Проповедник — это призвание

«… проповедать Евангелие благодати Божией«

(Деян. 20:24).

В начале моих выступлений я хочу сказать о самом главном, о том, что служитель церкви, проповедник — это призвание. Мое служение в церкви длилось более двадцати лет. Я люблю свое служение. Здесь я получил удивительные благословения. Я сознаю это, несмотря на суждения и мнения кого-либо. Я всегда жил ради одного — возвещать благость и любовь Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому и пишу с точки зрения моего опыта, как труженик, долгое время проведший на ниве Божьей. Я хочу поделиться с вами практическими советами и предостережениями, рожденными моими успехами и неудачами. Надеюсь, что эти строки будут читать люди, которые смотрят на работу служителя с миссионерской точки зрения, не тратят свои силы напрасно, готовятся к служению и собираются посетить места, не освещенные истиной Евангелия.

1. Говоря о призвании служителя, чрезвычайно важно отметить, как человек начинает свое служение и что побуждает его к этому. Есть те, кто «входит дверьми», а есть те, кто «перелазит инде». Человек может начать пасторскую деятельность из-за личных интересов, каких-то расчетов, или по совету друзей, не обязательно верующих (мол, прибыльное дело). Он может сделать проповедь своей профессией, приносящей ему доход, или стать проповедником, дабы занять престижную социальную нишу, а может быть и из-за жажды власти или вследствие примитивного популизма. Человек может захотеть стать служителем, предварительно взвесив все «за» и «против», и он приходит к заключению, что это служение предоставит ему сравнительные преимущества перед, скажем, служителями закона, врачами или учеными, торговцами или коммерсантами. Он ставит дело служения на одну ступень со всевозможными мирскими перспективами, и, выбирая его, полагается лишь на свой вкус. Из всего вышесказанного ясно, что кандидат на служение ошибся и вошел не в ту дверь. Его видение — всецело горизонтально, ибо он мыслит, как человек мира сего. Мотивы его амбициозны и желаемой целью является успех. В подобном видении нет истинных, возвышенных мотивов, ничего «возводящего очи к горам». В его жизни нет того страха, который человек может почувствовать лишь при «веянии тихого ветра». Такой человек сам выбирает свое призвание, но Бога нет в его мыслях.

Я глубоко убежден в том, что перед тем, как будущий служитель примет окончательное решение, он должен быть уверен в том, что этого хочет Господь. Зов Вечного должен прозвучать в его душе так же сильно, как звучит колокол, созывающий окрестных жителей на совместную молитву. Кандидат на служение должен быть движим, подобно человеку, скованному таинственными узами. Необходимость давлеет над ним. Его решение — это не предпочтение пасторства чему-либо иному. Когда он принимает решение служить Господу, у него просто нет другого выбора. Для него больше не существует ничего, кроме зова нашего Господа.

Призвание Божие — всецело личный опыт, не имеющий определенных стандартов. Нет такого опыта, который мог бы быть в точности перенят кем-либо. Бог каждого человека призывает по-своему и аналогичных обстоятельств, практически, не существует. Духовный опыт всегда различен, и этим Господь подчеркивает нашу индивидуальность. Духовный опыт нашего призвания обеспечивает нам ту восприимчивость, благодаря которой мы можем слышать голос Божий. Если мы посмотрим на Священное Писание, мы увидим, как порой странно и непонятно Бог призывает человека на Свое служение. Мы видим, как пророк Амос, бедный пастух и скотовод, в уединении размышлял, глядя на пастбища Фекои. Он слышал о том, что беззаконие царит там, где существует изобилие. Изобилие — это рост богатств. Роскошь, как правило, порождает бессердечность. Несправедливость крепнет и «истины нет в них». Амос смотрел на прелести этого мира, как бы со стороны, ибо он был беден. Именно там он услышал зов Божий и увидел Его руку. Для него не было другого выбора. «Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй народу моему Израилю» (Ам. 7:15).

Посмотрите, как отличается от призвания Амоса призвание на пророческое служении Исайи! Исайя был другом царей. Он был другом царского двора, и чувствовал там себя, как дома. Но Бог воззвал к нему. «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…» (Ис. 6:1). Царь Озия был столпом людских надежд. В его силе и суверенитете люди видели твердое основание. Именно тогда, когда этот столп пал, и вместе с ним обрушились надежды всей нации, Господь явил Себя пророку Исайе. Вместо опустевшего трона, Исайя явил израильскому народу святость присутствия Божия. Человеческая сила сокрушена, Божия — пребывает вовек. «В год смерти царя Озии видел я Господа…». Исайя увидел могущественного Бога, с непререкаемым авторитетом подвигающего людей на служение благим целям. Оплакивая падение царя, Исайя услышал, как его зовет Господь: «И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас…?». Один человек был упразднен, другой востребован! Бог воззвал к Исайи, несмотря на нищету его сердца и совести. И Исайя увидел в этом свою судьбу: «Вот я, пошли меня».

Вспомните, как Бог призвал Иеремию! Существуют такие обстоятельства, которые человеческие слабости превращают в твердыни духа. В жизни много туманного и неясного, покрытого завесой непонимания, что при внезапном толчке или смене обстоятельств может превратиться в ясную интуицию, в твердую уверенность, и человек будет пребывать в разуме Божием и исполнять Его волю. Да! Легкая смена обстоятельств, и туман станет видением, а неуверенность изменится в хорошо видимую цель. Я полагаю, что так было и с пророком Иеремией. В его жизни были раздумья, но не было выводов. Мрачные чувства пробуждали в нем чувство никчемности и потерянности. Но однажды, мы не знаем как, в его жизни сместились приоритеты. Смутное рассуждение о том, что было перед его глазами, сменилось пылким осуждением. Он услышал голос Божий, говорящий ему: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:5). Бог, подобно сиянию, затмевающему солнечный свет призвал его на служение. Тем не менее слова Божии были приняты Иеремией с опасением, и, даже можно сказать, неохотно.

Я привел три примера того, как Господь призывает людей на Свое служение. Но эти примеры бесчисленны и непохожи так же, как и люди. Каждый человек призываем Богом по-своему. Никто не может с уверенностью сказать, как Господь призовет его и какими будут признаки этого зова, который может быть легок и незаметен, как быстрый взгляд. Господь сказал: «Я защищу тебя взглядом Моим». Мы едва ли сможем описать то, как Бог руководит нами. Это так незаметно, ненавязчиво. А может быть и так, что воля Божия охватывает нас железной рукой, от которой уже нельзя освободиться. Я думаю, что пророк Исайя не напрасно написал: «Господь сказал мне сильной рукой». Зов Божий привлек молодого пророка сильной рукой, схватившей его, подобно тискам. Он понял, что у него нет другого выбора. Он был исполнен Божественной волей. Долг почил на нем и он обязан был повиноваться. Я думаю, что выражение «сильная рука» подразумевает Божественное повеление, ставящее человека перед выбором.

Я имею в виду следующее. Человек может представить себе свое призвание к служению, как строгое повеление, которому он может и не найти соответствующих причин или объяснений. Он уверен в том, что его заставляют и насильно притягивают к этой работе так же, как нас — земное притяжение. Но когда он хочет оправдать себя, он чувствует, что бредет во тьме. Он знает, что такое «рука Божия», движущая им, но он не в силах дать удовлетворительного объяснения самому факту этого «движения». Я могу сказать, что так было со мной в начале моего пути. Временами я бывал совершенно слеп, понимая вместе с тем, что нахожусь в руках Божиих. Он двигал мною, но не являл Себя. Я был «в узах», но зная, что это рука Божия, я повиновался. «Ты положил руку Свою на меня». Конечно, опыт призвания у всех служителей разный, но в чем-то он однороден. Я могу утверждать одно. Во всех случаях, когда Бог действительно призывает человека на служение, инициатива всегда принадлежит Ему. Это всегда провозглашение Е г о воли. Чувство зависимости от Него такое сильное, что оно не оставляет человеку другого выбора, и подвигает его на духовный подвиг, делая инструментом живого Бога. «Ибо «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Но как призвать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим. 10:13-15). Уверенность в том, что вы посланы — жизненно необходима для полноценного служения. Послушайте, что сказал Господь: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер.23.21). Отсутствие призвания рано или поздно упразднит в служителе чувство ответственности и будет опошлять его служение.

Человек, ставший на путь служения Господу понимает радость своего призвания. На этом пути он будет непрестанно удивляться чудесам Божиим, и это не даст ему привыкнуть к тому, что он — хранитель сокровищницы благодати, знающий «непостижимые богатства Христовы». Ради примера посмотрите на жизнь ап. Павла. Он прожил в любви своего Спасителя, переживал славу своего спасения, радовался плодам своего призвания. Сознание того, что он призван, не потускнело на протяжении всей его жизни. Свет его призвания всегда освещал ему путь. Его работа не утратила своей необходимости, его рука не оскудела, а стезя не потускнела. Он жил и дышал своим призванием. Чем больше умножались его испытания, тем больше славы пребывало на нем. Это непрерывная песнь служения от обращения до смерти звучит и до ныне: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычника неисследимое богатство Христово» (Еф.3.8). «Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа за вас язычников. Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас» (Еф. 3.1-2). «Для которого (свидетельства) я поставлен проповедником и Апостолом — истину говорю во Христе, не лгу — учителем язычников в вере и истине» (1Тим. 2.7). Вы почувствовали священный огонь, пылающий в этих словах? Вы почувствовали его ликующую святую уверенность в своем призвании, уверенность в том, что рука Божия почила на нем? Свежесть духовного опыта была неотъемлемой частью его апостольства, и осознание славы его призвания обогащало его и поддерживало. Если мы утеряли чувство новизны в нашей работе, то мы ничем не отличаемся от заурядных торговцев обычного магазина, привычно рассказывающих о своем товаре.

Я думаю, что вы согласитесь с тем, что все великие проповедники до конца своего земного пути пребывали в сознании величия Божественного призвания.

В свое время я находился под сильным влиянием доктора Дейла, одним из замечательнейших лекторов Йельского университета, и моим предшественником на кафедре в общине городка Каре Лайн. Члены моей церкви очень часто и много рассказывали мне о великих достоинствах и смирении, в котором он проповедовал Евангелие Христово. Они рассказывали, как он временами говорил, как бы с удивлением, что он выбран Богом нести Его истину. Они рассказывали мне, что это было особенно видно во время Вечери Господней, а так же в ситуациях, затрагивавших вопросы руководства. То же самое можно сказать и о другом пасторе, Роберте Мак-Чине. Он жил в Шотландии, и хотя он находился не на такой высокой ступени общества, как доктор Дейл, он всю свою жизнь приносил благословения бесчисленному множеству людей. Близкий друг Мак-Чина, Эндрю Бонар, рассказывал мне с какой удивительной деликатностью проводил свое служение Господу этот человек. Огонь ревности в нем никогда не угасал. Его служение было освящено какими-то особыми отношениями с Господом, Чьи повеления стали для него любимым детищем. Поэтому я и не удивляюсь тому, что написал об этом человеке его друг. «Он с таким благоговением относился к Богу и так искренне служил Ему…, что он готов был всегда. Его светильник всегда горел, и чресла его были препоясаны. Его невнимание ко всему, что не имело цены для Господа было просто поразительным, и он всегда, всегда пребывал в сознании присутствия Божия».

Сознание личной ответственности и чувство новизны нашего призвания будет возвеличивать нас перед Богом до тех пор, пока мы будем просты. Это избавит нас от мелкой и ненужной официальности в мимолетных делах. Это соделает нас истинно великими, волевыми людьми и сохранит нас от растраты драгоценного времени. Эммерсон как-то сказал о том, что человек, чьи обязанности значат для него больше, чем высокомерный и полный достоинства вид, приобретает исполненную достоинства походку и стабильное, величавое поведение. И поэтому проповедники Евангелия, чье служение не высокомерно, будут вести такую жизнь, в которой не будут иметь место легкомыслие и мелочность. «Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое» (Пс. 118:32).

Теперь, если у нас будет сознание того, что наше призвание свято и что нас осенила слава Божия, мы не можем быть слепы. Это великий страшный и святой долг. Мы призваны быть проводниками и защитниками человеческих душ, ведя их «путями мира». Мы должны быть постоянно заняты интересами вечности, которые обращают умы людей к вечным приоритетам, освобождая их от забот, поработивших большую часть человечества. Мы — друзья Жениха, Победителя, уже не свои, но Его, трудящиеся ради Господа, обильно Благословляющего нас, когда мы приводим Ему невесту. Я не удивляюсь тому, что люди отказываются от этого служения, когда видят его славу! Я не могу удивляться страху Божьему в людях. Прислушайтесь к словам Чарльза Кингслея, написанные им в его журнале в расцвете лет, когда он уже был рукоположенным служителем: «Временами моя душа молчаливо ждала благословения Божьего на Его служение, которого, как я надеялся, был достоин. Дни и ночи я молился Господу: «Мой Господь! Если я не достоин, если грехи, уводящие меня от Тебя еще не прощены, если Ты видишь, что я еще не всецело посвящен Тебе, если Тебе угодно обличить меня в слабостях и показать мне силу Твоей святости, о Господи, отвергни меня». Я говорил о том, что не удивлюсь тому, что когда-то моя ревность пройдет, но не молился о том, чтобы это время пришло. Я боялся, в опасном самомнении, потерять яркость славы Божией и обездолить, лишить смысла мое призвание. Страх Божий есть «начало мудрости» и источник жизни.

2. Если пасторское служение настолько свято, ответственно и славно, то как нам правильно понять его назначение, миссию? Существуют ли такие слова, которые освещают его подобно пути, освещенному солнцем? Я полагаю, что такие слова существуют. Когда я стремлюсь вновь обрести сознание величия моего служения, я обращаю свой мысленный взор туда, где наш Господь пребывает в общении со Своим Отцом, и в этом мистическом общении мое призвание определено. «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин. 17:18). Уверенность и безмятежность охватывают меня. Умиротворенность пути Божьего — это спокойствие, царящее на недосягаемых высотах. Это величественно. Слова «…так и…», связывающие два предложения, ставят их на одну ступень, ступень вечную, ступень божественную. Оно ставит призвание галилейского рыбака на одну ступень со спасительной работой Сына Божия.

Предлагаю вам внимательнее посмотреть на эти слова. «Как Ты послал Меня…». Эти слова уводят наши колеблющиеся и ослабевающие мысли в ту невероятную сферу, о которой Господь сказал: «прославь Меня Ты, Отче… славою, которую Я имел прежде бытия мира» (Ин. 17:5). У нас нет таких крыльев, чтобы парить в божественном присутствии этих слов. Нет таких глаз, которыми мы могли бы смотреть на святой огонь этого блаженства. Но мы можем чувствовать и знать то, что не можем выразить словами. Как прекрасно прочувствовать благоговейный страх перед недоказуемым и непостижимым. Как чудно раствориться в безбрежности этих слов: «…славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Подумайте об этом! Это неземные жилища! Это неземное отцовство! Это несказанный свет! Это — присутствие Божие! Херувимы и серафимы, не имея покоя ни днем ни ночью, взывают: «…свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3), таким образом, прославляя искупительное служение Царя Славы! Что может быть более славным, чем это прославление? «… но уничижив Себя Самого…» (Фил. 2:7). Небожители, окружающие его трон, не перестают удивляться. «И Слово стало плотью». Удивительно! Удивительно и страшно! «Как Ты послал Меня в мир».

Теперь о другом. Пришло время, когда Его непостижимая слава стала невидимой. Сын Славы уже не окружен видимыми херувимами и серафимами, быстрыми и чистыми, как свет. Теперь, будучи простым галилеянином, Он окружен несколькими рыбаками совсем не выдающихся способностей и духовных возможностей, робких сердцем, нерешительных в воле, ищущих выгоды для себя более, чем для истины, больных, невежественных и несовершенных, которые вскоре бросят Его и спасутся бегством.

Но Он сказал: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я п о с л а л и х в м и р». Сам факт того, что Господь ставит на одну ступень то, что Его послал Отец и то, что Он посылает в мир Своих учеников, на мой взгляд — чудо из чудес. Удивительно, что это сказано на одном дыхании, одной мыслью, об одних и тех же целях. Что это может значить? Это означает возвеличивание апостольства и прославление христианского служения. Это подразумевает то, что апостольское служение Сына Божия является так же делом ап. Павла, когда он шел в Македонию, Коринф, Афины и Рим. Это говорит о том, что ты в своем служении, а я в своем, можем разделять радость Сына Человеческого. Это прославление апостольской миссии. «Как Ты послал Меня…».

Посему, если мы хотим понять, что такое работа служителя, оценить ее по достоинству и проникнуться ее славой, нам следует внимательно изучать образ, манеру и характер служения нашего Господа. Нам следует очень внимательно следить за тем, чем мы можем руководствоваться, когда решаем внутрицерковные, общественные или какие-либо другие вопросы. Итак, имеем ли мы какое-либо руководство, основывающееся на служении Иисуса Христа? Определил ли Он его для нас? Описал ли? Выразил ли Он его так, чтобы мы могли его понять? Я думаю — да. Однажды Иисус пришел в Назарет в субботний день. Он вошел в синагогу, открыл книгу пророка Исайи и начал читать отрывок, описывающий Его служение, слова, исполнившиеся в Нем Самом. Что это были за слова? — «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук. 4:18-19). Не является ли этот отрывок источником света, освещающим наш путь? Обратите внимание на слова, придающие этому отрывку Священного Писания смысловую нагрузку: «благовествовать», «исцелять», «проповедовать», «отпустить измученных»! Можем ли мы все это выразить одним словом? Существует ли в этих словах единый, все подчиняющий себе смысл? Неужели мы не сможем сказать, что во всех этих словах есть то всеобъемлющее чувство освобождения, ниспосланное нам Богом? Не подразумевают ли они п о с в я щ е н и я? Обратите внимание на слова «помазал Меня». Что значат для нас эти слова? Они значат для нас то, что мы помазаны Господом дать людям понимание благодати Божией, тем, чей разум находится во тьме. «… исцелять… «, значит помочь тем, кто сломлен и согнут неподъемной тяжестью печали и страданий. «… проповедовать пленным освобождение…», — значит дать возможность вкусить свободу рабам. «… отпустить измученных на свободу…», — значит помочь подняться тем, кто бессильно лежал с поломанными крыльями, лишенный сил и растоптанный; «… проповедовать лето Господне благоприятное». Заключительные слова этого отрывка открывают нам дверь в наше время и говорят о том, что милостью Божией есть путь для души от мрака к лучезарному свету всепрощения нашего Небесного Отца. Во всех этих словах красной нитью проходит идея освобождения. Освобождение ума, освобождение сердца и души. Каждое из этих слов раскрывает заржавевшие ворота греха и мы слышим песнь свободы

Предлагаю вам посмотреть на наше служение в свете вышеприведенного отрывка. Это — наше преимущество. Преимущества, даруемые нам Господом — одна сторона «призвания Божия во Христе Иисусе». «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» проповедовать, исцелять, освобождать дух, душу и тело. Да, я думаю, что таким образом мы имеем право отнести к себе эти слова (Лук. 4. 18-19). Миссия посланного определяется миссией Пославшего, и эта миссия — служение освобождения.

Если это действительно так, если мы в состоянии увидеть наше призвание в словах нашего Учителя; тогда как именно нам поступать? Мы можем идти двумя путями: нашим служением Благой Вестью и Благой Вестью нашего служения. Первый путь — миссия служения Евангелия. Наше основное призвание — быть проповедниками Евангелия, и спасения Божия. Это очень выразительное слово — «проповедуйте», снова и снова «проповедуйте», «провозглашайте». Какова же должна быть тематика нашей проповеди? Хотя об этом подробнее мы поговорим позже, тем не менее я скажу, что говорить нам следует о Б о г е. Евангелие этому миру — Сын Божий. Евангелие этому миру — победа над смертью и прощение грехов. Евангелие этому миру — весть о том, что мир пал, плоть подчинена духу, а дни дьявола — сочтены. Евангелие этому миру заключается в том, что существуют тысячи и тысячи засохших корней, и им дана вторая жизнь. Евангелие этому миру принесло весть о том, что жало смерти уже не смертельно. Да, наша первейшая обязанность перед этим миром — нести свет Евангелия. Это — славное служение. Мы идем в мир к мужчинам и женщинам, поломанным жизнью, которые уже не видят в ней смысла. Мы идем к ним, чтобы пестовать их, скорбеть вместе с ними, вместе с ними умирать и разжигать в их душах огонь истины. Мы приносим им весть, подобную маслу для угасшего светильника, подобную глотку свежего воздуха для человека, погруженного в обморок, подобную силе попутного ветра для птицы, уже уставшей лететь — «Слова, что говорю вам, суть дух и жизнь».

Но мы не только проповедуем Евангелие. Мы воплощаем его в нашу жизнь. Наша жизнь — служение словом и делом, самим Евангелием и крестовым походом против греха. Где бы мы не находились, мы воюем с беззаконием, вздымающимся, подобно средневековым замкам. Вокруг нас тюрьмы, где погребены невинность и чистота. Мир порабощен тысячами видов оков, рабств, уз и неволь. И наше служение в мире отражено в словах Спасителя: «Он помазал Меня проповедовать пленным освобождение…», «… так и Я послал их в мир». Слова благодати должны подкрепляться славными деяниями. Евангелие должно подкрепляться свидетельством смелых поступков. Провозвестник должен быть отважен, и проявление силы вести — в его героизме. На проповеднике лежит особая привилегия ответственности за людей и жертвенности. Он исполнен «любви и милосердия», берущими свою силу в искупительной жертве Христа. Благая весть, не подкрепленная благими делами, не спасет нас от беспомощности. Но дух жертвенной любви сделает нас непобедимыми.

Существует много вещей, способных вселить в нас страх. Сами условия нашего призвания могут испугать нас. «Я послал вас, как овец в стаю волков». Возможно ли подобное донкихотство, такой идеализм? Давайте посмотрим на первых проповедников, таких беспомощных и бесстрашных, что их действительно можно сравнить с невинными ягнятами. Эти люди были посланы к волкам, что с точки зрения мира было безнадежным делом. Но их слова остались незыблемы. Наш Наставник говорит тебе и мне: «Я послал вас, как овец в стаю волков» против жестокости, похоти, жадности, безразличия, против всякого греха, против целой армии противников Божиих, противников лютых и беспощадных. Что может нас вдохновить и придать нам уверенности? Я осмелюсь расположить рядышком два отдельных отрывка, чтобы открыть вам секрет нашего призвания: «Как Ты послал Меня в мир…», «Се, Агнец». Господь, посланный в этот жестокий и безразличный мир, был Агнцем Божиим! Агнец пришел к волкам. Сейчас позвольте мне соединить два других отрывка. «… так и Я послал их в мир», и «Я послал вас, как агнцев». Агнец Божий Сам пришел к волкам, и Он же посылает Своих овец в жестокую и разрушительную реальность. Агнец посылает вперед Своих овец.

Как же это произошло? Я обращаюсь к Слову Божьему и читаю: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их» (Откр. 17:14). Читаю далее: «Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод…» (Откр. 7:17). Агнец — победитель. Это не волк, который завоевал мир, но Агнец, и в Его триумфе — торжество Его последователей. Это источник нашего вдохновения. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победи мир» (Ин.16:33). Мы «призваны призванием святым». Наше служение принимается в штыки. На этом пути редко встречаются достаток и легкость. Но в самопожертвованной вере и послушании наше торжество и победа.