Шаалаввин

Шаалвим или Шаалаввин

Шаалим

Шаве

Шаве-Кириафаим

Шалеф

Шалиша

Шалиша и Шаалим

Шаллум

Шамир

Шамма

Шарецер

Шатер

Шафан

Шафер

Шафран

Шеарясув

Шева

Шева

Шеват

Шела

Шелемия

Шелк

Шемаия

Шешбацар

Шемевер

Шеревия

Шершини

Шестьсот шестьдесят шесть

Шефам

Шибболет

Шива

Шило

Шимей

Шимрон

Шимрон-Мерон

Шимшай

Шинав

Шион

Шифмоф

Шифра и Фуа

Шихор-Ливнаф

Школа

Школа пророков

Шлем

Штраф

Шуа

Шуах

Щипцы

Шаалаввин,

См. «Шаалвин».

Шаалвим или Шаалаввин

(И. Нав. 19: 42), город в колене Дановом (Суд. 1:35); местожительство одного из приставников Соломона (доставлявших продовольствие к царскому столу (3Цар. 4:9; срав 2 Цар. 23-32).

Шаалим.

См. «Шалиша».

Шаве

(долина). См. «Царская долина».

Шаве-Кириафаим

(двойной город) — город в восточной части Иорданской страны Первоначально он принадлежал эмимам (Быт 14:5); после покорения земли Ханаанской он был отдан колену Рувимову (Чис. 32:37; И. Нав. 13:19) Впоследствии этот город был взят моавитянами (Иер. 48:1; Иез. 25:9). Предполагают, что арабское селение Керейат, к востоку от Мертвого моря, находится на месте этого города.

Шалеф,

второй из сыновей Иоктана (Быт. 10 26), племя в южной Аравии.

Шалиша,

см «Шаалаввин»

Шалиша и Шаалим

— две долины на западной стороне Ефремовых гор, где Саул искал пропавших ослиц своего отца (1 Цар. 1:4); срав. «Ваалшалиш».

Шаллум.

Муж пророчицы Олдамы, хранитель одежд царя Иосии (4 Цар. 22: 14).

Шамир.

1) Город в нагорной части колена Ефремова, местожительство судьи Фолы (Суд 10.1).

2) Город в колене И удином (И. Нав. 15:48)

Шамма.

1) Сын Рагуила. внук Исава (Быт 36:13 и дал )

2) Последний из трех главных героев Давида, сын Аи, гараритянин (2 Цар. 23:11 и дал.).

3) Хародитянин, один из 30 героев Давида (2 Цар. 23-25); вероятно, он же упоминается в 1 Пар. 11:27; 27:8 (Шамгуф).

Шарецер,

один из сыновей Сеннахирима, убийца своего отца (Ис. 37:38); срав. «Адрамелех 1»

Шатер

— евр. отель. Шатер. Это легко раскидываемое и снимаемое жилище кочующих людей под разными названиями часто упоминается в Библии. В Быт 4.20, как «отец живущих в шатрах» со стадами, упоминается Иавал; праотцы евреев: Авраам, Исаак и Иаков, также жили в шатрах (Быт. 18:1; Евр. 11:9). Во время странствования по пустыне израильтяне переносили свои шатры с места на место, и после поселения в Ханаане у некоторых из них остался старый обычай — жить в шатрах (Суд. 4:17, Иер. 35.10); в особенности, конечно, у колен придерживавшихся кочевого образа жизни (И. Нав. 22 4,7) Ковчег Божий также долгое время находился под шатром (2 Цар. 7:2), и Господь вместе с израильтянами «переходил в шатре и скинии» (ст. 6). Переносные шатры еще и теперь употребляются кочевниками Северной Европы и Северной и Средней Азии, как, например, лопарями, монголами и проч. Бедуины в Аравии до сего времени живут в шатрах. Их шатры делаются из прочной грубой, черной ткани (козья шерсть), которую ткут бедуинские женщины; эта ткань настолько плотна, что не пропускает дождя. О подобных черных шатрах арабского племени Кидар, мы читаем уже в 119-ом псалме стих 5 и Песн. П. 1:4. Израильские женщины пряли козью шерсть, что видно из Исх. 35:26. Приготовленная для шатра ткань растягивается на нескольких шестах, образуя шатер, одна сторона которого имеет отверстие в рост человека; этот, так называемый, дом часто состоит из двух отделений: одного для мужчин и друг ого для женщин. Посреди мужеского отделения выкапывается в земле яма для очага, который топят сухими ветками или высушенным навозом. Для укрепления шатра служат веревки, которые привязываются к вбитым в землю колышкам. Такой кол Иаиль вонзила в голову Сисары (Суд. 4:21) Иногда в том же шатре, в котором живет семейство, можно увидеть скотину. Бывает, что одно и то же семейство имеет несколько шатров. Срав. Быт. 24.67; 31:33; Суд. 4:17. Более богатые шатры бывают цветными.

Из жизни в шатрах в Св. Писании взято многих иносказаний. Так, будущая безопасность Иерусалима рисуется в виде скинии, «столпы которой никогда не исторгнутся, и «и одна вервь ее не порвется» (Ис 33:20); в гл. 54, ст. 2 Израилю повелевается распространить место шатра его, расширить покровы жилищ его, пустить длиннее верви и утвердить колья. Небо также уподобляется шатру или скинии (Ис 40:22; Евр. 8-2) С другой стороны. Езекия уподобляет свою быстро летящую жизнь переносному пастушескому шалашу (Ис 38.12), а Павел сравнивает немощное тело с земным домом, хижиной (2 Кор 5:1; срав 2 Пет 1:13). Ламартин в своем «Путешествии по Востоку» дает следующее описание: «Утром, пока погонщики верблюдов и рабы взнуздывают лошадей, снимаются шатры Два или три араба раскачивают средний шест, который служит столбом; он падает и ткань, которая только что давала сень целому семейству путешественников, опускается и свертывается в тюк, который переносят под мышкой на седло верблюда и на пустом месте, где ты только что чувствовал себя, как дома, ничего не остается, кроме маленького очага, который еще дымится, но скоро погаснет при сиянии солнца. Это настоящая живописная картина преходящей жизни, которая так часто рисуется в Библии, и которая много говорила мне каждый раз, когда встречалась моему взору». Часто», говорит М. Шейн, «мы, будучи еще не вполне одеты, оказывались без крова. Какой символ нашей телесной хижины! Как часто она снимается прежде, чем душа наша делается способной к участию в наследии святых во свете!»

Шафан

— секретарь царя Иосии, который прочел ему найденную в храме книгу Закона, и который вместе с другими был послал царем к пророчице Олдаме (4Цар. 22:3,8 и дал.). По всей вероятности, этот Шафан и Шафан, отец Ахикама (4 Цар. 22:12), не одно и то же лицо.

Шафер,

гора, на которой израильтяне располагались станом (Чис. 33:23 и дал.).

Шафран

— евр. карком. Шафран ( Crocus satlvus), сравниваемый с красотой невесты в Песн. П. 4. 14, культивированное луковичное растение с лилиеобразными фиолетовыми цветами, красновато-желтые ароматные пестики, которых дают известную ценную пряность — шафран (арабск. цафран), который в древности в большом количестве употреблялся для приготовления красок, мазей, духов и лекарств.

Шеарясув

— Шоряшув, Шеарясув, т. е. «остаток возвратится», имя одного из сыновей пророка Исайи (Ис. 7:3); значение этого имени, может быть, указывается в Ис. 10:20 и дал.

Шева.

1) Сын Раамы, внук Хуша (Быт. 10:7; 1 Пар. 1:9); по предположению некоторых — также народ в восточной Аравии у Персидского залива, который торговал с Тиром (Иез. 27:22).

2) Сын Иокшана, внук Авраама от Хеттуры (Быт. 25:3; 1 Пар. 1:32); по мнению некоторых, также семитическое племя, жившее около устья Евфрата и верхней части Персидского залива; упоминается о его торговых сношениях с Тиром (Иез. 27:23). Достойно замечания, что различие в Быт. 10 и 25 между Хушскими (эфиопскими) и семитическими Шевскими народами спустя много столетий повторяется у Иез. 27:22 и дал.

3) Один из сыновей Иоктана (Быт. 10:28; 1 Пар. 1.22); также арабское племя, названное по его имени Сава или Савейское, жившее в юго-западной Аравии при Йемене (Ис. 60:6; Иов. 6:19). Этот народ был одним из самых могущественных арабских племен и, наряду с финикийцами — самым значительным из торговых народов передней Азии того времени. Поэтому часто упоминается о золоте, драгоценных камнях и фимиаме, как о предметах торговли этого народа. Из этой Савы пришла царица к Соломону, чтобы послушать его мудрости и принесла ему в дар золото, слоновую кость и множество драгоценностей (3Цар. 10). На эту страну имеются также указания в Ис. 60:6: «Все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа». Срав. Иов. 1:15; 6:19; Пс. 71:10,15; Иоил. 3:8.

О древней культуре в юго-западной части Аравии, сосредоточенной в город Мариабе, свидетельствуют и до сего дня не только кимнаритские надписи, на которых часто встречается название Шева, но также и величественные развалины Мариабы (Мариб) в расстоянии нескольких дневных переходов к северу от Адена.

Шева,

город в колене Симеоновом (И. Пав. 19:2).

Шеват.

См. «Месяцы».

Шела,

третий сын Иуды от хананеянки (Быт. 38:5; 46:12), его потомство (Чис.26:20) отличалось выделкой виссона (1 Пар. 4:21 и дал.).

Шелемия,

верный священник, которого Неемия вместе с другими поставил хранителем запасов храма (Неем. 13: 13).

Шелк

— евр меши Шелк, изготовлявшийся первоначально в Китае и Тибете, проник из Ост-Индии в Грецию и Рим Он упоминается между сокровищами Вавилона в Отк. 18:12, в Иез 16:10,13, говорится о «шелковом покрывале» и «шелковой одежде».

Шемаия.

1) Левит, сын Нафанаила, записывал, при бросании жребия, 24 чреды священников (1 Пар. 15:8 и дал.; 24:6).

Шешбацар.

См. «Зоровавель»

Шемевер,

царь Севоима (Быт. 14:2).

Шеревия.

доверенный левит, содействовавший Ездре (Езд. 8:18,24; Неем. 8: 7 и дал.).

Шершини.

О них упоминается как об одном из способов, посредством которого хананеяне были прогнаны от лица Израиля (Исх. 23:28; Втор 7:20; И. Нав. 24:12). Одни понимают это слово буквально, другие разумеют под этим какие-нибудь мучения, так как слово (цира) в основном тексте соответствует арабскому, которое означает мучения; в этом слове видят живую картину того ужаса, который овладел врагами израильтян, как это объясняется в Втор. 2:25; И. Нав. 2:

Шестьсот шестьдесят шесть.

См. «Число».

Шефам,

место на восточной границе Израиля (Чис. 34-10)

Шибболет.

Во время войны между ефремлянами и жителями Галаада, когда первые убежали по направлению к Иордану, то они были задержаны при переправе через реку галаадскими воинами, которые спрашивали каждого прибегающего: «не ефремлянин ли ты?» Если он отвечал отрицательно, то они заставляли его произнести слово «шиболет» (поток или колос); если он произносил «сибболет» и не мог иначе выговорить, то его убивали. И так убили 42.000 ефремлян (Суд. 12: 4 и дал.).

Шива

(Шева). См. «Беэршива».

Шило

(евр. слово). См. «Примиритель».

Шимей.

В Зах. 12:13 сказано, что «племя Симеоново» вместе с другими будет плакать и рыдать о Пронзенном; может быть, здесь указывается на левитов Гирсонова дома — Шамеев (Чис. 3:18,21).

Шимрон,

северный хананейский царский город (И. Нав. 11:1), названный также Шимрон-Мерон (12:20), был отдан колену Завулонову (19:15). На его месте теперь, вероятно, расположено селение Семирие, в пяти км к северу от г. Акка.

Шимрон-Мерон.

См. «Шимрон».

Шимшай.

См. «Рехум».

Шинав,

царь Адмы (Быт. 14:2).

Шион,

город в колене Иссахаровом (И. Нав. 19:19) около источника Шаин, севернее Фавора.

Шифмоф,

город в Иудее, где старейшины оказали Давиду помощь, за что и были награждены им (1 Цар. 30:28).

Шифра и Фуа

(Пуа). Шифра и Фуа — повивальные бабки, которым фараон повелел умерщвлять еврейских младенцев мужеского пола, но которые боялись Бога и оставляли младенцев в живых, за что Бог благословил их и их домы (Исх. 1:15 и дал.).

Шихор-Ливнаф

(И. Нав. 19:26), пограничная река в колене Ассировом. Предполагают, что это название означает: «река стекла»; может быть, это речка к югу от г. Акка, которую греки называли «Белюс» и которая теперь носит название Нахр Нааман; по преданию, песок с ее берегов послужил финикийцам материалом для изготовления стекла.

Школа

— евр. бейт-сефер.

Школа. Школ для обучения детей в древние времена у евреев не было. Слово «училище» в Деян. 19:9 имеет ввиду помещение, предоставленное ап. Павлу для проповеди Слова Божия. Закон обязывал родителей внушать своим детям Закон Божий дома в повседневной жизни (Втор. 6:7 и дал,; 11:18 и дал.); в Прит. Соломона мудрый дает наставление своим ученикам хранить заповедь отца своего и не отвергать наставления матери своей (Прит. 6:20). Без сомнения, матерям поручалось учить детей в первые годы их жизни. Царь Лемуил принял от матери своей наставление, написанное в книге Прит. 31:2 и дал.; Тимофей был с детства наставлен в Священных писаниях (2 Тим. 3:15). Царь Иосафат послал доверенных людей по иудейским городам учить народ закону Божию (2 Пар. 17:7 и дал.). Школы в буквальном смысле слова были учреждены, согласно Иосифу Флавию, только в позднейшее время. Однако умение читать и писать в Израиле было распространено уже с давних времен; об этом мы можем заключить из некоторых постановлений закона, предполагавших умение писать и читать (Чис. 5:23; 17:2, 9; Втор. 17:18) и т.д.; юноша — чернорабочий (евр. текст) из жителей Сокхофа написал Гедеону имена 77 человек своего города (Суд. 8:14).

Иерусалимский Талмуд говорит, что Иосиф-бен-Шетах (первое столетие до Р.Хр.) организовал детские школы в Палестине. Из разных выражений Иосифа и Филона можно заключить, что такие школы были обыкновенным явлением среди евреев во времена Иисуса. О программе обучения говорится в Мишне, что Писание изучалось в возрасте от 5 до 10 лет, и с 10 до 13 лет изучалась Мишна (постановления старейшин). Изучение Св. Писания начинали с кн. Левит и эта книга изучалась наизусть. Затем следовало таким же образом изучение кн. Чис. и кн. Втор., после этого кн. Исх., и последней кн. Быт. В возрасте 10 лет ребенок знал, таким образом, все 5 книг Моисея наизусть. Кроме них изучались наизусть важные отрывки из книг пророков и Псалтыри. Мы имеем, таким образом, право предполагать, что Иисус и Его ученики получили такое образование. Из поучительных речей Иисуса ясно, что Он предполагал, что слушатели знали Писания Ветхого Завета.

Школа пророков.

См. «Пророки».

Шлем.

См. «Война».

Штраф.

См. «Правосудие».

Шуа,

хананеянин, дочь которого была женою Иуды и родила Ира, Онана и Шелу (Быт. 38:2).

Шуах,

один из сыновей Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2).

Щипцы

(евр. мелькахим) служили для того, чтобы поправлять и тушить лампады светильника (Исх. 25:38; 3Цар. 7:49).