49. Послание апостола Иакова

Краткое введение

 

Автор:

Иаков, брат Господень.

Время написания:

40-е или 50-е годы I века (возможно, 45 г. н.э.); возможно, самая ранняя часть Нового Завета.

Адресат:

христиане из евреев в диаспоре.

Цель:

показать, что следствием настоящей веры являются практические поступки и добрые дела.

 

1. Предварительные замечания

В Вульгате Послание Иакова предваряет все прочие послания.

В противоположность этому важнейшему староцерковному переводу Библии, который был сделан отцом церкви Иринеем, Мартин Лютер был невысокого мнения об этом послании. Он говорил о нем как о «соломенном послании, в котором нет евангельского вида».

В борьбе против учения католической церкви об оправдании делами и за евангельскую истину о благодати Лютер недооценивал ориентированные на практическую жизнь указания Послания Иакова.

При поверхностном взгляде Послание Иакова сильно отличается от других новозаветных Писаний. Так, в его пяти главах лишь дважды упоминается имя Иисуса. Из его близости к практической жизни оно может навести на мысли о законничестве.

Автор заинтересован не в установлении идейных систем, а в «искреннем наблюдении воли Божьей» (Эби). Специалисты говорят, что Послание Иакова, наряду с Посланием к евреям, представляет собой наиболее чистый образец греческого языка в НЗ.

Экскурс

Стиль Послания Иакова

Иаков, будучи известным христианином из евреев, пишет послание живущим в диаспоре иудео-христианам. По содержанию и структуре Послание Иакова можно сравнить с книгами ветхозаветной мудрости (см. Притчи, Книгу Екклесиаста) и назвать новозаветным посланием мудрости.

Что такое мудрость?

Мудрость — это практический образ жизни, который угоден Богу (Иак.3:13-18). Мудрость исходит от веры («страх Господень» = «вера в Бога», Притч. 1:7); она является Божьим даром. Мудрость вполне практична и отвечает на вопрос: как мы должны жить (Притч. 2:9-12).

Для Послания Иакова характерно повелительное наклонение (из 108 стихов 54 содержат глаголы в повелительном наклонении). Все эти увещания нужно понимать в свете мудрости: речь идет о практическом образе жизни, угодном Богу, которым, в конечном итоге, одаряет нас Бог.

Типичным для книг мудрости является параллелизм, игра и повторение слов; такой стиль делает содержание легко запоминающимся (ср. Мф.5: Нагорная проповедь Иисуса).

Внутренняя структура послания Иакова в отдельных фрагментах текста:

• требование (повелительное наклонение);

• пример;

• учение с дополнительными вопросами.

2. Тема послания

Иаков показывает, что плодами настоящей веры являются добрые дела.

Он хочет показать недостаток искренности и последовательности в жизни многих христиан. Иаков видит лицемерие человеческого сердца, которое удовлетворяется внешней видимостью.

Получатели послания — люди, воспитанные в религиозных традициях. В их жизни не было грубых грехов. Поэтому в Послании Иакова мы не находим списка языческих пороков, как, например, в посланиях Павла церквам из язычников (Рим.1:18 и др.). Однако грехи набожных людей Иаков «называет по имени»: жестокосердие, несговорчивость, скупость, высокомерие и т.д.

3. Авторство

Автор представляет себя в 1-м стихе: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (1:1).

В НЗ сообщается о четырех мужах по имени Иаков:

1. Иаков старший.

Он является сыном Зеведея и Саломии. Вместе со своим братом Иоанном он был назван «сыном громовым» (Мф.4:21; 10:2; 17:1; Мк.3:17; Лк.9:52-56). Во время правления Ирода Агриппы он стал первым мучеником из апостолов (Деян.12:2).

2. Иаков младший.

Он является сыном Алфея (Мф.10:3; Деян.1:13 и др.). Католическая церковь видит в нем «брата Господня», причем слово «брат» она толкует весьма широко, говоря, что речь здесь идет о двоюродном брате Иисуса, так как якобы мать Иакова, жена Клеопы, была сестрой Марии, матери Иисуса. Католическая церковь таким толкованием слова «брат» хочет обосновать догмат о неизменной девственности Марии. Такое мнение не соответствует Библии. Следы Иакова младшего теряются в церковной истории.

3. Иаков, отец Иуды.

О нем нам почти ничего неизвестно (Лк.6:16).

4. Иаков, брат Господень.

Его также называли Иаковом Праведным.

Можно с уверенностью сказать, что именно он является автором Послания Иакова. Это мнение подтверждают многие староцерковные источники, и среди них Карфагенский собор (397 г.).

Иаков был братом Иисуса

Во время земной жизни Иисуса Иаков еще не был в числе Его учеников (Ин.7:5; Мк.3:31). После Пасхи ему явился воскресший Господь (1Кор.15:7). Возможно, вследствие этого переживания он уверовал и присоединился к ученикам (Деян.1:14). Позже он стал первым пресвитером общины в Иерусалиме (Деян.12:17).

На апостольском соборе он внес принятое всеми компромиссное предложение относительно христиан из язычников и закона Моисеева (Деян.15:13-21). Павел называет Иакова столпом церкви (Гал.2:9). Предание говорит о нем как о человеке строгого аскетизма и как о молитвеннике. Он часами молился в храме за грехи своего народа. Он пользовался большим уважением также и среди благочестивых иудеев.

Иосиф сообщает, что первосвященник Анна после смерти римского правителя Феста и перед приходом его преемника Альбинуса приговорил Иакова к смерти через побивание камнями.

Иаков младший

Некоторые толкователи, в том числе известный переводчик Библии Альбрехт, считают, что нашли в НЗ еще одного Иакова (Мф.27:56). Но возможно, что этот Иаков и Иаков Праведный — одно лицо.

4. Время написания

О времени написания из самого послания узнать трудно. Во всяком случае, послание следует датировать периодом до 62 года, так как тогда Иаков претерпел мученическую смерть.

Некоторые теологи считают, что это послание написано между 55 и 62 годами. Тогда оно было бы дополнением к посланиям Павла, которые, делая ударение на праведность исключительно через веру, могли увести от практического следования за Христом. Иаков должен был направить это развитие в нужное русло.

Однако самым вероятным является предположение, что Послание Иакова — самое раннее послание. Оно, скорее всего, написано в то время, когда Церковь состояла в основном из иудео-христиан: между 42 и 49 годами. В пользу этой гипотезы говорит то обстоятельство, что Иаков при написании своего послания, вероятно, знал исключительно христиан из евреев.

Хотя он строго клеймит грехи, однако не называет типичных грехов языческого мира. Они встречаются позже, в перечне пороков, сделанном Павлом.

Мы также не находим в Послании Иакова теологических спорных вопросов более поздних посланий. В нем еще не упоминаются известные лжеучения и борьба с гностическими влияниями.

5. Получатели

Послание адресовано «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии» (1:1). Здесь явно имеются в виду евреи. Послание направлено к обращенным евреям — к евреям, которые нашли Иисуса Мессию (греч.: Христос).

Это послание иудео-христианина к иудео-христианам в диаспоре (дословно: «в рассеянии»).

6. Подлинность

Это послание редко упоминается в древней церкви. Правда, некоторые следы его можно обнаружить у Климента Римского и в «Пастыре» Ерма (100 г.).

Ни Климент Александрийский, ни «Канон Муратори», ни Ириней, ни Тертуллиан не упоминают о нем.

В 312 г. Евсевий Кесарийский говорил, что старейшие отцы церкви признавали его, хотя и мало упоминали о нем.

На соборах в Лаодикии (364 г.) и Карфагене (397 г.) оно было окончательно канонизировано. Здесь оно было названо «трудом Иакова, брата Господня».

7. Ключевое выражение

Дела веры.

8. Ключевой стих

«Так и вера — если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17).

9. Деление текста

Обращение

1:1

Искушение

 

Вера будет испытана посредством искушений

1:2-18

Вера проявляется в делах, в духовных речах

1:19-2:26

Вера проявляется в обращении с языком,в избежании грехов всякого рода

3

Вера взывает к Богу и тогда, когда приходится переносить несправедливость

4:1 -5:6

Вера проявляется в испытании терпения,в доверчивой молитве

5:7-11

Вера проявляется в настоятельной молитве,в истинном душепопечительстве

5:12-18

Вера проявляется в обхождении с упавшими братьями

5:19-20

 

Вопросы по уроку 49:

1. Почему Лютер так пренебрежительно относился к Посланию Иакова?

2. Каких грехов касается Послание Иакова?

3. Кто является автором Послания Иакова? Представьте вкратце его жизнь, насколько о ней можно узнать из Библии.

4. Когда, скорее всего, было написано Послание Иакова? (Какие есть аргументы относительно даты написания?)

5. Какие указания в отношении практической христианской жизни заимствуем мы из Послания Иакова?