь соблюдать воскресный день, установленный на основании предания, и не меняешь своих взглядов по отношению к субботе? Если ты веришь только Писанию, то в Писании говорится только о субботе, а о воскресном дне ни слова!» Лютер ничего не смог сказать…

Но прошло какое-то время, и лидеры анабаптистов начали писать Лютеру не только о крещении, но и о субботе. Вот откуда идут истоки христианской субботы. Не от адвентистов седьмого дня, проверьте по учебникам истории. Посмотрите на факты. Анабаптисты проповедовали субботу, и за это Лютер их топил в реке Рейн и отрубал им головы. И они вынуждены были бежать, бежать сюда, и здесь искать свободу богопоклонения. Ибо у анабаптистов был ещё и третий принцип, которым они руководствовались. Этот принцип назывался просто: Отделение церкви от государства. Никакое государство не имеет право руководить совестью человека.

Сегодня эта идея очень популярна. Эта идея популярна тем, что в этой стране сейчас происходит страшное распутство, и люди говорят: «Где же государство, где же закон?» Но давайте задумаемся. М.С.Горбачёв имел хорошие намерения, когда хотел избавить советских граждан от алкоголизма. И как у него это получилось? Вы думаете, если государство запретит аборты, а я против абортов, аборт – это убийство, то женщины перестанут подпольно это делать? Никакое государство никогда, кроме Государства, где Царём будет Иисус, не в состоянии диктовать совести человека. Только Святой Дух и изменение сердца человека могут наставить его на всякую истину. Но когда государство соединяется с церковью, лютеранская церковь стала как католическая. Когда люди продолжали исследовать Священное Писание и открывали истины, которые шли дальше, чем то, что открыл Лютер, государство стало для них аппаратом насилия и принесло им смерть.

Вот почему следующий период развития церкви является хорошим. Это – Филадельфия (братская любовь). Это не только крупнейший город в штате Пенсильвания. Но, кстати говоря, крупнейший город в штате Пенсильвания получил своё название благодаря определённым историческим процессам, обеспечившим в этой стране ту свободу богопоклонения, которой мы сейчас наслаждаемся. Когда появлялись первые колонии, было много протестантов. Были пресвитериане, методисты, квакеры… И каждый новый штат… В образовании Соединённых Штатов Америки, особенно северо-восточных штатов, – это история мини-государства-церкви. Если во всей Европе в средние века был католицизм, то здесь появляется штат Нью-гемпшир – это квакеры, штат Массачусетс – это пресвитерианцы… Для католиков выбрали специально Мэриленд, чтобы там только католики жили. Одни, кто не имел штата, одна церковь, не имевшая штата в истории США, была баптистская церковь. Потому что баптисты были единственными из протестантов, которые не верили, что новые колонии должны стать такими мини-государствами, каждое из которых должно иметь собственную религию. Поэтому они были во всех штатах, во всех штатах они были вне закона и во всех штатах их лидеры сидели в тюрьмах.

Но наступил период независимости, и нужно было принимать конституцию. А во всех штатах баптистов было очень много. А их лидеры были в тюрьмах! И тогда отцы американской конституции, в том числе Бенджамин Франклин, встретились с сидящими в тюрьме баптистскими лидерами и спросили: «Что мы должны сделать для вас, чтобы ваши люди всё-таки проголосовали за конституцию?» – «Объявите свободу!» Так появилась первая поправка к конституции, объявляющая о свободе собраний, свободе высказываний и о свободе богопоклоения. Первый штат, который позволил всем религиозным группам проживать в нём, был штат Пенсильвания. Его губернатор объявил о том, что в его штате ни одна деноминация не будет доминировать или преследоваться.

Вот почему этот период называется Филадельфией. Вот что происходит в конце 18 в. В этот период также происходят интересные события. В церквах происходят деления. Я вам расскажу об одном интересном факте, связанном с проблемой христианской субботы. Эти сведения можно получить из исторических книг, которые написаны профессорами так называемой «церкви Христа». Речь идёт об одном известном христианском мыслителе, его звали Александр Кембл. Он родился в Шотландии и был пресвитерианским лидером. Когда он приехал в Америку, ему была открыта истина о крещении во взрослом возрасте через полное погружение в воду, и он с многими своими последователями присоединился к баптистской церкви. Но спустя 20 лет он покинул баптистскую церковь, организовав очень большую сегодня в Америке деноминацию «церковь Христа». Вот прямая цитата из трудов Александра Кембла:

«На протяжении начала 19 века, в частности в 20-е годы, 60% американских баптистов исповедовали субботу. И поэтому я, Александр Кембл, считаю необходимым отделиться от этой отступившей церкви ради того, чтобы защитить христианское воскресенье.

А как адвентисты узнали о субботе? 1846 год. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк. Баптистская церковь одного из городов имеет пост и молитву о том, что весь мир был просвещён и узнал истину о законе Божьем. Проходит ещё некоторое время, и вдова члена этой церкви по имени Рахиль Оукс переезжает из Лонг-Айленда в небольшой городишко Вашингтон в штате Нью-Гемпшир. А здесь нет никакой другой церкви, кроме адвентистской, которая, кстати говоря, собирается по воскресеньям. Она приходит в эту церковь и слышит проповедь пастора Вилларда, который говорит о праведности, о праведных поступках, о Десяти заповедях. Она подходит к пастору и просит его посетить её. Во время посещения она заявляет: «Дорогой брат, ты лицемер! Ты говоришь о Десяти заповедях, которые сам не соблюдаешь!» Вот так в городе Вашингтон, штат Нью-Гемпшир, образовалась первая церковь адвентистов седьмого дня, благодаря миссионерской работе этой скромной женщины из баптистской церкви.

Если хотите, проверьте эти факты, посмотрите исторические книги, спросите церковных руководителей. Эти факты есть в интернете, они есть во многих трудах. Это история христианства. Вопрос заключается в том, что же тогда за последняя церковь? Давайте посмотрим.

Лаодикия – с греческого переводится как «народ суда». Почему это народ суда? Потому что у этой церкви есть определённая миссия. Конечно же, кто-то может сказать: «Это церковь, которая «ни холоден, ни горяч». Всем церквам Господь говорит определённую весть обличения. Но у этой церкви есть важная и серьёзная миссия. Кстати, вот посмотрите: развалины Лаодикии (слайд).

Что такое «ни холоден, ни горяч»? Это пассивность, характерная для сегодняшних христиан, характерная для христианства последнего времени. Но у Господа есть определённая задача. Посмотрите, почему к Лаодикии Господь говорит такие слова. Из желания её осудить или наказать? Нет.

· Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Откр.3:19.

Господь говорит это из любви. У многих, здесь присутствующих, есть дети. Скажите, вы как родители имеете ли ожидания для ваших детей? Вы хотите, чтобы ваши дети оправдали ваши ожидания? Хотите ли вы прикладывать к этому усилия? Иногда они подразумевают дисциплину. Вот о чём говорит Господь. Какие к Лаодикии у Бога есть ожидания? Что это за «народ суда» и что этот народ должен донести? Посмотрите, что говорит нам книга Откровение.

· И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу. Откр.14:6.

Мы знаем, что такое «Евангелие». Евангелие – это весть о смерти и воскресении Иисуса Христа, не правда ли? Это – благая весть. Но давайте посмотрим в этом контексте содержание этого Евангелия. Посмотрите, что говорит Ангел.

· Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его… Откр.14:7.

Вы понимаете, почему Бог к церкви последнего времени, к Лаодикии, очень строг. Потому что наступил час суда Его. Потому что наступило последнее время. Но является ли это концом вести Евангелия? Если мы хотим быть истинными евангельскими христианами, мы должны знать, о чём гласит Евангелие последнего времени.

· … и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Откр.14:7.

Эти слова «поклонитесь Сотворившему» – это какой-то пустой звук? Или Господь ожидает, чтобы мы определённым образом признали Бога Творцом «неба, земли, моря и источников вод»? Определённым образом в этом мире, который называет себя христианским, исповедуя при этом теорию эволюции! Я уже говорил, какой я шок испытал от американской системы образования. Я ехал в христианскую страну, но когда я начал слушать лекции в университете, то эти лекции оказались похлестче атеистической пропаганды, которую мне приходилось слышать на партсобраниях в Советском Союзе.

«Поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод», – обращается сегодня Евангельская весть. Это – весть Евангелия, так об этом пишет Иоанн. Как надо поклониться? Единственная заповедь в законе Божьем, написанная Его собственным перстом, объясняющая, почему её надо соблюдать… А не написано «Не убей – почему?» Итак всем понятно. «Не прелюбодействуй» – Итак всем понятно. Но вот объяснение IV заповеди, которую очень часто считают пустым обрядом, относящимся к храму. Наверное, поэтому сегодня так много христиан ходят в церковь по воскресеньям, а в остальные шесть дней недели преподают теорию эволюции. Но сегодня Бог говорит другое:

· 8 Помни день субботний, чтобы святить его; 9 шесть дней работай и делай всякие дела твои, 10 а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; 11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Исх.20:8-11.

· … и поклонитесь Сотворившему небо и землю, и море и источники вод. Откр.14:7.

Вы видите, как закладываются эти параллели, чтобы мы задумались, как поклониться Творцу и как нам устоять в суде, о котором мы говорили. Всё, что нам нужно, это принадлежать к дому Божьему. Как нам принадлежать к дому Божьему? – Очень просто. Поклониться Творцу так, как Он этого желает.

Вы можете сказать: «Какое же это Евангелие?» Действительно, посмотрите в контексте. Здесь написано, что это вечное Евангелие, и ни слова о смерти и воскресении Иисуса. Знаете почему? Потому что сегодня пойдите по миру и спросите, знают ли люди о том, что Иисус умер и воскрес. Найдите сегодня хотя бы одного человека, который об этом не знает. Найдите в этой стране хотя бы одного человека, который бы не исповедует это – устами.

Вот почему Господь даёт сегодня особую миссию церкви народа суда, церкви, которая возвещает о том, что настало последнее время.

Посмотрите, что происходит в период этой церкви, где находится Господь. У дверей!

· 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20.

У дверей! Чего Он ждёт? Он ждёт, чтобы мы осознали, что это конец. Со всеми, может быть, недостатками, которые есть, но дальше поезд не идёт. Дальше – конец времени: «Се, стою у двери…» Сегодня Иисус стоит у дверей вашего сердца. Сегодня Иисус спрашивает каждого из вас: «Что вы будете делать с той истиной из Священного Писания, которую вы знаете?»

На протяжении многих вечеров мы говорили из Священного Писания, мы показывали вам его неизменные истины. Сегодня вы видите, почему в этом мире есть ещё много церквей. В этом мире есть тоже только семь церквей. Последняя из них – это народ суда, Лаодикия, провозглашающая скорое пришествие Господа Иисуса Христа, провозглашающая весть Евангелия последнего времени, провозглашающая незыблемость Божьих принципов.

Во всех этих церквах, на протяжении всех этих периодов были искренние люди, искавшие и понимавшие истину Божью. Об этом говорит Иоанн. Господь показывает, что в каждом из этих периодов были те, кто имел две важные характеристики и на которых сатана очень зол.

· И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Откр.12:17.

· Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:12.

Соблюдение Божьих заповедей и вера в Иисуса – на протяжении всех этих исторических периодов эти люди были мучениками за имя Христово. Эти люди следовали за Библией, а не за традицией человеческой. Сегодня Господь приглашает всех, сохраняющих заповеди Божьи и имеющих веру в Иисуса, в церковь последнего времени, в церковь народа суда, в церковь, которая провозглашает Евангельскую весть последнего времени, весть погибающему миру – поклониться Сотворившему небо, землю и источники вод.

Я знаю, что в этом зале есть те, которые желают принять такое решение и присоединиться к последней церкви, к церкви последнего времени, и такая возможность у нас есть. Есть возможность заключить завет с Господом через крещение, есть возможность заявить Богу о своей вере. Если вы уже заключали завет с Господом через крещение, то есть возможность обновить завет с Господом через крещение. Эта возможность предоставлена сегодня, потому что Иисус стоит у дверей и стучит в сердце каждого человека.

· 20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20.

Желаете ли вы откликнуться на Его стук и открыть двери вашего сердца? Желаете ли вы сказать Ему: «Господи, я вижу, где есть церковь последнего времени, и я хочу быть там!» Если есть такие из вас, кто желает присоединиться к церкви последнего времени, я хочу, чтобы мы вместе с пастором Владимиром совершили над ними особую молитву. Я хочу пригласить тех из вас, кто желает присоединиться к церкви последнего времени, заключить завет с Господом. Все, кто изъявляет такое желание, мы с пастором Владимиром совершим такую молитву за вас.

Пастор Владимир: Приглашаем всех людей, кто принял это серьёзное решение в прошлые дни, присоединиться к этому важному призыву. Мы приглашаем всех тех, кто желает посвятить свою жизнь Господу и сказать: «Господи, Ты стучал в наше сердце, мы слышали Твой голос!» Приглашаем тебя сейчас к этой сцене для совершения особой молитвы. Приглашаем всех, кто слышит голос Святого Духа, для того, чтобы сказать Господу «Да!»

Мы очень рады решению, которое приняла Светлана, мы рады решению, которое приняла Кристина! Я знаю, что ещё многие молодые люди, находящиеся в зале, которые хотели бы присоединиться к церкви последнего времени. Я знаю, что многие из вас, находясь в своих церквах и приняв когда-то крещение, вы можете сделать шаг вперёд и пойти навстречу Господу, который зовёт вас. Вы можете сказать сегодня Господу «Да, Господи! Ты зовёшь меня, и я готов пойти Тебе навстречу». Кто ещё готов присоединиться к этой группе? Если вы стоите на месте и у вас есть искреннее желание, вы можете на своём месте, где стоите сейчас, сказать: «Да, Господи! Ты знаешь моё сердце. Может быть, у меня сегодня нет смелости, но Ты знаешь, что я там, где стою, посвящаю себя Тебе».

Может быть, вы когда-то заключили завет с Господом, но сейчас вы видите, что нужно сделать ещё один шаг и нужно идти вперёд навстречу Господу, то сделайте это, потому что это голос Святого Духа, который вас зовёт. Мы совершим молитву, и вместе с нами помолится пастор Александр.

Пастор Александр: Всемогущий Господь! Мы благодарны Тебе за решение всех тех, кто либо вышел, либо ещё находится на своих местах, – следовать за Тобой и исполнять Твою волю. Господи, мы просим также о тех, кто колеблется. Духом Твоим Святым помоги принять важное решение присоединиться к Твоей церкви, присоединиться к тому движению, которое ищет истину в Священном Писании. Господи, благослови этих молодых людей, которые приняли решение следовать за Тобой, и помоги всем нам придти к этому последнему дню и принять Тебя в наше сердце, ибо Ты стучишь и ждёшь. Об этом наша молитва во имя славное Твоё. Аминь.

01:45:05

Набор текста – Дмитрий Колокольцев