Глава 19. Что такое Божий гнев?

«Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность. Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его. Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его» (Иов 5:2—5). В последние годы в повседневной жизни мы все чаще и чаще встречаемся с проявлениями людской злобы, нетерпимости, гнева. Нет, безусловно, эти явления властвуют на земле уже более 6000 лет, но все же, если мы внимательно всмотримся в них, то увидим, что сегодня они имеют свои принципиальные особенности. Так, еще совсем недавно, 20—30 лет назад, не говоря уже о более ранней истории, гнев, нетерпимость имели, если так можно сказать, свое обоснование. Обоснование, разумеется, с человеческой точки зрения. Так пролетариат ненавидел буржуев, потому что они богаты. Знатные фамилии поливали друг друга грязью, потому что боролись за власть. Папство гнало с нечеловеческой злобой реформаторов, потому что они обличали его лжеучения, и т. д. В наши же дни проявления злобы и гнева носят, в основном, немотивированный, даже с человеческой точки зрения, извращенной грехом, характер. Для подтверждения этого достаточно, хотя бы, проанализировать преступность, при анализе которой выясняется, что значительнейший процент преступлений носят немотивированный характер. Типичными примерами этого служат такие случаи, ставшие, к сожалению, сегодня массовыми. Группа молодежи, идя вечером по улице, просто так убила встречного прохожего, которого они видели первый раз и у которого даже ничего не взяли. На вопросы следователей, чем были вызваны эти действия, совершенные ими в трезвом, совершенно осмысленном состоянии, они ответить ничего не смогли. Просто убили, было скучно, не понравилась его одежда, взгляд или походка. А какое проявление гнева и злобы встречает сегодня элементарно сделанное замечание или случайное задевание кого-то в транспорте, или даже просто вопрос о чем-то. С одной стороны, это, вроде бы, мелочи, но ведь именно эти мелочи и наполняют всю нашу жизнь, так отравляя её, приводя к стрессам, к смерти. Некоторые эксперты пытаются объяснить эти немотивированные проявления злобы плохой экономической ситуацией в республиках бывшего СССР. Но, во-первых, эта злоба сегодня встречается и в странах Европы и США. А во-вторых, наша страна переживала куда более тяжелые времена, такие как блокада Ленинграда, Гражданская война, голодоморы 1930-х годов, и тогда всего этого не было. Напротив, горе и нужда тогда объединяли людей. Итак, немотивированное проявление гнева — это первая особенность наших дней. Вторая, не менее примечательная особенность состоит в выявлении основных причин гнева. Исследуя древние летописи, читая жизнеописания великих деятелей истории и сцен из повседневной жизни разных эпох, мы видим, что одной из ведущих причин гнева была борьба за дело, за идеи. Гнев на врагов, обрушивающихся на родную землю, гнев против предателей страны, гнев против лжесвидетелей. Сегодня эти проявления гнева почти ушли в прошлое. Сегодня главная причина гнева состоит в том, что задевают лично меня, мои интересы. При этом высокие идеалы, порядочность уже, к сожалению, устарели. Мы, если так можно сказать, благодушно дремлем, когда бесчестят страну, какие-то принципы, других, но сразу оживаем, когда задевают нас. Мы сразу исходим «праведным» гневом вне зависимости от того, правы мы или нет. Подобное мы наблюдаем, порой, и среди верующих, которые забывают слова Христа: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2:17). Нет, ревность по Доме Божьем, по Его делу уже не беспокоит. Нет гнева против греха, порока. Нет гнева, когда другие незаслуженно обижают твоего брата, это все не интересует, не трогает. Мы предпочитаем не вмешиваться в это. Но зато, когда хотя бы чуть-чуть затрагивают интересы нас самих или наших близких, то мы выступаем сразу. Мы готовы уничтожить всякого, кто делает это. Мы уже не молчим на членских собраниях или в совете. Ведь задели-то нас! Но Христос и апостолы всегда вели себя по иному. Так Моисей проявил гнев, когда увидел грех народа. «Но [Моисей] сказал: это не крик побеждающих и не вопль поражаемых; я слышу голос поющих. Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» (Исх. 32:18—20); Неемия также, когда увидел грех: «И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев. Были такие, которые говорили: нас, сыновей наших и дочерей наших много; и мы желали бы доставать хлеб и кормиться и жить. Были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других. Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился. Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание» (Неем. 5:1—7). Давид, узнав об истории, рассказанной Нафаном: «Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» (2 Цар. 12:5). Они защищали не себя, а других. Мы встречаем Христа, Который с праведным гневом обличает лицемерие духовенства, опрокидывает столы меновщиков в храме, но нигде не читаем, чтобы Он с гневом защищал Себя. Он защищал других и дело Божье. Гнев Божий — это святое негодование на зло (Мк. 3:1—5). Мы же его превратили в проявление плотской натуры, вызванное уязвленным самолюбием, своевольной мстительностью, упрямством. Третьей особенностью, связанной с гневом в наши дни, является отношение к Божьему гневу. Писание говорит и учит нас, что те народы, которые отвергли Божье прощение и спасение, которые закоснели в своих грехах, отдавшись всецело злой силе, постиг гнев Божий, Его Суд. Ассирия, Вавилон, Мидия, Рим испытали это на себе. Недаром Моисей предупреждал и израильский народ, говоря: «Ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли» (Втор. 6:15). Да, люди грешили во все века, но никогда так открыто в людях не был потерян страх Божий. Даже язычники Ниневии трепетали пред Божьим Судом, Его праведным гневом. Порой само понятие Бога, Божьего суда заставляло если и не исправиться, то, по крайней мере, смириться человека. Так в Средние века существовали интересные понятия — Божьего мира и Божьего перемирия. Божий мир — это правило, гарантировавшее покровительство бедным, крестьянам, монахам, нападение на которых каралось отлучением от церкви. Божье перемирие — это правило, по которому во время церковных праздников, воскресенья, на Филипповский и Великий пост и на вторую половину каждой недели запрещалось вести войны, а начатые должны были прекращаться. [Лависс Э. Рамбо А. Эпоха крестовых походов. СПб.: Полигон, АСТ, 1999. С. 76]. В общей сложности, длительность Божьего перемирия должна была продолжаться 254 дня в году. [Пиренн А. Средневековые города Бельгии. СПб.: Евразия, 2001. С. 101]. Эти постановления, принятые на церковных соборах XI века были вызваны постоянными феодальными войнами, бушевавшими тогда в Европе и от которых, кроме рыцарей и феодалов, не выигрывал никто. «Вскоре Божий мир (перемирие) из временного института, каким он был вначале, стал постоянным и вечным» [Пиренн. Указ. соч. С. 101], будучи нарушаем на протяжении веков весьма редко. Итак, люди отказывались брать оружие только в страхе пред гневом Божьим, который постиг бы их за то, что они осквернили бы памятные даты кровопролитием. Безусловно, в этом страхе перед Божьим гневом была не только искренняя любовь и почтение к Господу. В значительной степени присутствовал суеверный ужас. Но в любом случае страх пред Божьим именем был. Ничего даже отдаленно подобного мы не наблюдаем в наши дни новейшей истории, когда сокрушались храмы, убивали священнослужителей, сжигали Библии, высмеивали библейских героев и истории. Ещё ужаснее то, что сегодня осквернение идет, порой, и из недр самой церкви. Так при богослужениях во многих церквях исполняется с целью завлечения молодежи сатанинская рок-музыка, оглашая своими бесовскими ритмами чертоги храмов. В церковных киосках продается вино «Кагор», якобы, для причастия. А внешний вид пришедших на поклонение Богу напоминает более пляжный или клубный. С одной стороны, это деталь, но деталь весьма примечательная, ибо к высокому начальнику в таком виде на прием никто не придет. А к Богу можно! Это отношение поддерживает и укрепляет современная христианская идеология многих церквей, учащая тому, что по Своей сути Бог не способен на суд, Он всех прощает и даже дьявол, в конечном счете, будет прощен. Не важно, как ты живешь, что делаешь, Бог все равно тебя любит и прощает, гнев не присущ Ему. Десятисловный закон отменен на Голгофе и теперь — время полной благодати. Безусловно, человек спасается верой. Но судим он будет не по убеждениям, а по делам. И Библия в целом, и книга Откровение, повествующая о грядущих событиях на земле, много говорит о гневе Божьем. «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр. 6:16—17); «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия» (Откр. 14:19); «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16:1); «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (Откр. 19:15); «И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:9—10). Такова участь нечестивых. Тех, которые отвергли Бога, попрали Его закон, отдали себя в руки злой силе. Но еще больший вопрос возникает тогда, когда мы знаем все это, знаем Истину. Знаем о гневе Божьем, уничтожившем в свое время Содом, Ниневию, Вавилон. Знаем о гневе Божьем, рассеявшем за отступления избранный народ. Знаем о гневе Божьем, который уничтожит нечестивых в конце времени. Знаем, что вызывает гнев Божий: попрание Его Закона, Истины, нелюбовь к ближнему. И вот, зная все это, мы продолжаем сплетничать, клеветать, тайно прелюбодействовать, злорадствовать, прикрываясь внешней маской христианства. Но ведь Бог знает все это. И эта маска не может уберечь нас от Его гнева. И даже, более того, только усилит его. Ибо, как верно отметил еще в XI веке епископ Титмар Мерзебургский, «лицемерная праведность — это не праведность, а двойное нечестие». [Титмар Мерзебургский. Хроника. М.: Русская панорама, 2005. С. 101]. Так о чем же говорить, когда мы, зная, делаем все же это. Не говорит ли это о том, что, забыв о страхе Божьем, мы забываем и о Боге вообще, представляя Его каким-то очень далеким от нас. А может, мы и вовсе потеряли или теряем веру в Него. Безусловно, вера не должна зиждиться на страхе перед Божьим гневом, но, в то же время, мы должны принимать все проявления Бога, одним из которых является и праведный гнев, что мы часто не желаем. Мы не принимаем Бога, как Личность, как истинно Живого Бога. Итак, не стали ли мы верующими атеистами? Верующими атеистами, забывшими о гневе Божьем, но зато культивирующими свой плотской человеческий гнев. Главные отличия и характеристики которых приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика Божьего и человеческого гнева.

 

Признаки

Человеческий гнев

Божий гнев

Вызван

Личной обидой

Нарушением правды, истины

Направлен

Против человека

Против греха

Действует

В основном, скрытно

Открыто

Цель

Погубить

Спасти

Срок действия

Пока человек живет

Пока не исправится человек или как окончательный приговор

Методы

Расправа

Обличение и суд

Итог

Убивает самого гневающегося

Торжество Истины

 

Плотский гнев убивает и делает безумным самого гневающегося (Иов 5:2), во-первых, потому, что отдав себя этому чувству злобы и мести, человек поступает под полный контроль злых сил, которые и ведут его к гибели. А во-вторых, это чувство гнева лишает человека возможности адекватно и критически мыслить, что не позволяет ему вырваться из рук бесов и остановиться перед катастрофическими шагами, куда его те толкают. Недаром говорят, что во гневе человек подобен пьяному. Гнев убивает человека и физически. Ибо во гневе человек переживает страшный стресс. А учитывая, что, как мы видели, это чувство лелеется, порой, годами, то и стресс приобретает хронический характер. Под действием же стресса — перевозбуждается кора больших полушарий мозга, начиная через нервные и гуморальные пути стимулировать выработку различных биологически активных веществ, многие из которых (в частности, адреналин) в больших дозах действуют как яд, и, кроме того, нарушают работу внутренних органов и систем организма, приводя к инфарктам, инсультам, астенизации, неврозам и психозам. Вполне понятно, что детям такого человека уготована незавидная участь (Иов 5:4—5). Анализируя проблему гнева, друг Иова Елифаз Феманитянин поднимает еще один весьма глобальный философский вопрос: «Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда» (Иов 5:6). Всему есть свои причины. Ничто не возникает просто так. И хотя друг Иова ошибся в причине, вызвавшей страдание самого патриарха, но принцип, приведенный им здесь, верен. На пустом месте ничего не вырастает. Здесь невольно вспоминается место из «Собачьего сердца» М. А. Булгакова, где профессор Преображенский, обращаясь к своему ассистенту Борменталю, говорит, что «разруха — это не старуха с клюкой, которая выбила все стекла. Разруха — прежде всего в головах людей!». Есть и интересная поговорка, что каждый доволен своим умом, но не каждый доволен своим состоянием. И действительно, кого мы всегда обвиняем в своих бедах, неудачах, проблемах. Многих…, но не себя. Мы менее всего склонны задумываться над своей духовной жизнью, взаимоотношениях с Господом, Великой борьбе, которая сегодня идет на земле, о страхе Божьем, о котором мы говорили выше. А ведь именно эти факторы как раз, в основном, и предопределяют нашу жизнь. Далеко не у всех проблемы вызваны теми же факторами, что и у Иова. У большинства из нас проблемы вызваны нами самими, нашим неразумием, амбициями, недуховностью, плотским гневом. Мы забываем и другие верные мысли Елифаза: «Он разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5:12—13). Зло всегда рано или поздно терпит крах, и горе нам, если мы сами его приспешники. Великие тираны и деспоты, думающие, что они перехитрили всех и вся, были уловлены своим же лукавством. Зловещий Сталин, создавший тоталитарную бесчеловечную систему, был ею же и убит. Страх, который он сеял во всех, в конечном счете, его и погубил. Ибо охранники, боясь расправы, не смели открыть двери его кабинета, где он беспомощно лежал после случившегося инсульта на полу. Лежал без сил, в моче, лишившись дара говорить. А страх, посеянный им в людях, не позволил им прийти к нему на помощь. Подойти к нему, живому полубогу! А его ближайшие соратники, воспитанные им, убили его по его же законам. Уже упоминаемый нами император Китая Цинь Ши Хуанди пал также жертвой созданной им системы, при которой народ не смел видеть своего правителя. Будда ушел из жизни сокрушенным человеком, причем сокрушило его его же собственное пессимистическое учение, которое он так страстно проповедовал. Соратников Ленина, делавших Революцию 1917 года, убило их же детище в горниле 1930-х годов, как веком ранее голову на эшафот сложили руководители Великой французской революции 1789 года, решившие построить общество без Бога, и это безбожное общество убило, наконец, и их. И так было, фактически, с каждым мудрецом, желающим построить мир без Бога. Рожденная богоотступническая религия, идеология или философия убивала, в первую очередь, практически всегда своего же основателя, сея затем смерть и слезы другим. Эти философы и мудрецы не имели страха Божьего, они не боялись Божьего гнева, создавая свои человеческие теории бытия, опровергающие Библию и ее учение. Таков гнев Божий и гнев человеческий, таковы их плоды. Где будем мы, когда на землю обрушится гнев судов Господних, когда будут излиты чаши гнева, в которых уже не будет милости и прощения? Тогда, когда это будет, изменить что-либо уже не представится возможным. А сегодня, сегодня еще можно, можно каждому из нас сойти с пути греха и плотского гнева. Быть может, схождение с этого пути не будет безболезненным, ибо дьявол не желает выпускать нас, но уход с этого пути — жизнь.