Глава 4. Царь строитель

Вступление

«Царь-завоеватель?» Нет! Ни в записях о своих деяниях, ни в скульптурных барельефах не отражены военные походы и подвиги Навуходоносора II, хотя значительную часть своей жизни он провел в боевой колеснице и совершил немало победоносных походов. Своими победами похвалялись ассирийские цари, но владыка Вавилона не любил вспоминать о них.

«Царь-строитель?» Да! Об этом повествуют надписи на каждой из плит главного проспекта Вавилона — дороги в честь богини Иштар. В его дни кипела работа по возведению дополнительных стен Вавилона, многочисленных храмов и дворцов. Царский дворец последовательно окаймляли три двора, в которых размещались учреждения, слуги и охрана. Тронный зал размером 52 м на 18 м в конце которого под великолепно украшенной аркой возвышался престол мог вместить несколько тысяч человек во время пиров и торжественных церемоний. Набережная реки Евфрат, вымощенная цветными плитами была украшена сверкающими изваяниями и беседками.

Одним из семи чудес света считались сады Симирамиды, устроенные на террасах, где росли редкой красоты деревья и цветы орошаемые искусно выполненными системами водоснабжения и фонтанами.

Над всем городом возвышался семиступенчатый храм-зиккурат, каждый этаж которого был другого цвета. На самой вершине зиккурата был позолоченный храм Мардука. Вавилон купался в лучах солнца и омывался текущими водами Евфрата. Его улицы наполняли толпы горожан одетых в пестрые одежды. По Евфрату плыли корабли и лодки разукрашенные цветными парусами и резными фигурками. Товары со всех концов империи наполняли шумные базары. Многочисленные мастерские снабжали население всеми необходимыми изделиями. Царь и его свита проезжая по главной улице столицы блистали разукрашенными колесницами. Их сопровождала многочисленная сверкающая доспехами охрана. Это были дни расцвета нововавилонской империи.

В те дни и случились события, описанные в четвертой главе. Тревожное сновидение царя нарушило привычный ритм его жизни. Он получил предупреждение от Всевышнего. В богатом Вавилоне на его окраинах в тесных уличках в глинных жилищах ютились бедные люди, — их было мало. Вместо самолюбования и пиров царю следовало вспомнить о их нуждах и прекратить тратить деньги на бесплодные идолослужения. Эта простая истина могла бы продлить мир царя и знатных горожан. Но гордыня ненасытима. Четвертая глава описывает как мгновенно может прерваться человеческая слава. И восстановить ее может только Тот, Кто поставляет и низлагает царей.

Сегодня многие города мира превзошли Вавилон в роскоши. Тысячи голосов провозглашают: «Не этот ли мегаполис мы воздвигли для нашей славы, развлечений и комфорта». А сколько забытых и выброшенных на задворки немеют от холода и голода? Кто из роскошествовавших на земле в прошлом унес с собой в могилу богатство? Нет ничего вечного в нашем мире, кроме добродетели. Навуходоносор постиг это после семи лет разлуки со всем, что знал и чем обладал.

4:1. Я, Навуходоносор, спокоен был в доме моем и благоденствовал в чертогах моих.

Домашний покой — это дар милости Божьей, который редко кто ценит. Но вместо того, чтобы благодарить за каждый день мира, люди предаются беспечности, страстям и покоряются суете.

4:2. Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня.

Беспечность — опасное состояние, ибо беда приходит нежданно и человек оказывается застигнутым ею врасплох. Бог, желая уберечь Навуходоносора от разрушительного воздействия гордыни, поселившейся в его душе, в качестве предупреждения посылает ему второй сон.

4:3. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна.

4:4. Тогда пришли тайноведцы, обаятели, Халдеи и гадатели; я рассказал им сон, но они не могли мне объяснить значения его.

И снова царь вызывает к себе мудрецов — всех тайноведцев, обаятелей, халдеев и гадателей.

Тайноведцы (арам. хартумайя) — знатоки священной халдейской письменности;

обаятели (арам. ашарайя) — то же, что астрологи, гадатели по звездам и внутренностям животных;

халдеи (арам. касдайе) — жрецы, также наблюдавшие за движением звезд и на основании этого предсказывавшие судьбы людей;

чародеи (арам. газрайя) — волшебники, употреблявшие для волхования видимые чары[3].

И снова они не могут объяснить рассказанный им сон.

4:5. Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святого Бога; ему рассказал я сон.

Почему царь не пригласил Даниила сразу? Возможно, потому, что он боялся тревожного сообщения. Царю хотелось слышать только добрые вести, которые обычно сообщали ему мудрецы, но он все же стремится узнать верное истолкование сна и потому зовет Даниила.

4:6. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святого Бога и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его.

Царь помнит, что Святой Бог уже однажды открыл ему сон и истолковал его значение. И теперь, в критический момент, когда бессильны его домашние божки, он взывает к истинному Богу.

4:7. Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое.

4:8. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли.

4:9. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть.

4:10. И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святой.

4:11. Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его;

4:12. Но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной.

4:13. Сердце человеческое отнимется от него, и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен.

4:14. Повелением Бодрствующих это определено и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми».

4:15. Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святого Бога в тебе.

Царь подробно излагает сон.

Большое… дерево… до неба — символ царя или царства, который часто используют пророки (Суд. 9:8; Пс. 36:35; Иез. 31:15—18).

Листья его прекрасные, и плодов на нем множество — символы материального благополучия, которое сопутствовало Навуходоносору;

Бодрствующий — единственный случай в Библии, когда Господь назван таким именем, — этим подчеркивается, что Бог внимательно наблюдает за ходом земной жизни всех Своих творений.

Повеление срубить дерево относится не к Вавилону, а к личности царя.

4:16. Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его. Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим значение его!

4:17. Дерево, которое ты видел, которое было большое и крепкое, высотою своею достигало до небес и видимо было по всей земле,

4:18. На котором листья были прекрасные, и множество плодов, и пропитание для всех, под которым обитали звери полевые и в ветвях которого гнездились птицы небесные,

Незримая связь Даниила с живым Богом не прервана: в изумлении Даниил замолкает, не зная, продолжать ли ему, в то время как присутствующие ломают голову в догадках.

Навуходоносор предчувствует угрозу, которая таится в смущении и молчании Даниила, но повелевает ему истолковать сон. Это желание знать Божью весть, пусть даже обличающую, говорит об открытости царя.

4:19. Это — ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твое возросло и достигло до небес, и власть твоя — до краев земли.

4:20. А что царь видел Бодрствующего и Святого, сходящего с небес, Который сказал: «срубите дерево и истребите его, только главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается росою небесною, и с полевыми зверями пусть будет часть его, доколе не пройдут над ним семь времен», —

Здесь определенно сказано, что весть Божья относится к конкретной личности — к царю Навуходоносору. Его постигнет суд Божий, который будет длиться «семь времен», т. е. семь лет.

4:21. То вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя:

4:22. Тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, росою небесною ты будешь орошаем, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет.

Вот участь, которая постигнет царя: его отлучат от людей, как отлучают потерявших рассудок. Он уподобится животному, хотя тело его останется человеческим. Мышление, сознание и воля царя — все это не врожденные качества, а дар Божий. И если они не используются по Божьей воле, то их можно лишиться.

Здесь содержится урок всем правителям мира, (как, впрочем, и всем нам), дабы они чувствовали ответственность за возложенные на них полномочия.

4:23. А что повелено было оставить главный корень дерева, это значит, что царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную.

Конечно, редко с каким царем случалось то, что произошло с Навуходоносором. Однако это послужило к его благу, ибо в итоге он признал и прославил небесное владычество Бога Всевышнего.

4:24. Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой.

Даниил дает совет царю, как избежать беды: через милосердие к бедным — общечеловеческую добродетель, неизменно угодную Богу и известную во все времена всем народам.

4:25. Все это сбылось над царем Навуходоносором.

4:26. По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне,

4:27. Царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!

4:28. Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: «тебе говорят, царь Навуходоносор: царство твое отошло от тебя!

4:29. И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его кому хочет!»

К сожалению, люди очень часто делают неправильный выбор, причем сознательно. Еще год длилось благоденствие царя, но он не смирился перед Богом, и когда его бахвальство услышал Всевышний, приговор Неба был приведен в исполнение.

4:30. Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы.

4:31. По окончании же дней тех я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды.

4:32. И все живущие на земле ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?»

С огромным недоумением и ужасом наблюдали его близкие и царедворцы, как Навуходоносор на четвереньках пополз в сад, где стал мычать и есть траву. Эту болезнь называют «ликантропией» (от греч. люкос — волк, антропос — человек). Другой термин — «боанотропия» (вол-человек). В обоих случаях больными имитируются повадки соответствующих животных.

На Востоке в ту эпоху умопомрачение господина не лишало его законного достояния, к тому же придворные помнили слова Даниила, что Навуходоносор вернется к правлению спустя какое-то время.

4:33. В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось.

4:34. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны, и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо.

Бог вернул здоровье царю, и он принял это как Божий дар, воздав в конце своего царствования славу Царю Небесному.

«Всенародное признание милосердия, доброты и власти Господа стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории»1.