7. Воспитание пастора

Ирвин А. Басениц

Подготовка пасторов — один из способов исполнения заповеди учить, данной всем христианам. Три неотъемлемых составляющих этой подготовки: благочестивый характер, знание Библии и навыки служения. Благочестивый характер пастора проявляется в его нравственной жизни, его семье, зрелости и репутации. Важнейшие моменты, связанные со знанием Библии, это лингвистические способности, богословская подготовка и умение ориентироваться в потоке литературы. Развитие навыков для служения предполагает четыре главные составляющие руководство силой убеждения, авторитетное обучение, страстную проповедь и заботу о пастве. При всем при том важно гармонично сочетать академические знания с опытом служения.

Заповедь учить составляет неотъемлемую часть жизни христианина. Дома или в церкви, в учреждении или лично, каждый верующий должен передавать эстафету следующему поколению, и это его священная обязанность. Незадолго до смерти апостол Павел писал Тимофею, своему сыну по вере: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Далее он добавляет: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» (2 Тим. 4:3).

Павел торжественно напоминает Тимофею, что при передаче эстафеты он должен руководствоваться принципами (то есть преподавать учение церкви, ясно определенное в Писании), а не своевольничать. Иначе гово-

ря, нельзя при подготовке к пасторскому служению ориентироваться на спрос и на потребителя, но только на Библию. Пасторское воспитание не может идти на поводу у прихотей паствы235 и не должно слепо ориентироваться на новейшие методики. Доминировать в пасторском обучении должны методы, которые отражают вверенные церкви и ее руководству библейские заповеди. Это — основополагающий принцип, потому что та или иная концепция служения повлияет на подготовку пасторов и в конечном итоге составит ее методологическую основу.

Ставящее ограничения влияние традиции и все возрастающее давление извне оказывают очень сильное воздействие на церковь, что заставляет порой изобретать такие пасторские модели, которые были бы актуальны и увлекательны. Тем не менее семинарии и руководители церкви прежде всего должны обучать тому, что такое пасторство и зачем оно нужно, а не как выполнять эту работу.236 Еще сто лет назад Уорфилд писал: «Заниженная оценка задач служителя неизбежно приведет к недостаточно эффективному обучению… Если же считать задачу пастора очень важной, согласно Писанию, то и подготовка к выполнению этой важной задачи будет более основательной».23

При подготовке пасторов необходимо иметь четкое представление о том, какова библейская роль старейшины и как лучше подготовить человека к ее выполнению. Такой подход не будет пользоваться популярностью, вас начнут обвинять в старомодности и невнимании к веяниям времени. Но именно таким должно быть обучение пасторов — для того, чтобы церковь была здорова.

Подготовка к пасторскому служению — это многогранный длительный процесс, состоящий из различных элементов. Вопреки ожиданиям некоторых семинарских деятелей, трех или четырех лет для него недостаточно. Ведь по сути это — паломничество, которое никогда не закончится, непрекращающийся поиск. Например, этимологически семинария связана с идеей посева. Вот что такое воспитание пастора, в формальной или неформальной обстановке, в семинарии либо в дальнейшей жизни пастора и его Церкви.238 В любой ситуации посев нужно тщательно и систематически поливать, удобрять, пропалывать, подрезать и оберегать. Только тогда появится плод.

Обучение пастора должно включать в себя по меньшей мере три элемента, о которых пишет Павел Тимофею (1 Тим. 4:12-16): благочестивый характер (каким должен быть человек), знание Библии (что он должен знать) и навыки служения (на что он должен быть способен).23‘ Прежде чем начать официально исполнять обязанности пастора, человек должен достичь определенного уровня развития по каждому из этих трех параметров и ревностно стремиться к дальнейшему росту по мере служения.

Благочестивый характер

Дайте мне человека Божьего — одного человека, Вера которого владеет его сознанием,

И я забуду обо всех невзгодах И благословлю имя человечества.

Дайте мне человека Божьего — одного человека, На устах которого пылает небесный огонь,

И я воспламеню самые мрачные сердца Твердой решимостью и чистым желанием.

Дайте мне человека Божьего — одного человека, Одного могущественного пророка Господа,

И я дам вам мир на земле, Завоеванный молитвой, а не мечом.

Дайте мне человека Божьего — одного человека,

Преданного своим видениям,

И я восстановлю разорванную завесу,

И все народы преклонят колени.240

В 1 Тим. 4:7 Павел велит Тимофею «упражнять себя в благочестии». В конце главы он наставляет молодого пастора: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Основной момент служения — это благочестие. Служение проистекает и всегда должно проистекать из благочестивой жизни. Павел понимает важность этой стороны служения: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27; см. также: 1 Тим. 4:8; 6:3; 2 Тим. 2:3-5).

Прекрасное знание Библии и наличие навыков служителя — еще не самое главное для человека, который жаждет стать пастором. Писание придает первостепенное значение благочестивому характеру (1 Тим. 3;

Тит. 1). Именно с благочестия начинается подготовка к этому высокому и святому призванию. Начинать с чего-то другого значит опираться на природные таланты или особенности личности, забывая о том, что пастырь Божьего стада должен опираться на совершенно другой источник силы. Подлинно духовный руководитель обязан реагировать на импульсы Святого Духа, тогда он откроет для себя сокровища Слова, воспламенится огнем страсти и обретет проницательность.

«Духовное руководство требует духовной силы, которой сам человек не обладает. Духовный вождь не может воспитать себя сам. Он способен духовно влиять на других постольку, поскольку в нем и через него работает Дух — и работает в большей степени, чем в тех, кем он руководит».2«

Описание качеств пастора Павел начинает с упоминания о его желании выполнять функции старейшины. Фактически он говорит о несении этого служения с очень сильным желанием (1 Тим. 3:1, epithumeo).2» Опасно, правда, если в основе своей эти честолюбивые помыслы эгоистичны. Тогда их нужно сдерживать и остерегаться. Но страстное желание служить Учителю, не ради власти и не ради престижа, праведно. Стремление к профессиональному престижу все портит, так как основано на нечистых побуждениях (см. Иер. 45:5). Тем не менее жажда служения очищает человека, если он хочет только одного — заниматься делом, к которому призван (Рим. 12:1; Мк. 10:42-44). «Подлинно духовный руководитель интересуется самим служением Богу и ближним, а не выгодами и удовольствиями этой жизни».243

Во времена Павла служение старейшин было трудным и опасным, над ними смеялись, их преследовали. К новозаветному старейшине предъявлялись высокие требования, в том числе требовалась и готовность к самопожертвованию. Таким образом, внушенное Богом желание было и основанием служения, и его мотивацией. «Воистину, в такое время и при таких обстоятельствах можно было только восславить человека, желающего занять эту высокую должность».244

Некоторые сегодня ошибочно считают, что положение христианского руководителя — всего лишь почетная и престижная должность, но если подходить к функциям пастора с библейским отношением, в этих словах есть доля истины. Ни пасторское служение, ни подготовку к нему нельзя считать легкой задачей, поэтому желание быть пастором следует считать преимуществом, оно помогает соискателю выносить трудности и не терять из вида цель.

Благочестивый характер как цель

Говоря о рукоположении молодого пастора, шотландский служитель Роберт Мюррей Макчейн заметил:

Не забывайте о внутренней культуре человека — я имею в виду сердце. Кавалерист как зеницу ока бережет свою саблю, следит, чтобы она не затупилась, аккуратно отчищает каждое пятнышко. Помните: вы — меч Божий, Его орудие — я доверяю Ему избранный сосуд, чтобы тот носил Его имя. Успех в значительной степени зависит от чистоты и совершенства инструмента. Никакие великие таланты Бог не благословляет так, как подражание Христу. Святой служитель — мощнейшее оружие в руке Божьей.245

Широко известно, что поступление в семинарию и отсутствие академических задолженностей не гарантируют успеха последующего служения. Если человек не обладает особыми духовными, моральными и личными качествами, любые его попытки служения и проповеди Благой Вести не приведут ни к чему, кроме трагедии. Таким образом, благочестивый характер становится основанием, на котором покоятся две другие стороны. Без него все обречено на провал.

Хотя благочестие с трудом поддается измерению («человек смотрит на лицо, а ГОСПОДЬ смотрит на сердце», (1 Цар. 16:7), оно все равно должно быть целью, к которой страстно стремится каждый воспитатель и воспитанник. Это краеугольный камень эффективного служения и признак каждого подлинного пастыря.

В чем проявляется благочестивый характер

Воспитание христианских качеств характера и навыков, необходимых для благочестивой жизни, руководства церковью и эффективного служения другим, требует особого внимания. Возрастание в вере должно проявляться в следующих областях:

1. Нравственность (1 Тим. 3:2-3). Основа благочестия во всех сферах жизни — личные моральные нормы. Руководитель должен воспиты вать свои чувства и учиться распознавать добро и зло, дисциплини руя себя и постоянно тренируясь в гимнастическом зале жизни (Евр. 5:14). « Интеллектуальный авангард христианского движения сегод ня, как и в дни ранней церкви, должен стать также авангардом мо ральным. Сейчас, когда понятие дисциплины практически исчезло из церкви, когда пасторы и проповедники оказались жертвами плот ской культуры, мы должны вернуться к истине и целомудрию, живя благочестиво» .24в

2. Семейная жизнь (1 Тим. 3:4-5). Будущий служитель должен придер живаться очень строгих моральных норм в собственной семье. Он

обязан уделять большое внимание своим отношениям с женой и делать все, чтобы «любовию ее услаждаться постоянно» (Пр. 5:19). Воспитание верующих сыновей и дочерей также очень важно. Отдавая себя служению, пастор часто меньше времени проводит со своими детьми, но обязательно надо «воспитывать их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

3. Зрелость (1 Тим .3:6). Зрелость не является даром, с которым рожда ются. Нет, человек обретает ее постепенно, применяя принципы Слова в своей каждодневной жизни.

4. Репутация(1 Тим. 3:7-8). Зрелости учатся в школе жизни, а репута цию человеку помогают обрести благочестивая жизнь, семейная жизнь и зрелость.

Путь к благочестивому характеру

Воспитать в себе благочестивый характер непросто. Не существует единственного пути, который неизбежно ведет к нему. Учитель может подвести вас к воде, но только начать пить вы должны сами. Тем не менее некоторые шаги могут помочь человеку, который хочет серьезно подготовиться к пасторскому служению.

Начать воспитание следует с чтения Слова и размышления над ним. В Писании даются ясные предписания святой жизни. Человек может насыщаться этими заповедями Божьими: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол. 3:16). Есть и другие книги, которые могут стимулировать ваше возрастание в благочестии, например: J. Oswald Sanders, Spiritual Leadership (Moody, 1980); John F. MacArthur, Jr., Keys to Spiritual Growth (Revell, 1976); Richard Mayhue, Spiritual Maturity (Victor, 1992).

Общение с другими благочестивыми людьми и духовными наставниками тоже может способствовать росту, духовной ответственности и зрелости. «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Пр. 27:17). Даже чтение жизнеописаний людей, которых Бог использовал для совершения Своего замысла в прошлом, воспитывает человека и помогает ему увидеть, как действует Бог в жизни отдельного человека и церкви вообще.

Знание Библии

Знание Библии — неотъемлемая часть процесса подготовки. Без этого человек не может воспитать в себе благочестивый характер и тем более не может эффективно служить другим. Sola Scriptura (только Писание) и sola fide (только вера) — принципы, связывающие воедино блоки, из которых строится служение. Цитируя речь С. Миллера, произнесенную в 1812 г. на инаугурации А. Александера как первого профессора Принстонской богословской семинарии, Хэйфман замечает: «Он доказывал, что, помимо благочестия и способностей, призванный к пасторскому служению должен

обладать „компетентностью и знаниями», без которых „ни благочестие, ни таланты не обеспечат хорошей работы»».247

Ни одно движение не сможет оказать влияние на общество, если его вожди невежественны или постоянно ставят под сомнение достоверность и возможность практического применения своих основополагающих документов; справедливо замечание Карла Генри:

Единственной книгой, которую обязан знать ученый XX века, остается Библия; и среди всех великих книг, с которыми полезно ознакомиться, Библия стоит на первом месте… Сегодня церкви ни в чем не нуждаются так, как в воскрешении авторитета Писания, веры в его истинность и возможность его применения во всех областях жизни.248

Не следует недооценивать эту сторону служения. Влияние учителя на учеников огромно, и не только в том, чему он учит, но и в том, как (Лк. 6:40). Следовательно, наставники, преподающие Библию и богословие, должны пройти сквозь фильтр 1 Тим. 3 и Тит. 1, если они хотят эффективно учить других. Готовность наставника к служению и его пасторский опыт жизненно важны для процесса обучения.

Знание Библии как цель

Знание Библии приобретается не для того, чтобы тебя оценили или да-1 ли тебе ученую степень. С эпохи Просвещения и в особенности в последние два столетия все больше внимания уделяется академической стороне, в ущерб библейской и богословской. Многие семинарии и их преподаватели . оказались жертвами академической лихорадки, безуспешно стремясь-1^ произвести впечатление на мир науки и завоевать признание светских коллег.249

Чтобы обрести знание Библии и богословскую мотивацию, необходимо прежде всего руководствоваться желанием лично познать Бога (Флп.» 3:8-10). Пакер пишет:

Если интересоваться богословскими знаниями как таковыми, если занимать- : ся изучением Библии только из желания знать все ответы, это ведет лишь к об- ! манчивому самодовольству… Духовное здоровье невозможно без знания учения; но и знание учения не гарантирует духовного здоровья само по себе, если стремиться к нему из ложных побуждений и с ложными целями… Познавая Бога, мы должны желать следовать за Ним. Именно для этого было дано откровение, именно так мы должны его использовать.250

Из этого желания в свою очередь проистекает стремление точно преподавать Слово Истины (2 Тим. 2:15), умело владеть острым мечом Слова (Еф- 6:17; Евр. 4:12) и исполнять таким образом основы учения Писания, которые когда-то раз и навсегда были даны святым (Иуд. 3).

Области знания Библии

В наше время ведутся споры по поводу того, каким должно быть знание Библии, в особенности в свете последних тенденций «быть современными». Для того чтобы добиться намеченных выше целей, необходимы три важных момента: способность к усвоению языков оригинала, твердые богословские позиции, выработанные в ходе экзегетических усилий, и знакомство с богословским наследием авторов прошлого и современности.

Лингвистические способности. Первый и самый важный из этих шагов — владение начатками языков, на которых вдохновленные Духом авторы писали свои произведения (2 Пет. 1:21). Так как любой перевод — это до некоторой степени толкование, любой воспитатель пасторов должен знать хотя бы основы древнегреческого и древнееврейского. Единственная альтернатива для пастора — изучать и толковать Слово, полагаясь на комментарии, то есть никогда не иметь уверенности в достоверности источника и не иметь возможности разрешить все сомнения. Знание языков оригинала не гарантирует точности, но способствует ей.

Преимущества знания языков безграничны, но приобрести его непросто.

Необходимость (требование) изучать Писание с исторической точки зрения и требование к семинарии, чтобы богословие, этика, миссия, проповедь и пасторская забота были основаны на здравых экзегетических выводах, полученных в результате чтения Библии на языке оригинала и в историческом контексте, многим покажется склонностью к гордыне и элитарному интеллектуализму… Другие посчитают, что это чересчур трудоемкое занятие, ненужный и напрасный труд, в то время как у нас столько серьезных проблем. Тем не менее некоторые утверждают, что такое расписание занятий, в центре которого стоит Писание, наносит удар по уравниловке, которую кое-кто ошибочно сопоставляет с Благой Вестью и нашим дорогим протестантским наследием… Только тем семинариям, которые сумеют убедительно и доходчиво привить своим студентам такие непопулярные убеждения, причем с помощью определенной цер-;• ковной «предварительной подготовки», удастся преодолеть первоначальный шок от столь строгого и старомодного подхода к богословским занятиям.251

Церковь и ее учебные заведения должны преодолеть эти трудности, потому что иначе Библия будет истолковываться субъективно, на основании личных ощущений человека и релятивистского «что-это-значит-для-ме-ня». Если пастыри и учителя не смогут справиться с этой задачей (2 Тим. 2:2) и вновь утвердить (не только на словах, но и на практике) центральное

значение Писания, Божье откровение лишится авторитета и не будет побуждать людей к повиновению.

Богословская позиция. Богословие — это то, что мы узнаем о Боге посредством Его откровения, прежде всего в Писании (особое откровение), а также — в творении (общее откровение). Соответствующая богословская перспектива, то есть фильтр, через который богослов пропускает все, что слышит и читает, состоит из трех компонентов: исторического, библейского и систематического богословия.

Историческое богословие содержит очень ценные сведения о проблемах, спорах, советах и символах веры в церковной истории. Оно показывает, как учение Писания формулировалось и оформлялось в догматах, символах веры и исповеданиях. Мы узнаем о постоянной внутренней борьбе церкви с заблуждениями и ересями, в результате которой возникали все важные учения. «Нет ничего нового под солнцем» (Ек. 1:9), и античные ереси периодически снова всплывают, под видом новинок, поэтому знание исторического богословия помогает ориентироваться и в текущей ситуации, не позволяя вам угодить в старую западню. Ллойд-Джонс пишет: «Для проповедника история церкви бесценна… Я бы сказал, что история церкви — это первое, что он должен изучать, просто чтобы знать, как опасно впасть в ересь или в заблуждение, и понимать все, что с ним происходит».252

Библейское богословие, в его узком понимании, дает учащемуся основные знания о каждом из авторов Библии, о каждой ее книге или группе книг. Качественное обучение должно включать в себя эти моменты, чтобы из отдельных частей составлялась целостная картина. О важности такого обучения говорит Уорфилд:

Его ценность для толкователя заключается хотя бы в том, что когда мы связываем богословские утверждения автора в единое целое, мы можем быть уверены, что понимаем их так же хорошо, как и отдельные детали. Библейское богословие неизбежно проливает свет на отдельные подробности текста, как бы придавая им определенный цвет, позволяет нам представить их в верном контексте и не искажать, когда мы используем их.253

Систематическое богословие собирает воедино все фрагменты и объединяет их. Оно вытекает из библейского и исторического и постоянно питается, проверяется и корректируется на основании толкований, относящихся к библейскому богословию.254 Это — упорядоченный обзор или свод важных тем библейского богословия, составленный так, чтобы не нарушать

контекста отдельных частей. Некоторые утверждают, что это — придуманный человеком скелет, скрепленный философской или мертвой ортодоксальной плотью, лишенный актуальности и практического значения, но они не правы. Это скорее арматура, закаленная в огне толкования и выкованная в ходе веков интенсивного изучения, споров и гипотез. Ллойд-Джонс в связи с этим замечает: «Недостаточно просто знать Писание, надо так знать его, чтобы представлять себе самую суть библейского богословия, причем в систематическом ключе. Пастор должен быть в этом плане таким подкованным, чтобы на этой основе выстраивать все свои проповеди».255

Нельзя недооценивать важность последовательных и гармоничных богословских взглядов. Писание богодухновенно, и в нем целое не может противоречить частям. Вы должны иметь целостное представление об истине, не забывая об отдельных ее элементах. Проповедь о частностях звучит выразительнее и доходчивее, когда ясно показана их роль в общей схеме.

Мы не сможем узнать, что Бог открыл в Своем Слове, если не поймем, хотя бы в какой-то мере, как соотносятся между собой отдельные истины… Другого выбора у нас нет. Если мы должны выполнять свои обязанности как учителя и преподаватели истины, нам следует привести все факты откровения в упорядоченную систему и установить связи между ними. Только так мы сможем удовлетворительно преподать истину, возразить оппонентам и сделать так, что наше учение запечатлится с полной силой в сознании людей.256

Уорфилд указывает на практическую пользу систематического богословия:

Раз ценность и польза учения так высоки, богослов-систематик прежде всего является проповедником Благой Вести; и задача его — не логически организовать истины, находящиеся под рукой, но их силой побудить людей любить Бога всем сердцем и ближнего как самого себя; избрать долю свою, приняв в свою душу Спасителя; обрести Его и хранить как драгоценность; признать благотворное влияние Святого Духа, посланного Им, и последовать за Ним.2«

Знакомство с литературой. Другая важная сторона подготовки пастора — ознакомление с широким рядом книг и авторов и умение оценивать эту литературу. Изучение трудов ведущих христианских руководителей, мыслителей и писателей, созданных на протяжении всей истории церкви, позволит студенту познакомиться о их герменевтическими и богословскими предпосылками. Необходимо обязательно следить и за современной литературой — тем множеством книг, газет и журналов, ознакомление с которыми также необходимо. Эти знания помогут вам сэкономить время и лучше понять каждого автора при прочтении его трудов.258

Путь к знанию Библии

Многие пытаются обучать пасторов заочно или в свободной обстановке, а не на академических аудиторных занятиях. Однако обычно изучить Библию таким путем сложнее. Иногда самообразование может быть единст- ] венным вариантом, но тогда обучение потребует довольно много времени. 1 Академическое очное образование весьма полезно для обучения библей- ! ским языкам и серьезным богословским вопросам. Знающие опытные пе- ‘ дагоги, которые всю жизнь посвятили науке и преподавательской деятельности, а также общение с другими студентами могут облегчить процесс обучения, способствовать пониманию, запоминанию и усвоению, и вы скорее перейдете от библейских языков к толкованию, от богословия — к проповеди и наставничеству.

Здесь не может быть короткого пути. Знание Библии и понимание богословия неизбежно оказывают влияние на жизнь человека (благочестивое поведение) и его служение (навыки). В равной мере они влияют на жизнь людей, с которыми этот человек общается. Попытки сократить и облегчить процесс обучения неизбежно плохо сказываются на усвоении и продуктивности. Благочестие и пасторские навыки теоретически можно! встретить где угодно, но не так-то просто получить хорошее образование. Если вам предоставилась такая возможность, не упустите ее.

Навыки служителя

Навыки служителя как цель

Наивно полагать, что для подготовки к пасторскому служению доста-1 точно хорошо учиться в семинарии. Большинство учебных заведений ут верждают, что их выпускники полностью подготовлены к духовному ру-ководству поместной церковью, но, к сожалению, это не так. Эффективная подготовка — это не только занятия в классе, но и практика, без которой большинство студентов начинает беспомощно барахтаться, когда дело до ходит до служения. 1

Что такое навыки служителя

Их можно подразделить на четыре основные группы. Подготовленный пастор — это человек, который, помимо того, что он обладает благочестивым характером и соответствующими библейскими и богословскими знаниями, умеет руководить людьми силой убеждения, авторитетно учить, страстно проповедовать и внимательно заботиться о пастве.

Руководство силой убеждения. Компетентный руководитель имеет твердые убеждения, основанные на Библии, что является совершенно не-

обходимым качеством для эффективности служения. В Тит. 1:9 сказано, что старейшина должен «быть силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». Духовная убежденность, свойственная сильному вождю, возникает не на пустом месте; она формируется под влиянием Слова Божьего с помощью Святого Духа. Убежденность, в свою очередь, порождает дисциплинированность, проницательность и отвагу, необходимую для выполнения задачи. Твердая вера в Слово Божье и непоколебимое принятие его истин — вот те основания, на которых покоится такая убежденность, когда человек готов умереть за свои идеалы.

Авторитетное обучение. Проповедник выполняет поручение Бога и облечен Его авторитетом. «Он — посланник и должен понимать, какова его власть. Он всегда должен помнить, что приходит к собранию с вестью от пославшего его».25» Завершая рассказ о Нагорной проповеди Иисуса, Матфей подводит итоги: «И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28-29). Павел также велел своим последователям учить авторитетно. Он советует Тимофею: «Проповедуй сие и учи» (1 Тим. 4:11). Он напоминает Титу: «Сие говори, увещавай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя» (Тит. 2:15).

Важно, чтобы этот авторитет не был основан на самомнении. Власть наставника зиждется только на знании и понимании Слова Божьего.

Наша власть обоснованна. Во-первых, вы должны знать, как относитесь к Библии. Если вы не уверены, что она — Слово Божье, у вас нет власти. Затем, вы должны знать, что говорится в Слове Божьем. Если вы не уверены в его значении, у вас нет власти. Затем, вы должны стараться передать эти знания верно, потому что хотите, чтобы и другие знали Его Слово. Наконец, вы должны заботиться о том, как люди откликнутся на Его Слово.260

Заповедь ясна. Преданный служитель учит смело, провозглашает Слово Божье и позволяет ему делать свое дело.

Страстная проповедь. Чтобы проповедовать со страстью, надо близко к сердцу принимать содержание проповеди. Сам проповедник должен с энтузиазмом относиться к тому, чему он учит других. Содержание проповеди должно исходить из самого сердца служителя, он должен стремиться разделить с другими свое волнение.

Проповедник всегда должен производить впечатление человека, увлеченного тем, о чем говорит. Тот, кто не зажегся сам, не зажжет и других. Это чрезвы-i чайно важно. Люди должны чувствовать, что проповедник захвачен и всецело поглощен темой. Она переполняет его, ему хочется поделиться. Он сам так увлечен и так взволнован, что желает вдохновить и других… Его переполняют энергия, энтузиазм и нескрываемая забота о людях.261

i рудно научить так проповедовать, .внешним проявлениям энтузиазма и рвения, которые делают проповедь страстной, научить можно. Но подлинная страсть далека от показного энтузиазма. Она проистекает из преображенного сердца и обновленного сознания, из духа, вдохновленного Словом и его применением в личной жизни. Можно научиться создавать видимость энтузиазма, но страсть, идущую изнутри, сымитировать нельзя. Страсть, переполняющая проповедника, изливается наружу — часто без слов, — связывая воедино отдельные части проповеди. Она — зримое доказательство того, что обоюдоострый меч Слова оставил свой след в жизни пастора.

Именно здесь навыки служителя в особенности тесно переплетаются с благочестием. Чтобы проповедовать со страстью, он должен сначала изучить библейский текст для своего собственного духовного обогащения и роста, потом применить почерпнутые истины, и только тогда он готов страстно проповедовать ее другим. Ллойд-Джонс сказал: «Если сердце человека не участвует в проповеди, я бы усомнился, понимает ли он вообще Истину, такова уж ее природа… Если мы верим ей, мы вдохновляемся и смиряемся, она возносит нас, и мы „растворяемся в любви и славословии».262

Забота о пастве. Часто люди ошибочно считают пастора «начальником» церкви. Да, его положение требует принятия решений, которые могут повлиять на других, но библейский пастор — это пастух, а не монарх. Ключ к эффективному пасторству — служение, и об этом ясно говорит апостол Павел: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1 Фес. 5:12-13, курсив наш. — И. Б.).

Заботливый пастор должен неусыпно следить за стадом и охранять его. Павел, наставляя старейшин Ефеса, говорил: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Де-ян. 20:28). В Евр. 13:17 выражена та же мысль: наставники «неусыпно пекутся о душах ваших». Под надзором пастуха овцы в безопасности, он смело защищает их.

Заботливый пастор умеет вести свое стадо к зеленым пастбищам и спокойным водам. Иисус сказал о таком пастыре: «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (Ин. 10:4). Духовный наставник должен знать, куда идет, и уметь вести за собой других. «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1). Духовное питание Словом помогает верующим расти.

Заботливый пастырь должен уметь обеспечивать благополучие своего стада. Ему нужно уделять овцам время, чтобы знать, в чем они нуждаются.

Когда Иисуса спросили, почему Он ест с мытарями и грешниками, Он отве хил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31).

Истинный руководитель думает о благополучии других, а не о своем собствен ном удобстве и престиже. Он проявляет симпатию и заботу к тем, кто ввере ему, он внимателен к их проблемам, трудностям и тревогам, но это симпатия которая поддерживает и укрепляет, а не та, что размягчает и ослабляет. О] всегда наставляет их уповать на Господа. В каждой вновь возникающей труд ности он видит еще одну возможность помочь.263

Заботливый пастор любит своих овец. Он привязан к ним. Добрый Пас тырь носит Своих овец на руках (Ис. 40:11), называет их по имени игото] отдать за них жизнь (Ин. 10:3,11).

Одно дело — любить проповедовать, и совсем другое — любить тех, кому мь проповедуем. Проблема часто заключается в том, что мы любим проповедо вать, но не всегда пытаемся выяснить, любим ли мы тех людей, к которым об ращены наши проповеди. Если в вас мало сострадания к людям, то и ваши» проповедям будет не хватать пафоса, который так для них важен. Господь нап посмотрел на людей, увидел, что они «рассеяны, как овцы, не имеющие пасты ря», и «сжалился над ними». Если в вас этого нет, вам не место на кафедре.264

Играя роль заботливого наставника без любви, вы будете лицемерить. Любовь и только любовь соединяет все воедино. «Более же всегс [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14).

Путь к навыкам служителя

Прежде всего навыкам служения учатся на занятиях. И не столько учатся им, сколько их перенимают. Студенты обычно восхищаются своими учителями и поэтому подражают им, часто непреднамеренно. Проповедуя Слово, отвечая на трудные вопросы, проявляя интерес к другим людям, пасторы часто делают это так, как делали их наставники. В общем, они перенимают у наставников методику и общий подход и берут с них пример.

Вследствие этого будущий пастор обязательно должен воспитываться в таком учебном заведении, где профессора и наставники обладают соответствующими пасторскими навыками и правильно подготовлены сами. Плохое обучение может очень сильно повредить не только служению пастора в поместной церкви, но и его отношениям с людьми. Влияние учителей имеет очень важное значение.

Обучение пасторскому служению должно включать в себя практику. Быть пастором — это отчасти дар, отчасти результат обучения. Поэтому воспитание должно включать в себя, параллельно аудиторному обучению, практику служения под надзором наставников.

Подготовка к пасторскому служению — сложный процесс, который обычно продолжается всю жизнь. Человек должен целиком посвятить себя благочестию, прилежно изучать библейские языки, толковать Писание, обретать понимание богословия и оттачивать навыки служителя — для этого требуются годы смиренного служения.

Чрезвычайно важно, чтобы опыт и обучение были взаимосвязаны. Чтобы подготовка была эффективной, нельзя сдвигать чашу весов в сторону академического образования или практики. Церковь породила семинарию и нуждается в ней; семинария была рождена для служения церкви и нуждается в церкви. Когда обучение проводится в основном в поместной церкви, пасторы слабо знают Библию и богословие. Если обучение проводится исключительно в семинарии, им не хватает навыков служения. Подготовка пастора должна включать и то, и другое. От гармоничного сочетания этих составляющих зависит жизненность пасторского служения.

Наивно полагать, что успешного обучения богословию, истории и Библии достаточно для служения. Не менее наивно считать, что эту проблему могут решить курс практического богословия или непродолжительная практика. Богословское образование и подготовка служителя должны каким-то образом происходить так и в таком контексте, чтобы учащимся приходилось решать проблемы и общаться с людьми.265

В равной мере важно, чтобы подготовка опиралась на Библию как sine qua поп для церкви. Студенты должны понять заповедь, данную церкви в Писании, — что это такое и что им надо делать, — и неустанно желать осуществить эту задачу, чего бы это ни стоило. В церковном мире сейчас набирает силу тревожная ориентация на спрос, и поэтому справиться с этой задачей будет нелегко. Это нехоженый путь, но награда велика.

И последнее: подготовка дается не простой ценой. Невозможно сократить или облегчить путь к пасторскому служению. Только усердная молитва, тяжкий труд и преданность цели — только неустанное желание быть человеком Божьим и делать добро.