Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 11945 Все тексты автора Алексей Опарин
Царица и время, вычеркнутые из истории
Еще несколько лет евреи чувствовали себя в Египте как дома, наслаждаясь жизнью в прекрасной земле Гесем, пока не «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» (Исх. 1:8), и который решил истребить Израиль, ставший весьма многочисленным и опасным для него. Это истребление фараон задумал воплотить в жизнь посредством непосильных работ на строительстве городов, которые бы свели людей в могилу. В это бедственное для Израиля время рождается Моисей, чудесным образом попадающий к царскому двору и сыгравший впоследствии судьбоносную роль не только в истории еврейского народа, но и египтян, хананеев, а так же оказав влияние практически на все последующие поколения различных народов, вплоть до нашего времени. Величественная фигура Моисея, жестокий и гордый фараон, рабство Израиля в Египте, наконец, удивительная дочь фараона, усыновившая Моисея. Что современная историческая наука говорит об этой библейской истории, записанной в первых главах книги Исход? Можно ли оживить при помощи археологической лопаты и пожелтевших папирусов героев тех давних лет, взирающих на нас со страниц книги Исход? Если мы возьмем многие книги по истории, изданные в 30-е годы, то увидим, что некоторые имена членов авторского коллектива вымараны специальными чернилами [1]. Люди, носящие эти фамилии, были репрессированы в тот момент, когда книга уже вышла из печати. Однако допустить, чтобы люди читали труды врагов народа, партия тоже не могла. Поэтому и выбрали довольно-таки грубый вариант — вымарывание фамилий. В книгах 70-80 годов, повествующих об истории СССР после смерти Сталина, удивительным образом вообще опускалась фамилия Хрущева, 11 лет возглавлявшего страну [2]. Книги были написаны так, что будто бы его не было вообще! Подобная участь постигла одно время и маршала Жукова Г.К., имя которого умудрились вообще (!) не упомянуть в академически изданных работах о Великой Отечественной войне. Маршал был неугоден Кремлю, и лучший способ борьбы с ним — просто о нем забыть. Вспоминаются слова из «Клима Самгина» Горького: «А был ли мальчик, может быть, мальчика-то и не было?!» Однако впервые такой метод забывания и вычеркивания из истории политических врагов был придуман не в СССР, а на много веков раньше, в Древнем Египте. И это одно из первых в истории политических сведений счетов с умершими противниками относится к временам Моисея и пребывания евреев в стране на Ниле, и посему неминуемо станет темой рассмотрения в данной работе. Итак, после гиксосских династий в Египте приходит к власти XVIII династия. Однако счастливое начало ее правления вскоре было ознаменовано возникшими проблемами в царском семействе, которые по времени совпали, если это, конечно, можно назвать совпадением, с началом гонений фараона Тутмоса I на евреев. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей… Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал им: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Исход 1:8-10, 15-17). Так истребление египетских первенцев «совпало» с трагедией в доме самого фараона, чьи сыновья от царицы Ах-маси, Уаз-маси и Аман-маси неожиданно умирают при жизни отца [3]. Из законных детей, имеющих официально права на престол, у царя осталась только дочь Хатшепсут. Но женщина в понятии египтян не очень годилась на роль фараона, хотя четких законов, отстраняющих женщин от власти не было. Учитывая все это, Тутмос I весьма своеобразно решает проблему. Он завещает престол своему незаконному сыну Тутмосу, которого женит на Хатшепсут, приходящейся ему сестрой. В стране на Ниле с давних пор было установлено положение, согласно которому женитьба на законной дочери фараона давала права на трон Египта. Таким образом, своим решением Тутмос I, во-первых, оставил престол сыну, а именно мужчину египтян хотели видеть своим властелином; во-вторых, придал его власти легитимный характер, женив на сестре, имеющей права на престол. Но новый фараон Тутмос II, не процарствовав и двух лет, умирает еще в совсем молодом возрасте, от внезапно постигшей его болезни, так же, как и его отец, не оставив законного наследника мужского пола. Поначалу престол переходит к его незаконному совсем юному сыну, ставшему фараоном под именем Тутмос III. «Первые годы после смерти родителя он признавался единовластным государем, но затем честолюбивая вдова покойного фараона Хатшепсут оттеснила от управления своего пасынка и племянника. Она забрала в свои руки полноту государственной власти, предоставив ему быть царем лишь по имени. Значение Тутмоса III настолько пало, что сановники считали возможным докладывать или льстить царице, забывая о фараоне… Через некоторое время правительнице стало мало достигнутого, и она провозгласила себя фараоном. Тысячелетним фараоновским званиям были приданы женские окончания, чтобы согласовать их с полом властительницы, что, впрочем, не мешало прилагать их к ней в мужском роде… С помощью храмовых изображений и надписей Хатшепсут старалась уверить подданных в том, что она — законнейший фараон» [4]. В течении более 20 лет длительного правления Хатшепсут, Египет практически не вел ни одной войны. Ее правление было ознаменовано интенсивной строительной деятельностью по всей стране, которая переживает эпоху расцвета науки и культуры. Около 1500 г. до х. э. Хатшепсут умирает, и «Тутмос III, ранее даже не упоминавшийся официально, стал наконец единовластным царем Египта на 22 году своего формального царствования. Яростно преследует он память своей мачехи, уничтожая ее статуи, стесывая ее имена со стен храмов, замуровывая в стены новых сооружений возведенные ею величественные 30-метровые обелиски. Не было пощады и людям из окружения покойной царицы — и ранее умершим, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и еще живым» [5]. Новый фараон делал все, чтобы вообще вычеркнуть для потомков память о своей предшественнице. Ее имя было вычеркнуто из летописей, где вместо ее имени ставились имена Тутмоса I, II или III [6]. Из анналов были вычеркнуты имена всех ее сподвижников, будь-то их никогда и не было. Даже «Куда исчез труп царицы, никто не знает. В ее храме мертвых найден лишь ящичек с набальзамированной печенью» [7]. «В 1989 году американский археолог доктор Дональд П. Райан сделал новое открытие в гробнице KV60, располагающейся в Долине Царей. Там он обнаружил мумию пожилой женщины, лежащей прямо на полу в позе фараона, а так же часть саркофага с накладной мужской бородой. До этого еще в 1906 году в этом месте была обнаружена гробница служанки Хатшепсут. Является ли странная вторая мумия останками Хатшепсут, пока однозначно не установлено» [8]. Поэтому «понадобились усидчивые труды нескольких ученых (и многих десятилетий — прим. А.О.), чтобы воскресить эту царицу, которую царские списки предали забвению» [9]. Но воскресив к жизни эту необыкновенную женщину-фараона, ученые до сих пор не могут восстановить многие события ее правления, к которому относится и необыкновенная политическая карьера Моисея, сообщения о котором в египетских документах так же были вычеркнуты в период Тутмоса III [10], ненавидевшего, как мы уже сказали, все, что было связано с Хатшепсут и ее окружением. И все же несмотря на все старания фараона, история сохранила нам внебиблейские сообщения о Моисее, которые для удобства можно разделить на две большие группы — прямые и косвенные. Но прежде, чем их разобрать, мы сформулируем вначале основные библейские свидетельства об этом человеке.
* Согласно библейской хронологии, Моисей родился около 1529 г. до х. э., в период гонений египтян на евреев. В младенческом возрасте он попадает во дворец к дочери фараона, которой он становится вместо сына (Исх. 2:10).
* При дворе он находится около 40 лет, т. е. до 1489 г. до х. э., когда вследствие убийства египтянина и последовавшего затем гнева фараона был вынужден бежать в Мадиамскую пустыню (Исх. 2:11-15).
* Пробыв в Мадиаме 40 лет, до 1449 г. до х. э., Моисей по Божьему повелению выводит израильтян из Египта.
* Однако недолгое путешествие в Ханаан, вследствие греха иудеев, растягивается на долгие 40 лет.
* Лишь около 1409 г. до х. э. израильские колена вступают в обетованную землю (Нав. 4:1).
* Моисей умирает на границе Ханаана, лишь издали увидев обещанную землю (Втор. 34:1, 5), в возрасте 120 лет (Втор. 34:7).
Теперь посмотрим, как эти данные Библии согласуются с известными на сегодняшний день внебиблейскими свидетельствами, прямыми и косвенными.
Моисей — наследник египетского престола
К прямым сведениям относятся в первую очередь сообщения древнеримского историка I века х. э. Иосифа Флавия. Ввиду их большого объема мы приведем лишь некоторые из них: «У царя была дочь именем Фармуфис. Гуляя по берегу реки и увидев корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить ее ей. Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала ребенка, она полюбила его за его величину и красоту… От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду мо, а спасенных исей. Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени… Ум его развивался несообразно с его возрастом, так как тот соответствовал бы по силе более зрелым годам. Мощь этих способностей обнаруживалась у него уже в раннем детстве, и тогдашние поступки его уже свидетельствовали о том, что в зрелом возрасте он совершит гораздо более необычайные вещи… Не имея собственных детей, Фермуфис ввиду таких его качеств усыновила его. Приведя Моисея однажды к отцу своему, она указала на него, как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына. При этом она сказала отцу: «Взрастив этого чудного обликом и благородного по своему духовному развитию ребенка, которого я столь странным образом получила в дар от реки, я задумала усыновить его и сделать его со временем наследником твоего царства… Затем его воспитывали с большою заботливостью» [11]. Как видим, здесь есть прямые параллели с Писанием, вплоть до деталей. Здесь и спасение Моисея в корзинке (Исх. 2:1-3), нахождение его дочерью фараона (Исх. 2:5-6), а так же то, что кормилицей стала его мать (Исх. 2:7-9; см. полный текст оригинала И. Флавия) и, наконец, его усыновление (Исх. 2:10). Далее историк говорит о намерении дочери фараона (имена Хатшепсут и Фермуфис — филологически тождественны) сделать Моисея наследником престола. Во 2 книге, 10 главе Флавий рассказывает об удачной военной экспедиции египтян, возглавляемых Моисеем в эфиопское царство Мерое. Победе в этой войне Египет был обязан исключительно военным талантам Моисея [12]. Однако египтяне вместо благодарности к «Моисею, почувствовали к нему еще большую ненависть и еще более страстно стремились привести в исполнение свои коварные намерения относительно него, так как боялись, что Моисей ввиду своего успеха задумает совершить государственный переворот в Египте. Ввиду этого они стали советовать царю убить его. Царь и сам по себе уже подумывал об этом, отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти же из страха быть свергнутым им» [13]. Далее говорится, что, проведав о замысле фараона, Моисей бежит в Мадиамскую пустыню [14]. Здесь, помимо подтверждения библейских сообщений о гневе фараона на Моисея и бегстве последнего в Мадиам, историк добавляет ряд фактов, не упоминающихся в Библии, которые, однако, полностью соответствуют ее контексту, а так же помогают лучше понять мотивацию гнева фараона, который не столько был возмущен убийством египтянина (Исх. 2:11-12), сколько хотел использовать этот случай, чтобы расправиться с Моисеем, представляющим для него политическую опасность. Сообщения рассказа Иосифа Флавия о Моисее подтверждаются другими древними авторами и хрониками. Так, сегодня доказано, что дочь фараона Тутмоса I Хатшепсут не имела сына [15]. Во-вторых, при наличии законных наследников престола, ни о какой передаче престола Моисею не могло быть и речи. Но выше мы уже говорили, что как раз эта проблема и была в то время в Египте, где не было кроме Хатшепсут законных наследников трона. А необходимость иметь на престоле фараона-мужчину была весьма ощутимой в те годы. В-третьих, согласно библейской хронологии, Моисей был современником трех фараонов. Первый — при котором он родился и чья дочь усыновила его. Это исторические Тутмос I и Хатшепсут. Далее, фараон, который хотел убить Моисея и от которого он бежал в Мадиам и оставался там 40 лет, вплоть до смерти этого фараона (Исх. 2:23). Это исторический Тутмос III (1500-1449). И, наконец, фараон, при котором происходил Исход Израиля из Египта — это Аменхотеп II. Как видим, события, изложенные в Библии, и исторически, и хронологически подтверждаются историей фараонов XVIII династии. Кстати, одна деталь: Писание в контексте рассказа о Моисее не упоминает о Тутмосе II, и это вполне обоснованно, ибо этот правитель процарствовал всего 2 года, не успев оказать никакого влияния на ход истории.
Дар священного Нила
Теперь рассмотрим ряд косвенных фактов, говорящих о правдивости библейского рассказа. Читая сегодня известия об усыновлении Хатшепсут Моисея, многое кажется не совсем понятным. Так, к примеру, на каком основании спасенный из воды еврейский ребенок, усыновленный дочерью фараона, мог претендовать на престол страны более чем пусть незаконные, но все же родные дети фараона? Но то, что кажется странным сегодня нам, живущим в 2002 году х. э., было весьма понятно для египтян XVI в. до х. э. Ибо для египтян того времени Нил был не просто полноводной рекой, кормящей страну. Это была, в первую очередь, священная река, в которой обитал ее бог Хапи, один из так называемых космических богов Египта [16]. И поэтому все, связанное с Нилом, египтяне объясняли не законами природы, а волей богов. Последние могли наказать страну, устроив небывалый разлив реки или засуху, или, напротив, облагодетельствовать людей хорошим уловом и чистой водой. Не только сама река, но и ее обитатели крокодилы, жабы и бегемоты были священными животными, выступая в представлении египтян как посланцы богов. «Гиппопотам был обожествлен в северо-западной Дельте, в номе Пакремис, а также в Фаюме и Оксиринхе. В Оксиринхе был храм богини Таурт, изображавшейся в виде гиппопотама. Этой богине поклонялись и в других местах» [17]. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина хранятся деревянные дверцы наоса из фиванского некрополя времени Нового царства, с молитвой богине Таурт [18]. «Весьма распространен был культ крокодила, олицетворявшего бога Себека… Верховный крокодил уже в первобытную эпоху содержался при храме главного города области, преданный культу крокодила, будучи окружен величайшим почетом, питаем жертвенными яствами и молитвенно призываем своими почитателями… Умершего крокодила бальзамировали и хоронили — обнаружен целый ряд захоронений священного животного» [19]. Весьма интересный рассказ о культе крокодила приводит древнегреческий географ I в. до х. э. Страбон, когда говорит о своем посещении города Арсинои и храма Себека (по-греч. Сухоса): «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое животное, содержимое в озере и прирученное жрецами. Оно называется Сухом. Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин… пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застаем крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера, и найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» [20]. «Не было отказано и в обожествлении рыб… Оксиринха… и… еще о двух рыбах как об объектах культа… От позднего времени даже сохранились амулеты в виде рыб и даже небольшие гробики для умерших рыб» [21]. Словом, практически все, связанное с Нилом, считалось божественным. Теперь представим себе следующее: царевна Хатшепсут мечтает о сыне, молит об этом богов [22]. И вот, выйдя на берег великого Нила, видит в его священных водах корзинку с ребенком. Здесь уместно отметить, что по замечаниям как древних, так и современных путешественников находиться в водах Нила очень опасно для жизни, что было связано с крокодилами. «Египтянина, как и современного суданца, не могла не поражать и не ужасать страшная хищность крокодила, проявляемая в отношении почти ко всем живым существам, с которыми он в состоянии справиться, начиная с рыб и кончая крупными млекопитающими и человеком, наглая дерзость, обнаруживаемая им в воде даже у самого берега, вблизи человеческих жилищ, хитрость и коварство, с какими он подстерегает добычу, и молниеносная, рассчитанная на верный успех, стремительность, с какою он бросается на нее. Несчастные случаи с животными и людьми — жертвами крокодилов, во множестве отмечаемые современными путешественниками по Судану, в древнем… Египте, несомненно, были заурядным явлением» [23]. Так что тот факт, что корзинка с ребенком безопасно находилась в зарослях тростника никем не тронутая, было вторым свидетельством дара богов на молитву царевны, которые охраняли свой дар от крокодилов. В-третьих, не только у египтян, но, к примеру, и в древней Месопотамии, бог на водах реки часто приносит младенцев, ставших в будущем великими политическими деятелями [24]. И, наконец, последний, четвертый, очень важный момент в религиозных представлениях древних египтян: фараон был не сыном своего земного отца, но непосредственно сыном бога! «Фараон не просто объявляется «сыном Ра», но и в самом деле был рожден царицей от самого бога Ра, представшего в образе фараона. Эта версия о теогамии возникла, несомненно, уже в эпоху Древнего Царства. В знаменитом папирусе Весткар, содержащем сказку о происхождении царей V династии, рассказывается о жреце бога Ра по имени Раусера и его жене Реджедет, которая родила трех мальчиков, но не от своего мужа, жреца, а от самого бога Ра (папирус Вебстер 9, 9-10). Возмужав, они положили начало V династии. От более поздних времен, точнее, от XVII династии до нас дошли храмовые тексты и изображения, четко выражающие эту концепцию. В храме Хатшепсут в Дер-Эль-Бахри сохранились весьма интересные и поучительные изображения и надписи, рассказывающие о рождении женщины-фараона. Как известно, подлинными земными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и его жена, царица Яхмос. Изображения же и сопровождающие их надписи не оставляют ни малейшего сомнения в том, что знаменитая царица считалась официально дочерью царицы Яхмос и бога Амона (в те времена верховного бога Египта, отождествленного с богом Ра). Сопровождаемый богом Тотом, Амон направляется в покой царицы, приняв образ ее земного супруга, фараона Тутмоса I. Божественный аромат, исходящий от него, волнует царицу. Она воспламеняется страстью к богу и отдается ему. Рожденное дитя божественного происхождения — Хатшепсут. Аналогичные изображения и подписи повествуют о рождении в Луксоре фараона Аменхотепа III, земными родителями которого были фараон Тутмос IV и царица Мутемуйя, а «подлинным» отцом — сам бог Амон» [25]. Таким образом, дитя, ниспосланное богами через священные воды Нила, в ответ на молитвы дочери фараона (которая и сама была рождена, в представлении египтян, богом), рассматривался, как законный наследник престола, что и подтверждают изложенные выше сообщения Иосифа Флавия.
Сдавшие нервы Тутмоса III
Выше мы уже писали о том, что с приходом к реальной власти по смерти Хатшепсут Тутмос III приступает к уничтожению какой-либо памяти о своей ненавистной предшественнице. И вновь мы вынуждены признать, что между понятиями древних египтян и нашими существует огромная разница. Так, по нашим меркам вполне естественно выглядит позиция фараона. В приводимых нами выше фактах из недавней истории СССР такой метод борьбы с предшественниками использовался часто. Было это принято и в странах Европы в Среднее и Новое время. Однако то, что стало нормой для нас, было вопиющим в понятии древних египтян. Дело в том, что «поскольку загробная жизнь, в представлении древних египтян, была естественным продолжением жизни земной, а умерший воспринимался как реально существующий, способный к тому же принести вред или, наоборот, оказать помощь своим близким на земле, живые пытались иногда установить контакт с умершими родственниками посредством писем… В письмах излагаются просьбы живых к умершим… Некоторые болезни живых считались следствием злых козней умерших» [26]. Таким образом, умерший человек, а тем более фараон, мог продолжать, в понятии египтян, влиять на события земной истории. К тому же «в Египте с самого древнего времени и до конца египетской культуры верили, что царь — бог» [27]. «Царь — бог при жизни и по смерти… Его божественное достоинство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближающегося к храмовому культу… Имя его не произносилось всуе» [28]. Учитывая все это, мы не находим в истории Египта неуважения к памяти своих предшественников у египетских фараонов. Но Тутмос III грубо нарушает эту традицию. Отметим еще один момент. Тутмос III, уничтожая статуи, обелиски изображения Хатшепсут, преследовал не столько цель уничтожить о ней память, сколько лишить покойную царицу возможности воздействовать на земные дела. Ибо согласно верованиям египтян, умерший фараон может воздействовать на ход земной истории через свои статуи, изображения и т. д. Прекращение отправления культа умершего причиняло, по мнению египтян, покойнику страшные неприятности [29]. Таким образом, начать борьбу с умершей царицей фараона могла подвигнуть только боязнь того, что что-то им сделанное может вызвать гнев и затем месть Хатшепсут. Рассматривая этот вопрос, ученые не могут ответить на него. Ибо ситуации, когда наследником фараона становился его враг, в истории Египта были, но борьбы с умершим при этом не осуществлялось. Если же мы рассмотрим это в контексте Библии, то ситуация получает свое разрешение, ибо Тутмос III не только лишает Моисея власти, но и стремится убить его. Конечно же, такое отношение фараона к любимцу Хатшепсут не могло не вызвать ее гнева. Мы не можем сегодня однозначно констатировать, что именно это было движущей силой Тутмоса III при уничтожении памяти о царице. Однозначно мы можем констатировать, во-первых, то, что подобный акт вандализма был в Египте только один раз в истории. Во-вторых, он грубо нарушал все религиозные представления египтян. И в-третьих, боролся фараон, в первую очередь, с мистической властью покойной царицы. В последние несколько лет были получены многие интересные данные, касающиеся Моисея, как наследника египетского престола. Это и обрывки надписей, якобы говорящие о Моисее и о гробнице, которая, якобы, начала строиться для Моисея, и т. д. [30]. Однако их разбор мы специально не включили в эту книгу, поскольку эти данные требуют дальнейшего анализа. Однако и без них на сегодняшний день уже никто не ставит под сомнение историческую фигуру Моисея. Даже польский атеистический исследователь З. Косидовский, писавший в жесткое время идеологической цензуры, признавал: «Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественные явления не исключают той возможности что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И, следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне» [31]. Признавал историчность Моисея и крупнейший советский историк академик В.В. Струве [32]. Что уж говорить об идеологически незаангажированных крупнейших историках, которые признают библейские сообщения о Моисее [33]. Из древних историков помимо И. Флавия о Моисее пишет крупнейший греческий ученый Страбон (64 до х. э. — 23 х. э.) [34].
В следующей главе мы узнаем о храмах, кирпичах и соломе…
Примечания к 1 главе
[1] См., например: История гражданской войны в СССР. В 2 т. — Л.: ОГИЗ, 1936, т 1, стр. 7.
[2] История СССР. В 2 т. — М.: Высшая школа, 1982, т. 2.
[3] Морэ А. Цари и боги Египта. — М.: Алетейя, 1998, стр. 21.
[4] Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 212.
[5] История Востока, в 6 томах. — М.: Восточная литература РАН, 1997, т. 1, стр. 375.
[6] Перепелкин. Указ. соч., стр. 218.
[7] Церен Э. Библейские холмы. — М.: Правда, 1986, стр. 397.
[8] Египет: земля фараонов. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». — М.: Терра, 1997, стр. 141.
[9] Морэ. Указ. соч., стр. 41.
[10] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 128.
[11] Иосиф Флавий. Иудейские древности. В 2 т. — Минск: Беларусь, 1994, т. 1, книга 2, глава 9, стр. 92-93.
[12] Флавий. Указ. соч., стр. 94-96.
[13] Флавий. Указ. соч., книга 2, глава 11, 1, стр. 96.
[14] Там же, стр. 97.
[15] Перепелкин Ю.Я. Указ. соч., стр. 211.
[16] Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 66.
[17] Коростовцев. Указ. соч., стр. 31.
[18] Тураев Б.А. Дверцы наоса с молитвой Таурт. // Памятники музея изящных искусств имени императора Александра III, в Москве. Выпуск III, М., 1913.
[19] Коростовцев. Указ. соч., стр. 21, 23-24.
[20] Страбон. География. — Л.: 1964, География XVII, 38, 748.
[21] Коростовцев. Указ. соч., стр. 32-33; Kees H. Der Gutterglaube im Alten Agypten. Berlin, 1955, стр. 68.
[22] О большой религиозности царицы см. Перепелкин. Указ. соч., стр. 216-217
[23] Волков И.М. Древнеегипетский бог Себек. — Пг.: 1917, стр. 14-15.
[24] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 139.
[25] Коростовцев. Указ. соч., стр. 214-215.
[26] Коростовцев. Указ. соч., стр. 313.
[27] Тураев Б.А. История Древнего Востока. — Л.: ОГИЗ, 1935, т. 1, стр. 196.
[28] Тураев Б.А. Древний Египет. — СПб.: Нева, Летний сад, 2000, стр. 211.
[29] Коростовцев. Указ. соч., стр. 313.
[30] Новейшие Библейские Археологические Открытия, http://www.lipetsk.ru/~wyatt/
[31] Косидовский. Указ. соч., стр. 139.
[32] Струве В.В. Израиль и Иуда в книге «История Древнего мира». — М.: 1936, т. 1, стр. 340.
[33] Оскар Иегер. Всеобщая история. В 4 т. — СПб.: 1910, т. 1, стр. 29-30; История Востока. В шести томах. — М.: РАН, 1995, т. 1, стр. 140; Грандт М. История Древнего Израиля. — М.: Терра, 1998, стр. 49-50; Дубнов С.М. Краткая история евреев. — СПб.: 1912, часть 1, стр. 29-46; Albright. From the Stone-Age to Christianity. P. 270; «И сказал Господь Моисею…». — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. стр. 10; и т. д. и т. д.
[34] Страбон. География. — Л.: 1964, книга XVI, 2, 35; Донини А. Люди, идолы и боги. — М.: Политиздат, 1966, стр. 169.