Гаал

Гааш

Гаваон

Гавафа

Гаввафа

Гавриил

Гадад

Гададриммон

Гадание и колдовство

Гадаринская страна

Гадар

Гадасса

Гадер

Гадорам

Гад

Гаенам

Газа

Газер

Гаий

Гай

Галаад

Галатия

Галгал

Галилейское море

Галилея

Галлион

Гама

Гамалиил

Гамона

Гаон

Гареб

Гариф

Гаризим

Гахил

Гапор

Гацар-Аддар

Гацар-Енан

Гацар-Тихон

Ганор

Гацор-Хадаф

Гаф-Риммон

Гева

Гевал

Гегай

Гедеон

Гедероф

Гедор

Гелвуй

Гемария

Геннисаретское озеро

Геннисаретская страна

Гера

Герар

Гергесеи

Гергесинская страна

Гесем

Гессув

Гессуряне

Гешем

Геф-Хефер

Гефер

Гефсимания

Гефское орудие

Геф

Гефяне

Гива

Гивеаф

Гиввефон

Гило

Гимзо

Гин

Гирсам

Гирсон

Гихон

Гиффаим

Гиацинт

Гиезий

Гион

Глазная мазь

Глина

Гоаф

Гоб

Гог и Магог

Годолия

Год

Гозан

Гоим

Голан

Голгофа

Голиаф

Голубиный помет

Гомер

Гомерь

Гоморра

Гора

«Гора сонма богов»

Гора Божия

Гора Господня

Горе

Горен-гаатад

Горлица

Горный промысел

Города убежища

Город

Город Давида

Город Пальм

Город солнца

Города священников

Городской служитель

Горсть

Горчичное зерно

Горшечник

Горькая трава

Господь

Господь мира

Гостиница

Гошен

Гофолия

Гофониил

Град

Гранатовое дерево

Гром

Грех

Гумно Хидона

Гур-Ваал

Гусеница

Гаал,

сын Еведа, предводитель Сихемских жителей восставших против Авимелеха, которым он, однако, был разбит на голову (Суд. 9:26 и дал.).

Гааш,

гора в колене Ефремовой, с северной стороны которой был расположен город Иисуса Навина Фамнаф-Сараи (И. Нав. 24-30). По близости от нее, согласно 2 Цар. 23:30; 1 Пар. 11:32, были ручьи и долины рек. Сравни «Фамнаф-Сараи».

Гаваон

— Гивон.

Гаваон, большой царский город в Ханаане (И Нав. 10:2), один из четырех укрепленных городов у евеев (И. Нав. 9:17). Жители этого города, услышав о победах Иисуса Навина, хитростью добились от него пощады: они послали к нему послов в ветхой одежде, обуви и т. д., которые сказали израильтянам, что страна их настолько далека, что одежды успели износиться и хлеб засохнуть в пути, и просили заключить с ними союз. Три дня спустя израильтяне уже подошли к их городам и узнали об их хитрости, но сдержали данное им обещание. Иисус Навин узнав об их обмане, сказал: «за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего» (И. Нав. 9:3 и дал.). Вскоре после этого пять аморрейских царей выступили против израильтян расположив стан у Гаваона, но были разбиты И. Навином на голову. Когда они бежали от израильтян, то Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; и было больше умерших от камней Господних, нежели от меча сынов израилевых (10:1 и дал.). По слову Иисуса в этот день солнце остановилось над Гаваоном и луна над долиною Аиалонскою, пока народ истреблял врагов своих. Гаваон был отдан колену Вениаминову и стал одним из левитских городов (18:25; 21:17). Здесь произошло кровавое сражение между войсками Давида и Иевосфея (2 Цар. 2:12 и дал.). В Гаваоне долгое время находилась скиния собрания (1 Пар. 16:39; 21:29). Во время Соломона здесь было главное место для принесения жертв. В Гаваоне Господь явился молодому Соломону во сне ночью (3Цар. 3:4 и дал.).

Из 2 Цар. 21:2 и дал. видно, что Саул убил некоторых из Гаваонитян и намеревался совсем истребить их. В наказание за это в стране в дни Давида наступил голод, продолжавшийся в течение трех лет. когда Давид узнал от Господа причину его (21: 1) и услышал о том же от некоторых гаваонитян, то спросил их, чего они желали бы в возмездие за человекоубийство. Гаваонитяне потребовали выдачи 7 человек из потомком Сауловых, чтобы повесить их в Гиве Саула. Давид отдал им двух сыновей Рицпы и пять сыновей Мелхолы, и они были повешены на горе в Гиве. Рицпа сторожила все лето их мертвые тела, так что ни птицы днем, ни звери ночью не коснулись их. Давид, узнав об этом, велел похоронить их кости вместе с костями Саула и Ионафана во гробе Киса. И Бог умилостивился над страною (2 Цар. 21:1 и дал.). От Гаваона сохранились развалины в небольшом селении Эль-Джиб, в 5-ти км к северо-западу от Иерусалима; сохранился также большой водный резервуар, прежний Гаваонский пруд (2 Цар. 2:13).

Гавафа

— Бигтан.

Гавафа — имя евнуха (привратника), который вместе с товарищем Фаррой замышлял наложить руку на царя. Но этот заговор был открыт слышавшим их разговор Мардохеем (Есф. 2:21).

Гаввафа,

(т. е. возвышение) арамейское название места, которое по гречески называлось «Лифрстротон», т. е. каменный помост. Вероятно, это — открытая, выложенная мозаикой площадка перед дворцом римского наместника в Иерусалиме. Там Пилат сел на судейское место, чтобы судить Иисуса (Иоан. 19:13).

Гавриил,

т. е. Сила Божия или муж Божий, — ангел, который послан был к Даниилу (Дан. 8:16; 9:21). Захарии (Лук. 1:11,19) и к Деве Марии (ст. 26 и дал.).

Гадад,

Едомский царь, поразивший мидианитян (Быт. 36:35).

Гададриммон

по Зах. 12:11 и по 2 Пар. 35-20 и дал. — место на равнине Мегиддо, где был оплакан Иосия, царь иудейский.

Гадание и колдовство

с употреблением различных средств, как, например, чаш (Быт. 44:5), жезлов (Ос. 4:12), стрел, внутренностей животных (Иез. 21:21) было воспрещено законом под страхом строжайшего наказания (Исх. 22:18; Лев. 19:26,31; 20:27). По 1 Цар. 15:23, непокорность такой же грех, что и волшебство. Это мы видим из того, что цари-идолопоклонники особенно покровительствовали гадателям, ворожеям и прорицателям 4 Цар. 21: 6; 2 Пар. 33:6). Пророки обличали эти преступления (Ис. 47:12 и дал • Иер. 23:32; Иез. 13:6 и дал.; 21:21). Из Ис. 8:19, видно, что чародеи и чревовещатели, шепча и бормоча, как бы подражали выходцам из могил. Во время Христа и апостолов черная магия была повсеместно распространена, что видно из рассказов о волхве Симеоне (Деян. 8:9 и дал.), Вариисусе (Деян. 13:6), служанке, одержимой духом прорицательным (16:16), иудейских заклинателях (Лук. 11:19; Деян. 19:13) и о торговле чернокнижием в Ефесе (Деян. 19:19).

Гадаринская страна

( Map . 5:1; Лук. 8: 26) или Гергесинская

(Мат. 8:28) расположена к востоку от Генисаретского озера. Там Иисус исцелил бесноватого и позволил бесам войти в стадо свиней, которое бросилось после того с обрыва в море и погибло в нем (Мат. 8:30 и дал.; Map. 5:11 и дал.; Лук. 8:30 и дал.). Эта местность находилась на юго-восточном берегу Генисаретского o з epa она называлась Гадаринской страной по имени города Гадары, одного из 10 городов, называемого Иосифом Флавием «столицею Переи». Развалины этого города, как полагают, находятся в Ум-Кейс, к югу от реки Ярмука, в 10 км от южной части озера. В Евангелии говорится, что когда стадо свиней бросилось с крутизны в море, пастухи побежали и рассказали об этом в городе (Лук. 8:34); возникает вопрос: в каком городе? в Гадаре? Вряд ли; ибо Радара была расположена в одной миле от моря, по ту сторону Ярмука, и совсем не против Галилеи (Лук. 8:26). Местечко Керса, находящееся посредине восточного берега Геннисаретского озера, называвшееся прежде Гергеса, вероятно, и есть то место, где Иисус вышел на берег и где тотчас встретил Его человек, одержимый нечистым духом (Map. 5:2). Около Ум-Кейса и около Керсы в горах находится много могильных пещер. Близ Керсы возвышается также крутая гора, с которой свиньи могли ороситься в море. Кроме того, Керса расположена как раз против Галилеи.

Гадар

— Адар.

Гадар — Едомский царь (1 Пар. 1:50), живший, вероятно, во время Моисея (Быт. 36:39). Возможно, что Моисей к нему отправил посольство (Чис. 20:14).

Гадасса.

Смотри «Есфирь».

Гадер.

1) хананейский царский город, покоренный И. Навином (И. Нав. 12: 13).

2) башня или место близ Вифлеема (Быт. 35:21), по-еврейски Мигдаледер.

Гадорам

(Адорам), один из сыновей Иоктана (Быт. 10:27). Предполагают, что упоминаемые Птолемеем адрамиты, жившие у Персидского залива, были его потомками.

Гад

(т. е. счастье или отрада).

1) Седьмой сын Иакова, первенец от Зелфы (Быт. 30:10 дал.; 49:19), был отцом семи сыновей (48:16).

2) верный пророк Давида, руководивший им, когда он убежал от Саула, и часто посылаемый к нему со словом от Господа (1 Цар. 22:5; Цар 24:11; 1 Пар. 21:9). Он оставил после себя исторические записки о Давиде (1Пар. 29:29) и руководство относительно игры на музыкальных инструментах в храме (2 Пар. 29:25).

3) языческое божество, бог счастья, по предположению, планета Юпитер, которой вместе с Мени (вероятно, богиня судьбы или Венера) поклонялись некоторые евреи (Ис 65:11).

Гаенам —

Аейнам.

Гаенам, т. е. двойной источник, город в низменной части Иудеи (И. Нав. 15: 34), то же место, что и Енаим (Быт. 38:14) по дороге между Одолламом и Фамной. Теперь он называется Бейт Еиан и находится к северо-востоку от Иерусалима.

Газа —

Аза.

Газа, самый южный и главный из 5 филистимских царских городов; раньше он принадлежал аввеям (Втор. 2:23); как пограничный с Палестиною город, он имел значение с самых древних времен (Быт. 10:19). Хотя Газа и была назначена колену Иудину, все же оно не получило его во владение (И. Нав. 10:41; 11:22; 15:47; Суд. 1:18; 16: 1). Здесь филистимляне держали в заключении Самсона; здесь же он разрушил храм Дагона, под развалинами которого погиб он и филистимляне (Суд. 16). Газа упоминается несколько раз, как граница, до которой доходили победы еврейских царей над филистимлянами (3Цар. 4:24; 4 Цар. 18:8).

Впоследствии Газа находилась под властью халдеев, персов, египтян (Иер. 47:1; Срав. Ам. 1:6; Зах. 9:5) и, наконец, римлян. Современная Газа — значительный портовый город, с арабским населением в 88 тысяч в самом городе и 30,5 тысяч в пригородках (1967 г.). В большинстве своем они беженцы периода войны 1948 года.

Газер.

1) хананейская столица (И. Нав. 10:33; 12:12) на границе колена Ефремова, между Беф-Ороном и Средиземным морем (И. Нав. 16:3). Хотя он и был назначен для жительства левитам (И. Нав. 21:21; 1 Пар. 6:67), однако долгое время был населен хананеями — пока не был, наконец, разрушен фараоном и отдан его дочери, жене Соломона, в приданое (3 Цар. 9:16). Соломон укрепил его (3Цар. 9:15-17). 2) Смотри «Год».

Гаий.

1) македонянин — спутник Павла в его путешествиях, жизнь которого подвергалась опасности в Ефесе (Деян. 19:29).

2) коринфянин, крещеный Павлом (1 Кор. 1:14). Павел называет его «странноприимец мой и всей церкви» (Рим. 16:23). Вероятно, потому, что христиане собирались в его доме.

3) Гаий дервиянин, сопровождал Павла в его последнем путешествии в Иерусалим (Деян. 20:4).

4) «Возлюбленный Гаий», к которому написано 3-е послание Иоанна. Возможно, что это одно из вышеупомянутых лиц.

Гай

(евр. Ай) Быт. 12:8; Неем. 11:31; в Ис. 10:28 — Аиаф, — хананейская столица восточнее Вефиля, по соседству с которой некогда поселился Авраам и построил жертвенник (Быт. 12: 8; 13:3). Далее, Гай нам известен, как место, где Иисус Навин из-за Ахана потерпел поражение (И. Нав. 7) и где затем победил амаликитян (И. Нав. 8:1-30). Иисус Навин сжег Гай и «обратил его в вечные развалины» (И. Нав. 8:28). Впоследствии Гай снова был выстроен (Ис. 10:28; Езд. 2:28). Восточнее Вефиля находятся развалены Тель-Хаджар, т. е. груда камней, на месте которых и был, вероятно, Гай.

Галаад

— Гилад.

Галаад. 1) сын Махира, внук Манассии, праотец поколения Галаадова» (Чис. 26:29 и дал.), находившегося в страшной вражде с коленом Ефремовым, которых они называли перебежчиками (Суд. 12:4 и дал.).

2) отец Иеффая (Суд. 11:1 и дал.).

3) (т. е. холм свидетельства), еврейское название, данное Иаковом памятнику, поставленному в знак заключения союза между им и Лаваном. Лаван назвал этот памятник по-сирийски: Иегар-Сигадуфа, обозначающее то же, что и Галаад. Его назвали также Мицпе, т. е. стража (Быт. 31:45 и дал,).

4) Галаадская гора или «Земля Галаад»; это название часто распространяется на всю нагорную местность к востоку от Иордана, расположенную между Геннисаретским озером, на севере и Арноном, впадавшим в Мертвое море, на юге (Быт. 31:21; Чис. 32:1; Пс. 59:9). В И. Нав. 12:2,5 различают половину Галаада к югу от Иавока и половину к северу от этого притока Иордана. Горная страна к югу от Иавока, по всей вероятности, получившая свое название от горы Галаада и еще ныне называемая Джебел Джелаад, в древности была известна хорошими пастбищами (Чис. 32:1) и целебным бальзамом (Быт. 37:25); — «бальзам в Галаад е» (Иер 8:22; 46: 11) Северная часть между Ярмуком и Иавоком, называемая теперь Джебел Аджлун, описывается путешественниками, как одно из лучших мест страны Вечнозеленые дубовые леса и фисташковые рощи покрывают вершины Галаада. На уступах гор возделывают виноград, а в долинах — оливковые, апельсиновые и другие плодовые деревья. Земля покрыта роскошным ковром цветов. С значительных высот открываются обширные виды на большую часть Палестины с одной стороны и на равнины Аврана с другой. Горный воздух чист, прозрачен и живителен. Повсюду встречаются развалины, свидетельствующие о культуре и трудолюбии прошлых поколении; Срав. П. Песн. 4:1; 6:6. По покорении страны к востоку от Иордана, Моисей назначил южную часть до Арнона коленам Рувимову и Гадову, северную же часть с Арноном и Васаном — половине колена Манассиина (И. Нав. 13). С того времени «Галаад и Манассия» (Пс. 59:9) или «Галаад и Васан» (4 Цар. 10:33; Мих. 7:14) стало общим названием всей Заиорданской страны.

5) В таком широком значении название Галаад упоминается в некоторых местах Писания, заключая в себе Васан и всю восточную землю до Ермона. Так, напр., в Втор. 34:1 Господь показал Моисею с горы Фасги «всю землю Галаад до самого Дана»; Срав. И. Нав. 22:9; Суд. 20:1 и 4 Цар. 10:33, где сначала упоминается земля Галаад с коленами Гадовым, Рувимовым и Манассииным и потом особенно «Галаад и Васан». Земля Галаад подверглась опустошениям со стороны сирийских и ассирийских завоевателей Азаила и Феглаффелласара, после чего Израильское царство там больше не восстановлялось (4 Цар. 10:33; 15:29). О восстановлении Галаадской страны имеются обетования у Авд. 19; Мих. 7:14.

6) Упоминаемый у Осии 6:8 «город нечестивцев, запятнанный кровью», может быть, тот город (Суд. 12:7), где был похоронен Иеффай (возможно, что в Мицпе). На горе Джелаад, к югу от Иавока, найдены развалины, называемые Джалуд, которые, по предположению, некогда были городом Галаадом.

7) Гора Галаад (упоминается в Суд. 7:3) не имеет ничего общего с предыдущей горой (смот. 4). Там Гедеон получил повеление провозгласить собранным в долине Изрееля войскам, чтобы робкие и боязливые возвратились обратно с горы Галаад. Из этого видно, что гора Галаад находилась также к западу от Иордана. Может быть, это была одна из частей горы Гелвуй.

Галатия,

область в Малой Азии, граничащая на севере с Пафлагонией и Вифинией, на востоке с Понтом и Каппадокией, на юге с Каппадокией и Фригией, на западе с Фригией и Вифинией. Она получила свое название от Галлов, — народа кельтского племени, которые в 389 г. до Р.Хр. сожгли Рим, 100 лет спустя они вышли из своих селений (на левом берегу реки Рейна) и проникли вдоль Дуная во Фракию и Грецию, произведя там ужасное опустошение. Около 280 года до Р Хр. они вторглись в Малую Азию, где, смешались с коренными обитателями, получили название галатов или галло-греков. Они пользовались самостоятельностью до 26 г до Р Хр, после чего Галатия сделалась римской провинцией Главными городами были Анкира, Тавиум и Песинус. Свой прежний кельтский язык они сохранили до времен Иеронима, хотя греческий язык был также в употреблении между ними. По отзывам современников, это были храбрые, вспыльчивые, но непостоянные люди (Срав Гал 4 15, 5 7). После покорения римлянами они более и более стали предаваться мирному труду и сделали свою страну одною из самых цветущих Евангелие Христово проповедовалось среди них Павлом около 51-52 г по Р Хр , незадолго до его первого путешествия в Европу (Деян 16 6). Он посетил их вторично (Деян 18 23) и позднее послал к ним Крискента (2 Тим 4 10) Срав также 1 Кор 16:1, 1Пет 1:1

Галгал,

т.е. сваливание

1) первая стоянка Израиля после перехода через Иордан (И Нав 419), где они поставили 12 камней, которые взяли со дна Иордана (стихи 20-24), и где они все были обрезаны и, следовательно, «стыд» (крайняя плоть) Египта был снят или свален» После обрезания они праздновали первую Пасху в земле ханаанской (И Нав 5 9 и дал ) Галгал надо разыскивать, вероятно, на небольшом круглом холме Тель-Джелджул, между Иерихоном и Иорданом В Галгале Самуил в определенное время судил народ, здесь Самуил и Саул принесли Богу жертву и здесь венчался на царство Саул (1 Цар 7:16, 10:8, 11:15, 13:7 и дал) Позднее здесь была школа пророков (4 Цар 4:38), а еще позднее — главное место идолослужения (Ос 4:15, 9:15, 12:11, Ам 4:4), склоняться к этому народ начал во времена Судей (Суд 3:19)

2) Тот Галгал, откуда пророк Илия пред взятием его на небо пришел в Вефиль (4 Цар 2:1) и на который, может быть, указывается в Втор 11:30 Между Иерусалимом и Сихемом на расстоянии 10 км к северу от Вефиля, действительно находятся развалины по имени Джилджилис

3) царский город, завоеванный Иисусом Навином (И Нав 12:23), может быть, теперешний Джиджилис, в 15 км к северо-востоку от Яффы

4) пограничное место в колене Иудином (И Нав 15:7) может быть то же, что и Галгал

Галилейское море

. Смог «Геннисарет»

Галилея

(от евр слова галил, т е кольцо, округ), область в Палестине Сначала это название обозначало небольшое пространство около Кедеса на горе Неффалимовой (И Нав 20:7), где были расположены те 10 городов, которые Соломон отдал Хираму, царю Тирскому (3Цар 9:11) Пророк Исаия называет эту страну «Галилеей языческой» (Ис 9:11), так как в ней жило много язычников, во-первых потому, что колено Асирово не овладело берегом моря и оставило его, таким образом, открытым для финикиян, во-вторых, там проходили большие торговые дороги «путь приморский» (Мат 4:15) и, в третьих, Феглаффелласар, вместо выселенных им израильтян, поселил там язычников (4 Цар 15:29) Чужеземцы постепенно распространялись там больше и больше, оставляя за новыми местами поселения старое название, таким образом, Галилея, наконец, сделалась одной из самых крупных провинций Палестины включая в себе уделы 4 колен Иссахарова, Неффалимова, Завулонова и Асирова.

Граница Галилеи на юге вдоль горы Кармила и холмов Самарии до горы Гелвуя, откуда через долину Изреельскую простиралась до Иордана; восточной границей служил Иордан, Геннисаретское озеро и Верхний Иордан, на западе же она граничила с владениями финикиян. Область разделялась на верхнюю и нижнюю Галилею; первая, северная, была малонаселенной гористой страной, заключая в себе Изреельскую долину, и была одной из самых богатых и красивых местностей Палестины. По Иосифу Флавию, в Галилее было не менее 404 городов и селений. Здесь, между прочим, находятся города: Назарет, Кана и Капернаум. В Галилее Господь Иисус про- вел большую часть Своей жизни; здесь же Он совершил большинство известных нам чудес. Свою молодость Он провел в Назарете. Когда Он выступил как Учитель, то переселился в Капернаум (Мат. 4:13; 9:1). Три первые Евангелия описывают, главным образом, деятельность Христа в Галилее. Евангелие от Иоанна повествует о Его деятельности в Иудее.

Природу этой страны один путешественник изображает в следующих словах: «Галилея с древних времен была сплошным и прекрасным садом Сирии и могла сделаться таковым и для всего мира. Здесь произрастает все, начиная с египетских пальм до каспийских грецких орехов. В то время как нагорная часть северной Иудеи гола и пустынна, а равнины Сарона высушены и выжжены, долины Галилеи почти везде покрыты манящей зеленью и цветами. Дубовые леса украшали склоны Кармила Кедры прячутся в ущельях Хермона. Мирты и мириады померанцевых цветов наполняют воздух ароматом. Всякий холм — виноградник, и всякая равнина — хлебное поле. В дельте Нила солнца больше, чем в Галилее; окрестности Гренады не более живописны; ковры лугов Дамаска не более зелены и красивы, ибо зной здесь умеряется освежающими дождями и воды собираются не в пруды и болота, а в проточные полноводные реки впадающие в море». (Диксон).

Жители Галилеи были в презрении у остальных евреев, из-за их смешанного происхождения и религии (Иоан. 7:52; Деян. 2:7), а также их диалекта (Мат. 26:73; Map. 14:70). Название «мужи Галилейские» в устах врагов было почти оскорблением, как признак принадлежности апостолов Тому, Кто первый зажег свет в «Галилее языческой» Деян. 1:11).

Галлион,

областной правитель или проконсул Ахаии (Деян. 18:12 и дал.). Он отказался выслушать жалобы евреев на Павла, не желая быть судьею в вопросах веры. Описывается своим братом, философом Сенекой, и другими, как симпатичный и приветливый человек; хотя он и льстил императору Нерону, но это не спасло его от немилости: он был казнен. Галлион был первым судьей в Европе, который высказался за принцип полной свободы совести.

Гама

(Ам) — местность, где жили Зузимы (Быт. 14:5); может быть, что и Равва.

Гамалиил

— Гамлиэль.

Гамалиил. 1) Фарисей и законник, пользовавшийся почетом в Иерусалиме; по преданию, внук известного раввина Гиллеля; как член синедриона, подал свой голос против гонения христиан и, таким образом, спас апостолов от позорной смерти (Деян. 5:34 и дал.). По Деян. 22:3, Павел был его учеником.

2) сын Педацура, вождь колена Манассиина (Чис. 1:10; 10:23).

Гамона,

т. е. «полчище», город в «долине полчища Гога», подобный городу состоящему из могильных холмов, после большого поражения Гога и его войска (Иез. 39:16).

Гаон.

Смот. «Гиввефон».

Гареб

(Гарев), один из героев Давида (2 Цар. 23:38).

Гариф

— холм около Иерусалима, упоминаемый у Иер. 31:39 вместе с Гоафом; местоположение их неизвестно.

Гаризим,

гора в колене Ефремовом к югу от Сихема; с этой горы во время Иисуса Навина были произнесены благословения ; проклятие же провозгласились с расположенной напротив горы Гевал (Втор. 11:29; 27:12 и дал.; И. Нав. 8:33 и дал.). С этой горы Иофам произнес свою притчу о деревьях (Суд. 9:7 и дал.). Здесь был построен после Вавилонского плена самарийский храм . Срав. Иоан. 4:20. См. Самаряне». Гора Гаризим, называемая теперь Джебель-Эль-Тор, возвышается около 800 метров над уровнем моря и 250 м. над долиною Сихема. Гевал — немного выше.

Гахил

— Хахила.

Гахил — холм поросший лесом в пустыне Зиф, где Давид спрятался от Саула (1 Цар. 23:19; 26:1). Срав. «Зиф 2».

Гапор

или Гапар,

т. е. дом или селение, встречается в соединении с названиями местностей.

Гацар-Аддар

(Хацар-Адар) (Чис. 34:4), «село Аддар», город на южной границе Палестины.

Гацар-Енан

(Хацар-Эйнан) (Чис. 34:9; Иез. 47:17, город на северной границе Палестины.

Гацар-Тихон

, город около границы Аврана (Иез. 47:16).

Ганор.

1) город в колене Вениаминовом (Неем. 11:33), может быть, тот же, что и Ваал-Гацор.

2) или Хецрон (И. Нав. 15:25), город в южной части Иудеи.

Гацор-Хадаф

(Хацор-Хадаш), т. е. новый Гацор, город в южной части Иудеи (И. Нав. 15:25).

Гаф-Риммон

(Гат-Римом). 1) город левитов в колене Дановом (И. Нав. 19: 45: 21:24; 1 Пар. 6:69).

2) город левитов в колене Манассиином (И. Нав. 21:25); называется также Ивлеам (И. Нав. 17:11: Суд. 1:27; 4 Цар. 9:27) и Билеам (1 Пар. 6:70), может быть, местность Бель-амех, недалеко от Ен-Ганним или Дженин в южном направлении.

Гева

или Гива,

город левитов в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:24; 21:17) близ Рамы (Неем. 7:30; Ис. 10:29) недалеко от северной границы Иудейского царства (4 Цар. 23:8). Поблизости от Гивы Давид разбил филистимлян (2 Цар. 5:25). Аса укрепил город, пользуясь развалинами Рамы (3 Цар. 15:22). Согласно с описанием в 1 Цар. 14:5, существует и теперь село Джева, расположенное в долине в 10-ти км к северо-востоку от Иерусалима. В северной части долины (Вади Сувейнит) находится до сих пор не изменивший своего названия «Михмас».

Гевал.

1) Город в Финикии (Иез. 27:9) в расстоянии около 20-ти км к северу от Бейрута; греки называли его Библосом. Город Тир нанимал наилучших плотников для постройки кораблей. Жители этого города помогали также Соломону в качестве плотников и каменотесов. В развалинах Гевала найдены большие плиты около 20 фут. длиною, подобные тем, которые имеются в Иерусалиме.

2) племя, которое воевало с израильтянами (Пс. 82:8); вероятно обитатели страны, которая впоследствии стала называться Геваленой (теперь Джебал) — северной гористой части Идумеи.

3) гора к северу от Сихема, напротив Гаризима, на которой Иисус Навин после покорения Гая по Божьему повелению через Моисея (Втор. 27:2 и дал.) построил жертвенник из неотесанных камней, на котором приносил жертвы всесожжения: «и поставил большие камни, обмазал их известью и написал на них слова закона» (И. Нав. 8:30 и дал.; Втор. 27:2). Шесть колен произнесли проклятие с горы Гевал, а шесть других — благословение с горы Гаризим (Втор. 11:29; 27:12 и дал.; И. Нав. 8:33 и дал.). Гора Гевал, которая остается по правую руку, когда едешь из Иерусалима в Сихемскую долину, теперь называется Джебел-Сулемие и возвышается, приблизительно, на 300 метров над долиной.

Гегай

(Аге), смотритель гарема при дворце Артаксеркса (Есф. 2:3,8,15).

Гедеон

— Гидон.

Гедеон, сын Иоаса, потомок Авиезера, живший в городе Офра среди владений Манассии (Суд. 6:11; И. Нав. 17: 2). Бог призвал его, когда он молотил пшеницу на гумне отца своего, чтобы спасти израильский народ от руки мадианитян. Он был пятый из израильских судей; о нем упоминается в 1 Цар. 12:11; Евр. 11:32. Уверенный в своем призвании многими знамениями, особенно знамением с росой и шерстью (Суд. 6:36 и дал.), он разрушил жертвенник Ваала в Офре (6:25 и дал.), за что и получил имя Иероваал, т.е. «да отметит Ваал сам за себя» (стих 32). Гедеон выступил с отрядом в 300 воинов, отобранных по особому указанию Божию (Суд. 7:6), разбил большое войско мадианитян, убил их царей Зевея и Салмана, после чего земля покоилась в течение 40 лет (Суд. 7; 8:21,28). Когда предлагали ему царское достоинство, он отказался от него, говоря, что один Господь должен владеть ими (8:23). С другой стороны, он согрешил, сделав из мадианитянской добычи истукана и поставив его в Офре; этот истукан ввел Израиля в соблазн, и они стали поклоняться ему (8:27). Гедеон умер в глубокой старости и был похоронен в Офре; после его смерти возобновилось поклонение Ваалу и народ израильский «дому Гедеонову не сделал милости за все благодеяния, какие он сделал Израилю». Во 2 Цар. 11:21 вместо имени Иероваал в подлиннике написано Иеруб-Безет, т. е. «Стыд да отомстит за себя». Гедеон имел много жен и 70 сыновей, кроме Авимелеха, сына наложницы (8:30, 31).

Гедероф

(Гдерот), Гедера или Гедеро-фаим, города в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:36,41; 2 Пар. 28:18).

Гедор.

1) город в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:38).

2) город в колене Вениаминовом (1 Пар. 12:7) то же, что и Гадер.

Гелвуй

— Гильбоа.

Гелвуй — горная цепь, в юго-восточной части Изреельской равнины, известная, как место победы филистимлян над Саулом, убитым здесь с тремя своими сыновьями, между которыми был и Ионафан ( I Цар. 31:1,8; 2 Цар. 1:6, 21). По-арабски эта гора называется Джебель Факуда; там расположено селение под названием Джелбон.

Гемария.

1) сын Сафана, один из иудейских князей, имевших комнату около дома Господня, где Варух прочитал пророчества Иеремии перед всем народом (Иер 36).

2) сын Хелкия, с которым Иеремия послал свое письмо пленникам в Вавилоне (Иер. 29:3).

Геннисаретское озеро

(Лук. 5:1) находится в Галилее. В древние времена оно называлось «Киннерет» (Чис. 34: 11). Во времена Маккавеев озеро получило название Геннесар или Геннисаретское , по имении равнины, расположенной на его сев.-зап. берегу. Геннисаретское озеро в Новом Завете называется также Тивериадским (Иоан. 21:1) или Галилейским морем (Мат. 4:18). Это не море в настоящем смысле слова, а пресноводное озеро и притом незначительных размеров. Длина его около 20-ти км и наибольшая ширина — 10 км. В геологическом отношении озеро замечательно тем, что лежит на 225 м ниже уровня моря; его наибольшая глубина равна, приблизительно, 50 м. Берега весною покрываются пышной зеленью и цветами, чарующими взор. Путешествие вдоль берега, заросшего мальвами и олеандрами, высокими, как деревья, осыпанными душистыми цветами, не скоро забывается. От быстро наступающей жары растительность скоро блекнет. Горы вокруг озера не особенно высоки, что придает ландшафту мирный характер, особенно, если сопоставить его с дикими крутыми берегами Мертвого моря. Низкое к защищенное горами местоположение не препятствует однако сильным волнениям, вызываемым дующими между гор ветрами. В Геннисаретском озере наблюдается течение Иордана, протекающего с горы Германа в Мертвое море. Огромные базальтовые скалы, теплые источники и частые землетрясения свидетельствуют о подземной вулканической деятельности Вода мутновата и богата рыбой, как и во времена апостолов. Многолюдные города на берегу озера исчезли и не видно множества рыбачьих лодок, как в прежние времена (Мат. 4:18; Иоан. 6:23). Вода годна для питья, хотя несколько солоновата на вкус. Для охлаждения ее наливают на ночь в кувшины.

Геннисаретская страна

— равнина на северо-западном берегу Геннисаретского озера (Мат. 14:34; Map . 6:53).

Гера.

Смот. «Деньги».

Герар,

древний город Уже в Быт. 10:19 о нем упоминается, как о хананейском пограничном городе, столице филистимского царя Авимелеха (Быт. 20:1; 26:1,6; срав. 2 Пар. 14:13). Развалины его существуют под названием Ум Джерар, к югу от Газы, в широкой низменной долине; возможно, что это и есть упоминаемая в Быт. 26:17 Герарская долина.

Гергесеи,

одно из хананейских племен (Быт. 10:16; И. Нав. 24:11).

Гергесинская страна

. Смот. «Гадаринская страна».

Гесем

— Гошем.

Гесем — часть Египта, где жили сыны Израилевы; по указанию Св. Писания, это — северо-восточная часть Египта между Пелузийским рукавом Нила и Синайской пустыней.

«Эта местность, как была, так осталась и до сих пор самой плодородной областью Египта (Быт. 45:10; 47:1). Здесь плодился и размножался Израильский народ (47:27). Здесь же они подвергались притеснению, но не были оставлены Богом (Исх. 8:22: 9: 26).

Гессув

— небольшая сирийская провинция в восточной области колена Манассиина, которую Израиль не смог приобрести себе в собственность; вероятно, она находилась где-нибудь около Гермона (И. Нав. 12:5; 13:13; 1 Пар. 2:23). Мааха, мать Авессалома, была дочерью царя этой провинции, почему Авессалом и мог, после убийства Амнона (2 Цар. 3:3; 13:37; 15:8), прожить здесь 3 года.

Гессуряне.

1) народ в Гессуре (Втор. 3:14; И. Нав. 13:11).

2) племя в пустыне к югу от филистимлян (И. Нав. 13:2; 1 Цар. 27:8).

Гешем

— араб, современник Неемии, стремившийся насмешками и хитростью воспрепятствовать делу Божию (Неем. 2-19; 6:1 и дал.).

Геф-Хефер

, город в колене Завулоновом (И. Нав, 19:13), родина пророка Ионы (4 Цар. 14:25). По предположению, село Ель-Мешхад расположено на этом месте, в 5-ти км к северо-востоку от Назарета. Следовательно он был пророком из Галилеи, хотя фарисеи и заявляли обратное (Иоан. 7:52).

Гефер,

сын Драма (Быт. 10:23).

Гефсимания

— Гат-Шманйм.

Гефсимания, т. е. пресс для масла, небольшое селение с садом вне Иерусалима у западного подножия Масличной горы, куда часто удалялся наш Спаситель, и где Он перенес невыразимые душевные муки в ночь, когда был предан (Мат. 26:36; Map. 14-32). Гефсимания находится по ту сторону Кедронского потока (Иоан. 18:1), где доныне показывают окруженный каменными стенами масличный сад, называемый Джесмание. Он представляет неправильный четырехугольник со сторонами длиною в 70 шагов. На стук в ворота открывает францисканский монах (католик), впускает посетителя и сопровождает его. В саду находится около 7 старых поддерживаемых камнями оливковых деревьев Предание гласит, что эти деревья существуют со времени Иисуса Христа, но это сомнительно. Только в 16 столетии (не раньше) упоминается о старых оливковых деревьях на этом месте. Тит и Адриан велели срубить все деревья на большом расстоянии вокруг этого города. Вероятно, те старые деревья, которые показывают в этом саду, являются порослью от бывших при жизни Иисуса. Вокруг оливковых деревьев монахи насадили цветы: розы, нарциссы и т. под. Масло Гефсиманских маслин они продают за высокую цену. Из оливковых косточек делают четки. Вдоль внутренней стороны ограды монахи повесили образа, изображающие страсти Христовы начиная с Гефсимании и кончая Голгофой. Недалеко от этого места православные христиане владеют другой Гефсиманией, о которой утверждают, что она — подлинная. Однако она не производит впечатления древней.

Несмотря на все это, именно здесь где-нибудь и был расположен тот сад, в котором молился Иисус, переживая ужасные страдания (пот Его был, как капли крови), и отдал Себя в руки грешников.

Гефское орудие

(Пс. 8:1; 83:1), вероятно, обозначает особого рода струнный инструмент; слово «Гефское» (Гат — точило) наводит некоторых на мысль, что оно обозначает музыкальный инструмент, который употреблялся во время праздника жатвы.

Геф

— Гат.

Геф, один из пяти филистимских городов (И. Нав. 13:3; 1 Цар. 6:17) — родина великана Голиафа (1 Цар. 17:4). О жителях их — исполинах срав. И. Нав. 11:22; 2 Цар. 21:19 и дал. Местоположение Гефа точно неизвестно. Здесь Давид искал спасения от Саула (1 Цар. 21:10) и царя Анхуса (1 Цар. 27:2 и дал.; Пс. 55). Впоследствии этот город подпал под власть Давида (1 Пар. 18:1). Из жителей Гефа у Давида был верный отряд в 600 человек под начальством Еффея (2 Цар. 15:18 и дал.). Позднее это владение было вторично закреплено Ровоамом и Осиею после борьбы с филистимлянами (2 Пар. 11:8: 26:6) и Иоасом — с сирийцами (4 Цар. 12:17; 13:25).

Гефяне,

люди из Гефа — 600 человек, служившие у Давида (2 Цар. 15:18).

Гива,

т. е. холм. 1) город в нагорной части Иудеи (И. Нав. 15:57).

2) местность в гористой части владений колена Ефремова, дарованная Финеесу, где он похоронил своего отца Елеазара, сына Ааронова (И. Нав. 24:33).

3) город во владении колена Вениаминова (Суд. 19.14), названный Гивой Вениаминовой (1 Цар. 13:2) и Гивой Сауловой (1 Цар. 11:4), как родина Саула (Ис. 10:29). Этот город известен также злодеянием, которое чуть было не повлекло за собою поголовное избиение всего колена Вениаминова (Суд. 19:20). Предполагают, что эта Гива — теперешний холм Тулель-ель-Фул, т. е. «малый молитвенный холм», к северу от Иерусалима. Вероятно, то же место упоминается у И. Нав. 18:28 под названием Гивеаф. Срав. «Гиваон».

4) холмы в городе Кириафиариме, где некоторое время в доме Аминадава стоял ковчег (1 Цар. 7:1; 2 Цар. б: 3).

Гивеаф.

Смот. «Гива 3».

Гиввефон

и Гавафон,

филистимский город во владении колена Данова, дарован левитам (И. Нав. 19:44; 21:23). Язычники долгое время жили в нем (3Цар. 15:27; 16:15).

Гило,

город-родина Ахитофела (2 Цар. 15:12) в нагорной части колена Иудина (И. Нав. 15:51). Теперь это село Бет Джала, расположенное недалеко от Вифлеема.

Гимзо,

город в колене Иудином, отнятый филистимлянами от Ахаза 2 Пар. 28:18). Теперь он называется Джимзу и расположен между Вефороном и Лиддой.

Гин,

народ, покоренный Давидом, жил в южной Палестине (1 Цар. 27:8).

Гирсам

(Гершом), «пришелец в чужой земле» (Исх 2:22). Первый сын Моисея от Сепфоры (Исх. 2:22; 18:3; 1 Пар. 23:15).

Гирсон

— Гершон.

Гирсон, старш. сын Левия (Быт. 46:11; Исх. 6:16), праотец рода Гирсонова, которых у Синая насчитывали 7.500 человек мужеского пола (Чис. 3:22). Их служба заключалась в перевозке всех тканей и покрывал скинии собрания. Для этого они получили две павозки и четырех быков (Чис. 4:24 и дал.; 7:7). Впоследствии они получили во владение 13 городов в северном Ханаане (И. Нав. 21:6; 1 Пар. 6:62,71).

Гихон,

одна из четырех рек Едема (Быт. 2:13). Смот. «Едем».

Гиффаим,

город в колене Вениаминовом (2 Цар. 4:3; Неем. 11:33).

Гиацинт,

смот. «Драгоценные камни».

Гиезий

— Гехази.

Гиезий, слуга Елисея, посланный им к Сонамитянке (4 Цар. 4:12,29). В возмездие за полученные от Неемана обманным путем подарки Гиезий был поражен неисцелимой проказой (4Цар. 5:20 и дал.). Ранее он рассказывал Иораму о делах Елисея и помог Сонамитянке вернуть свое имение (4 Цар. 8).

Гион

(евр. Гихон) — место, куда привели Соломона и где помазали его в цари (3Цар. 1:33). По мнению многих, этим местом является долина к западу от Иерусалима, которая в южной своей части переходит в Енномову долину. Полагают, что вода, стекавшая с гор, скоплялась и сохранялась в двух больших прудах, существующих еще и до сих пор: «верхний Геон» (2 Пар. 32:30) или верхний пруд (теперь называемый Биркет ель Мамилла, по дороге к Яффским воротам), куда должен был пойти Исайя, чтобы встретить Ахаза (Ис. 7:3). Срав. Ис. 36:2, и «нижний пруд» (теперь Биркет ель Султан, значительно ниже первого, расположен на юго-запад от Сиона; Ис. 22:9). Иезекия построил водопровод от «верхнего Геона» к пруду, вырытому посреди Иерусалима (Биркет ель Хамман, близ храма гроба Господня (Ис. 22:11; 2 Пар. 32:3,30; 4 Цар. 20:20). По мнению других, Гион иное название Силоамского источника.

Глазная мазь

(Отк. 3:18), греч. коллирион, получалась из маленьких кругленьких лепешек, приготовленных из целительных веществ. Эти лепешечки растирали с елеем или другою жидкостью и полученную таким образом мазь употребляли, как средство против глазных болезней.

Глина.

О приготовлении глины и пр. см. «Горшечник». О том, как глиной пользовались для печати (Иов. 38 14), см. «Печать». О еврейском слове «хемар» см. «Смола».

Гоаф,

см. «Гарив».

Гоб

— Гов.

Гоб — место, где Совохай и Елханан убили филистимских великанов (2 Цар. 21:18 и дал.). В 1 Пар. 20:4 назван Газер».

Гог и Магог

. В Быт. 10:2 упоминается между потомками Иафета. В Иез. 38: 39 описывается Тог, князь в земле Магог, правящий и другими варварскими племенами: Роша, Мешеха и Фувала (Иез. 38:2), который с огромным войском идет походом против Св. Земли, но здесь терпит полное поражение от Господа. Магог, как полагают, обозначает Скифию, обширную степную страну к северу и северо-востоку от Кавказа и Каспийского моря, дикие полчища которой не раз заполняли землю. В связи с Отк. 20:7 и дал. явствует, что Гог и Магог обозначают державы языческого мира, которые, несмотря на прилагаемые ими неимоверные усилия против Царства Божия, не одолеют его.

Годолия

— Гдальягу.

Годолия. 1) сын Ахикама и внук Сафана, секретаря царя Иосии, поставленный Навуходоносором правителем Иудеи после разрушения Иерусалима. Подобно своему отцу, он хорошо относился к Иеремии, который присоединился к нему. Дом Годолии в Массифе сделался убежищем для евреев из различных стран (Иер. 40). Два месяца спустя после назначения правителем, Годолия был убит Исмаилом (Иер. 41; 4 Цар. 25:22 и дал.).

2) сын Пасхова, один из нечестивых князей при дворе царя Седекии, он обвинял Иеремию в противогосударственной деятельности и с согласия царя бросил его в грязную яму, из которой Иеремия был вытащен Авдемелехом (Иер. 38:1 и дал.).

Год,

евр. «шана», т. е. обновляющееся или возвращающееся. Известно, евреи вели счет по лунным годам, состоявшим почти из 354/2 дней. Все время, начиная от исхода из Египта до конца Вавилонского плена и после этого времени, евреи начинали год с месяца Нисана, или апреля, см. статью «Месяцы». В противоположность этому, некоторые стремились доказать, что евреям с древних времен был известен египетский способ счисления солнечных годов с 12 месяцами, имевшими по 30 дней, и с пятью лишними днями; в доказательство этого указывали на рассказ о потопе, который продолжался 365 дней, с 17-го дня второго месяца 600-го года жизни Ноя до 27-го дня второго месяца его 601 года (Быт. 7:11; 8:14) и также на 365 лет жизни Еноха. По заповеди (Исх. 12:2), началом года считали месяц Нисан, но встречаются некоторые места, которые, по-видимому, указывают на начало исчисления с Тишри, или октября, осенью, напр., там, где говорится об окончании сбора плодов земли и конце года (Исх. 23:16; 34:22), и также, что должно было считать субботний и юбилейный годы с Тишри, осенью (Лев. 25:9,20 и дал.). Но в приведенных местах на это время указывается только, как на исходную точку для окончания земледельческих работ минувшего года и начало нового (срав. Ис. 37:30), но нельзя доказать, что здесь имеется в виду, так называемый, календарный год. Только после плена евреи начали считать начало года с Тишри и в этом месяце праздновать праздник нового года. Срав. «праздник труб». Есть предположение, что это исчисление употреблялось в древности, до перемены в Исх. 12:2.

По всей вероятности, евреи, по политическим соображениям, после плена приняли измененное исчисление. В продолжение истории Ветхого Завета они вели летосчисление от рождения патриархов (Быт. 7:11; 8:13) или от важнейших событий, как, напр., исхода из Египта (Чис. 33:39; 3 Цар. 6:1); построения храма (2 Пар. 8:1); Вавилонского плена (Иез. 33:21; 40:1); вступления на царство (Дан. 10:1; Агг. 1:1) и т.д., но во время Сирийского владычества они должны были принять Сирийское или Селевкидское исчисление времени, началом которого было покорение Вавилона Селевком в октябре 312 г. до Р.Хр. Однако еще в книгах Маккавеев находят древнее летосчисление с месяца Нисана (1 Макк. 10:21; 2 Макк. 15:36). Затем вернулись к Маккавейскому летосчислению с 143 г. до Р.Хр., но только на короткое время. Впоследствии было вновь принято Селевкидское летосчисление, приблизительно, до 11-го столетия, когда начали исчислять года от сотворения мира с 3761 г. до Р.Хр., так что 1914 г. по еврейскому летосчислению является 5674-5675 годом.

Гозан,

теперь Каушан (у Птолемея Гаузанитис), местность в северной Месопотамии, Сеннахирим хвалился завоеванием этой местности (4 Цар. 19: 12; Ис. 37:12). Она орошалась рекой (4 Цар. 17:6), по берегам которой были расселены израильтяне (1 Пар. 5: 26). Срав. «Хавар».

Гоим.

1) народ или город царя Фидала, который участвовал в войне против царя Содомского во время Авраама (Быт. 14:1).

2) племя или местность, покоренное Иисусом Навином (И. Нав. 12:23), близ Галгала, к северо-востоку от Яффы (9). Срав. «Галгал 3».

Голан,

значительный левитский город в колене Манассиином, к востоку от Геннисарета; один из трех городов убежища (Втор. 4:43; Иисуса Навина 20: 8; 21:27). По его имени названа провинция Голанитида, которая, по Иос. Флавию, была расположена к востоку от Галилеи. После смерти Ирода Великого она принадлежала тетрархии (области) Филиппа. Страна к востоку от Геннисаретского озера до Ермона доныне называется плато Голан.

Голгофа

— место, где был распят Господь Иисус, находилась близ Иерусалима (Иоан. 19:20), вне стен города (Мат 27:33; Map. 15:22; Иоан. 19:17; Евр. 13:12). К ней примыкал сад с новой могилой, в которой тело Иисуса покоилось до воскресения (Иоан. 19:41). Название Голгофа, т.е. верхняя часть черепа, происходит от арамейского гулгулта, еврейского гулголет. и м б. намекает на внешний вид местности: круглый холм Но под этим названием нельзя подразумевать лобного места, т е. обычного места казни с разбросанными черепами, что для евреев было мерзостью, да и едва ли какие-либо высокопоставленное лицо согласилось бы в таком неприятном соседстве иметь сад с могилой. Действительное местоположение Голгофы — предмет споров Предание говорит, что оно находится внутри одной из часовень церкви Св. Гроба Господня, расположенной к северу от Сиона, внутри старого города. Церковь, по преданию, построена царицей Еленой в 335 г. по Р Хр. Однако, трудно предположить, чтобы это место находилось вне городских стен во время Христа. Если к этому прибавить, что внутри храма показываются многие другие достопримечательности, как-то: камень (скала), который расселся во время смерти Христа: каменный столб, у которого бичевали Христа; большой камень, на котором Он сидел в терновом венце; большой камень, на котором обвили пеленами Его тело, и могилу, в которой Он покоился до воскресения, то особенно чувствуется правда слов, написанных по-гречески на мраморной доске над входом в святую могилу: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его нет здесь: Он воскрес».

Голиаф

— Голиат.

Голиаф. 1) филистимс. великан из Гефа, который вызывал соперника из войска Израилева и был поражен камнем, пущенным из пращи молодым Давидом, ставшим после этого любимцем народа (1 Цар. 17 гл.). Меч Голиафа хранился потом в святилище в Номве и был отдан бежавшему от Саула Давиду (1 Цар. 21:9; 22:10).

2) Во 2 Цар. 21:19 говорится о другом Голиафе из Гефа, которого убил вифлеемлянин Елханин.

Голубиный помет

— евр. хирийоним.

Голуб. помет. При осаждении Самарии сириянами голубиный помет служил пищей, которая дорого ценилась — 5 серебренников за 2 приблиз. стакана (4 Цар. 6:25). Некоторые думают, что под этим подразумевается скудная пища, приготовленная из растений. Во время голода в Англии в 1316 году, по свидетельству историков, ели собак, мышей и голубиный помет.

Гомер.

1) первый сын Иафета (Быт. 10: 2 и дал.), праотец киммерийцев (Аскеназ, Рифат и Фогарма), живших к северу от Черного моря, по имени которых полуостров Крым получил свое название (?). 2) См. «Мера».

Гомерь,

дочь Дивлаима, блудница, на которой женился Осия (Ос. 1:3). Срав. «Осия».

Гоморра,

один из хананейских городов в долине Сиддим, уничтоженный огнем с неба (Быт. 10:19; 18:20; 19:24; Мат. 10-15; 2 Пет. 2:6; Иуд. 7). Израиль назван «Гоморрским народом» — в Ис. 1:10; срав. Иер. 23:14.

Гора

— евр. ар.

Гора. С горой Библия сравнивает божественную силу и непоколебимую благодать (Пс. 35:7; Ис. 2:2; 11:9; Иер. 31:23; Дан. 2-35). Гора обозначает безопасность и прибежище (Пс. 29:8; 120:1); или же препятствие и затруднение (Зах. 4:7; Мат. 17:20; 21-21; Map . 11:23; срав. Пс. 96:5).

По словам одного писателя, все великие и славные дела Божий происходили на горах: на Араратской горе остановился Ноев ковчег (Быт. 8); на горе Мориа Авраам должен был принести своего сына в жертву Богу (Быт.22); на горе Синае дан был закон (Исх. 19); на этой же горе Господь говорил с Моисеем в течение 40 дней и 40 ночей (Исх. 24:16) лицом к лицу (Чис 12.8); на Хориве пророку Илии явился Господь «в веянии тихого ветра» (3 Цар. 19); на Горах Гевал и Гаризим произнесены были проклятие и благословение народу израильскому (И. Нав. 8:33); на горах были построены пророческие школы (1 Цар. 10: 5); на горе Мория был построен Иерусалимский храм. Сам Христос любил горы: на горе Он преобразился и часто удалялся от народа на гору (Иоан. 6:15); на горе Он молился (Лук. 6:12). На Елеонской горе начались страсти нашего Господа Иисуса Христа. На одной из Галилейских гор, после Своего воскресения, Он дал великое поручение Своим ученикам; с Елеонской горы Он вознесся на небо. Все это имеет свое таинственное значение.

«Гора сонма богов»

(Ис. 14:13). На нее хотел взойти вавилонский царь и быть подобным богам. Многие из древних народов полагали, что местопребыванием богов являются высокие горы в северных странах. Это представление они получили потому, что самые высокие горы они видели на севере. У индусов священной горой была Меру, у персов — Альбурди, у греков Олимп. Языческим священным горам противополагается св. гора Сион (Дан. 11:45; Пс. 86:2; Евр. 12:22; Отк. 14: 14).

Гора Божия.

См. «Синай».

Гора Господня

(Чис. 10:33). См. «Синай».

Горе.

См. «Похороны».

Горен-гаатад

(евр. также Атад), место к востоку от Иордана, где Иосиф совершил 7-дневныи плач по своем отце. Хананеяне назвали это место Абель-мицраим (т. е. плач египтян): Быт. 50:10,11. В некоторых местах Сирии население еще и ныне совершает такой же плач по своим умершим.

Горлица

— евр. иона. Горлица (голубь), чистая по закону птица, употреблялась для жертвоприношении, особенно бедными людьми (Быт. 15:9; Лев. 5:7; 12:6 и дал.; Лук. 2:24). Горлица обозначала невинность и чистоту (Чис. 6:10; Песнь П. 5:2, 12; Мат. 10:16. Срав. выражение «моя голубица» Песн. П. 2:14) и, изредка, ограниченность знания (Ос. 7: 11); голубь был вестником окончания Божьего наказания после потопа (Быт. 8:11), после крещения в Иордане Св. Дух спустился на Иисуса в виде голубя (Мат. 3:16; Лук. 3:22). У Ис. 60:8 сказано, что язычники будут стремиться к Богу, как голуби к своим голубятням. «Голубица, безмолвствующая в удалении» показывает тему псалма 55:1.

Горный промысел

— добывание драгоценных и полезных металлов из недр земли. В Иов. 28:4,10 встречаем указания на штольни и шахты; а 28:2, что медь выплавляется из руды. В окрестностях Едома недавно нашли ясные следы древне-египетской разработки медных рудников. Известно, что вблизи Пунояа (Чис. 33:42) или Фенона, между Цоаром и Петрой, находились рудники, в которых работали многие христиане во времена гонений. См. «Пунон». О разработке металлов в самой Палестине в Библии не упоминается, хотя в этом отношении страна не была бедна (Втор. 8:9); особенно в северной части удела колена Асирова (Втор. 33:25). На Ливане имеются железные рудники, а также следы разработки железной руды.

Города убежища

— евр. Ареёй-Гамиклат.

Города убежища. Шесть городов в различных частях Ханаана, выделенные Моисеем и Иисусом Навином по повелению Божию для того, чтобы там могли укрыться нечаянные убийцы от руки мстителя до дня смерти первосвященника, после чего убийца освобождался от ответственности (Чис. 35-6,11 и дал.; Втор. 19:1 и дал.). Из этих городов три были на западной стороне Иордана: Кедес на Неффалимовой горе, Сихем на Ефремовой горе и Хеврон на горе Иудиной, а три на восточной: Бецер, Голан и Рамоф в Галааде (И. Нав. 20; Срав. Втор. 4:41 и дал.). Ясно, что эти города были избраны в зависимости от их высокого местоположения, вследствие чего они издалека были видны со всех сторон; дороги к ним предписывалось содержать в исправности (Втор. 19:3).

Город —

евр.

ир.

Город. Города в Палестине обыкновенно строились на возвышенностях, и обносились стеною для защиты от разбойников и разных хищников. Но нередко крепость, или укрепленное место, строилась на возвышенности, а остальная часть города была раскинута на склонах или у подножия горы; в случае опасности окрестное население находило убежище в этой крепости. Большие города не только обносились для защиты крепостными стенами с башнями и воротами (Пс. 106:16; Ис. 45:2), но также имели внутреннюю крепость или башню — последний оплот после занятия врагами города (Суд. 9:46,51). Маленькие города или селения не были окружены стенами (Втор. 3:5). Иногда укрепления были из непрочного или горючего материала (И.с. 9:10; Ам. 1:7 и дал.). Для поддержания порядка и для несения дозорной службы имелись особые сторожа. См. 4Цар. 9:17; Пс. 126:1; Песн. П. 5:7. Городские ворота были, обыкновенно, местом торга и отправления правосудия. Относительно величины палестинских городов, трудно сказать что-либо определенное. Вот некоторые факты: при взятии хананейского города Гая было убито 12.000 жителей (И. Нав. 8:25). О Гаваоне сказано, что, хотя этот город и был больше Гая, но он все-таки боялся, услышав о судьбе Гая (И. Нав. 10:2). В Гиве жило 700 отборных воинов, а вообще в городах Вениаминовых 26.000. обнажающих меч (Суд. 20:15). По Иос. Флавию, маленькие города Галилеи в его время имели по 15.000 жителей, большие города 50.000, а Иерусалим 150.000 жителей (?). Тот же автор говорит, что в одну Пасху было заколото 256.500 пасхальных агнцев, что соответствует, приблизительно, 2.000.000 человек, принимавших участие в празднике. Во время осады Иерусалима римлянами в нем было заперто более миллиона жителей.

Город Давида

— евр. Ир-Давид.

Город Давида, так называется Сион (2Цар. 5:7), Иерусалим (3Цар. 2:10) и Вифлеем (Лук. 2:4,11; Срав. 4 Цар. 14:20)

Город Пальм

— евр. Ир-Атмарим. Город Пальм, одно из названии Иерихона (Втор. 34:3; Суд. 1:16; 3:13; 2 Пар. 28:15). Во времена крестоносцев он имел то же название ( Villa Palmarum); теперь пальмы Иерихона исчезли.

Город солнца,

по евр. Ир-херес, один из 5 городов в земле Египетской, про которые сказано, что они будут говорить языком ханаанским (Ис. 19:18). Высказывается мнение, что это пророчество исполнилось при царе Птолемее, когда условия жизни в Египте были особенно благоприятны для евреев (там был сделан перевод Ветхого Завета с еврейского языка на греческий), и впоследствии, когда в первые столетия по Р.Хр. там проповедовалось Евангелие. Конечно, это отчасти так, но все-таки пророчество ожидает точного исполнения. Еврейское слово Ир-херес обозначает или город разрушения, или город солнца (Ир-херес — Гелиополис), который будет разрушен, как город, служащий солнцу, для того, чтобы некогда восстановиться, как город, в котором прославится Творец всего мира.

Города священников.

См. «Пресвитер».

Городской служитель

(Деян. 16:35), римские ликторы, которые носили перед власть имеющими лицами, так называемые, «фасцее», т. е. пучки розог, а иногда топор, и которые приводили в исполнение приговоры властей.

Горсть.

См. «Мера».

Горчичное зерно,

одно из самых мелких зерен в израильском земледельческом обиходе; вырастающее из него растение ( Smapis alba il nigra ), В Палестине достигает в вышину до 4-х м и в его ветвях маленькие птицы находят себе отдых и корм (Мат. 13:31 и дал.; 17: 20; Map. 4:5 l и дал.; Лук. 13:19; 17:6).

Горшечник

— евр. иоцер.

Горшечник. Египтяне и арабы с древних времен славились выделкой посуды из глины, в чем мы можем убедиться по сохраняющимся в музеях сосудам. Без сомнения, этим занимались и израильтяне. Деревянная посуда была неизвестна древним; вино и воду они сохраняли и носили в глиняных кувшинах. Плиний, живший во время разрушения Иерусалима, передает, как нечто неслыханное, что к северу от Альп сохраняют вино в бочках с обручами. Бондарное производство на востоке было весьма редко. Сосуды, упоминающиеся в Библии, приготовлялись из глины или из кожи. Поэтому искусство приготовления глиняной посулы на Востоке достигло высокой степени совершенства. В Библии часто встречаются символические картины, изображающие мастерскую горшечника Власть горшечника над глиной, которую он разминает ногами (Ис. 41: 25), кладет на кружало и делает по своему усмотрению тот или другой вид посуды (Ис. 45:9), сравнивается апостолами и пророками с властью Бога, создавшего человека из праха, воле Которого никто не может противостоять. «Что глина в руке горшечника, то вы — в руке Моей, дом Израилев» (Иер. 18 и дал.). «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:21; Срав. Ис. 64:8). Описанная пророком работа горшечника изображена на древних египетских рисунках. Горшечник вращает кружало ногою, рукою же придает сосуду ту или иную форму. Рядом с ним стоит сосуд с водою, которой он мочит глину После того, как сосуд сформирован, к нему приделывают ручку, разрисовывают его и ставят в печь (Иер. 43:9).

Горькая трава.

См. «Пасха».

Господь

(евр. Адонай). Это слово часто встречается в Библии и соответствует евр Иегова (Вечный) и Адон (Господин). См. Быт. 18:3; 39:2; Исх. 4:10. Этому слову в греческом тексте Нового Завета соответствует «Кириос». которое относится как к Отцу, так и к Сыну (Иоан. 20:28; Деян. 10:36; Отк. 1:8; 19:6, 16).

Господь мира

или Господь есть мир — по еврейски Иегова Шалом — название жертвенника, построенного Гедеоном в Офре после явления Ангела Господня (Суд. 6:24).

Гостиница,

пристанище, евр. малом (Быт. 42:27; Исх. 4:24; Иер. 9:2) обозначает место ночлега. Ночевать приходилось под открытым небом, в раскинутом шатре близ источника, или в пещере и т. п. В древние времена не было гостиниц в настоящем смысле слова: гостеприимство заменяло их. Срав Суд. 19:17 и дал. В позднейшие времена гостеприимство предпочитали общественным гостиницам (Лук. 9: 52; 22:11); последние впервые упоминаются у Иер. 41:17 (евр. текст Химам, гостиница близ Вифлеема). Далее говорится, что Иосиф и Мария не нашли свободного места в гостинице (Лук 2:7), и что милосердный самарянин привез израненного в гостиницу и дал хозяину денег для ухода за больным. Эти гостиницы походили, вероятно, на теперешние на востоке, известные под названием хан (перс, дом), или караван-сарай (турец. дом для караванов) и обычно расположенные при дорогах, а также в городах и селениях По Геродоту, правительственные дороги с гостиницами (караван-сараями) были раскинуты по всему персидскому царству. Такие гостиницы представляли большие каменные здания, большей частью четырехугольные, с внутренним двором, где находился колодец или др водоем. Гостиницы, по большей части, были двухэтажные, внизу помещались склады для товаров и хлева для животных; верхний этаж был предназначен для путешественников

Гошен.

1) область в нагорной части колена Иудина (И. Нав. 10:41; 11:16).

2) город в нагорной части удела колена Иудина (И Нав 15:51).

Гофолия,

евр. Аталия (4 Цар. 8.26), дочь Ахава, жена Иорама, сына иудейского царя Иосафата; — она ввела в Иудейском царстве поклонение Ваалу. После того, как Ииуй объявил себя царем в Израиле и убил Охозию, царя Иудейского, она присвоила себе престол, истребив весь род Давида за исключением юного Иоаса, спасенного тайно своей теткою Иосавефою, женой первосвященника Иодая. Процарствовав 6 лет (884-878), она понесла наказание Иоас, воспитанный Иодаем, представлен был народу и поставлен на царство. См. 4 Цар. 8:12; 2 Пар. 21: 6; 4 Цар. 11; 2 Пар. 23:1-16.

Гофониил —

Атниэль. Гофониил, сын Кеназа, племянник Халева, взял город Давир, за что и получил себе в жены Ахсу, дочь Халева. И. Нав. 1-5:17; Суд. 1:13 Он был первым судьею Израиля и усмирил Месопотамского царя Хусарсафема (Суд. 3:19 и дал.).

Град

— евр. аарад.

Град, одна из египетских казней (Исх. 9:23 и дал), в руках Божиих является нередко средством наказания (И. Нав. 10:11; Агг. 2:17). «Град величиною в талант» (= 21/2 пуда) упоминается в описании суда Божия над миром (Отк. 16:21).

Гранатовое дерево

(евр. риммон), произрастает в Сирии, Аравии, Персии, Индии и друг, странах; в диком состоянии оно встречается в виде куста, в культивированном имеет вид небольшого дерева около 5-ти м высотою с прямым стволом и многочисленными отростками, красноватою корою, продолговатыми, блестящими листьями, и с большими, похожими на звезды, но не имеющими запаха, ярко-красными цветами. Плоды этого растения покрыты твердой красной кожей; они величиною с апельсин и состоят из множества сочных красных сладких зерен. Гранаты созревают в августе и упоминаются между самыми лучшими плодами Св земли (Втор. 8: 8). Соглядатаи принесли Моисею из долины Есхол виноградную кисть, гранаты и смоквы (Чис. 13:24), Разрезанное гранатовое яблоко с многочисленными красными блестящими семечками, заключенными в светло-желтые пленки, красиво на вид. Отсюда в Песн П. 4-3; 6:7 взято сравнение: «Как половники гранатового яблока — ланиты твои под кудрями (евр. текст, покрывалом) твоими». Плоды так сочны, что из одного граната можно выжать стакан сока красного цвета: если добавить немного сахару, то получается освежающий напиток. «Сок гранатовых яблок» упоминается в Песн. П. 8-2. Гранатовое дерево было одним из любимых плодовых деревьев в саду (Песн. П. 4:13; 6:11). Во время судов Божиих над землею увянут гранатовые деревья (Иоил. 1: 12).

Украшение в виде гранатов окаймляло подол одежды первосвященника (Исх 28:22) и столбы храма (3 Цар. 7:18).

Гром

— евр. раам и молния

— евр. бара. Гром и молния — проявления всемогущества Божия (Исх. 19:16; 1 Цар. 2: 10; Пс. 17:13 и дал.) бывали редки в жаркие месяцы: май — сентябрь, почему в этом (1 Цар. 12:17) видели знамение гнева Божьего (Срав. Иов. 37:1 и дал.; 40:4; Иер. 10:13).

Грех

— евр. хет, авера.

Грех. Это слово, которое чаще всего обозначает терзание души человеческой вследствие грехопадения (Быт. 3), вражду против Бога (Рим 8:7) и преступление против Его закона (1 Иоан. 3.4); в некоторых местах имеет значение греховного или грешника, напр , «неужели закон грех», Рим. 7: 7 (греч текст), т е. греховен; этому слову противополагается 12 стих, где сказано, что «закон свят», и 2 Кор. 5 21, где говорится, что Бог сделал Христа грехом (русск. пер. «жертвою за грех»), т е. поступил с Ним, как с грешником, допустив Его умереть той смертью, которая была возмездием за грех. Другие понимают слово «грех» в этом месте возмездием за грех. Другие понимают слово «грех» в этом месте в значении жертвы за грех.

О вопиющих грехах срав. Быт. 4-10, 18:20; Исх. 3:7,9; 22:23,27; Авв. 2-11; Иак 5 4; о грехе против Духа Святого Мат. 12:31 и дал.; Map. 3:28; Лук. 12:10; Евр. 6:4 и дал.; 10:26 и дал.; 1 Иоан. 5:16.

Гумно Хидона.

Смот. «Нахоново гумно».

Гур-Ваал,

местность, где жили арабы, покоренные Озией (2 Пар. 26:7), она же Герара (1 Пар. 4:39) (?)

Гусеница.

Смот. «саранча».