Библиотека soteria.ru
У разбитых водоемов
Алексей Опарин
Дата публикации: 06.04.13 Просмотров: 11938 Все тексты автора Алексей Опарин
Кирпичи с соломой
Пожалуй, в библейской археологии немного было городов, которые бы задали больше загадок для исследователей, чем Пифом и Раамсес. Исследуя тайны этих городов, ученые открыли и тайну египетского фараона Рамзеса II, которую он более всего хотел скрыть от своих потомков и последующих поколений, и за разглашение которой в его времена ослушника ждала неминуемая смерть. Итак, обо всем по порядку. С названиями этих городов мы встречаемся в книге Исход, 2 главе, где рассказывается, как фараон решил уничтожить израильтян как нацию непосильным трудом на строительстве городов. «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим, сынам Израилевым, и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его» (Исх. 2:11). Когда же спустя время Моисей сказал фараону, что иудеям необходимо совершить служение Своему Богу, то фараон рассвирепел и приказал: «И сказал фараон: вот, народ в земле сей многочислен, и вы отвлекаете его от работ его. И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы» (Исх. 5:6-12). Итак, сделаем выводы из прочитанного:
* По приказу фараона израильтяне отстраивают города Пифом и Раамсес;
* Библия уточняет, что это были города для запасов;
* Строительство городов шло из кирпичей с использованием соломы;
* Затем вместо соломы стали использовать жниво.
Вторая половина XIX века ознаменовалась началом великих археологических открытий, значительная часть которых находилась в области исследования библейской археологии. Перед изумленным научным миром открылись камни, повествующие о библейских событиях не менее ярко, чем страницы книги. Наконец, пришла очередь и Египта. Развалины Пифома были обнаружены в 1883 году доктором Навилем, а затем дополнительно исследованы в 1908 году Кайлом. В ходе раскопок «здесь были найдены остатки амбаров, а так же и их изображение. Если бы четыре тысячи лет назад существовал закон об изобретениях, то египтяне могли бы заявить эксклюзивные права на амбары, силосные ямы на зерновых фермах Канады и США, которые до сих пор строятся по тому же принципу» [1]. Археологами было так же отмечено, что «город Пифом состоял, по сути дела, из складов провианта и военной амуниции» [2], что полностью подтверждает библейское сообщение о нем, как о городе для запасов. Помимо этого был выяснен еще более примечательный факт. При исследовании строений Пифома установлено, что «в нижних рядах были кирпичи с хорошо обрубанной соломой; в средних рядах было меньше соломы, которая была похожа на стерню, выдернутую с корнем; верхний же ряд кирпичей был совершенно без соломы, только глина. Какое замечательное доказательство событий, описанных в книге Исход!» [3]. Убедившись, что данные, полученные при раскопках Пифома, свидетельствуют о точности библейского рассказа и не имеют каких-либо изъянов для критики, противники историчности Писания обратили свои взоры на другой город — Раамсес, который археологам не удавалось найти. Раз город, упоминаемый в Библии, не найден, значит его и не было, объявили атеисты. Но шло время, и на землю древнего Египта ступила нога страсбургского доктора Пьера Монте, прекрасного ученого и глубоко верующего человека. Профессор был уверен в точности библейского рассказа и несмотря на многочисленные неудачные попытки его предшественников найти Раамсес, он был уверен в своей удаче. Его уверенность подкрепляло наличие ключа к нахождению потерянного города. И этим ключом был стих: «И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем… И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон» (Быт. 47:4, 11). Итак, город Раамсес необходимо искать в земле Гесем. Наконец, в 1929 году, исследовав местность, П. Монте приступает к раскопкам у современной деревни Сан, невдалеке от Порт-Саида. В течение последовавших затем трех лет из-под песка перед миром восстал роскошный древний египетский город Раамсес. Вот как сам Монте описывает его: «Здесь, как и в Фивах, храм и другие сооружения окружала большая кирпичная стена с четырьмя воротами, от которых отходили в каждую сторону света дороги и каналы. Из Асуана, не считаясь ни с трудностями, ни с расстоянием, доставили каменные блоки небывалых размеров для возведения храма… и многочисленных стел и обелисков, которые вытачивали искусные мастера. По сторонам аллей, вымощенных базальтом, стояли друг против друга львы из черного гранита с человеческими лицами и сфинксы из розового гранита. Ворота охраняли лежащие львы. Перед пилонами выстроились группы из двух и трех статуй богов, стоящих и сидящих, многие из которых соперничали с колоссами Фив и превосходили мемфисские. Дворец сверкал, украшенный золотом, лазуритом и бирюзой. Повсюду были цветы. Тщательно возделанные поля пересекались дорогами, обсаженными деревьями» [4]. Была обнаружена, в частности, и прекрасная система канализации [5]. А затем и многочисленнейшие склады, ломящиеся от товаров [6]. Количество найденных складов доктор Монте ставит в один ряд с количеством лавок и домов города [7], что подтверждает сообщения Писания об этих городах, как городах для запасов. И, наконец, в «Раамсесе были проведены археологические раскопки. Обнаруженные там кирпичи частично содержали солому, частично нет»! [8]. Все сделанные открытия в Раамсесе удивительно точно вписывались в библейский рассказ, но практически везде на найденных памятниках города от храма и до амбара на кирпичах стояло имя фараона Рамзеса II (1317-1251), от которого, согласно библейской хронологии, жизнедеятельность Моисея отстояла на 200 лет. Выходило, либо ошибается Библия, относя Моисея к XVI веку, либо к строительству Пифома и Раамсеса евреи не имеют никакого отношения. Вследствие этих открытий ряд ученых библеистов предложили датировать время Моисея и Исхода правлением Рамзеса II. Но «подгонять» Священное Писание под какие-либо открытия никогда не приводило к успеху. Во-первых, благодаря этому дискредитировалась Библия (в данном случае ее хронологическая часть), а во-вторых, рано или поздно все вставало на свои места, спорные вопросы разрешались новыми исследованиями, в результате которых подтверждался первоначальный библейский текст, а «благочестивые подгонщики» оказывались в незавидном положении. Так же произошло и в этом случае. Одновременно во времена Монте на территории Египта работало, как правило, несколько археологических экспедиций. Проводя раскопки и анализируя богатейший материал своих предшественников, «специалисты вначале недоумевали, как же это могло произойти, что везде — на стольких храмах, общественных строениях и других местах они сталкивались с надписью: «Рамзес II». Но когда они несколько повнимательнее исследовали эти постройки, объяснение оказалось простым. Многие из этих строений были возведены за целые века до Рамзеса II. Ублажая свое тщеславие, Рамзес II решил везде вырезать свою монограмму» [9]. «Неутомимый строитель памятников, Рамзес II… оставил о себе больше свидетельств, чем какой-либо другой правитель Египта. Некоторые из них, правда, были им «заимствованы» у других фараонов: он просто сбивал их имена и ставил на их место свое собственное» [10]. В контексте этого была раскрыта и тайна постройки прекрасного Раамсеса, всю славу от которой Рамзес II присвоил себе, став одним из первых в мире плагиаторов. «Рамзес II очень любил Восточную Дельту, колыбель своего рода. Он ценил ее мягкий климат, водные просторы, луга и виноградники, дававшие вино слаще меда. На берегу Танисского рукава, посреди лугов, овеваемых ветрами, стоял Хут-уарет (Аварис) — древний город жрецов, центр культа бога Сетха, а также центр школы художников, возникший в незапамятные времена. Гиксосы превратили его в свою столицу… Рамсес обосновался там сразу же после того, как воздал почести своему отцу, и немедленно начал большие работы, дабы вернуть этому району жизнь и былое благоденствие, а древний город превратить в блестящую царскую резиденцию» [11]. «Рамзес чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте… Авариса, новую столицу — город Раамзес (впоследствии известный как город Танис)» [12]. К тому же новая столица ему подходила как удачный географический плацдарм для покорения Азии [13]. Таким образом, учеными было доказано, что Рамзес II вовсе не был основателем Раамсеса, а лишь восстановил и украсил древний город, имевший самое непосредственное отношение к гиксосам (а значит и к евреям) во время господства которых он был столицей, а затем при Моисее существовал просто как один из городов страны. Пользуясь же тем, что в его окрестностях проживали евреи, фараон Тутмос и заставил их трудиться над его обустройством во времена Моисея, в XVI в. до х. э. Нашло свое полное историческое подтверждение и библейское сообщение о добавлении соломы в кирпичи. Вот что об этом пишет профессор П. Монте: «Работа была монотонной… Нильский ил перемешивали с песком и рубленой соломой. Чтобы смесь получалась однородной, ее смачивали, долго топтали и время от времени переворачивали лопатой. Работник наполнял этой сырой смесью форму доверху, срезал излишек деревянной лопатой, быстро переворачивал форму и осторожно снимал. Кирпич оставляли сохнуть восемь дней, после чего он годился в дело. Формовщики работали преимущественно на берегу водоема. Водоносы подносили им воду. Другие работники срезали на сжатых полях стерню и готовили из нее рубленую солому. Когда фараон потребовал, чтобы сыны Израилевы сами собирали солому, не уменьшая установленной нормы отформованных кирпичей, это сильно ухудшило их и без того нелегкую участь, однако протесты приводили только к тому, что на их спины обрушивались палки надсмотрщиков. Переносили кирпичи на двух одинаковых щитах, подвешенных за коромысло» [14]. Полученные результаты были со временем, хотя и нехотя, приняты в научных кругах стран социалистического лагеря, ученые которого признали: «Благодаря археологическим изысканиям нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение» [15]. «Развалины в восточной Дельте… отождествлены с указываемыми в Библии городами Пифом и Раамзес» [16]. С этими городами, хотя и косвенно, связывается еще несколько красноречивых эпизодов, имевших место во время странствования Израиля по пустыне. Человеческая память, воистину, недолговечна. И потому, забыв вскоре все тяготы нечеловеческого труда в Египте, иудеи продолжали помнить лишь о богатстве и изобилии оставленных в Египте земель, гневно сетуя на Бога, спасшего их. «О, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!» (Исх. 16:3). «…Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок… Кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте» (Числ. 11:4, 5, 18). И действительно земля Гесем отличалась небывалым плодородием. До наших дней сохранилось «Письмо, написанное школьником Пай-Бес его учителю Амен-Эм-Опету: «Я пришел в Пер-Рамсес, любимый Амоном, и увидел, что он прекрасен. Великолепный город, не имеющий соперника. Ра, бог, создавший Фивы, создал и этот город с тем же замыслом. Жить здесь — значит вести великолепную жизнь. Сельское население в изобилии снабжает хорошими вещами. Ежедневно они доставляют свежие продукты и мясо. В их прудах полно рыбы, в их лагунах множество птиц, их луга покрыты зеленой травой, плоды в их прекрасно возделанных садах имеют вкус меда. Их амбары полны ячменя и пшеницы и вздымаются к небу. Там есть лук и лук-порей, а также гранаты, яблоки, маслины и фиги в плодовых садах. Сладкое вино из Кенкема, чей вкус прекрасней меда. У рукава Нила Ши-Хор добывают соль и селитру. Их овцы бродят повсюду, каждый день здесь есть свежая пища и мясо. Люди рады, что могут жить здесь и никто не кричит: «Бог, помоги мне!» Простой народ живет, как великий народ. Приходи! Давай праздновать здесь торжества небес и начала сезонов»» [17]. Как видим, описание впечатлений буквально тождественны, вплоть до мелочей, таких, как восхищение египетским луком (а такую весьма примечательную деталь не сочинишь). Это доказывает, что автор книги Исход писал о том, что видел и пережил сам. Таким образом, в ходе многолетних раскопок было установлено, что города Пифом и Раамсес существовали в XVI в. до х. э. и находились в земле Гесем, где жили иудеи. Одним из главных предназначений городов было складирование запасов (на случай войны или голода), хранившихся в многочисленных амбарах, количество которых во много десятков раз превосходило наличие подобных сооружений в других городах Египта. При исследовании сооружений этих городов было показано, что они построены из кирпичей, часть из которых содержит солому, а часть — нет. Причем кирпичи, содержащие солому, залегают в нижних рядах построек и никогда в верхних. Кирпичи же без соломы лежат либо в верхних ярусах зданий, либо полностью все здание построено из них. И сегодня эти древние кирпичи с соломой и без соломы свидетельствуют о верности библейского слова.
В следующей главе мы узнаем об униженных… богах.
Примечания к 2 главе
[1] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-Пресс, 1998, стр. 129-130.
[2] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 141.
[3] Геллей Г. Библейский словарь. — СПб.: Библия для всех, 1996, стр. 127-128; Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 124.
[4] Монте П. Египет Рамзесов. — Смоленск: Русич, 2000, стр. 20-21.
[5] Там же, стр. 24.
[6] Там же, стр. 21.
[7] Там же, стр. 22.
[8] Бойд Р. Курганы, гробницы, сокровища. — Чехословакия, Свет на Востоке, 1991, стр. 124.
[9] Келлер В. Библия как история. — М.: Крон-пресс, 1998, стр. 130.
[10] Египет: земля фараонов. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». — М.: Терра, 1997, стр. 143.
[11] Монте. Указ. соч., стр. 20.
[12] Косидовский З. Библейские сказания. — М.: Политиздат, 1978, стр. 141.
[13] Там же, стр. 140.
[14] Монте. Указ. соч., стр. 191-192.
[15] Косидовский. Указ. соч., стр. 141.
[16] Крывелев И.А. Раскопки в библейских странах. М.: Советская Россия, 1965, стр. 94.
[17] Келлер. Указ. соч., стр. 131, 132.