13. Отсеченные рога алтаря

«Провозгласите на кровлях в Азоте и на кровлях в земле Египетской и скажите: соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам. 3:9—10). Самария располагалась на холме, который, в свою очередь, по кругу был окружен целой грядой холмов, возвышающихся над самим городом. Поэтому сама Самария с высоты птичьего полета напоминала сцену амфитеатра, на образные скамьи которого, состоящие из окружающих город холмов, и призывает Бог сесть жителей Азота и Египта и посмотреть на бесчинства, творящиеся в ней. Из истории, и в том числе из Библии, прекрасно известно, что моральный облик филистимлян и египтян того времени являл собой весьма жалкое зрелище. Аморальная религия, жестокие законы создавали для этого духовно-правовую базу. И вот этих людей, язычников, филистимлян и египтян, Бог призывает посмотреть и удивиться бесчинству Самарии. Этим Амос показывает: настолько глубоким было падение израильтян, что это могло вызвать удивление и возмущение у языческих народов. Но в чем же все же были особенности греха израильтян, столь невыгодно отличавшие их от тех же филистимлян и египтян, как известно, не отягощенных моральными принципами? Первая особенность состояла в том, что в отличие от языческих народов, живущих по жестоким государственным законам, защищавшим только богатых, израильтяне имели и никогда открыто не отрицали справедливые правовые законы, данные Моисею на Синае. Законы, защищающие права неимущих, резко ограничивающие и видоизменяющие саму суть рабовладения и делающие ответственными перед законом всех членов общества, вне зависимости

84

от их социального положения. Но эти самые законы Израиль нарушал самым грубейшим образом на государственном уровне. В языческих Египте и Филистии люди трепетали перед нарушением даже несправедливых законов, понимая, что это закон. До нас не дошло, за исключением периодов распада Египта, свидетельств того, чтобы открыто и планомерно попирались государственные законы. В Израиле же это было нормой. Второе отличие греха Израиля состояло в том, что он изменил своему Богу. В древности это расценивалось как самое тяжкое преступление. Трагедией для всех языческих народов было то, когда их враги захватывали статуи их богов и увозили от них. Каждый язычник был готов отдать жизнь за своего бога. Да, безусловно, его вера была суеверной, часто напоминая сделку, но изменить богу было для него немыслимо. Здесь мы можем вспомнить пример неудавшейся реформы египетского фараона XIV века до х. э. Эхнатона, который в ходе религиозной реформы посмел попрать авторитет старых богов Египта. Несмотря на неограниченную власть и божественность фараона, а также его поистине нечеловеческие усилия по внедрению нового культа, народ и страна не приняли их. Мы можем вспомнить здесь и пример нашей Древней Руси, где и спустя 400 лет после Крещения Руси Владимиром население продолжало отправлять языческие обряды, предпочитая смерть предательству идола. Израиль же без всякого внешнего давления предал своего Бога. Это было возмутительным не только в глазах Господа, но даже язычников. Третья причина состояла в вопиющей неблагодарности израильтян своему Богу. Жители Египта, Филистии, Ассирии и Вавилона видели мало хорошего от своих богов. «Внешние формы культа в Ассиро-Вавилонии поражают своей жестокостью, а иногда — отвратительным развратом… Так сохранился отрывок из гимна, где отец, принося в жертву собственного ребенка, говорит, что он приносит голову ребенка за свою собственную голову, его лицо — за свое лицо, его грудь — за свою грудь»1. Отношение богов к людям, согласно языческим мифологиям, было весьма сумбурным, жестоким и корыстным. Они могли мучить людей, истязать для собственного развлечения, помогать им в самых неблаговидных поступках. Как от всего этого отличалось отношение Истинного Бога к Израилю. Сколько великих чудес было сделано Им для Своего народа. Сколько Он терпел этот народ, но на все это израильтяне отвечали черной неблагодарностью. Боги языческих народов существовали лишь

1 Корелин М. Боги Ассиро-вавилонян. В кн. Ассирия, Вавилон, Древние царства Востока. М.: Издательство В. П. Царева, 2002. С. 273.

85

в мифологии, а те чудеса, которые происходили у них, были обусловлены действием злых сил, поклонение которым путем магических и оккультных обрядов было очень развито у всех этих народов1. Они видели от этих демонов лишь зло и проклятие, а от богов — непостоянство и корысть, но они все равно почитали их. Если бы в их жизни были явлены чудеса, подобные тем, что Бог явил Израилю, то они были бы более благодарны, чем народ Самарии, закосневший в своем грехе. Недаром, обращаясь к иудеям, Христос говорил: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иони-ной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12:41—42). Как эти слова Спасителя звучат сегодня грозно и для каждого христианина. Более того, обращаясь к Богоизбранному народу, Христос сказал: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» (Матф. 11:20—24). Иудеи времен Христа не сделали никакого вывода из горькой судьбы израильтян времен Амоса, став в свое время таким же объектом для позора в глазах язычников. Не являемся ли порой подобным позором и мы, как царственное священство, сегодня? Последний ветхозаветный пророк Малахия дает грозное предупреждение: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф. За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона» (Мал. 2:7—9). «Очень редко уровень духовности группы христиан может превзойти уровень духовности ее руководителей. Этот вывод, сделанный на основании жизненных наблюдений, должен привести в трепет и заставить задуматься тех, кто стре-

1 Мухин М. Магия и колдовство у ассиро-вавилонян. В кн. Ассирия. Вавилон. Указ. соч. С. 516-529.

86

мится к руководству. Духовность священников была в глубоком упадке, и их воздействие на народ было разрушительным. Поэтому Бог произнес это слово упрека и предупреждения через Своего пророка Малахию: «Итак, для вас, священники, эта заповедь». Священники, которые должны были оказывать благотворное влияние на людей, вводили их в заблуждение своими действиями и отношением. Бог прогневался на них. Теперь Бог угрожал судом. Если они не послушают Его предупреждение, тогда Он прольет на них Свой гнев. «Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие». Заметьте, что, прежде всего, Бог привлекает священников к ответственности за недостаток благоговения перед Ним и истинного поклонения: «…если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему…». Мы должны быть честными и искренними пред Богом, без чего поклонение лишено смысла. Нет никакого извинения неискренности, и именно в ней заключалась проблема израильских священников. Их служение было позором, а они совершенно этого не понимали и даже пренебрегали им. Их следовало порицать. Как Бог мог судить священников, если они даже не слушали? Двумя способами: 1. Он покажет им, кем они являются на самом деле (2, 2) Он превратит их благословения в проклятия. Кроме жертвоприношений, большой привилегией священников было благословлять людей благословением Аарона: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числа 6, 24—26). Через призывание Его имени Бог обещал благословить людей (Числа 6, 27). Но теперь Бог намеревался сделать все наоборот, чтобы показать этим священникам, что они собой представляют. Вместо благословений, которые люди должны были бы получить через их слова, они будут прокляты. Каждый раз, когда священник будет открывать рот, чтобы благословить людей, Бог наглядно покажет, что они не будут иметь благословения. Бог просто укажет людям, что у этих священников нет связи с Ним. Человек, считающий себя духовным руководителем, в то время как Бог оставил его, находится в самом жалком состоянии. «Вот, Я отниму у вас плечо и помет раскидаю на лица ваши» (2, 3). Этот стих в парафразе может звучать так: «Отходы, обычно сжигаемые вне святилища, Я размажу на лицах ваших». Что Бог имеет в виду? Он хочет сказать, что Он отразит на лицах священников стыд за их преступления перед Богом. Какой сокрушительный суд! Они постыжа-

87Сайт А. А. Опарина

ли Бога своими пренебрежительными действиями — теперь Бог постыдит их! Здесь содержится назидание для духовных руководителей и служителей, проповеди которых стали пустой болтовней, осуждаемой Богом. «Я обращу ваши благословения в проклятия». «Я превращу ваши проповеди в снотворное». Эти слова касаются служителей, которые не указывают путь стаду своим личным примером, но совершенно бездействуют. Собрание относится к ним с пренебрежением. Эти слова касаются учителей воскресных школ и родителей-«христиан», так как даже молодежь может заметить, что их вера — сплошное притворство и лицемерие. По лицам верующих, свидетельствующих о любви Христа, видно, что им недостает радости, и понятно, что у них нет живых взаимоотношений с Богом. Есть христиане, которые вообще не свидетельствуют, потому что они только носят это имя. «Я покажу, кем вы являетесь, — говорит Господь. — Вы не сможете продолжать совершать служение предо Мной равнодушно и неблагоговейно, надеясь, что все будет в порядке. Я сделаю вас бессильными. Я сделаю вас посмешищем». Что еще включает в себя суд Божий над этими священниками?

2. Бог уберет их

Начало 3-го стиха в оригинале звучит неоднозначно. Эти слова могут значить, что Бог сделает жен священников бесплодными и, таким образом, колено Левия постепенно исчезнет. Это может значить, что Бог погубит урожай и тогда десятины и приношения, которые являлись главным источником дохода священников, сократятся и они окажутся в крайней нужде. Если они не станут приносить достойных жертв Богу, которые брались из приношений людей и были средством существования священников, то Бог сделает все, чтобы это колено страдало, и страдало жестоко. «Я сделаю вас… униженными пред всем народом». Более того, как обычно выносились отходы от жертвоприношений на место отбросов, так священники будут выброшены туда Богом. «Помет раскидаю на лица ваши, помет праздничных жертв ваших, и выбросят вас вместе с ним». Безумно полагать, что Бог закроет глаза на духовных руководителей, находящихся в недолжном состоянии, и позволит им продолжать служить по-прежнему. Бог избавится от них тем или иным путем. Бог будет судить их. Рассмотрев, что Бог сказал священникам, мы должны осознавать, что Бог будет судить нас за то влияние, которое мы оказываем на других людей. За притворство верующих или притворство руководителей, которые только укрепили предубеждение людей против Божьего народа, согласно которому «церковь полна лицемеров», Бог будет жестоко

судить их. Некоторые люди стали на христианский путь, но потом отвратились, потому что нашлись в церкви люди, которые сбили их с пути. Иисус сказал: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Марка 9, 42)»1. Израильтяне времен Амоса как раз и стали подобными соблазнителями. «Посему так говорит Господь Бог: вот неприятель, и притом вокруг всей земли! он низложит могущество твое, и ограблены будут чертоги твои. Так говорит Господь: как иногда пастух исторгает из пасти львиной две голени или часть уха, так спасены будут сыны Израилевы, сидящие в Самарии в углу постели и в Дамаске на ложе. Слушайте и засвидетельствуйте дому Иакова, говорит Господь Бог, Бог Саваоф. Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь» (Ам. 3:11 —15). В древности, когда зверь нападал на животное в стаде, пастух должен был попытаться вырвать из львиной пасти хотя бы часть животного. Эта часть была нужна пастуху для того, чтобы доказать, что животное действительно растерзано, а не украдено или продано им. Этим самым Амос подчеркивает, что спасен будет лишь малый остаток среди израильтян. Бог через Своего пророка подчеркивает, что очень скоро израильтяне будут наказаны за свои жертвенники в Вефиле, рога которых будут отсечены. Рог в Библии был символом силы, власти, потому отсечь рог — означало лишить силы: «Все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника» (Пс. 74:11); «Отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Господь» (Иер. 48:25). Царь Давид писал: «Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» (Пс. 17:3). Упоминания рогов также являются не случайными. Дело в том, что на жертвеннике при скинии (Исход 27:2; 30:2) были рога, которые помазывали кровью жертвенных животных. При этом спасающийся от преследователей получал право убежища, если успевал схватиться за рога жертвенника (3 Цар. 1:50; 2:28). Потому отсечение рогов жертвенника в Вефиле, сделанного израильтянами (наподобие того, что сделал Моисей), символизировало то, что в глазах Бога грех народа был настолько ве-

1 Бентон Д. Потеря связи с живым Богом. Книга пророка Малахии. Харьков: Издательство Д. Ф. Ткаченко, 2001. С. 43—49.

89Сайт А. А. Опарина —

лик, что Он лишал его возможности просить себе убежище. Амос предсказывает разрушение зимнего и летнего дворцов израильских царей, поражавших современников своими украшениями из слоновой кости1. Тогда для многих эти слова Амоса были не менее кощунственными, подобно тем, которые 700 лет спустя скажет Христос о храме: «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Матф. 24:1—2). Дворцы из слоновой кости были символами могущества и стабильности Израиля, как Иерусалимский храм был символом иудейской нации, свято верившей, что храм, а значит, народ, будет существовать вечно. Эта вера в силу какого бы то ни было предмета всегда была очень сильна в сознании людей. Зловещий пример этому нам может являть и страшное событие в Византии в последний день ее падения, когда тысячи людей ринулись в храм Святой Софии. Вот как эту трагедию описывает современник тех событий 29 мая 1453 года, генуэзский секретарь Дука. «И тогда все женщины и мужчины, монахи и монахини побежали в Великую церковь, неся на руках своих детей и оставив свои дома всякому желающему войти. И можно было видеть, что улица забита, переполнена людьми. Но разве могли все войти в Великую церковь? За много лет до этого слышали они от неких лжепророков, будто бы Город будет сдан туркам, которые ворвутся внутрь с великою силою, учинят резню повсюду и дойдут до колонны великого Константина. После же этого сошедший с неба ангел, неся меч, вручит царство, вместе с мечом, некоему безвестному человеку, который будет стоять в то время у колонны, очень простому и бедному, и скажет ему: «Возьми меч этот и отомсти за народ Господа». Тогда турки обратятся в бегство, а ромеи будут преследовать и разить их, и выгонят их и из Города, и из областей, западных и восточных, вплоть до пределов Персии, до места, называемого «Монодендрий». Памятуя об этом, некоторые побежали и другим советовали бежать. Теперь ромеи решили осуществить то, что было давно задумано, и говорили: «Если мы оставим позади себя колонну Креста, то избежим грядущего Божьего гнева». По этой причине они и побежали в Великую церковь. Итак, этот огромный храм в один час наполнился мужчинами и женщинами; и внизу, и вверху, и в боковых приделах, и во всяком месте стояла толпа бесчисленная. Они заперли двери и стояли, уповая на спасение. О несчастные

1 Райт. Указ. соч. С. 217,219.

ромеи! О жалкие! В храме, который вчера и позавчера вы называли вертепом и жертвенником еретиков и внутрь которого ни один из вас не входил, дабы не оскверниться, потому что внутри его священнодействовали принявшие унию, в этом храме теперь, когда грянул гнев Божий, вы ищете спасительное избавление. Но и обрушившийся справедливый Божий гнев не подвигнул ваши души к миру. Ибо даже в столь великой опасности, если бы ангел сошел с неба и сказал: «Если примете унию и объединение церкви, я выгоню врагов из Города», вы не согласились бы. А если бы и согласились, ложью было бы согласие. Знают это те, кто несколько дней тому назад говорил: «Лучше попасть в руки турок, чем франков». Турки, нападая, убивая и беря в плен, пришли к храму, когда еще не миновал первый час утра, и, обнаружив, что ворота заперты, без промедления разломали их топорами. Когда они, вооруженные мечами, ворвались внутрь и увидели бесчисленную толпу, каждый стал вязать своего пленника, ибо никто не сопротивлялся, но всякий сдавался, как овца. Кто расскажет о случившемся там? Кто расскажет о плаче и криках детей, о вопле и слезах матерей, о рыданиях отцов, — кто расскажет? Какой-то турок отыскивает себе самую миловидную; вот он нашел красивую монахиню, но другой, более сильный, вырывает и уже вяжет ее; причина этой борьбы и пленения — локоны, обнажившиеся груди и сосцы, воздетые в горе руки. Тогда рабыню вязали с госпожой, господина с невольником, архимандрита с привратником, нежных юношей с девами. Девушек, которых не видело солнце, которых едва видел родитель, волокли разбойники; если же они пытались защититься, то их избивали. Ибо грабитель хотел отвести их скорее в безопасное место и, отдав на сохранение, возвратиться и захватить вторую жертву и третью. Насильничали грабители, эти мстители Божий, и в один час все оказались связаны: мужчины — веревками, а женщины — своими платками. И можно было видеть непрерывно выходящие из храма и из святилищ храма ряды, подобные стадам и гуртам овец: пленники плачут, стенают, и никто их не жалеет. Как я мог бы рассказать вам о храме? Что сказал бы или что крикнул? Прилип язык мой к гортани. Не могу я вздохнуть, ибо запечатались уста мои. В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитили украшения, ожерелья и браслеты, а также покров с алтаря. Блестящие лампады — одни портили, другие забирали; золотые, серебряные и из другого ценного материала изготовленные святые сосуды в один момент унесли из священного хранилища, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего там не оставив. Тогда сбылось и сказанное Богом на новом

90

91Сайт А. А. Опарина

Сионе чрез пророка Амоса: «…говорит Господь Бог, Бог Саваоф. Ибо в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его, взыщу и за жертвенники в Вефиле, и отсечены будут роги алтаря, и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и исчезнут домы с украшениями из слоновой кости, и не станет многих домов, говорит Господь». «Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших. Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение, я не приму их и не призрю на благодарственную жертву из тучных тельцов ваших. Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать». «Тогда Господь сказал мне: приспел конец народу моему, Израилю; не буду более прощать ему. Песни чертога в тот день обратятся в рыдание, говорит Господь Бог… Выслушайте это, алчущие поглотить бедных и погубить нищих, — вы, которые говорите: когда-то пройдет новолуние, чтобы нам продавать хлеб, и суббота — чтобы открыть житницы, уменьшить меру, увеличить цену сикля и обманывать неверными весами, чтобы покупать неимущих за серебро…» «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня, и обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши — в плач»1. Да, ни жертвенники, ни храмы не могут спасти человека, тем более, что Бога в них быть и не могло, так как Его учение было попираемо ими. А на что мы уповаем в своей духовной жизни? На Живого Бога, следуя Его закону, или на вефильские алтари, дома из слоновой кости, рога псевдоалтарей?…