Глава 2

Молитва услышана — Противление мира и помощь Господа — Дважды спасенный от смерти

В тесном кружке братьев нужда о палатке была принесена Господу в молитве. И через несколько дней деньги в сумме 5000 рублей, необходимые на приобретение первой палатки, были получены. Эта первая услышанная молитва была как бы печатью Господа на начало работы появившейся миссии. Для Дика это было ясным указанием на то, что Господь, начавший эту работу, будет продолжать ее и дальше.

В 1918 году с верою в помощь свыше группа братьев захватила с собой палатку, вмещавшую до 500 человек, и выехала из Москвы в тамбовскую губернию. Около города Козлова палатка работала до сильных морозов. Это был один из многочисленных темных уголков России, куда еще никогда не проникал свет Евангелия.

Работа в этой глухой местности была сопряжена со многими трудностями. Люди, никогда не слышавшие Евангельской вести, слушали ее с большим интересом и вниманием, но в то же время и с недоумением: «Кто они? Зачем приехали в нашу местность? Ведь мы ничего такого здесь и не видывали…» Подобные вопросы задавали крестьяне сами себе и при рассуждениях друг с другом.

«Говорят-то хорошо, о Боге, но не кроется ли в этом что-нибудь недоброе?» Вскоре на сцене появилось православное духовенство. Началась вражда; крестьянам стали внушать, что приехали с палаткой антихристы и что наступает конец света. Посещение собраний и палатки было запрещено духовенством.

Однако, несмотря на противодействие, стала проявляться сила Божия. Одно за другим начались обращения душ к Христу. Первым обратившимся в этой местности был 16-летний юноша. Посетив несколько раз собрание в палатке, он увидел свою греховность и понял, что Христос умер за него.

«Иисус Христос, прости мне все мои грехи, — молился он через несколько дней, склонив свои колена вместе с работавшими в палатке братьями. — Возьми мое сердце и помоги мне быть Твоим учеником».

Узнав об обращении сына, родители строго запретили ему дальнейшее посещение собраний и встречу с миссионерами. Но запреты не помогли.

Посещения юноши, жаждущего еще больше познать Господа, делались все более частыми. Он стремился использовать каждую удобную минуту, чтобы больше слышать и больше научиться.

Видя непослушание сына, родители прибегли к самым суровым наказаниям. Однажды, пригласив двух соседей и растянув сына на земле, отец избил его до потери сознания. Но, придя в себя, весь покрытый кровавыми подтеками, юный мученик за Христа снова пришел в палатку, где и прожил несколько дней, пользуясь уходом миссионеров.

В другом месте одна пожилая женщина, прожившая прежде несколько лет в монастыре, дала обет, во что бы то ни стало, сжечь палатку вместе с работающими в ней людьми. Запасшись керосином, они пришла во время собрания к палатке, чтобы облить ее со всех сторон и поджечь, когда слушатели разойдутся и останутся одни миссионеры.

Но прежде, чем выполнить задуманное дело, она вошла внутрь, чтобы послушать, что там говорят. Слово Божие и пение духовных гимнов, которых она никогда еще не слышала, сильно подействовали на ее сердце. Пробуждающаяся совесть начала обличать ее в том поступке, который она решила совершить. Началась сильная внутренняя борьба. И когда кончилось собрание, Дух Божий и Его Слово одержали полную победу над этой душой. Теперь грешница стояла у ног Того, Кто умер за нее на кресте. Рыдая, она созналась в своем ужасном намерении и в молитве принесла покаяние Господу.

Через несколько минут фляжка с керосином была передана ею одному из проповедующих. С глубокой скорбью рассказала она о том, как перед священником и перед иконами дала обещание сжечь палатку… «Но Господь простил мне и этот грех», — добавила она в заключение, сияя от радости и внутреннего мира.

«Долгое время искала я моего Господа, — начала она свой рассказ. — В молодости я ушла в монастырь, но и там не нашла Его. Ходила по святым местам, давала обеты, но все же осталась несчастной грешницей. Наконец, чтобы загладить мои грехи, дала этот последний обет. Этим я думала уничтожить врагов Бога — антихристов.

Батюшка сам благословил меня на это. И вот теперь я встретила здесь Того, Которого искала моя душа. Не зная Его, я вооружилась против Него, но теперь я чувствую, что прощена Им, прощена навсегда».

Во время духовной работы над душами братьям стала ясна и другая нужда населения, нужда в медицинской помощи. Имея некоторые медицинские познания, миссионеры, работавшие в палатке, по мере возможности старались удовлетворить и эту нужду. Помощь оказывалась гомеопатическими и некоторыми натуральными средствами. Господь положил Свое благословение и на этот труд. Десятки больных ежедневно посещали палатку, причем всегда открывалась возможность для духовных бесед о Христе.

Наступившие холода заставили прекратить эту благословенную и полезную работу. На зиму палата была сложена и сдана на хранение одному верующему.

За исключением четырех братьев все работники разъехались по своим домам. Некоторые из них, находясь на военной службе, давно не видели своих близких. После демобилизации они поехали с палатой для работы на ниве Господней. Теперь, воспользовавшись зимним перерывом, они хотели провести некоторое время в кругу близких, чтобы с наступлением весны снова поехать на труд.

Братья Ю. и М. остались на севере, чтобы в зимнее время посещать те места, где летом работала палатка. Они укрепляли верующих в Евангельской истине и, по возможности, несли благую весть и в другие места.

Двое из работников, возвратившись на юг, также не прекращали работать, неустанно свидетельствуя о Господе среди менонитских колоний. Господь посылал им обильное благословение: сотни душ находили мир с Богом через их труд в продолжение нескольких зимних месяцев.

Но сатана, древний враг Господа и Его детей, неутомимо преследующий в продолжение многих веков все святое, не спал и теперь.

Он возбудил злобу среди некоторых менонитов, которые организовали в это время самоохрану от набегов махновских шаек, грабивших жителей.

Менониты в продолжение нескольких веков не брали в руки оружия по своим религиозным убеждениям. Они также не участвовали с оружием в руках и в только что окончившейся войне. Но в данном случае они взялись за оружие, и десятки молодых людей становились в ряды самоохраны. Организаторы усиленно вели агитацию за оружие. В это время братья, проезжая по колониям, несли Евангельскую весть мира, что очень не нравилось сторонникам самоохраны.

Наконец у вожаков созрело решение обезвредить мешающих. Во время собрания в колонии Тигервейде Яков Дик только сошел с кафедры после проповеди, как был арестован неким господином Пледом из этой же колонии. Намерение противников сводилось к тому, чтобы на следующий день отправить Я. Дика в Гальбштадт, где в это время находился штаб самоохраны, и где его ожидал неминуемый расстрел.

Но Господь хранил своего раба и в данном случае. Об аресте через короткое время узнали в соседней колонии Рикенау, где Я. Дик перед этим имел несколько собраний, во время которых несколько десятков молодых людей обратилось к Христу. Вся колония пришла в движение, молодые люди ночью направились в Тигервейде к г-ну Пледу с требованием о немедленном освобождении Дика. Освобожденного увезли в Рикенау. Таким образом, он и на этот раз избежал опасности.

Еще и теперь мне часто вспоминается горячая молитва Якова Дика, произнесенная им за обращение г-на Пледа. Через несколько дней после своего ареста Дик приехал к нам в колонию Клейфельд, где мы, несколько человек, находились на Библейских курсах, руководимых братом Реймером. Брат Дик рассказал нам о своем аресте и освобождении.

Это было мое первое личное знакомство с братом Диком. Работая в Г. среди молодежи и солдат, я много слышал о работе Дика в Москве и интересовался ею. Приехав на юг в начале 1918 года и посетив Гальбштадт, я нередко получал советы от верующих присоединиться к работе «Палаточной миссии».

Памятная мне молитва об обращении г-на Пледа была услышана.

Через некоторое время суд Божий постиг г-на Пледа: у него начался рак языка. Испытывая страшные мучения и чувствуя приближение смерти, он призвал из соседней общины проповедника. Во время беседы с ним он сказал, что эта болезнь — суд Божий, совершающийся над ним за то зло, которое он причинил Я. Дику. После глубокого раскаяния этот человек, противившийся прежде Господу, нашел еще в последние дни душевный мир и перешел в вечность верующим.

Избегнув на этот раз смерти, Я. Дик с еще большим успехом и благословением продолжал Евангелизационную работу. В это время юг России был занят красными войсками. Произошла перемена власти, и Дик был снова арестован и предан суду военно-революционного трибунала. Его вина заключалась в том, что он якобы собирал людей на митинги, держал перед ними политические речи и т.д. Конечно, это была лишь выдумка противников Евангелие.

Господь и здесь проявил мудрость по отношению к своему рабу.

За несколько дней до суда с севера прибыли братья Ю. и М. Будучи ревностным последователем Христа и хорошим оратором, Михайлов произнес перед трибуналом замечательную защитительную речь.

Судей он превратил в подсудимых. Результатом было то, что Я. Дик снова был освобожден.

Приехавшие с севера братья сообщили также о чудных благословениях, которыми сопровождалась их работа в продолжение всего этого времени.

Так закончился в 1918 году первый период работы «Палаточной миссии».