Не ересь и не фанатизм!

Многие из тех, кто выступал против вести, доносимой Джоунсом и Ваггонером, колебались относительно причин своего противления. Иногда в центре их возражений было содержание вести, тогда как в других случаях в качестве причины выдвигался дух, проявляемый вестниками. Эллен Уайт дала ответ на оба эти возражения. В статье в«Ревю», напечатанной вскоре после окончания работы школы для служителей 1890 года, Эллен Уайт обличила мышление возражавших. Поскольку многие чувствовали нежелание принять представленную им весть истины,они переключались на вестников, стараясь найти в них недостатки, дабы оправдать собственные сомнения. На это Эллен Уайт высказала одно из своих самых сильных предостережений: громкий клич не будет понят, поздний дождь назовут ложным светом:

«Не стойте на перепутье, как сделали многие из вас, по-видимому, колеблясь между зависимостью от праведности Христа и упованием на собственную праведность. Обман овладел некоторыми умами до той степени, что они начали считать собственные заслуги большой ценностью. …

«Все подойдут к необходимости принять решение либо полностью в пользу Бога, либо в пользу Ваала. Бог послал Своему народу свидетельства об истине и праведности, людей призывают превознести Иисуса и возвеличить Его праведность. Те, кого Бог послал с вестью, — всего лишь люди, но каков же характер вести, которую они несут? Посмеете ли вы отвернуться от предостережений, или отнестись к ним несерьёзно, потому только, что Бог не спросил вас, что для вас предпочтительнее? Бог призывает людей, которые будут говорить, будут вопиять и не промолчат. Бог воздвиг Своих вестников, чтобы они совершали Его работу для нашего времени. Некоторые отвернулись от вести о праведности Христа, и критикуют братьев и их недостатки, потому что они не говорят весть истины с желательным изяществом и блеском. У них слишком много рвения, они слишком серьезны, говорят слишком уверенно; и весть, которая принесла бы исцеление, жизнь и утешение многим усталым и угнетенным душам, до известной степени исключается. … Христос записал все жесткие, горделивые, насмешливые речи, произнесенные против Его слуг, как сказанные против Него Самого.

«Теми, кто отказывается ходить в восходящей славе, весть третьего ангела понята не будет; свет, который должен осветить землю своей славой, будет назван ложным светом. Работа, которая могла бы быть сделана, останется не исполненной отвергающими истину из-за своего неверия. Мы молим вас, противостоящие свету истины, не стойте у Божьего народа поперек дороги. … Весть, имеющая божественные полномочия, была послана народу Божьему. … Мы знаем, что среди нас действовал Бог. … Не думайте, что вы собрали все лучи света, что нет никакого большего просвещения, которому должно прийти в наш мир».36

Ровно три месяца спустя Эллен Уайт снова пролила свет на причину смятения, проникающего в Церковь. Она заключалась не в вести и не в духе вестников, но в духе тех, кто ей противился:

«Дух противления, который был проявлен по отношению к вести о праведности Христа как нашей единственной надежды, огорчил Духа Божия, а результат этого противления потребовал изложения этого вопроса более серьезно и решительно, побуждая ко все более глубокому исследованию предмета и требуя ряда аргументов, о которых и сам вестник не знал, что они настолько твердо, полно, настолько тщательно подтверждают тему оправдания по вере и праведности Христа как нашей единственной надежды. …

«Великую печаль сердца вызвало у меня то, что те, кто должен придавать трубе определённый звук …, дабы подготовить народ выстоять в день Господень, находятся во тьме и встали на пути как часовые, чтобы путаница, которую они создают, принесла смятение и искаженное понимание. Сатана видит, что его время нанести удар пришло. Фанатизм и заблуждения преобладают, а те мужи, которые должны были стоять во свете, … позволили себя использовать на стороне зла и противостоят тому, что Божие. … Их позиция [Джоунса и Ваггонера] очень многими воспринимается как неверная, и таковые кричат: «Опасность! Фанатизм»», тогда как там нет ни ереси, ни фанатизма. …

«Теперь в церквах под ноги верующим кладут камень преткновения, убрать который нелегко. И если те, кто в этом участвовал, не увидят и не поймут, где они огорчили Духа Божия, и не исповедуют своих злых дел, над их душами, несомненно, сгустится тьма. Они будут ослеплены и назовут свет тьмою, а тьму – светом; истину – заблуждением, а заблуждение — истиной, и не распознают света, когда он придет, и будут бороться против него».37

В книге «Великая борьба», изданной летом 1888 года, Эллен Уайт описала тьму, которая вошла в протестантские церкви, отвергнувшие свет вестей первого и второго ангела. По этому поводу было дано ясное предостережение: «Духовная тьма, сходящая на народы, церкви и отдельных людей, сходит не из-за произвольного удаления Богом Его благодати, но из-за пренебрежения к божественному свету или отказа от него со стороны людей. …

Где весть божественной истины отвергается или ущемляется, там церковь окутана тьмой; вера и любовь охладевают, и входят отчужденность и разлад. Члены Церкви сосредотачивают свой интерес и энергию на мирских занятиях, и грешники коснеют в своей нераскаянности».38

Тьма, объявшая многих членов церкви адвентистов седьмого дня в 1890 году, была не результатом вести Джоунса и Ваггонера; не была она и результатом наступательного духа с их стороны; она была, скорее, прямым результатом отвержения божественной истины и пренебрежения к ней. В работу церкви не только вошли «отчужденность и разлад», но, как мы увидим в следующей главе, вкрадывалась мирская политика, затуманивающая и видение, и весть, которую необходимо было передать миру.