Ещё одна буря на море

Проповедь

Евангелие от Марка 6.45-52

«… И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперёд на другую сторону, к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И отпустив их, пошёл на гору помолиться».

Здесь явно что-то произошло, что-то случилось. Непонятны действия Иисуса – заставил учеников отправиться в лодке одних, и остался, чтобы распустить народ. Что же произошло? Давайте заглянем в Библию чуть раньше и посмотрим, что там у них приключилось.

Утомившись после очередной Евангельской программы, Иисус с учениками решили немного отдохнуть, провести лагерное собрание, переменить обстановку, набраться сил для предстоящей работы. Однако им этого сделать не дали. Люди хотели видеть Иисуса, слышать Его голос, Его слова. Люди нуждались в поддержке, исцелении тела и души. Люди искали Иисуса и нашли. Не смог утаиться и на этот раз.

Несмотря на усталость, Иисус и теперь всё прекрасно устроил. Несколько часов чудесного духовного общения, благословенных бесед о земном и небесном. Души людские напитались, разгладились морщины, в глазах засиял отсвет небесных огней. Больные исцелялись и славили Бога. И затем – великолепный ужин на траве – простая, здоровая пища, приправленная впечатлениями о чудесном проявлении силы Божьей. Всё прекрасно, всё замечательно. Наверное, о лучшем и мечтать нельзя. В этот тёплый летний вечер люди почувствовали дыхание Эдема. Это был триумф христианства. Это было исполнение самой заветной мечты каждого. Так всё хорошо и чудесно. Ученики Христа готовы были воскликнуть – «остановись мгновенье, ты прекрасно!». Но что сделать, чтобы эта сказка никогда не кончалась? Конечно же, прямо сейчас сделать Иисуса царём в Иерусалиме. Замечательная идея! Нет никаких сомнений – это Мессия, освободитель, царь Израилев! О Нём все пророки свидетельствуют. И вот он самый удобный момент. В Иерусалиме будет праздник и там… Идея понравилась. Ученики подогревали настроение толпы. Они говорили, что Иисус только из-за скромности не проявляет желания стать царём в Иерусалиме. Нужно идти в Иерусалим, и возвести на престол Того, кто действительно достоин. Предложение было принято почти единогласно.

И вдруг всё испортилось, всё оборвалось. Случилось ужасное. Это было подобно тому, как если во время свадьбы молодожёны попадают в автомобильную аварию. Или в разгар работы церкви, происходит перемещение пастора. Так часто бывает в жизни – серьёзное несчастье происходит именно тогда, когда, казалось, всё так было хорошо, так замечательно, и вот — катастрофа. То, что произошло на берегу Генисаретского озера в тот момент, ученики Христа иначе и назвать не могли – катастрофа. Самое ужасное, что всё испортил их Учитель, Иисус, их надежда, их уже теперь единственная опора в жизни. Тот, ради Которого они оставили в жизни все, и пошли в этот долгий, нелёгкий путь. Он то всё и испортил. Идея о воцарении не понравилась Иисусу. И хотя Он один был против, Его голос оказался решающим. «И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперёд на другую сторону, к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. И отпустив их, пошёл на гору помолиться».

Опустив головы, молча, поплелись ученики к лодке. Такого ещё не было. Никогда послушание Учителю не давалось им с таким трудом. Сердца их разрывались от боли, негодования, обиды. Да, Иисус часто говорил и делал непонятные вещи. Но такой выходки, такой головоломки ученики уже ни понять, ни принять не могли. Идиллия кончилась. Мечты о царстве добра, справедливости, правосудия на земле растаяли. Снова лодка, море, всё как раньше. Почему Иисус так поступил с ними? Кто Он? Может быть тоже очередной обманщик? Раввины называют Его слугой Веельзевула, а вдруг они правы? Они ведь вообще то учёные люди, знающие. Почему Он не освободил из темницы Иоанна? Почему Иисус так не любит фарисеев – может быть потому, что они правду говорят? Почему Он отправил их одних, а сам остался – что Он теперь замышляет? Души учеников всё больше и больше погружались во тьму. Какое то время они гребли молча, налегая на вёсла. Однако души переполненные требовали слов. Начали делиться впечатлениями. Про чудеса уже и забыли. Чудесный ужин, умножение пищи, всё ушло, всё было похоронено под многотонным каменным обвалом обиды. Да, они размышляли о Христе, но, как размышляли! А потом, конечно началась перебранка. Начли обвинять друг друга – кто мог бы да не сделал. Начали искать крайнего.

«Вечером лодка была посредине моря, а Он один на земле» Нигде во вселенной Иисус не был так одинок как на этой несчастной, грешной земле. Он каждый день был с людьми, народ окружал Иисуса постоянно, люди ходили за Ним по пятам и слушали Его, однако душа Его не наполнялась общением. Люди так часто не понимали, отказывались понимать Его. И даже те двенадцать, которые были к Нему ближе всех, теперь там, в лодке и они так далеки…

Иисус стоял на берегу и наблюдал за своими учениками. Он всё видел и слышал. И не только потому, что звук хорошо разносится по воде. Он их сердцем слышал. И сейчас Он будет что-то предпринимать.

Ну вот, только этого ещё не хватало. Буря, как по заказу. Опять вечер, море и опять буря. Всё как в прошлый раз. А они за перепалкой и не заметили, как сгустились тучи. И только тогда, когда рванул ветер, поднялись волны, захлопал парус – тогда обратили внимание на окружающее. А оно ничего хорошего не предвещало. Сразу всё забыли – и несбывшиеся мечты о царстве, и обиду свою и кто крайний. Шторм это уже серьёзно. Уже не до царства. Быть бы живым. Тщетно боролись с волнами и ветром. Берег, который был уже так близко, теперь удалялся всё дальше и дальше. Лодку уносило в море. Стихия разыгралась во всю свою мощь. Волны грозили захлестнуть лодку. Отчаяние овладело людьми.

И в этот момент случилось ещё более ужасное. Ученики вдруг увидели нечто такое, от чего сердца их просто сжались от страха и трепета. Луна, которая вышла из за туч, осветила зловещую, мрачную человеческую фигуру, приближающуюся к ним по волнам. В таинственном лунном свете незнакомец показался им огромным, устрашающим. Он движется прямо на них. Кто, кто это? Люди в лодке уже не могут делать ничего. Они побросали свои вёсла. Они в ужасе. Они кричат. Всё. Это идёт ангел смерти.

И тут они услышали знакомый голос и когда стали различать черты лица узнали Того, Кто приближался к ним. Неужели это Иисус? Однако почему Он идёт мимо? Они уже забыли все свои обиды, страхи, сомнения. Вот Он, их Господин, Спаситель их. Сейчас всё будет хорошо. «Господи, спаси нас, погибаем…»

«Не бойтесь, это Я» Они сразу всё поняли. Всё встало на свои места. Уже ничего не надо было объяснять. Это не ангел – губитель, это Иисус, Который идёт, чтобы спасти их. И шторм, который обрушился на них в море, это на самом деле Божья рука, спасающая их от заблуждения. И трагедия, произошедшая на берегу, это акт Божьего спасения. Это не смерть, это жизнь. Теперь они готовы. Теперь они всё до конца выслушают и поймут. Мокрые, замёрзшие, в зыбкой качающейся лодке – вот такие они были готовы слушать и понимать. Теперь они вне опасности. Там на берегу, когда всё было прекрасно, как им казалось, они подвергались большой опасности, которой никто из них не видел. Минутного блаженства, которое они тогда испытали, показалось им мало. Они захотели вечного счастья и прямо сейчас. Так часто человеческая натура требует всего и сразу. Их заблуждение и невежество затмило им глаза. Они не видели той страшной пропасти, в которую собирались шагнуть. Теперь они прозрели. Всё перевернулось в их сознании, и они чрезвычайно дивились всему, что произошло. Марк всегда так ярко описывает чувства людей и здесь он говорит о высшей степени удивления и даже восторга: «Чрезвычайно удивлялись в себе и дивились». Было чему удивляться.

В тот замечательный летний вечер, когда Христос чудесным образом накормил пять тысяч людей, Он сделал это вовсе не для того, чтобы дать народу возможность сделать Его царём в Израиле. Этого нельзя было делать ни в коем случае. Во-первых, у Бога были другие планы. Он не за этим пришёл на землю. Однажды у Иудеев уже был шанс, через возвеличивание царства Израильского проповедовать миру весть о спасении. Они этот шанс упустили. Время ушло. И теперь только борющаяся, гонимая, христианская церковь могла стать инструментом Божьим в спасении мира. Да, можно было бы поднять народное восстание, провозгласить Иисуса верховным владыкой Израиля. Народ, который видел чудеса Иисуса, Его заботу, любовь к людям, этот народ принял бы Иисуса. Однако к чему это могло привести? Восстание было бы подавлено железной лапой страшного и ужасного зверя. И кто знает, не разделил бы Израиль, как нация, судьбу многих народов, растоптанных и уничтоженных римскими войсками. И мышца Господня не сократилась бы, чтобы спасти восставших против воли Божией. Бог вмешался иначе. Он устранил проблему в зародыше. А они-то горевали и сокрушались по поводу неудачи.

Случается и в нашей жизни такое. Строишь планы, что-то полезное, доброе сделать хочешь. Стремишься к цели, работаешь в поте лица, из кожи вон лезешь, а оно – бац, и всё в одночасье рушится. И такая обида берёт – хотел доброе сделать, людям помочь, почему же Бог так со мной поступил? А кто знает, может быть я тоже на краю пропасти стоял, и с обрыва этого в бездну шагнуть хотел? Может быть, через эти неприятности Бог меня от погибели спас? Может быть, не случись со мной этого несчастья, пришла бы потом другая, и может быть гораздо более серьёзная беда. Так часто наша слепота, наше упорство мешают нам видеть ту гибельную бездну, в которую мы так настойчиво стремимся, прилагая к тому все свои силы, тратим средства, способности. И так часто Бог бывает вынужден уже через неприятности и страдания останавливать нас. И только тогда, когда мы, подобно Его первым ученикам, бросаем вёсла и кричим от ужаса, — потому, что другими словами уже не можем передать своё горе, — только тогда мы начинаем что-то понимать. И наоборот – когда нам кажется, что всё хорошо в жизни, всё идёт как нельзя лучше, именно тогда мы и находимся в опасности. Именно в этот момент мы легче всего подвергаемся искушению. А мы говорим: «Господи, разреши наши проблемы». Своим упорством и слепотой мы вынудили Бога создать нам проблемы, для нашего спасения, а теперь просим удалить этот спасающий инструмент. Вы скажете: «так что же, нам теперь и не молиться о проблемах, чтобы они разрешились?» Отчего же не молиться? Буря на Галилейском море кончилась, когда ученики воззвали к Иисусу, узнав Его. Однако, в конечном счете, это не главное – разрешится проблема или нет. Главное – увидеть во всём этом Божий промысел, Божий путь и идти по нему, не сворачивая уже больше на неверные дорожки и не забегая вперёд Господа.

Мокрые, замёрзшие, всё ещё вздрагивающие, то ли от холода, то ли от пережитого страха, ученики Христа слушали своего Учителя. Теперь они понимали. Теперь они готовы были слушать. Урок пошёл им на пользу. Дальнейшие события покажут – морская закалка была успешной. В решающий момент, когда многие отошли от Христа и уже не ходили с Ним, эти двенадцать нашли в себе силы сказать: «куда нам идти, Ты имеешь глаголы вечной жизни».