Просмотров: 704
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Записи Самея пророка и Адды прозорливца
Завад,
сын Шимеафы аммонитянки (2 Пар 24:26),сговорившись с Иегозавадом, сыном Шимрифы, убил царя Иоаса. Срав. 4 Цар. 12:21, где Завад называется Иозакаром.
Завдий
из Шефама, смотритель над запасами вина у Давида (1 Пар. 27:27).
Завеса
— евр. парохет. Завеса, которая отделяла Святое от Святого Святых, была соткана из голубой, пурпоровой и червленой шерсти и из крученного виссона с вытканными на ней херувимами (Исх. 36:35; Срав. 2 Пар. 3:14). Ее открывали только один раз в год — в день очищения. Она разодралась, когда Иисус умер (Мат. 27:51). Завеса, — символ жизни Христа; разодралась при Его смерти; через это открылся нам доступ к Богу (Евр. 10:19 и дал.).
Завет.
См. «Библия» и «Союз».
Завет соли
. См. «Соль».
Завулон
— Завулун. Завулон, десятый сын Иакова, шестой от Лии (Быт. 30:20); от него родилось трое сыновей (Быт. 46:14).
Завуф
(Завуд), сын Нафана, друг и советник Соломона (3Цар. 4:5).
Заем.
Как единственный Собственник всей занимаемой евреями земли, Иегова условием пользования землею предписал им давать взаймы своим бедным братьям и каждый седьмой год все непокрытые займы прощать. (Втор. 15:1 и дал.). Если брали что в залог, то должны были делать это с милосердием, руководствуясь любовью (Исх. 22:26 и дал.; Втор. 24:6,10 и дал. ). «У вдовы не бери одежды в залог» (Втор. 24:17). На нуждающихся братьев нельзя было налагать роста (Исх. 22:25; Лев. 25:36 и дал.) ни деньгами, ни съестными припасами и ничем другим (Втор. 23:19). В том же духе запечатлевает и Иисус в сердцах своих учеников эту заповедь: давать взаймы, не ожидая получить обратно, и это даже по отношению к врагам (Лук. 6:34 и дал.) — в противоположность закону (Втор. 23:20), который разрешал отдавать деньги в рост чужеземцу.
Закалывание
животных дома во время странствования в пустыне воспрещалось под страхом смертной казни (Лев. 17:3 и дал.), но допускалось в Ханаане, особенно для тех, кто жил далеко от святилища (Втор. 12:15, 21).
Закваска.
Употреблять закваску или мед вместе с какой-либо жертвой, которую приносили Господу, было строго запрещено (Лев. 2:11); отсюда — обличительные слова пророка Амоса к современным ему евреям: «приносите в жертву благодарения квасное» (другой перевод: «дым от закваски» в жертву благодарения) Ам. 4:5. Во время пасхального праздника в доме израильтянина должна была быть уничтожена всякая закваска в воспоминание исхода отцов из Египта, когда те должны были взять с собою пресное тесто и спечь из него хлеб на скорую руку (Исх. 12:15,19,34; 13:7). См «Пасха». Всепроникающая и изменяющая сила закваски является главной сутью сравнений в различных иносказательных выражениях. Так, напр, в другом значении говорится о закваске фарисеев и саддукеев, «которая есть лицемерие» (Мат. 16:6); Коринфская церковь побуждается очиститься от старой закваски (1 Кор. 5:6 и дал.; Срав. Гал. 5:9); с другой стороны Царство небесное в притче представляется закваской, заквашивающей три меры муки (Мат. 13:33; Лук 13:20 и дал.).
Заклинатели
— люди, которые призывам нем имени Божия и при посредстве особых таинственных церемоний считали себя в состоянии изгонять бесов Эта сила дана Христом Апостолам (Мат. 10:1,8), также 70 ученикам (Лук. 10:17) и обещана уверовавшим в Него ( Map . 16:17), как одно из знамений их веры. После воскресения Христа его ученики изгоняли бесов (Деян 16:18). Упоминаются также случаи, когда исцеления совершали и те, которые не сопровождали И. Христа (Map. 9:38; Лук. 9:49).
Слово заклинание или заклинатели никогда не применяется, когда говорится об изгнании бесов Христом или Его учениками. Что именем Христа могли изгонять бесов и не принадлежавшие к Его ученикам видно в Мат. 7:22; Деян. 19-13. Все такие таинственные средства, как заклинание (Исх. 7:1, 22; 8 7, 18) или искусство гадания были строго запрещены в законе Господнем (Втор. 18:10). См. «Искусство гадания».
Заклятие
или заклятое
(Лев. 27:21 и дал., Чис. 18:14)называлась такая военная добыча, которую победитель не имел права оставлять себе, но должен был отдать в святилище Господа, как преданное заклятию, по евр. «херем», т.е. освященное или отделенное. Так, напр., израильтянам в Втор. 7:25 и дал. воспрещалось брать себе в добычу истуканы или украшение их, драгоценности, взятые от ханаанских народов, ибо они подпадали под заклятие. У И. Нав. 6:17 и дал. приказано предать Иерихон со всем находившимся в нем заклятию. Запрещено было щадить кого-либо или взять что-либо себе; когда после взятия города израильтяне были побеждены жителями Гая, то оказалось, что причиной этому было нарушение заклятия (И. Нав. 7:12 и дал.). Ахан взял для себя нечто из заклятого, в наказание за что сам подпал заклятию, т.е. осуждению на смерть. (Ст. 25).
Закон
— евр. Тора. Закон. Это слово имеет множество различных значений:
1) Слово Божие вообще. Давид воспевает закон Божий (Пс. 18: 8 и дал.) и, восхваляет его в 118 Псалме, давая ему множество различных названий. Павел говорит о законе веры, т.е. Евангелии (Рим. 3:27) и законе Христа (Гал. 6:2) и т. д.
2) Писания Ветхого Завета вообще; напр., у Иоан. 10:34, как написанное в законе, приводится место из Пс. 81: 6; затем у Иоан. 15:25 выдержка из Пс. 34:19 или 68:5 и т.д.; также в 1 Кор. 14:21 из Ис. 28:11.
3) Пятикнижие Моисеево, первая из трёх частей, на которые евреи делили Ветхий Завет (Лук. 24:44); «закон, пророки и писания». Срав. Деян. 13: 1о.
4) Закон Моисеев, т.е. собрание нравственных, гражданских и богослужебных законов, данных Моисею на Синае; «закон Моисеев» (Лук. 2:22; Иоан 7:23), закон Господень (Лук. 2: 39) и т.д. По смыслу того или другого места можно понять, говорится ли там об обрядовой части закона (как в Еф. 2:15, где Христос заменил закон заповедей учением), или о гражданских установлениях, которые имели значение для Израиля, как нации (напр., законы о ведении войны Втор. 20) или только для судей (Втор. 17. Срав. Деян. 23:3; 24:6; 258) или, наконец, о тех частях закона, которые обыкновенно называются моральным, нравственным законом и который заключается в 10 заповедях. Христос заключает его в двух вечных заповедях: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя. (Мат. 22:37 и дал.; Срав. Гал. 5:14; Рим. 13:8,10; 7:25). Этот закон, закон любви, не был нарушен Христом, но исполнен в совершенстве, показан в жизни и написан в сердцах Его народа (Мат. 5:17; Иак. 2:9 и дал.; 4:11). Обрядовый же закон также был Им усовершенствован: когда явился Он, как осуществление прообразов, тогда символы, как ненужные тени», отпали (Евр. 10:1). 5) Законом называют иногда внутреннюю побуждающую силу. Так, Павел говорит о законе ума и о законе, находящемся в членах (Рим. 7:23), о законе духа, греха, свободы и т.д. Сравни Рим. 8:2; 9:31; Иак. 1:25; 2: 12. О скрижалях закона см. «Откровение».
Законники
— люди, посвятившие себя исследованию и объяснению еврейского закона, особенно «предании старцев». По всей вероятности они также занимались перепиской закона. Вероятно, название «законник» обозначало то же, что и «книжник»: то лицо, которое у Мат. 22:35 и у Лук. 10:25 названо законником, у Map . 12:28 называется книжником. Многие из законников были членами синедриона. Вместе с фарисеями и священниками, они часто обличались Спасителем в слепоте и скрывании истины; Он называет их слепыми вождями слепых (Лук. 7: 30; 10:25). См. «Книжники».
Закон Моисея.
Моисеевы законы, которые мы здесь приводим для сравнительного обзора, касались нравственности, гражданской жизни и левитского богослужения (Смотри «Законы»).
Когда спрашивают о ядре закона Моисеева, то, обыкновенно, указывают на десять заповедей или десять c лов, которые Сам Господь написал и передал Моисею на Синае. Срав. Исх. 31:18; 34:1,28; Втор. 4:13. Многие полагают, что закон относительно левитских обрядов был добавлен впоследствии к первоначальному ядру, потому что народ не мог понять высокого содержания закона и сейчас же по получении десяти заповедей вернулся к египетскому идолослужению, сделав золотого тельца. При виде этого Моисей в негодовании разбил скрижали и хотел оставить начатое дело (Исх. 32:19,32). Он обратился к Богу и, получив от Него новое откровение, начал снова свое служение (33:18; 34:18 и дал.; 29; Втор. 10:1 и дал.). После этого Моисей, по отношению к народу, стал более сдержанным (Книга Исход 34:32 и дал.). Тогда выступили левиты (32:26; Втор. 10:8 и дал.) и, как предполагают, наложили на народ тяжелое иго обрядов (Деян. 15:10; Гал. 4:3,9; Евр. 7:18). С той точки зрения объясняют, напр., Иер. 7:22 и дал., где сказано, что Бог, после того, как вывел израильтян из Египта, не заповедал относительно жертв всесожжения или других, но только, чтобы они слушались гласа Его; то же говорится у Иез. 20:11,25, где в 11 стихе Господь говорит, что Он дал Израилю заповеди и постановления, исполняя которые человек будет жив, но в 25 ст. Он «попустил учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы».
«В словах завета (Исх. 19:3-6) и в десяти заповедях не говорится ни слова относительно жертвоприношения» (Мелин). — «Закон о жертвоприношениях не стоял на первом месте, но десять заповедей занимали первое место. Не желавшие исполнять 10 заповедей не были способны принести жертвы, так как закон о жертвах не существовал для непослушных» (?) (Фьельстедт). «Народ израильский отпадением от Бога и желанием иметь видимый знак постоянного присутствия Божия показал, что ему нужно было такое богослужение, которое могло производить глубокое впечатление на внешние чувства. В скинии израильтяне получили нечто совершенно отличное от золотого тельца, которого они желали» (Фьельстедт). Срав. «Жертвы».
Закхей
— Закай, евр. достойный. Закхей, богатый начальник мытарей в Иерихоне, который во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим, будучи мал ростом, влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса. Христос, проходя мимо, сказал ему, чтобы он слез с дерева, и затем Христос посетил его дом. Когда народ увидел, что Христос зашел к мытарю, то стал роптать на Него. Закхей, услышав эти нарекания, обещал половину своего имения раздать нищим, а обиженным воздать вчетверо. Христос, услышав это, сказав: «ныне пришло спасение этому дому, потому что и он сын Авраама» (Лук. 19:1 и дал.).
Залог.
Относительно залога в законе были разные человеколюбивые предписания. «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее» (Исх. 22:26 и дал.; Втор. 24:12 и дал).
«Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор. 24:6); «У вдовы не бери одежды в залог» (ст. 17).
Заимодавец не мог войти в дом должника, чтобы взять залог; он должен был стоять на улице, доколе должник не вынесет ему залога (ст. 10,
Наставления относительно преступлений против этих заповедей — Иов. 24:3; Иез. 18:7,12,16; 33:15; также Ам. 2:8; Иов. 22:6; Прит. 20:16. О закладе недвижимого имущества упоминается у Неем. 5:3.
Иносказательно говорится о залоге в 2 Кор. 1:22; 5:5; Еф. 1:14. Это слово употребляется там в значении задатка, т.е. части платы, которую дают при совершении покупки в знак того, что вся сумма впоследствии будет уплачена. Так залог Духа в верующих означает, что они в будущем получат наследие полностью, почему Дух и называется «залог наследия нашего» (Еф. 1:14).
Замзумимы
«народ великий и многочисленный», высокий ростом, подобно сынам Енаковым, землю которых до времени Моисея Господь отдал аммонитянам (Втор. 2:20); в Быт. 14:5 они называются Зузимами.
Замврий
— Замри.
Замврий, 5-ый царь на израильском престоле. В начале он был военачальником царя Илы, но, восстав против него, убил его, занял престол и уничтожил весь дом Ваасы. Народ, услышав об этом поступке Замврия, выбрал царем военачальника Амврия, который пошел и осадил Фирцу. Замврий сжег себя в царском дворце после семидневного царствования, в 929 г. до Р.Хр. (3Цар. 16:9 и дал.).
Заноах.
1)Город в низменной части Иудеи (И.. Нав. 15:34), теперь Зануа близ Вади Сурар, в 20-ти км от Иерусалима. Жители его участвовали в постройке стен Иерусалима (Неем. 3:13; 11:30).
2) Город в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:56), вероятно, теперешняя Занута, к югу от Хеврона.
Западное море.
См. «море».
Запечатление Духом.
См. «Дух».
Записи Гада прозорливца.
См. «Библия».
Записи Ииуя, сына Ананиева.
См. «Библия».
Записи Нафана пророка.
См. «Библия».
Записи Самея пророка и Адды прозорливца.
См. «Библия».
Записи Хозая.
См. «Библия».
Заповеди человеческие.
См. «Книжники».
Запястье
(Быт. 24:22; Чис. 31:50; 2 Цар. 1:10; Ис. 3:19) — золотые кольца на руках; также ленты, которыми перевязывали руки около кисти. Запястья носили не одни только женщины, но и мужчины; напр., ассирийские цари носили такие запястья.
Зара,
сын Иуды и Фамари, брат Фареса (Быт 38:30; Мат. 1:3).
Зарай,
царь земли Хуш, или Эфиопии, который напал на Иудею с 1.000.000 войска и 300 колесницами, но по молитве царя Асы потерпел такое поражение, что никого не осталось в живых (2 Пар. 14:9 и дал.). Предполагают, что этот Зарай — египетский фараон Озаркон или Озерекон 1-й или 2-ой.
Заред,
поток или долина на южной границе Моава, одна из стоянок израильтян, где, собственно, и окончилось странствование по пустыне (Чис. 21: 12; Втор. 2:13 и дал.).
Захария
т. е. Господь помнит, или память Господа, — распространенное между евреями имя.
3) Четырнадцатый царь израильский, сын и наследник Иеровоама 2-ого; после шестимесячного правления царством был убит Селлумом в 772 г. до Р.Хр. (4 Цар. 14:28; 15:8 и ал.).
2) Сын Варахин, один из двух верных свидетелей со стороны пророка Исайи (Ис. 8:2).
3) Советник царя Озии; после его смерти царя стали постигать неудачи (2 Пар. 26:5). Может быть этот Захария, или предыдущий, является отцом Авии жены царя Ахаза, матери Езекии (4 Цар. 18:2; 2 Пар. 29:1).
4) Сын священника Иодая, бесстрашно обличал идолослужение во времена Иоаса; по повелению царя он был побит камнями во внутреннем дворе храма (2 Пар. 24:20 и дал.; Лук. 11:51);
5) Набожный левит, который вместе с другими поддержал царя Езекию (2 Пар. 29:13).
6) Пророк, сын Варахиин и внук Адды (Зах. 1:1); у Езд. 5:1 назван сыном Адды. Возвратившись из Вавилона с Зоровавелем, он, будучи еще молодым, начал пророчествовать (Зах. 2:4), на втором году в восьмом месяце воцарения Дария Гистаспа, два месяца спустя после пророка Агея (520 г. до Р.Хр.). Вместе с Зоровавелем он ободрял и побуждал народ к возобновлению постройки храма. Их старание увенчалось успехом (Езд. 6:14).
7) Священник из Авиевой чреды во времена Ирода. Ему явился в храме ангел и возвестил, что его престарелая жена Елисавета родит ему сына. Так как он не поверил слышанному от ангела, то сделался немым (Лук. 1:5 и дал. Когда Елисавета родила сына, то они оба, как бы по согласию, дали ребенку одно и то же имя. После этого уста его разрешились и он прославил Бога (Лук. 1:57 и дал.).
Заяц
(евр. «арневет», араб, «арнао») «жующий жвачку, но не имеющий раздвоенных копыт», считался нечистым животным (Лев. 11:6; Втор. 14)
Звезды
— евр. кохавим. Звезды, бесчисленные светила, созданные Всемогущим (Быт. 1:16), ликование пред Ним при сотворении земли (Иов. 38:7). Господь знает число их и всех их называет именами (Пс. 146:4). Звезды более, чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о дивном величии Создателя (Пс. 18: 1), и, взирая на них, псалмопевец приходит в изумление при мысли о попечении Бога о ничтожном человеке (Пс. 8:4 и дал.). Часто указывается в картинных оборотах речи Библии на бесконечное число и величественно-правильный ход звезд (Быт. 15:5; 22: 17; 26:4; Исх. 32:13; Ис. 40:26).
Сам Иисус называется «Звездой светлой и утренней» (Отк. 22:16); Он обещает побеждающему дать утреннюю звезду (Отк. 2:28; Ср. 2 Пет. 1:19; 2 Кор. 4:16; Еф. 5:8,14). Его Рождество было возвещено волхвам явлением на Востоке удивительной звезды, которая привела их к месту, где находился Младенец (Мат. 2:2 и дал.). (Срав. «Волхвы»). Валаам за тысячи лет до этого предсказал о Нем, как звезде, восходящей от Иакова (Чис. 24:17). С другой стороны, силы и орудия тьмы уподобляются упавшим или блуждающим звездам, см., напр., Ис. 14:11 (царь Вавилонский); Иуд. 13; в Отк. 8:11, говорится о упавшей звезде, имя которой полынь.
Об утренних звездах у Иов. 38:32 см. «Планеты».
Суеверные представления язычников о влиянии звезд на судьбу людей, вместе с поклонением им, создали особое искусство гадания по звездам (особенно у Вавилонских астрологов, Дан. 2:2,27) — все это оказало пагубное влияние на израильский народ, несмотря на многократные предупреждения Господа (Срав. Втор. 4: 19; 17:3; 4 Цар. 21:3; 23:5; Иер. 10: 2; 19:13; Иез. 8:16; Соф. 1:5).
Следующие звезды и созвездия упоминаются в Священном Писании: Венера или утренняя звезда (Ис. 14:12; Отк. 2:28), Орион и Плеяды (Иов. 9: 9; 38:31; Ис. 13:10: Ам. 5:8); Большая Медведица (Иов. 9:9; 38:32); Скорпион (Иов. 26:13); Диоскуры, т.е. Близнецы (Кастор и Поллукс) (Деян. 28:11). Относительно 4 Цар. 23:5 см. «Планеты».
Зеббуда
(Звида), мать царя Иоакима (4 Цар. 23:36).
Зеведей,
галилейский рыбак, отец Апостолов Иакова старшего и Иоанна (Мат. 4:21). Его жена Саломия была одной из женщин, служивших Иисусу под конец Его жизни, и которые остались верными Ему до креста и до гроба (Мат. 27:56; Map. 15:40). Из Map . 1:20 (о работниках), Иоан. 18: 15 (о знакомстве Иоанна с первосвященником) заключают, что семейство Зеведея занимало видное положение. Имя Зеведей есть греческая форма еврейск. Завдия или Зевадея (И. Нав. 7:1; 1 Пар. 8:15), которое означает «дар Божий», приблизительно то же, что и Иоанн, т.е. «милость или дар Божий».
Зевей
и Салман,
два мадиамских царя, которые были побеждены Гедеоном Суд. 8:5 и дал.: Пс. 82:12).
Зевул,
служитель Авимелеха и главный начальник в Сихеме, тайно донес своему господину о кознях хананеянина Гаада и удалил его хитростью и силою из города (Суд. 9:28 и дал.).
Зелфа
— Зильпа.
Зелфа, служанка Лии, мать Гада и Асира, сыновей Иакова (Быт. 29:24; 30: 9 и дал.).
Земледелие упоминается как занятие Адама еще до грехопадения (Быт. 2: 15). Каин был земледелец (4:2); также Ной (9:20); Исаак (26:12) и Иов (Иов. 1:14). Древние евреи, несмотря на кочевой образ жизни, не были чужды этому занятию, способствовавшему слиянию рассеянных племен в один народ. В Египте они не только занимались скотоводством, но и обрабатывали землю, строили города и занимались ремеслами (Исх. 1:11; Чис. 20:5; Втор. 11:10; 1 Пар. 4:21 и дал.). Таким образом, Египет и в этом отношении был приготовительным классом той школы, в которую они попали в Ханаане, где различные установления закона, как-то, о разделе и обработке земли, как собственности Господа (Лев. 25:23), об отдыхе земли в субботний год (ст. 3 и дал.); о ненарушимости межевых знаков Втор. 19:14); о непродаже навсегда наследственной земли (Лев. 25)); о праве бедных собирать жатву с края поля и подбирать остатки, также удовлетворять голод спелыми зернами по пути через поле (Лев. 19:9; Втор. 23: 25; Руфь 2:2; Мат. 12:1), равно как и установление связанных с разными периодами земледелия праздников и т. д. имело целью на основе земледелия построить тот общественный порядок, в котором народ, взятый в удел Господом, должен был быть воспитан. Насколько природные свойства Ханаана с его плодородной почвой и обильным орошением соответствовали этой цели, указывается в некоторых местах Писания. Следует обратить особенное внимание на описание Моисея в Втор. 8:7 и дал.: «Господь Бог твой ведет тебя в землю добрую… где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, где масличные деревья и т. д.»
Царь Озия особенно заботился о развитии земледелия (2 Пар. 26:10); Давид, по-видимому, также имел попечение об этом (1 Пар. 27:26 и дал.). Картины земледелия и садоводства дали материал для .множества духовных образов, как в Ветхом, так и в Новом Заветах. (См. Пс. 1:3; 91:8; 91:14; Ис. 5:7; 28:24 и дал.; 58:11). Христос Сам — сеятель, сеющий Свое семя на поле, которое есть мир (Мат. 13). Служители Слова называются трудящимися земледельцами (2 Тим. 2:6), а церковь называется «Нивой Божией» (1 Кор. 3:6 и дал.; Евр. 6:7).
Землетрясение
— евр. рааш. Землетрясение бывает часто в Палестине, о чем говорится у Амоса 1:1; Зах. 14:5 в царствование Озии, отмечено такие и у Иосифа Флавия. Земля во время землетрясения часто дает трещины, подобно тому, как это описывается в Чис. 16:32, и как это было при смерти Христа (Мат. 27:51 и дал.). Землетрясение в Галилее в 1837 году разрушило около 1/3 части города Тивериады, причем погибло много тысяч людей в окрестностях. Такие явления природы, с одной стороны, свидетельствуют о величии и могуществе Господа, Его судах и наказаниях (Исх. 19:18; 20:18; Пс. 67:9; Мат. 24:7; Отк. 16:18; Срав. 3Цар. 19:11), с другой стороны служат для народа Господня признаками, что Бог слышит молитвы и избавляет его (Лук. 21:28: Деян. 4:31; 16:26).
Земля.
Этим словом обозначается земля, как небесное тело, в противоположность небу; или же имеется ввиду ее состав из чего созданы живые существа. Для последнего еврейский язык имеет особенное слово «адама», которому родственно слово Адам. В тех местах, где слово земля имеет первое значение, в евр. тексте употреблено слово «эрец» (низменное) и «тевел» (обитаемое). Эрец имеет различные значения: 1) вся земля (Быт. 1:1), 2) Суша, как противоположность морю (Быт. 1:10), 3)особая страна (21:32), 4) участок земли (23: 15) и 5) почва, которая под ногами (1 Цар. 5:4; 3Цар. 1:31). Все эти значения имеет и греческое слово земля, так что в некоторых местах под этим словом можно понимать или всю землю вообще, или известную страну (Мат. 5:5).
Земля горшечника
— поле, купленное на деньги Иуды Искариота (Мат. 27:7), находилось, вероятно, в долине Гиммон, где еще во времена Иеремии была мастерская горшечника (Иер. 18:2; 19:1). См. «Акелдама».
Земля крови
. См. «Акелдама».
Земля Хамова
. См. «Египет».
Зереш,
гордая жена Амана, увидевшая мужа и десятерых сыновей на виселице, которую она приготовила для слуги Господа (Есф. 5:10 и дал.; 6:13; 9:14).
Зеркала
(Иак. 1:23; 2 Кор. 3:18). Зеркала у древних были из литого полированного металла (Иов. 37:18) и не давали такого ясного отражения, как наши зеркала (1 Кор. 13:12 греч.). Зеркала еврейских женщин (Исх. 38: 8; Ис. 3:23) походили, вероятно, на найденные в египетских остатках древности. Из медных женских зеркал по Исх. 38:8 (евр. текст) был сделан медный умывальник для скинии.
Зерно.
См. «семя».
Зив.
См. «Орив».
Зилот.
См. Симон».
Зимврия.
Зимврийский народ упоминается вместе с Еламитами и Мидийцами.
Зимран
(Быт. 25:2; 1 Пар. 1:32), старший сын Авраама от Хеттуры. Некоторые ставят его имя в связь с древним царским городом Цабрам на Чермном море, к западу от Мекки.
Зимри,
сын Салу, начальник колена Симеонова, который прелюбодействовал с мидианитянкою Хазвою, за что и был убит Финеесом, сыном Елеазара (Чис. 25:6 и дал.).
Зина,
законник, один из друзей Павла, посланный вместе с Аполлосом; Титу предлагается позаботиться о нем (Тит. 3:13).
Зиф.
1) Город в южной Иудеи, близ границы Ёдома (И. Нав. 1з:24).
2) Город в нагорной части Иудеи, к юго-востоку от Хеврона, где находится возвышенность с древними развалинами, известная под названием Тель-Зиф (И. Нав. 15:55).
Местность вокруг этого города называется пустынею Зиф; туда Давид убежал от Саула, который через предателей узнал об этом (1 Цар. 23:14; 26:2; срав. Пс. 53). И теперь еще кое-где на возвышенностях попадаются дубовые рощицы; в минувшие времена дубы, вероятно, росли здесь в изобилии. В одной из таких рощ Давид и Ионафан вновь заключил дружеский союз (1 Цар. 23:18).
3) См. «Месяцы1.
Зихрий
ефремлянин, один из героев Факея во время войны с Ахазом (2 Пар. 28:7).
Змей.
Змей, по Быт. 3:1, был самый хитрый из всех зверей и своею хитростью прельстил Еву (2 Кор. 11:3), почему Господь Бог сказал ему: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами; ты будешь ходить на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14); «семя жены будет поражать тебя в голову» (16). Срав. слова Иоанна о драконе, древнем змие, называемом диаволом и сатаною, обольщающем всю вселенную (Отк. 12:9; 20:2) и слова Иисуса о человекоубийце (Иоан. 8:44).
В символических выражениях Библии встречаются часто слова: «змей», «ехидна», «яд змеи» и «порождения ехидны», обозначающие хитрость, злобу, идолопоклонство и безбожие (Быт. 49:17; Втор. 32:33; Пс. 57:5; 90:13; Мат. 3:7; 12:34). Изредка мудрость змеи представляется достойной подражания, но в соединении с простотою голубя (Мат. 10:16).
Змеи и вообще пресмыкающиеся животные были нечисты по закону и их воспрещалось употреблять в пищу (Лев. 11:41 и дал.).
В грядущем Царстве Божием змея будет освобождена от проклятия (Ис. 65:25) «и младенец будет играть над норою и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. 11:8).
В Библии упоминаются некоторые породы ядовитых змей, но точное их определение затруднительно.
1) Аспид (евр. Петен), (Втор. 32:33; Иов. 20:14 и дал.) «затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях (Пс. 57:5,6), прячется в норах (Ис. 11:8). Предполагают, что это египетская очковая змея.
2) Аспид (евр. Шефифон), (Быт. 49:17). Возможно, что это опасная рогатая гадюка (vipera Cerastes ), которая имеет земляную окраску, лежит в засаде в песке и впивается в ногу своей добычи.
3) Аспид, палестинская гадюка, (евр. Цефа, Цифони) (Ис. 11:8; 14: 29; 59:5; Иер. 8:17; Прит. 23:32) весьма ядовитая змея.
4) Василиски, ядовитые змеи (евр. срафим), которые жалили евреев в пустыне (Чис. 21:6; Втор. 8:15); «Сараф» переведено словом «летучий дракон» у Ис. 14:29 и «летучие змеи» в 30:6.
5) Ехидна (евр. Ефе), Иов. 20:16; Ис. 30:6; 59:5. Вследствие того, что евр. название напоминает арабское «афа», думают, что это — ехидна, в 1 аршин длиною и 1 вершок толщиною с коричневыми и черными пятнами, отличающаяся своим шипением. Вероятно, такую змею Павел стряхнул в огонь, не потерпев от нее никакого вреда (Деян. 28:3 и дал.).
6) Аспид (евр. Ахшув) в Пс. 139:4, предполагают, что это — встречающаяся в северной Африке ехидна « Echis arenicola«.
7) Летучий змей (евр. Киппоз), который, согласно пророчеству, будет жить в развалинах Едома (Ис. 34:15), опасная змея ( Erix jaculus), родина которой Египет, Аравия и Палестина. Она живет среди ветвей на верхушках деревьев, и бросается с быстротою молнии на свою добычу.
Кроме перечисленных названий, змеи обозначаются словом «нахашг» т.е. шипящий (Быт. 3:1 евр.) и « no лзающий по земле» (Втор. 32:24). ! ,;
О медном змее, смотри «Медный змей».
Заклинатели змей упоминаются • некоторых местах (Пс. 57:6; Еккл.
10:11; Мер. 8:17; срав. Иак. 3:7). Это искусство известно и теперь в Африке и в Индии. Брюс видел в Каире человека, который голою рукою взял змею (cerastes), положил ее себе на голову и одел сверх нее шапку; затем положил ее на грудь, обвил вокруг шеи, без всякого вреда для себя. После этого змея была подпущена к курице, сейчас же ужалила ее и та через несколько минут околела.
Знамение
— евр. «нес» или «от».
Знамение — залог или доказательство для утверждения завета, или же свидетельство о чем-либо грядущем (Быт. 9:12 и дал.; Исх. 3:12; Быт. 17: 11; Ис. 8:18), сверхъестественное явление (Лук. 21:11), чудо, как печать божественного посольства, могущества и власти (Исх. 4:8 и дал.; Map. 8:11). Небесными знамениями назывались также движения и различные положения планет, по которым языческие звездочеты якобы читали божественные откровения (Иер. 10:2).
Золото
— евр. загав. Золото, символ чистоты (Иов. 23:10), доброкачественности (1 Кор. 3:12; 1 Пет. 1:7) и благородства (Плач. 4:1), упоминается уже в Быт. 2:11. Чеканка золотых монет долгое время не была известна; на египетских памятниках можно видеть деньги в виде золотых колец, взвешиваемых на весах (срав. Быт. 43:21) Соломон на постройку храма употребил огромное количество золота и других драгоценностей. Давид, по 1 Пар. 22:14, оставил для этой цели не менее 100000 талантов (около 250000 пуд) золота и миллион талантов (около 2 500 000 пуд.) серебра; срав. 1 Пар. 29:4; 2 Пар. 1:15. Соломон «сделал серебро и золото в Иерусалиме равноценным простому камню». Золото употреблялось на различные украшения и посуду. См. 3Цар. 6:22; 10:16,21; Песн П. 3:9 и дал.; Есф. 1:6; Иер. 10:9; Наум. 2:9; Дан. 3:1. В Библии известны следующие места, откуда доставляли золото: Хавила (Быт. 2:11); Аравия (Пс. 71-15); Офир (Иов. 28:16) и Парваим (2 Пар. 3:6; Срав Иез. 27: 22). Указания на золотых дел мастеров встречаются в Прит. 17:3; 27:21; с. 40:19; 41:7; 46:6 и т д. Срав. «Кузнец».
Золотая кадильница
упоминается в числе даров, которые родоначальники колен израильских принесли для скинии (Чис. 7:14). Каждая из них весила 10 сиклей.
Золотой жертвенник
(алтарь), жертвенник для каждения в храме Соломона. См. «алтарь» (жертвенник).
Золотой нарост
, 1 Цар. 6:4, см. «почечуй»,
Зоровавель
— Зерубавель, сын Салифиилов (Шалтизля).
Зоровавель, сын Салафиилов, из дома Давидова (Езд. 3:2), Иудейский князь (Езд. 1:8), вождь израильтян, которые возвратились из Вавилона (Езд. 2:2). Кир назначил его областеначальником Иудеи (Езд. 2:63; 5:14) и доверил ему священные сосуды, которые должны были быть возвращены в Иерусалим. Он положил основание постройке храма и очень много заботился о восстановлении богослужения (Езд. 1:11; 2:2; 3:8; 5:2). Как персидский областеначальник, потомок Давида, имеющий надежду на пришествие Мессии, он описывается, как верный Божий слуга (Агг. 1:1- 2-3 и дал.; 21 и дал.; Зах. 4:6 и дал ). Его халдейское имя было Шешбацар, т е. великий, почетный (Езд. 1:8; 5:14). О его происхождении от Давида см «Салафиил».
Зохелет,
скала у источника Рогель в Енномовой долине, недалеко от Иерусалима в юго-восточном направлении, где Адония устроил пиршество для своих сторонников и ими был избран царем (3Цар 1:9 и дал.).
Зрелище
(Деян. 19:29, греческий театр).
Театрами греки пользовались не только для устройства представлений, атлетических состязании и т п, но также для общенародных собраний, судебных дел и т.п. В каждом городе на Востоке, где прививались греческие обычаи, строились театры (1 Макк. 1: 14 и дал.; 2 Макк. 4:9 и дал.). Смотри «Поприще».
Зузим.
См. «Замзумим»
Скачать html |
Скачать epub |
Файлы html залитые на сайт soteria.ru адаптированы для использования в программе 'Библиотека 5'. Программа 'Библиотека 5' обновлена до версии 5.2 и адаптирования для работы с файлами html сайта soteria.ru.
Скачать pdf |
Оглавление отсутствует
Педагог |
Testimonies for the Church-Volume 3 |