Библиотека soteria.ru
Трактат о страстях
Фома Аквинский
Дата публикации: 01.10.16 Просмотров: 17527 Все тексты автора Фома Аквинский
Оглавление
Вопрос 22. О субъекте душевных страстей
Раздел 1. Наличествует ли в душе какая-либо страсть?
Раздел 2. Обнаруживается ли страсть скорее в желающей, чем в схватывающей части [души]?
Вопрос 23. О том, как страсти отличаются друг от друга
Раздел 1. Отличаются ли страсти вожделеющей части [души] от страстей раздражительной части?
Раздел 2. Основано ли противоположение раздражительных страстей на противоположности блага и зла?
Раздел 3. Существует ли душевная страсть, не имеющая противоположности?
Вопрос 24. О благе и зле в душевных страстях
Раздел 1. Можно ли обнаружить в душевных страстях моральные благо и зло?
Раздел 2. Является ли каждая душевная страсть этически злой?
Раздел 3. Может ли страсть увеличить или уменьшить добродетельность или порочность акта?
Раздел 4. Является ли какая-нибудь из страстей благой или злой по виду?
Вопрос 25. О взаимной упорядоченности страстей
Раздел 1. Предшествуют ли раздражительные страсти вожделеющим, или наоборот?
Раздел 2. Является ли любовь первой из вожделеющих страстей?
Раздел 3. Является ли надежда первой из раздражительных страстей?
Раздел 4. Являются ли четырьмя основными страстями радость, печаль, надежда и страх?
Вопрос 26. О душевных страстях по отдельности, и прежде всего о любви
Раздел 1. Находится ли любовь в вожделеющей силе?
Раздел 2. Является ли любовь страстью?
Раздел 3. Являются ли любовь и приязнь одним и тем же?
Раздел 4. Правильно ли разделять любовь на любовь-дружбу и любовь-вожделение?
Раздел 1. Является ли благо единственной причиной любви?
Раздел 2. Является ли знание причиной любви?
Раздел 3. Является ли подобие причиной любви?
Раздел 4. Является ли причиной любви какая-либо иная душевная страсть?
Раздел 1. Является ли союз следствием любви?
Раздел 2. Является ли следствием любви взаимное пребывание?
Раздел 3. Является ли следствием любви исступление?
Раздел 4. Является ли ревность следствием любви?
Раздел 5. Является ли любовь страстью, причиняющей любящему душевную боль?
Раздел 6. Является ли любовь причиной всего, что делает любящий?
Раздел 1. Является ли зло причиной и объектом ненависти?
Раздел 2. Является ли любовь причиной ненависти?
Раздел 3. Является ли ненависть более сильной, чем любовь?
Раздел 4. Может л и человек ненавидеть самого себя?
Раздел 5. Может ли человек ненавидеть истину?
Раздел 6. Может ли что-либо быть объектом всеобщей ненависти?
Раздел 1. Находится ли вожделение только в чувственном желании?
Раздел 2. Является ли вожделение частной страстью?
Раздел 3. Являются ли некоторые [виды] вожделения природными, а некоторые — неприродными?
Раздел 4. Является ли вожделение бесконечным?
Вопрос 31. Об удовольствии как таковом
Раздел 1. Является ли удовольствие страстью?
Раздел 2. Происходит ли удовольствие во времени?
Раздел 3. Отличается ли удовольствие от радости?
Раздел 4. Присутствует ли удовольствие в умственном желании?
Раздел 5. Являются ли телесные и чувственные удовольствия более сильными, чем духовные и умственные?
Раздел 7. Может ли какое-либо удовольствие быть неприродным?
Раздел 8. Может ли одно удовольствие быть противоположным другому?
Вопрос 32. О причинах удовольствия
Раздел 1. Является ли деятельность собственной причиной удовольствия?
Раздел 2. Является ли движение причиной удовольствия?
Раздел 3. Причиняют ли удовольствие надежда и память?
Раздел 4. Причиняет ли удовольствие печаль?
Раздел 5. Доставляют ли нам удовольствие действия других?
Раздел 6. Обусловливает ли удовольствие делание добра другому?
Раздел 7. Является ли причиной удовольствия подобие?
Раздел 8. Является ли причиной удовольствия удивление?
Вопрос 33. О следствиях удовольствия
Раздел 1. Является ли расширение следствием удовольствия?
Раздел 2. Обусловливает ли удовольствие жажду, или желание самого себя?
Раздел 3. Препятствует ли удовольствие пользованию разумом?
Раздел 4. Делает ли удовольствие деятельность совершенной?
Вопрос 34. О добродетельности и порочности удовольствий
Раздел 1. Всели удовольствия злы?
Раздел 2. Всели удовольствия благи?
Раздел 3. Является ли какое-либо из удовольствий наибольшим благом?
Раздел 4. Является ли удовольствие мерой или критерием суждения относительно морального добра и зла?
Вопрос 35. О боли или страдании, как таковом
Раздел 1. Является ли боль душевной страстью?
Раздел 2. Является ли страдание тем же, что и боль?
Раздел 3. Противоположно ли страдание, или боль, удовольствию?
Раздел 4. Противоположно ли всякое страдание всякому удовольствию?
Раздел 5. Существует ли страдание, противоположное удовольствию от созерцания?
Раздел 6. Следует ли избегать страдания в большей мере, нежели стремиться к удовольствию?
Раздел 7. Является ли внешнее страдание большим, нежели внутреннее?
Раздел 8. Существуют ли только четыре вида страдания?
Вопрос 36. О причинах боли, или страдания
Раздел 1. Обусловливается ли страдание утратой блага или наличием зла?
Раздел 2. Является ли причиной страдания похоть?
Раздел 3. Является ли причиной страдания жажда единства?
Раздел 4. Является ли причиной страдания непреодолимая сила?
Вопрос 37. О следствии боли или страдания
Раздел 1. Приводит ли боль к утрате одной из способностей, [а именно способности] учиться?
Раздел 2. Является ли следствие страдания, или боли, бременем души?
Раздел 3. Ослабляет ли страдание, или боль, деятельность в целом?
Раздел 4. Является ли страдание более пагубным для тела, чем все остальные душевные страсти?
Вопрос 38. О средствах от боли или страдания
Раздел 1. Можно ли, испытывая страдание, или боль, найти утешение в любом удовольствии?
Раздел 2. Можно ли найти утешение в страдании, или боли, в слезах?
Раздел 3. Может ли сочувствие друзей утешить в страдании, или боли?
Раздел 4. Ослабевает ли страдание, или боль, при созерцании истины?
Раздел 5. Ослабляется ли страдание, или боль, сном и посещением бань?
Вопрос 39. О добродетельности или порочности страдания или боли
Раздел 1. Всякое ли страдание является злом?
Раздел 2. Может ли страдание быть благом добродетели?
Раздел 3. Может ли страдание быть благом пользы?
Раздел 4. Является ли телесная боль наибольшим из зол?
Вопрос 40. О раздражительных страстях, и в первую очередь, о надежде и отчаянии
Раздел 1. Является ли надежда тем же, что и пожелание, или вожделение?
Раздел 2. Принадлежит ли надежда схватывающей или желающей способности?
Раздел 3. Могут ли надеяться неразумные животные?
Раздел 4. Является ли отчаяние противоположностью надежды?
Раздел 5. Является ли опыт причиной надежды?
Раздел 6. Является ли надежда юнцов и пьяниц избыточной?
Раздел 7. Является ли надежда причиной любви?
Раздел 8. Способствует ли надежда действию или [напротив] препятствует?
Вопрос 41. О страхе как таковом
Раздел 1. Является ли страх душевной страстью?
Раздел 2. Является ли страх отдельной страстью?
Раздел 3. Существует ли природный страх?
Раздел 4. Должно ли различать виды страха?
Раздел 1. Является ли объектом страха благо или зло?
Раздел 2. Является ли объектом страха зло природы?
Раздел 3. Является ли объектом страха зло греха?
Раздел 4. Можно ли страшиться самого страха?
Раздел 5. Является ли неожиданное тем, чего боятся больше всего?
Раздел 6. Более ли всего боятся того, от чего нет средств?
Раздел 1. Является ли причиной страха любовь?
Раздел 2. Является ли причиной страха слабость?
Вопрос 44. О следствиях страха
Раздел 1. Обусловливает ли страх сокращение?
Раздел 2. Способствует ли страх размышлению?
Раздел 3. Бросает л и от страха в дрожь?
Раздел 4. Препятствует ли страх действию?
Раздел 1. Противоположно ли бесстрашие страху?
Раздел 2. Проистекает ли бесстрашие из надежды?
Раздел 3. Является ли причиной бесстрашия некоторый недостаток?
Раздел 4. Более ли смельчаки рвутся [в бой] накануне опасности, нежели при ее наступлении?
Вопрос 46. О гневе как таковом
Раздел 1. Является ли гнев отдельной страстью?
Раздел 2. Является ли объектом гнева благо или зло?
Раздел 3. Находится ли гнев в вожделеющей способности?
Раздел 4. Нуждается ли гнев в акте разума?
Раздел 5. Является ли гнев более естественным, чем вожделение?
Раздел 6. Является ли гнев более тяжким [грехом], чем ненависть?
Раздел 7. Направлен ли гнев только против тех, к кому у нас есть претензии по части справедливости?
Раздел 8. Правильно ли установлены виды гнева?
Раздел 1. Причиняется ли гнев только тем содеянным, что направлено против разгневанного?
Раздел 2. Является ли пренебрежение, или презрение, единственной побудительной причиной гнева?
Раздел 3. Является ли причиной гнева превосходство гневающегося?
Раздел 4. Является ли причиной гнева изъян того, на кого гневаются?
Раздел 1. Доставляет ли гнев удовольствие?
Раздел 2. Обусловливает ли гнев, прежде всего, сердечный жар?
Раздел 3. Препятствует ли гнев, прежде всего, пользованию разумом?
Раздел 4. Обусловливает ли гнев, прежде всего, молчаливость?